Конспект урока на тему: "Воды недр"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Данный конспект будет интересен педагогам, работающим в 6 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_vody_nedr_6_klass_2100.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Клочкова Екатерина Юрьевна - учитель биологии и географии
МБОУ «СОШ №1» г. Мегиона
Конспект урока географии на тему:
«Воды недр» (6в класс)
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации средствами технологии проблемно-диалогического обучения.
Образовательная задача: содействовать формированию представления об условиях образования подземных вод, видах подземных вод, свойств горных пород и применении подземных вод в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Развивающая задача: способствовать развитию умений формулировать проблему, выдвигать гипотезы, анализировать текст, выделять существенные признаки, аргументировано излагать свою точку зрения, делать выводы, а также, способствовать развитию ключевых образовательных компетенций организационно - деятельностной, информационной и коммуникативной.
Воспитательная задача: содействовать формированию научной картины мира, ответственного отношения к природе и коммуникативной культуры общения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма: проблемно-диалогический урок
Оборудование: учебник «География. Мир Земли», рабочая тетрадь на печатной основе компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку, дидактический раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Организационный момент:
Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.
Побудительная мотивация:
Когда хочется пить – она сладкая.
Когда лечишься – она соленая
Когда к ней склоняешься в жаркий день – она холодная,
Когда назначает врач – она теплая, но всегда чистая.
Как вы думайте, о чем сегодня мы буде говорить? Учащиеся определяют тему и цель урока. Если у учащихся возникает затруднение с определением темы урока, учитель использует подводящий диалог.
Создание проблемной ситуации:
Известно, что в пустынях самый жаркий и сухой климат планеты, однако в пустыне встречаются оазисы или одинокие растения. Как они выживают в таких условиях? Откуда они берут воду для жизни?
Версии: выслушиваются версии учащихся. Можем ли мы достаточно правильно ответить на поставленный вопрос? Как вы думаете, каких нам знаний не хватает?
Актуализация: Что мы уже знаем по этой теме? Фронтальный опрос:
- Что относится к понятию воды суши?
- Где можно наблюдать выход подземных вод?
- Какова может быть температура у этой воды?
- Есть ли выход подземных вод в нашей местности?
- Приходилось ли вам пить воду из колодца или родника? Опишите, какая она?
Смысловые блоки:
1.Виды пластов земной коры
2. Виды подземных вод
3.Значение подземных вод для человека
Поиск решения
Учитель: С поверхности океанов и морей испаряется громадное количество воды, часть которой переносится на сушу. Под Землей находится в 40 раз больше воды, чем на суше. Большая часть подземных вод образована атмосферными осадками. Часть вод образуется из магмы. Демонстрация слайдов презентации. Выполнение задания №1 в рабочей тетради.
1.Чем образована земная кора? (горными породами)
2. Чем различаются горные породы? (свойствами)
3. Демонстрация опыта с песком и глиной. Что лучше пропускает воду? Какую горную породу можно назвать водопроницаемой и водонепроницаемой?
Все горные породы литосферы содержат в себе воду. Если порода рыхлая, такая как песок, то она хорошо пропускает воду. Такую породу называют водопроницаемой.
Если порода плотная, кристаллическая, то в ней вода может располагаться только в трещинах. Пласты, не пропускающие воду, называются водоупорными.
Выполнение задания №2 в рабочей тетради.
Следующий блок учебной информации, учащимся предлагается поработать самостоятельно с текстом не ст. 189-190 и заполнить названия в схеме на стр.57 в рабочей тетради.
Какие воды называют грунтовыми, а какие межпластовые?
Выполнение задания №3 в рабочей тетради.
Обсуждение: Как человек использует подземные воды? Выслушиваются ответы учащихся.
Выражение решения: В начале урока, мы попытались решить проблему. Можем ли мы сейчас ответить на поставленную проблему?
Известно, что в пустынях самый жаркий и сухой климат планеты, однако в пустыне встречаются оазисы или одинокие растения. Как они выживают в таких условиях? Откуда они берут воду для жизни?
Учащиеся: Оазисы в пустынях и одиноко растущие растения, могут существовать в пустыне за счет близко подходящих к поверхности подземных вод, а именно грунтовых вод.
Подведение итогов и формулирование выводов:
Ребята, какие итоги мы можем подвести на уроке?
-Подземные воды образуются за счет атмосферных осадков и выделения ювенильной воды из магмы;
-Горные породы, которые не пропускают воду, называются водонепроницаемыми или водоупорными (глина, гранит, мрамор);
-Горные породы, которые пропускают воду, называются водопроницаемыми (песок, щебень, галька);
-Подземные воды могут быть грунтовыми и межпластовыми;
-Подземные воды имеют огромное значение для человека и его хозяйственной деятельности, человек должен заботиться о чистоте подземных вод;
Закрепление:
Дифференцированный подход при закреплении знаний:
Карточка для учащихся. Выберите задания того уровня, с которым ты справишься.
Базовый уровень:
1.Подчеркни волнистой линией водопроницаемые породы, прямой - водоупорные: глина, песок, галька, гравий, базальт, гранит.
2.Откуда появляется вода под землей?
3.Как называется пласт, который пропускает воду и не пропускает воду?
Повышенный уровень:1.Вы пошли в поход. Вода, которую вы взяли с собой, закончилась. Где будете искать родник?
2.Почему родник выглядит как маленький фонтанчик? Почему говорят, ключ бьет?
Высокий уровень сложности: 1.Почему колодцы копают зимой?
2. «Уже более суток наша колонна двигается в Каракумах. Привал сделали у колодца. Солдаты заглянули в колодец и не увидели дна, проверили по карте его глубину – 250 метров! Вот это да! Расскажи о такой глубине где-нибудь в Калуге - не поверят». Почему вода в колодцах имеет разную глубину? От чего зависит уровень подземных вод?
Обсуждение ответов на поставленные вопросы.
Домашнее задание:
Базовый уровень: п.41, ответить на вопросы после параграфа, доделать задания в рабочей тетради;
Повышенный уровень: выполнить задания базового уровня и подготовить сообщение на тему: «Артезианские источники подземных вод», «Способы очистки подземных вод», «Как выбирать минеральную воду?» на выбор.
Высокий уровень сложности: выполнить задания базового уровня и ответить на вопрос: Как изменяется уровень грунтовых вод по временам года? Свой ответ выразить в виде рисунка, схемы, модели и презентовать итог своей работы на следующем уроке.
Рефлексия: Как вы оцениваете свою работу на уроке? Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал____________________________________________________________________
На уроке мне было_________________________________________________________________________
Я считаю, что _______________________ новый материал.
Мне бы хотелось самостоятельно узнать что такое________________________________________________
Выставление оценок за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока на тему:"Вода на Земле" - 5 класс.
План-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: "Изучение нового материала"...
Конспект урока по теме "Воды Мирового океана".
Цель: формировать представления о Мировом океане, важнейших свойствах вод Мирового океана, особенностях распределения температур, солености океана.Оборудование: карта полушарий или физическая карта ми...
Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."
Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.» Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель: создание целостного представления...
Конспект урока по теме "Вода"
проектная технология...
Конспект урока по теме "Вода"
На уроке всесторонне рассматриваются состав и строение молекулы воды, ее свойства и применение, основные загрязнители природной воды и способы ее очистки. Учащиеся сами формулируют тему урока на основ...
Конспект урока на тему "Вода на Земле"
Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТДидактическая цель: создать условия для первичного ус...
План-конспект урока по теме: "Вода" для учащихся 8 класса
Формировать представление о воде как о веществе, о ее роли в природе, для жизни человека и растений....