Осуществление проектной деятельности с учащимися с опорой на местный материал
статья (география) по теме

В работе описывается технология вовлечения различных групп учащихся в проектную деятельность в урочное и внеурочное время с опорой на местный материал. Цель: достижение необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса в обучении географии. В предлагаемом педагогическом опыте описаны семь практических шагов, необходимых учащимся для создания успешной проектной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полякова Евгения Михайловна

Отдел управления образованием  Динского района Краснодарского края

Педагогический опыт

Тема:

«Осуществление проектной деятельности

с учащимися с опорой на местный материал»

Автор Полякова Евгения Михайловна,

учитель географии БОУ СОШ № 29

ст. Новотитаровской МО Динской район

ст. Новотитаровская

2013

Целостное описание опыта работы.

  1. Сведения об авторе опыта:

Полякова Евгения Михайловна, БОУ СОШ № 29, педагогический стаж 19 лет, преподаваемый предмет – география.

  1. Тема опыта: осуществление проектной деятельности с учащимися с опорой на местный материал.
  2. Условие возникновения, становления опыта.

Для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать. В этом определяющую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Для наибольшего охвата детей проектами необходимо предложить им большое количество вариантов,  чтобы определённое количество учащихся нашли интересный вид деятельности.

БОУ СОШ № 29 находится в центральной части станицы Новотитаровской. Школа является социокультурным центром. При работе над данным методом предложения проектного характера были обращены к учащимся классов, в которых преподаётся география. В работе рассмотрены проекты, выполненные учащимися среднего и старшего звена. По ФГОС второго поколения обучение проводится второй год, поэтому проекты учащихся 5-6 классов в основном проводятся в рамках урока. По итогам выполнения этих проектов в настоящий момент несколько учащихся выполняют исследования во внеурочное время.

На выполнение проектных работ откликались дети с богатым творческим потенциалом, желающие выделиться и умеющие доводить начатое дело до конца. В социальном плане это дети из благополучных семей. 

  1. Актуальность метода.

Предмет география обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы. Однако интерес к предмету падает у многих учащихся в 7 - 8 классе. Метод проектов позволяет учебный успех каждого ученика понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но и как постоянный рост его учебных возможностей. Индивидуальные проекты нужны личностям для получения мотивации к успешному продвижению по жизни. Совместная деятельность в парных и групповых проектах реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность друг друга, в работу включаются учащиеся, ранее не проявлявшие себя. Использование метода способствует повышению интереса учащихся к предмету.

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Большое значение придаётся формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся, созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности, созданию ситуации «успеха», подготовке к жизни в современном мире, в котором проблемные ситуации присутствуют в различных сферах деятельности человека.

Представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, профессиональным интересам педагогической общественности. Работа актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода  на ФГОС нового поколения.

5. Теоретическое обоснование опыта.

В данной работе описывается технология вовлечения различных групп учащихся в проектную деятельность в урочное и внеурочное время с опорой на местный материал.

Проект - это замысел, план. Метод - это система приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями. Метод проектов - это совокупность последовательных учебных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов. Этот метод предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Методом проектов может реализовываться любой способ обучения в группах по технологии сотрудничества. Главным его отличием является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой — либо учебный продукт, материальный результат совместного труда. Конечно, далеко не все темы могут быть преподаны методом проекта.

Известно, что учебный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, чёткой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определённое время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую либо другую задачу. Успех реализации учебного проекта во многом зависит от правильно построенной организации совместных усилий участников на каждом этапе работы. Этапы могут быть следующими:

 предварительная подготовка: мотивация учащихся для работы над проектами, выявление мотивированных детей, познавательно - просветительская работа с учащимися;

собственно подготовка: определение проблемы темы проекта, формулировка цели и задач, определение методов (исследовательский, творческий, информационный, игровой). Выбранные темы должны быть определённо сложными в плане понимания и усвоения, чтобы учащиеся могли в них самостоятельно разобраться, более глубоко и детально вникнуть в материал, рассматривать темы с разных точек зрения; формирование рабочих групп;

планирование: сформулировать цель и задачи проекта, найти учебный материал по предмету, выявить межпредметные связи, которые будут задействованы в ходе выполнения проекта; выработка индивидуальных и групповых планов работы, выбор формы и установление сроков отчёта, распределение задач и обязанностей между членами групп;

