Использование частично-поискового метода при изучении темы «Антарктида» в 7 классе
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Многие учителя имеют свои профессиональные приёмы (правила). Приёмы – это своеобразная сеть. Они поддерживают друг друга, складывая нечто целое в систему, помогают реализовать основные принципы педагогической техники. Частично-поисковые методы работы предполагают мотивацию учащегося к самостоятельному освоению знаний. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Целеполагание является ключивым моментом в построение учебной деятельности. Рассмотрим использование частично-поискового метода на примере темы: «Антарктида — страна чудес».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_ped.tekhniki.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование частично-поискового метода при изучении темы «Антарктида» в 7 классе
Многие учителя имеют свои профессиональные приёмы (правила). Приёмы – это своеобразная сеть. Они поддерживают друг друга, складывая нечто целое в систему, помогают реализовать основные принципы педагогической техники. Частично-поисковые методы работы предполагают мотивацию учащегося к самостоятельному освоению знаний. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Целеполагание является ключивым моментом в построение учебной деятельности. Рассмотрим использование частично-поискового метода на примере темы: «Антарктида — страна чудес».
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов…» - так описывает материк, имеющий только северные берега и не имеющий ни одной реки, ни одного дерева и куста, известный полярный исследователь Ричард Берд. О каком материке идёт речь?
Цель урока: знакомство с особенностями климата, рельефа, ледникового покрова, растительного и животного мира Антарктиды.
Задачи урока: используя научные методы познания природы, формировать универсальные учебные действия: прививать навыки учебного труда; развивать речь, логическое мышление, способности к самостоятельному решению учебных задач; умение высказывать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала (заочное путешествие).
Методы: (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично – поисковый, исследовательский.
ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИК | ПРИЁМЫ (ПРАВИЛА) |
1.Вступительное слово и 1-й слайд: «Образные названия Антарктиды».В них кроется противоречие и загадка. ПЛАН УРОКА НА ДОСКЕ. ЗНАКОМСТВО С НИМ: «Сначала : 1) Мы восхитимся вашими глубокими познаниями об Антарктиде; 2)Проведём маленький устный опрос; 3) Попробуем ответить на вопросы темы урока; 4) Затем потренируем мозги; 5)И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное (тема повторения). | Поясняют эти названия: «Страна за облаками»; «Холодильник Земли»; «Производитель айсбергов», «Страна морозов и жестокого Солнца», «Страна пурги», «Страна ветров». | Первое правило: надо не только давать знания, но ещё и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого. |
2.Работа в парах- найти ответ на вопрос (карточка-задание): «Почему Южный полюс до сих пор обозначен скромным деревянным шестом с флажком? В чём причина «миграции» этого обелиска»? Дают они ответы и на дополнительные вопросы, могут искать группой ошибку, спорить, совещаться. Замечательно, если учащиеся успеют объяснить друг другу свои доводы. Противопоказано здесь только одно – ругать за неудачный вопрос. Спикер раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. | Замечательно, если учащиеся успевают объяснить и проговорить друг другу тему, задают вопросы и дают ответ: «Лёд движется, и вместе со льдом перемещается шест, который время от времени переставляют на место». | Большинство ребят боится самостоятельности, тяготеют к разложенной по полочкам информации. В парах ученики могут ответить на все вопросы подряд, могут вразбивку, на 3 вопроса соседа…Главное: составить вопросы. ответы. Правило второе: принцип свободы выбора. Для каждого нормального человека есть безоговорочная ценность в этой жизни – свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствия выбора. Правило третье: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора с одним условием: право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор! |
3.Доклады учащихся с заполнением таблицы во время рассказа (работа по группам): «Приспособляемость живых организмов к суровым условиям Антарктики». Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить говорить его перед аудиторией. | 1-я группа характеризует климат Антарктики; 2-я группа объясняет: «Почему Антарктиду называют «Страной морозов и жестокого Солнца» 3-я группа – « Страной пурги, ветров»; На работу даётся 2 минуты. | Мозговой штурм (решение творческих задач), где учащиеся кратко и чётко выражают свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга; учитель легко поддерживает трудного ученика, обратив внимание на его идею, а не критикует. Иногда я сама показываю пример выполнения творческого или сложного задания, так как дети внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то, чему учит. Часто советуюсь с детьми. |
