Календарно-тематическое планирование-9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) по теме
Рабочая программа курса «География России. Население и хозяйство», 9 класс
Календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie-9_klass.docx | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ | темы урока | сроки | вид урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Доп. материал | Формы контроля | Практические работы | Дом. Зад. | |
план | факт | |||||||||
НОВОЕ ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР. ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ (3 часа) | ||||||||||
1 | Введение | Изучение нового материала | География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России. | Основные особенности ГП России, Особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории Субъекты РФ, их различия. Показывать на карте | фронтальный устный опрос. | Работа с картой, определение особенностей ЭГП и ПГП России и направлений изменения ГП во времени и п ространстве. | ||||
2 | Географическое положение России ЭГП и транспортно-географическое положение | Изучение нового материала | фронтальный | С 3-7 | ||||||
3 | Практическая работа № 1 Обозначение на контурной карте границ и субъектов Российской Федерации | практикум | Работа с контурной картой | |||||||
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ И НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. (5 часов) | ||||||||||
4 | Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ – многонациональная страна | Практикум | Население России. Численность населения России Естественное движение населения, типы воспроизводства Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов Народы и основные религии. Россия - много национальное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. | Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны. Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция. Город, типы населенных пунктов, зоны расселения. Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП. | фронтальный устный опрос. | Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения Волгоградской области. Сопоставление со средними показателями по стране. | ||||
5 | Миграции населения. Расселение населения. | Семинар | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | |||||||
6 | Практическая работа №2 Сравнение структуры занятости городского и сельского населения в России | Практикум | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос. | |||||||
7 | Рынок труда, занятость населения России. | Семинар | Индивидуальный устный опрос. | |||||||
8 | Итоговый урок по теме «Население России». | Деловая игра | Индивидуальный устный опрос. | |||||||
ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (6 уроков) | ||||||||||
9 | Хозяйство России. | Лекция | Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. | Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем | Фронтальный устный опрос. | |||||
10 | Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России. | Изучение нов материала | Фронтальный устный опрос. | |||||||
11 | Структура экономики России | Актуализации знаний и умений | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | |||||||
12 | Проблемы ресурсной основы экономики России. | Актуализации знаний и умений | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | |||||||
13 | Научный комплекс- вершина экономики России. | практикум | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | |||||||
14 | Экономический кризис в России. Пути экономических реформ. | Актуализации знаний и умений | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | |||||||
ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (21 час) | ||||||||||
15 | Машиностроительный комплекс- ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России. | Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры. | знать/понимать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Фронтальный устный опрос. | Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения. | |||||
16 | Факторы размещения отраслей машиностроения | Фронтальный устный опрос. | ||||||||
17 | География машиностроения. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
18 | Военно-промышленный комплекс | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
19 | Научный комплекс | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
20 | Роль и особенности ТЭКа. | Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. | Фронт опрос | Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России. | ||||||
21 | Практическая работа № 3 Характеристика Печерского и Канско-Ачинского угольных бассейнов по плану. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
22 | Электроэнергетика России. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
23 | Итоговый урок по теме: «Топливно-энергетический комплекс России». | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
24 | Состав и значение комплекса. | Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения. | Фронт опрос | Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. материалам. | ||||||
25 | Металлургический комплекс. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
26 | География металлургического комплекса. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
27 | Химико-лесной комплекс. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
28 | География химико-лесного комплекса. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
29 | Итоговый урок по теме «комплексы конструкционных материалов». | Фронт опрос | ||||||||
30 | Состав и значение АПК. | Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности. Определять по карте особенности зональной специализации с/х. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности. | ||||||
31 | Земледелие и животноводство. | Фронт опрос | ||||||||
32 | Пищевая и легкая промышленность. Практическая работа. 4 Зональная специализация сельского хозяйства России | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
33 | Территориальная организация АПК. | Фронт опрос | ||||||||
34 | Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания. | Сфера услуг, здравоохранение. Связь Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, географию важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | Заполнение таблицы «Виды транспорта» | ||||||