деятельность учителя: выявить и указать проблему проекта, так как проблемный подход к организации учебной деятельности является первым и основным условием для развития критического и творческого мышления учащихся. Учитель объясняет учащимся суть проблемы, важность и необходимость её решения;

подбор заданий, которые помогут школьникам организовать работу внутри малых групп: знакомство с материалом, планирование работы, распределение заданий, обсуждение общих заданий и индивидуальных результатов, подведение итогов выполненных заданий;

подготовка памяток, которые помогут учащимся при выполнении проектов - правила проведения спора, объяснение сути проектной деятельности, как отобрать материал и провести исследование. «Мозговой штурм» - приём учебной работы, требующий высокого уровня управленческих навыков от учителя и достаточного уровня коммуникативных и организационных общеучебных навыков от учащихся. Приём наиболее эффективен при выдвижении гипотез и предположений;

исследование: выполнение заданий под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся с информацией, которую они находят в разных источниках. Учителю необходимо представлять учащимся и готовую информацию, которая должна отражать различные точки зрения на один и тот же вопрос или проблему (статьи из журналов и газет, энциклопедии, электронные учебники и так далее); применение на практике методов исследования (теоретического анализа, наблюдения, интервью, опросов, анкетирования); анализ информации и формулировка задач и выводов;

отчёт (презентация); необходимо продумать форму проекта (печатная работа, статья, работа для научно - практической конференции, стенгазета, компьютерная презентация, творческий отчёт) и защиту (устная, письменная, аудиовизуальная, графическая);

оценка: разработать критерии оценки успешности проекта; оценивается качество работы, источников информации, степень реализации замыслов. Сначала оценка выставляется группе в целом, а затем на её основе выставляется индивидуальная оценка каждому члену группы в соответствии со степенью его реального участия в общей работе - коллективный анализ деятельности. Обычно на завершающем этапе ставят три оценки: самооценка, оценка учителя, оценка эксперта. Последняя оценка очень важна, так как является наиболее объективной. Оценивается и процесс работы, и результат.

  1.  Ведущая педагогическая идея опыта.

Любой учебный проект - это творческая работа с применением исследовательского метода, основы которого в современной дидактической системе соотносятся с деятельностным подходом. Он определяет деятельность как логическую цепочку: потребность (нужда в чём либо, являющаяся внутренним побудителем активности) - мотив (осознание того, ради чего необходимо совершить какое - либо действие). Осознание потребности позволяет сформировать конкретную цель - результат деятельности, для достижения которого необходимо решить определённые задачи и совершить действия.

Проекты, которые выбираются учителем и учащимися, - это исследовательские работы, как продолжительные по времени, так и краткосрочные. Они требуют знаний из разных областей науки. Поэтому ведущая педагогическая идея может быть сформулирована так: помочь найти ребёнку вид деятельности, представляющий альтернативу классно-урочной деятельности.

  1. Технология опыта.

В данной работе описывается технология вовлечения различных групп учащихся в проектную деятельность в урочное и внеурочное время с опорой на местный материал.

Технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы и поэтому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.

Сегодня уже не дискутируют, нужна ли образовательная технология. Вопрос теперь состоит в том, какая образовательная технология нужна, чтобы мог быть достигнут компромисс между трудоёмкостью процессов и качеством результатов.

Цель: достижение необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса в обучении географии.

Задачи развития умений:

-        делать выводы на основе анализа документов, материалов учебных пособий;

  • способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников;
  • способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно - следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, составлять план, делать выводы;
  • представлять аргументы, формулировать проблему, проводить исследования, создавать собственные проекты.

Задачи развития навыков:

  • формировать навыки работы в группе;
  • работать над навыками аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей;

-        формировать навык построения доказательных рассуждений.
           
Воспитательные задачи:

  • формировать гуманное отношение учащихся к окружающей действительности;
  • работать над развитием инициативы, творчества, организаторских качеств;
  • сотрудничать при выполнении совместных действий;
  • развивать способности к самоанализу;
  • осознать необходимость самообразования, так как самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Цель и задачи соответствуют социальному заказу общества, реальным потребностям практики. В Законе РФ «Об образовании», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года утверждается, что личный опыт требует разработки новой концепции образовательной деятельности учащихся.

