Формирование познавательной активности учащихся посредством использования информационных технологий
материал на тему
Доклад
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на конференцию:
«Формирование познавательной активности учащихся посредством использования информационных технологий»
В настоящее время с введением новых технологий изменился подход к организации учебной деятельности. Вопросы активизации познавательной деятельности относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальный, так и психолого-педагогический аспекты.
В связи с существенной перестройкой содержания образования в настоящее время возросла необходимость активизировать познавательную деятельность учащихся.
Процесс познания у учащихся не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.
Поэтому учитель должен развивать познавательный интерес, активизировать учащихся в различных видах его деятельности. Одним из средств активизации использование информационных технологий на уроке.
Именно использование информационных технологий на уроках в лицее являются важным условием активизации познавательной деятельности обучающихся.
Поиск условий формирования новых приёмов познавательной деятельности диктуется задачами перестройки и совершенствования системы образования. Разработка программ и методик такого формирования – актуальная задача психолого-педагогической науки и практики обучения детей. Изучение познавательной сферы необходимо для выявления резервов её развития и внедрение более современных способов обучения. Анализ имеющейся психологической литературы показывает, что существуют разные виды познавательной деятельности учащихся: их особенности определяются различными средствами, которые вводятся в процессе обучения и которыми пользуются дети.
Дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений, и поэтому поставлены перед необходимостью овладевать ими, использовать их. Чем глубже и тоньше познание окружающего мира, тем большим количеством знаков и символов пополняется сознание ребёнка и тем проще ему оперировать самыми отвлеченными символами. Установлено, что чем более развита символическая функция сознания, тем богаче для осмысления и познания становится окружающий мир.
В условиях развивающего обучения формирования приёмов познавательной деятельности является одной из центральных задач.
Познавательная деятельность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельных учебных действиях.
Одним из путей активизации учащегося являются новые системы, технологии и методы обучения. В частности такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Интерактивные доски как новое средство обучения
Интерактивная доска (ИД)– это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий и способствующее повышению интереса учащихся.
Одним из направлений совершенствования общего образования является информатизация. Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся, становление информационной культуры и компьютерной грамотности – социально востребованные задачи.
Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее учителю трудно было найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теперь же, с использованием компьютерных сетей лицеи получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого учащегося. Современная информатика велика по объёму и динамична. Компьютер является техническим средством, с помощью которого информатика реализует свой пользовательский аспект.
Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим требованиям сегодняшнего дня. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, но и использование компьютера в учебном процессе способствует повышению интереса к учёбе. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь по истине неисчерпаемые. Информационные технологии – это мощное орудие, с помощью которого можно повысить не только познавательную активность обучающих, но и развить интеллект учащегося. Она предполагает многовариантное использование дидактических приёмов и методов в рамках одного урока: периодическую смену деятельности. Переключение внимания с одного объекта на другой, разнообразие форм учебного процесса (парная, групповая, фронтальная), методов (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский) и т. д.
Урочное применение электронных учебных материалов при обучении в лицее способствует развитию информационной компетенции учащихся, позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем.
Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках урока появляются неограниченные возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого учащегося собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Учителями в своей практике применяются различные электронные пособия, также пособия, изготовленные самими учителями. Используя возможности анимации, учитель может удачно продемонстрировать суть задач на движение, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. Презентации, приготовленные к урокам физики, помогают учащимся образно представить изучаемое явление. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...
Формирование химических знаний учащихся при использовании информационных технологий
Бурное развитие технических средств создания, передачи, хранения и переработки информации, которым ознаменовалась вторая половина 20 века, затронуло и школу. Согласитесь, было ба странным, если ...
Проектная работа аттестуемого на тему "Развитие познавательной активности учащихся посредством новых информационных технологий"
Проектная работа аттестуемого на высшую квалификационную категорию...
Формирование творческой активности учащихся средствами современных информационных технологий
Текст выступления на районном семинаре "Интеграция основного и дополнительного образования на примере проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"...
Формирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных образовательных технологий
Математика как предмет, куда менее занимательна, нежели литература или история. Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний ...
Активизация поисково-познавательной деятельности учащихся посредством использования активных и интерактивных способов обучения
Выступление...
Методический семинар. «Развитие познавательной активности обучающихся посредствам использования современных образовательных технологий на уроках математики».
Материалы конкурса "Учитель года"...