35 | Роль транспорта. Виды транспорта. | Фронт опрос | ||||||||
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (27 часов) | ||||||||||
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ (2 часа) | ||||||||||
36 | Районирование территории России. | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | |||||||
37 | Проблемы экономического районирования. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН – ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ. (15 часов) | ||||||||||
38 | Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы. | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Уралэ. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. | знать/понимать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет | ||||||
39 | Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России. | |||||||
40 | Народные промыслы Центральной России. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос, тест | ||||||||
41 | Общая характеристика Северо-Западной России. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос, тест | ||||||||
42 | Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района. | |||||||
43 | Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа № 5 Выявление анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
44 | Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос, тест | Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. | |||||||
45 | Население и хозяйство района. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос, тест | ||||||||
46 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья. | |||||||
47 | Население и хозяйство района. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос, тест | ||||||||
48 | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос, тест | Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы) Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем | |||||||
49 | Население и хозяйство района. | Учебное исследование по картам, решение географических задач | ||||||||
ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН – АЗИАТСКАЯ РОССИЯ. (5 часов) | ||||||||||
50 | Восточный макрорегион – азиатская Россия. Практическая работа № 6 Характеристика Норильского территориально-промышленного комплекса по плану. | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. | знать/понимать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||
51 | Западная Сибирь. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос, тест | ||||||||
52 | Восточная Сибирь | Раб с конт карт, индив, фронт опрос, тест | ||||||||
54 | Дальний Восток: особенности развития. | Раб с конт карт, индив, фронт опрос | ||||||||
55 | Практическая работа № 6 Разработка по карте туристического маршрута по наиболее интересным местам Восточного макрорегиона | Раб с конт карт, индив, фронт опрос, тест | ||||||||
География Ростовской области | ||||||||||
56 | Особенности ЭГП территории. Практическая работа № 7 Определение по картам географического положения территории Ростовской области | Изучение нового материала | пограничные субъекты, - особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ. основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах, - влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории своего региона. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и своего региона. | Учащиеся должны называть: - пограничные субъекты, - особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, Определять: географическое положение, Описывать: географическое положение (экономико-географическое, геополитическое и др.) Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населенияУчащиеся должны называть: народы, наиболее распространенные языки, религии. Описывать: особенности быта и религий отдельных народов Объяснять: различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ. Оценивать: изменение в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений. Учащиеся должны называть: важнейшие природно-хозяйственные объекты области, Объяснять: изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, Учащиеся должны называть: основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования. Оценивать: природно-ресурсный потенциал региона | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт | |||||
57 | Население и хозяйственное освоение | Актуализации знаний и умений | Особенности природы и хозяйственной деятельности | Анализ карт, составление по карте маршрута путешествий, работа по заполнению контурных карт | ||||||
58 | Особенности хозяйства. Промышленность | исследование | Достопримечательности Топонимика | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства | ||||||
59 | АПК региона | Практикум | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства | |||||||
60 | Особенности транспорта Ростовской области | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | ||||||||
61 | Практическая работа № 8 Определение по картам плотности и особенностей размещения населения Ростовской области. | семинар | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||||||
62 | Социально-экономические проблемы региона | Урок-исследование | Учебное исследование по картам, Эвристическая беседа по результатам групповой работы | |||||||
63 | Итоговый урок по теме Ростовская область | обобщающий | Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами | |||||||
Раздел IV. Россия и мир 2 часа | ||||||||||
64 | Место России среди стран мира. | Место России среди стран мира. Характеристика эконом, политич, культ связей России. Объекты мирового прир и культ наследия в России | Должны уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: | ||||||
65 | Обобщающее повторение темы «Место России среди стран мира» | Актуализации знаний и умений | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: |
Страны ближнего Зарубежья | ||||||||||
66 | Страны нового зарубежья. СНГ. | Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям | Должны уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами | ||||||
Обобщающее повторение | ||||||||||
67 | Обобщающее повторение | обобщающий | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: |
Итого: 67 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...