Основные компоненты системы работы:

- изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;

- включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курсов;

- подготовка учащихся к работе над проектом;

- использование межпредметных связей;

- использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;

- диагностика уровня сформированности проектных умений;

- оценка выполнения педагогических задач в результате учебного проекта;

- участие учащихся в работе научно-практических конференций школьного, муниципального и  регионального уровней;

- участие учителя в работе районных семинаров по содержанию  проектно-исследовательской деятельности учащихся;

- обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов как способу учебной деятельности.

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование  выбора.

Методы – элементы проектной деятельности, освоенные как общешкольные (надпредметные), соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом на специально организованном уроке. Проектный урок включает в себя элементы проектной деятельности или целиком состоит из работы над проектом.

Формы – групповое обучение под руководством учителя, самостоятельное добывание знаний учащимися, лекции, беседы, дискуссии, практика, информационно-коммуникационные формы занятий, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия по предмету,  проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Средства – компьютеры, мультимедийный проектор, сеть Интернет, электронные учебники, библиотека электронных наглядных пособий.

Виды деятельности – формируются сначала как общеучебные, а затем как специальные умения.

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

Поисковые: находить информацию в Интернете, в печатных изданиях, формулировать ключевые слова.

Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность.

Чем более свободно владеют школьники проектными умениями, тем более активно они используют метод проектов для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Внедряя метод проектов в урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующие положения. Проектное обучение не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение. Проектное обучение должно быть построено на принципах интеграции школьных предметов и научных дисциплин.

К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения на самом простом уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Проекты должны быть организованы так, чтобы они решали и задачи освоения программного материала, и выходили за его рамки. Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много. Оптимальное количество  - один- два проекта.

Нельзя процесс обучения оставлять без внимания, со стороны педагога должен постоянно осуществляться контроль выполняемой учащимися работы. Учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль сложна и требует от учителя высокого мастерства.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение нового результата, как в "большой" науке. В науке главной целью является производство новых знаний. В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования учащихся.

В методике принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:

1) организационно - установочный;

2) выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;

3) структурирование проекта с выделением подзадач для определённых групп учащихся, подбор необходимых материалов;

4) обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;

5) работа над проектом, выбор формы отчёта;

6) подведение итогов, оформление результатов;

7) презентация (представление) проекта.

Пошагово процесс работы над проектом может выглядеть следующим образом.

1        шаг: организационно - установочный.

Найти учеников, которые умеют работать с текстом, подбирать и
обобщать информацию (печатные издания, Интернет, СМИ), анализировать материал, делать выводы.

Выделить как активных и уверенных в себе детей, так и немного боязливых и инертных с конструктивным складом ума и широкой эрудицией. Для выявления учеников, способных к такой работе, можно провести тестирование, показывающее уровень нереализованного интеллектуального потенциала.

Для учителя этот момент очень сложен. Когда процесс работы над проектом запущен и пришёл первый успех, у детей возникает стойкая мотивация. Если варианты работы над темой предложены интересно, оригинально, дети испытывают творческий подъём, который будет являться движущей силой работы над проектом.

Практика. В сентябре в кабинете географии на стенде размещается перечень проводимых ежегодных внеурочных мероприятий для учащихся. Это олимпиады, очные и заочные конкурсы, научно-практические конференции, соревнования по туризму, однодневные и многодневные походы. Выглядит это следующим образом.

Календарь внеурочных мероприятий (география) для учащихся 5 - 11 классов.

Сентябрь: старт всех программ,

октябрь: краевой интеллектуальный конкурс «Самое синее в мире», команда 5-6 человек, 7-9 классы,

краевые заочные курсы по географии, победители школьных олимпиад, 7-10 классы;

соревнования по спортивному туризму, 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы, участники кружка «Юный турист»;

октябрь-декабрь: международная Интернет-олимпиада «Эрудиты планеты», команды по 6 человек (отдельно мальчики и девочки), 5 -11 классы,

октябрь: школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии, 5-11 классы, все желающие;

ноябрь-декабрь: муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по географии, победители школьного и муниципального этапов;

декабрь: конкурс по географии «Мультитест», 5-11 классы, все желающие;

ноябрь-май: подготовка к участию в муниципальном, зональном, региональном этапах  НПК «Эврика» и «Эврика Юниор», авторы индивидуальных проектов;

участие во Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России», авторы индивидуальных проектов;

апрель: конкурс «Человек и Природа», 5-11 классы, все желающие;

май-июнь: зачётный поход  участников кружка «Юный турист»,

июль-август: многодневный краевой поход старшеклассников.