1-я группа характеризует растения Антарктики; 2-я группа рассказывает о криле и рыбе; 3-я группа характеризует млекопитающих; 4-я группа рассказывает о птицах. Информацию записывают в таблицу. | Правило четвёртое: принцип деятельности. Ученик должен работать со знаниями, иначе на 90% мы работаем в холостом режиме. Что значит работать со знаниями? Это значит применять знания, искать условия и границы применимости; преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях, контекстах. | |
5.Игра: «Составление цепи питания этих организмов». Дети выходят поочерёдно, на них головные уборы. Они берутся за руки, строят пищевую цепь. Все остальные ученики в тетрадях составляют схему пищевой цепи и делают вывод: «КАК ЖЕ ОРГАНИЗМЫ ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ К СУРОВЫМ УСЛОВИЯМ АНТАРКТИКИ» с записью в тетрадях.(см. ниже схему) | Солнце: «Я – единственный источник энергии на Земле для всего живого». Диатомовая водоросль: «Я очень важное звено, так как являюсь основой пищевой цепи». Криль: «Где моя любимая водоросль? Съем!» Кит: «Какое разнообразие пищи! Очень вкусно!» Рыба: «Мне чего – нибудь оставили поесть?» Тюлень и пингвин (хором): «Где наша еда? Ой! Её много! Всем хватит». Касатка; «Я - на самом верху цепи. Я – хищник! Где мой пингвин?» | Правило пятое: принцип обратной связи - означает регулярный контролирующий процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи. Только учитель на уроке отслеживает настроение учащихся, степень их заинтересованности, уровень понимания. |
6.Игра «Верю – не верю. Почему? | Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то, что планирует учитель: = Верите, что Антарктида самый сухой материк? = Верите, что Антарктида – Королева холода?» = Верите, что Антарктида – это край Земли?» = Верите, что Антарктида – материк четырёх полюсов?» | Принцип обратной связи: в педагогической системе очень много механизмов обратной связи. Учитель на уроке отслеживает настроение учащихся, степень их заинтересованности, уровень понимания. У учителя нет термометра настроения, но зато у него есть свой набор приёмов. |
7.Подведение итогов: поблагодарить учащихся за работу на уроке , за работу в группах. Остановиться на основных положениях материала и выборочно собрать выполненные работы учеников. Рефлексия: ДОСТИГЛИ ЛИ ЗАДАННЫХ ЦЕЛЕЙ? = Что мешало? =Кто мешал? Кому? = Вы изучили тему с интересом? Я рада, что не зря вас взяла в интересное путешествие в Антарктиду. Традиционный разбор домашнего задания. | Сегодня я узнал…. Было интересно…. Было трудно…. Я понял, что….. Теперь я могу…. У меня получилось…. Меня удивило…. На доске написаны предложения. Продолжите их, пожалуйста. | Принцип идеальности: Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Этот принцип предполагает активное вовлечение учащихся в управление своим коллективом и тогда они сами обучают друг друга. Хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания в результате. Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. |
ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: «Дать определение понятия Антарктида».
Частные вопросы:
УРОВЕНЬ 1. УЗНАВАНИЕ
1.Назвать имена первооткрывателей Антарктиды.
2.Кто и когда открыл Южный полюс.
3.Перечислить российские полярные станции Антарктиды.
4.Назвать представителей животного мира.
5.Назвать представителей растительного мира Антарктиды.
6.Перечислить климатические пояса Антарктиды.
УРОВЕНЬ 2. ВОСПРОИЗВОДСТВО
1.Как произошло название материка Антарктида?
2.Дать определение понятий: «Антарктика», «шельфовый ледник», «оазис Антарктиды», «стоковый ветер», «айсберг».
3. «Полюс относительной недоступности». Что это такое? Расскажите о полярной станции, расположенной в этом районе.
4. предположим: температура в Антарктиде понизилась на 10 градусов. Что ещё смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в этих условиях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: " Использование электронных образовательных ресурсов при изучении темы «Физические и химические явления» на уроках природоведения в 5 классе.
Предмет: природоведение . Методическая разработка урока ознакомления с новым материалом по теме " Явления природы. Физические и химические явления".Технологии :информационно-ком...
Презентация по теме "Использование проектного метода при изучении химии в 8 классе"
Презентация посвящена использованию проектного метода при изучении темы "Определение среды растворов"....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ» 8 КЛАСС.
Основные цели данного урока- изучить классификацию неорганических соединений, познакомиться с составом основных классов неорганических веществ, научиться выявлять из всего многообразия соединения кажд...
Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»» Химия 8 класс
Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»»Проект разработан с учетом паралелльной работы по скайпу с учеником с ОВЗ. Особое внимание ...
Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»» Химия 8 класс
Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»»Проект разработан с учетом паралелльной работы по скайпу с учеником с ОВЗ. Особое внимание ...
Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»» Химия 8 класс
Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»»Проект разработан с учетом паралелльной работы по скайпу с учеником с ОВЗ...
Анимированный кроссворд "Рекорды Антарктиды" по географии для обобщающего урока по теме "Антарктида" 7 класс
Быстро можно проверить географические знания учащихся по теме "Антарктида". Учиться надо весело!...