Одновременно с этим учащиеся получают темы проектных работ по классам, которые можно выполнить как в рамках урока географии, так и выполнить его в форме научно-исследовательской работы для НПК школьников или творческого конкурса.

Примерные темы проектных работ для учащихся.

5 класс. Защита проекта в виде плаката, макета, компьютерной презентация, подборки материалов прессы,  исследовательского проекта.

  1. Древняя география и географы.
  2. География в Средние века.
  3. Эпоха Великих географических открытий.
  4. Открытие Австралии европейцами.
  5. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
  6. Русское кругосветное плавание.
  7. Создание макетов по теме «Земля во Вселенной».
  8. Вращение Земли вокруг оси и режим дня школьника.
  9. Способы ориентирования на местности.
  10.  Создание макетов по теме «Земная кора».

6 класс. Защита проекта в виде плаката, макета, компьютерной презентации, подборки материалов прессы, исследовательского проекта.

    1. Влияние погоды на деятельность человека.

    2.  Ведение календаря погоды.

    3.  Построение «розы ветров» по данным календаря погоды.

    4.  Составление географических задач по теме «Атмосфера».

    5. Использование ветра человеком.

    6. Реки Динского района.

    7. Роль подземных вод в жизни людей.

    8. Растения степи на примере Краснодарского края.

    9. Животные степи на примере Краснодарского края.

    10. Почвы Краснодарского края.

7 – 8 классы. Выполнение исследовательского проекта.

  1. Чтение топографической карты Динского района.
  2. Использование космических снимков своей местности на уроках географии.
  3. Географическое положение Динского района.
  4. Внутренние воды Динского района.
  5. Типы почв Динского района.
  6. Характеристика природных ландшафтов своей местности.
  7. Сельское хозяйство Динского района.
  8. Рекреационное хозяйство Динского района.

9-11 классы. Выполнение исследовательского проекта.

  1. Сбор и обработка статистических материалов по Динскому району.
  2. Дешифрирование космических снимков своей местности.
  3. Использование ГИС для нахождения материала о Динском районе и Краснодарском крае.
  4. Экологические проблемы Динского района.
  5. Изучение природных компонентов  и их взаимосвязей в степи на примере Динского района.
  6. Особенности населения Динского района и Краснодарского края.
  7. Факторы размещения производства на примерах предприятий Динского района.
  8. Транспортная система Динского района.

2 шаг: выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.

 Ребята, которые решили работать над проектом, ищут тему, определяют цель и задачи работы. Тема проекта должна предполагать его будущую значимость
для практики, а его результаты - интересны для общественности. И хотя
учащиеся пытаются самостоятельно определить тему работы, координирующая
помощь учителя необходима, так как ребята не всегда объективно оценивают
актуальность и оригинальность будущего проекта. Роль учителя - научить учащихся
ставить перед собой цели, определять последовательность выполнения работы, выявить
и установить причинно - следственные связи между всеми частями работы.

Самостоятельный выбор темы и определение задач при минимальной помощи со
стороны учителя вызывает в детях самоуважение и придаёт им уверенность. При выборе темы оценивается её актуальность с точки зрения решения
проблемы, с точки зрения использования, научной значимости, а также общей
значимости для окружающей среды. Актуальность с точки зрения научной значимости
заключается в следующем: относится ли проект к области фундаментальных или
прикладных исследований, насколько возможно прямое внедрение проекта.

Актуальность с точки зрения общей значимости можно описать так: может ли проект улучшить качество окружающей среды и жизни людей, способствует ли он повышению осведомлённости людей о проблемах, сочетает ли проект экологические и социальные аспекты. Хорошо, если тема совпадает с проблемой в населённом пункте и мероприятиями, которые проводятся на уровне района, края или страны.

Практика. Учащиеся БОУ СОШ № 29 регулярно выполняют проектные работы с 2006 года. Проводимые в них исследования построены на изучении природных  и хозяйственных объектов станицы Новотитаровской, Динского района, Краснодарского края. Самыми успешными оказались следующие проекты:

1. «Эстетика школьного двора»;

2. «Календарные, климатические и фенологические сезоны в 2006 и 2007 годах в станице Новотитаровской»;

3. «Климатические условия крупного города и его окрестностей на примере Краснодара и станицы Новотитаровской»;

4. «Территориальная структура хозяйства Динского района»;

5. «Карта курганов Динского района»;

6. «Просадочные формы рельефа на территории Динского района»;

7. «Мебельная продукция: от доски до сертификата соответствия»;

8. «Влияние солнечной активности на уровень грунтовых вод на примере Динского района»;

9. «Разработка однодневных туристских маршрутов по территории Динского района»;

10. «Оросительные системы Динского района как часть водных ресурсов Краснодарского края».

3 шаг: структурирование проекта с выделением подзадач для определённых групп учащихся, подбор необходимых материалов.

После определения темы и цели проекта важно установить последовательность
выполнения работы. При этом опять необходим контроль со стороны учителя, ученики
не всегда понимают, как выстроить план действий и решить задачи.

В таких случаях детям предлагается абстрагироваться от выбранной темы и перенестись в нереальную ситуацию. «Представьте, что вы выбрали для проекта тему «Частота появления летающих ящеров над станицей Новотитаровской». Что вы должны предпринять, чтобы представить доказательства общественности?» Такое задание помогает учащимся правильно и самостоятельно сформулировать план действий. Ребята намечают план своих действий:

1) собрать информацию в периодической печати, научной литературе, сети Интернет о появлении летающих ящеров над населёнными пунктами района и края;

 2) найти очевидцев событий, провести анкетирование для сбора необходимых сведений;

3) сделать анализ полученных данных, построить графики, схемы, таблицы;

 4) сделать вывод о частоте появления летающих ящеров над станицей Новотитаровской.

 После подобного тренинга учеником становится понятнее и легче самостоятельно сформулировать задачи проекта, устанавливать причинно - следственные связи.

Практика. Авторы всех десяти работ проводили исследования на примерах Станицы Новотитаровской, Динского района, Краснодарского края. Темы «Мебельная продукция: от доски до сертификата соответствия» и «Территориальная структура хозяйства Динского района» затрагивали особенности экономической географии, остальные работы рассматривали интересные физико-географические особенности района.

Общая цель выполнения проектных работ – сбор информации, выявление закономерностей явлений и процессов, накопление материала о географии Динского района. Во всех работах есть и общие задачи:

  1. с помощью топографической карты Динского района изучить местонахождение объектов, которые представляют познавательный интерес для исследователя и могут быть интересны учащимся;
  2. изучить по различным источникам и описать объекты природного и антропогенного происхождения, которые изучаются в работе;
  3. выявить проблему, выдвинуть гипотезу, найти вопрос, недостаточно широко освещённый в источниках;
  4. провести знакомство с объектами исследования на местности в течение определённого времени;
  5. оформить работу в виде научно - исследовательского проекта, составить фотоотчёт.

4 шаг: обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся. На этом этапе ученики определяют источники информации, с которыми им
предстоит работать. Выбор материала огромен. Это справочники, словари, научно – популярная литература, периодическая печать, Интернет, документы.

Практика. Учащиеся разбирались с теоретическими основами по интересующему их материалу с помощью всех доступных средств информации. На этом этапе выдвигается
гипотеза - научное предположение. Гипотезу необходимо подтвердить на практике.
В некоторых работах гипотеза не выдвигается, но обозначается проблема, решением которой исследователь занимается при выполнении проекта.

5 шаг: работа над проектом, выбор формы отчёта. Ребята рассчитывают сроки составления развёрнутого плана, подведения предварительных итогов, предоставления наглядного материала. При этом оговариваются критерии оценки проекта. Они включают в себя соответствие содержания заявленным темам, целям, задачам, структуру работы, оформление, качество и эмоциональную подачу материала. После этого можно приступать непосредственно к исследованию.

 Любой проект - это исследовательская работа, требующая изучения
информации, её анализа, выявления противоречий, недостающих сведений. Если выполняется  работа в группе, то она возможна благодаря самостоятельным инициативным усилиям отдельных учеников при полном подчинении личных интересов интересам группы. При этом ученики дополняют друг друга и создают здоровую конкуренцию, повышается качество проекта. Объединённые в группы учащиеся демонстрируют единство, сплочённость - качества, формирующие личность. Группа обычно включает три человека, так как основных направлений в работе обычно не больше трёх. Каждому ученику необходимо помочь преодолеть настроения, мешающие работе. В группах может произойти своё стихийное распределение ролей. Первый учащийся может быть генератором идей, второй - организатором поиска материалов, стиля оформления
работы, третий - исследователем - аналитиком.

В ходе работы над проектом учитель подсказывает ребятам общие направления: поставить цель работы, выдвинуть гипотезу, то есть научное предположение, попробовать найти её подтверждение с помощью собранных практических материалов, если получаются противоречия, нужно искать ошибку, делать следующий шаг. В процессе работы над проектом необходимо вести обсуждения, дискуссии, ведь умение вести дискуссию пригодится при защите проекта. Если обсуждений нет, то работа над проектом может просто прекратиться. У каждого участника должно быть своё мнение, которое он должен уметь защищать или отказаться от него, если это была ошибка. Так как учитель знает законы, по которым ведётся дискуссия, его участие заключается в организаторской деятельности. Учитель спокойно слушает, поддерживает выступающих ребят интонациями речи, взглядами. Дискуссия - это творчество. Этот процесс является в равной степени планомерным и случайным. Учитель должен уметь не только использовать случайности, но и управлять этим процессом.

Обычно выделяют три стратегии ведения дискуссии: свободную, программную и смешанную. Оптимальной является смешанная по форме дискуссия. Сначала предлагаются подготовленные вопросы, но обязательно возникают ситуации, которые уводят обсуждение совсем в иное русло. Чтобы этого не произошло, тема обсуждения должна содержать в себе проблему. Тогда интерес участников к данной теме будет гарантирован.

Если проект выполняется одним автором, то генератором идей, организатором поиска материалов, исследователем и оформителем выступает один ученик, все обсуждения он проводит с учителем.

Практика. В своих работах авторы проектов рассматривали следующие вопросы географии и смежных дисциплин на примерах Динского района: элементы погоды, особенности вегетации растений, особенности расположения населённых пунктов района и края, географические координаты объектов, просадочные формы рельефа, грунтовые воды, природные и антропогенные объекты, оросительные системы.

Во время работы над проектом учащиеся с научным руководителем выезжали к объектам исследования столько раз, сколько это было необходимо для получения подлинной информации. Во время работы над проектом «Разработка однодневных туристских маршрутов по территории Динского района» были организованы пешеходные экскурсии по окрестностям станицы Новотитаровской для учащихся 8 классов, автобусные экскурсии по району для учащихся 5-9 классов; экскурсии проводятся и по настоящее время. Во время работы над темой «Влияние солнечной активности на уровень грунтовых вод на примере Динского района» автор работы сделал снимки для своего проекта во время полёта на вертолёте.

 Данные проекты задуманы и выполнены в виде научно - исследовательских работ в соответствии с требованиями. Они являются индивидуальными межпредметными среднесрочными региональными проектами.

6 шаг: подведение итогов, оформление результатов.  В результате обсуждения ребята приходят к определённым выводам, заключениям и приступают к завершающей ступени работы. Необходимо чётко и логично изложить полученные результаты в письменном виде. Во время выполнения этой работы устраняются неточности, идёт доработка материала. Когда проект полностью готов, учащиеся готовят его к защите.

Практика. При обобщении полученных результатов обязательно говорится о практическом значении работы, о том, какие действия могут быть проделаны с этими результатами (использование материала на уроках, элективных курсах, классных часах, информационных стендах, занятиях кружков).

7 шаг: презентация (представление) проекта. Презентация проекта завершает
работу, в ней заложен большой воспитательный эффект: учащиеся учатся
 аргументировано излагать свои мысли, тренируют умение выступать публично, быстро реагировать на заданные вопросы. Когда ребята работают в группе, неуверенные и не очень успешные в учёбе дети реализовывают себя и получают ощущение успеха, которого они в одиночку не смогли бы добиться. Перед основными конкурсами необходимо провести первичную защиту проекта.

Практика. Традиционно ученики первичную защиту проекта проводят в своём классе. Часто одноклассники подсказывают, где объяснение слишком подробное и этот материал можно убрать, или, наоборот, помогают более доступно объяснить свои доводы, говорят о том, что материал изложен излишне научно или доступно и интересно.

В БОУ СОШ № 29 работает научное общество «Эрудит». На защите проектов все члены научного общества - учителя и ученики - заполняют оценочный лист с разработанными заранее критериями, задают вопросы ребятам, защищающим проект. Оценки экспертов ценны тем, что являются более объективными по сравнению с самооценкой и оценкой учителя. Этот этап проводится примерно за неделю до районной научно - практической конференции.

Защита проекта на конференции – кульминационный момент. Ученики представляют свою научную работу, участвуют в её обсуждении и в обсуждении других докладов. Защита своей работы - сильная эмоциональная нагрузка на ребёнка. После этого многие ученики готовы к более серьёзной работе над проектами. А для учителя совместная работа с учениками над проектами - постоянный процесс самообразования.

После завершения всех этапов защиты работы участникам необходимо
поставить себе оценку. Во время этого разговора учителю видны те изменения, которые
произошли в мышлении детей. Этот разговор от подведения итогов может перейти к
замыслу нового проекта.

При самооценке проекта рассматриваются вопросы, подобные следующим:

  • Не жалеете ли вы своего времени, затраченного на создание проекта?
  • Удачным ли оказался проект?
  • Изменился ли я в процессе работы?
  • Интересно ли мне было работать над этой проблемой?
  • Интересно ли мне было работать с этими людьми?
  • Хотелось бы работать в том же составе группы над следующим проектом (или
    продолжить работу индивидуально)?
  • Выскажите пожелания по поводу процесса работы.

  1. Длительность работы над опытом.

Систематическая работа над проектами, выполненными одним или двумя учащимися, проводится с 2004 года. Над групповыми проектами в рамках урочно - внеурочной деятельности работа организована с 2007 года.

9. Диапазон опыта.

Диапазон опыта включает в себя единую систему «урок – внеклассная работа». Метод проектов является основополагающим направлением системы работы учителя.

Цель системы работы учителя: создание условий для развития творческой, самостоятельной личности ученика, способной исследовать, проектировать, добывать знания.

Комплекс современных образовательных технологий включает в себя проектные и исследовательские, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, развивающие, личностно-ориентированные технологии.

В урочной и внеурочной работе проектам и исследованиям с учащимися уделяется большое внимание, так как это направление включает в себя и здоровьесберегающие,  и информационно-коммуникационные технологии, и развитие личности учащихся.

Для решения основной цели используется проектная деятельность, которая делится на учебную и внеучебную. Учебная деятельность учащихся – это создание презентаций, проектных работ в рамках урока, тестовых заданий, разработка учебных туристических маршрутов, буклетов, выполнение макетов, рисунков, схем. Переход на ФГОС ООО позволяет разнопланово использовать проектную деятельность, и в настоящее время с учащимися 5 и 6 классов ведётся работа над индивидуальными и групповыми краткосрочными, среднесрочными   проектами. 19

Внеучебная проектная деятельность основана на работе научного общества учащихся «Эрудит». Она включает в себя создание  социальных проектов, научно-исследовательских работ, видеофильмов, фотоматериалов.

НОУ «Эрудит» тесно связано с клубом «Юный турист». Деятельность клуба включает в себя работу кружков «Юный турист», «Юный краевед», разработку однодневных экскурсионных маршрутов по Динскому району, прохождение маршрутов учащимися 7-9 классов, проведение экскурсий старшеклассниками для учащихся 5-6 классов, участие в краевых походах и сборах.

Методическая система прошла апробацию в профессиональном сообществе. Это ежегодные выступления на заседаниях РМО, участие в деловой программе краевого педагогического фестиваля «Инновационный поиск – 2009», проведение мастер-класса на региональном уровне в рамках курсов повышения квалификации учителей географии по теме: «Проектно-исследовательская деятельность педагога в преподавании курса географии», 2012 г., публикации на сайте nsportal.ru.

Представленная методическая система имеет положительные результаты, самый характерный из которых – постоянный интерес к предмету география у любознательных учащихся с разными способностями, интересами, возможностями. В течение года во внеурочную деятельность вовлекается до 150 человек.

10. Результативность опыта.

Результативность педагогической деятельности по данному опыту проявляется в следующем:

- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

- положительная динамики уровня обученности учащихся;

- повышение мотивации в изучении предмета;

  • -комплексное восприятие учебных предметов;

- получение навыков проектно-исследовательской деятельности.

Социальная значимость опыта работы:

- развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей учащихся;

- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами у учащихся;

- высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;

- осознание личного вклада в процесс самосовершенствования, постоянная потребность в самообразовании.

Некоторые недостатки проектной деятельности:

  • увеличение умственной нагрузки;
  • увеличение объёма работы учителя;
  • существование риска неудачного выполнения работы;
  • повышение эмоциональной нагрузки;

- нарастание напряжения к сроку сдачи работы.

Всё же положительных моментов в использовании метода проектов больше.

В нынешней школе учащиеся имеют огромные возможности при работе с информационными коммуникациями. Процесс поиска информации во всемирной информационной сети, создание собственных проектов, их оформление, защита являются интересными для ребят, содержат в себе элемент новизны. Мотивация остаётся прежней - получение хорошей оценки, а процесс работы стал гораздо интереснее, тем более при работе в группе и поддержке товарищей.

Во время работы над проектом учитель становится инициатором интересных замыслов, компетентным товарищем, ценным консультантом и экспертом. Он сотрудничает с сообразительными, изобретательными, энергичными учениками, и к этому нужно быть постоянно готовым.

Классные руководители отмечали большую заинтересованность учащихся в создании проектов. Результативность опыта подтверждается ростом числа учащихся, занимающихся во внеурочное время исследовательской и проектной деятельностью по предмету география.

Проекты, созданные в период с 2004 по 2013 годы, являются довольно успешными. Их авторы являются победителями НПК муниципального уровня, призёрами зонального и краевого уровня, победителями краевого уровня, призёрами федерального уровня.

Год

Фамилия, имя учащегося

Тема проекта

НПК

Этап

Место

2004

Марченко Мария

Эстетика школьного двора

«Эврика»

муниципальный

3

2006

Шинкаренко Татьяна

 Календарные, климатические и фенологические сезоны в 2006 и 2007 годах в станице Новотитаровской

«Эврика»

Муниципальный

Региональный

3

участник

2006

Полякова Виктория

Климатические условия крупного города и его окрестностей на примере Краснодара и станицы Новотитаровской

«Эврика»

Муниципальный

1

2007

Шинкаренко Татьяна

Территориальная структура хозяйства Динского района

«Эврика»

Муниципальный

Региональный

1

участник

2008

Шинкаренко Татьяна

Карта курганов Динского района

«Эврика»

Муниципальный

Региональный

1

1

2010

Гордеева Полина

Просадочные формы рельефа на территории Динского района

«Эврика»

Муниципальный

Региональный

1

участник

2010

Поляков Даниил

Мебельная продукция: от доски до сертификата соответствия

«Эврика – Юниор»

Муниципальный

1

2012

Поляков Даниил

Влияние солнечной активности на уровень грунтовых вод на примере Динского района

«Эврика»

«Национальное достояние России»

Муниципальный

Региональный

Федеральный

1

3

2

2012

Лавелина Влада

Разработка однодневных туристских маршрутов по территории Динского района

«Эврика – Юниор»

«Национальное достояние России»

Муниципальный

Региональный

Федеральный

1

2

2

2013

Лавелина Влада

Оросительные системы Динского района как часть водных ресурсов Краснодарского края

«Эврика»

Муниципальный

Региональный

1

участник

Сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития, поэтому её применение даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы.

Современная школа призвана формировать и развивать умения, находить, выявлять, по возможности чётко формулировать и отыскивать решения многим проблемам. Один из путей решения - проектная деятельность учащихся, которую по предмету география доступно и с интересом можно осуществлять, опираясь на местный материал.

Библиографический список.

  1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – Волгоград, Учитель, 2007.
  3. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. Под общей редакцией Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  4. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности. Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002г.
  5. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. Под общей редакцией Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  6. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М., Современный урок. Инновационные уроки. – Учитель, 2007.
  7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М., 2004.
  8. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  9. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006.
  10. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
  11. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. – М.: Планета, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практико-ориентированного семинара для педагогов школы по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися

Представленный материал поможет вам провести эффетивную подготовку коллег школы по организации  исследовательской деятельности с учащимися  1-11 классов...

Программа факультативного курса "Проектная деятельность" (для учащихся 8-9 кл)

Данная программа актуальна на сегодняшний день. Она разработана для учащихся 8-9 классов. После прохождения этого курса учащиеся приобретают умения и качества, необходимые человеку 21 века. В ней соде...

Организация проектной деятельности с учащимися на уроках английского языка в условиях введения новых стандартов ФГОС

Материал представлен в виде презентации с примерами к конкретной авторской программе по сравнительной фразеологии английского, русского и татарского языков....

Проектная деятельность для учащихся 5-6 класса

Рабочая программа для внеурочной деятельности....

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"

Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» для учащихся 7-8 классов

Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут ...