Современный урок географии
статья по географии по теме
Более 10 лет МАОУ СОШ № 17 г. Липецка работает в эксперименте «Технология модульного обучения в УВП школы».
Концепция обучения по модульной технологии основана на индивидуализации и дифференциации обучения посредством создания разноуровневых учебных программ по предметам и направлена на формирование у выпускников навыка самообразования при устранении перегрузки учащихся и сохранении имеющегося ресурса здоровья.
Работа по данной педагогической технологии содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла:
- Общая постановка цели обучения.
- Переход от общей формулировки цели к ее конкретизации.
- Предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности.
- Совокупность учебных процедур (на этом этапе происходит коррекция обучения на основе оперативной обратной).
- Оценка результата.
Благодаря этому строению, учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается из обособленных блоков, имеющих общую структуру, но наполняется разным содержанием. Сердцевиной модульного обучения является учебный модуль. Он состоит из 3 компонентов:
- информационный блок;
- целевая программа действия;
- советы учителя.
Изучение учебного материала происходит на основе относительно самостоятельного характера труда школьников и совместного выбора оптимального пути обучения учителем и учеником. Тем самым меняется форма общения учителя и ученика. Учитель использует рефлексивное управление познавательной деятельностью учащихся , включат ученика в самоанализ и самооценку мыслительной деятельности на каждом этапе познания нового материала.
Педагогический процесс разворачивается во времени и имеет четкую периодизацию:
- Шесть учебных периодов по 5,6 недель
- Каждый период завершается неделей каникул.
- Аттестация учебных достижений школьников осуществляется три раза в год.
Это способствует снижению многопредметности, перегрузки учащихся домашним заданием, обеспечивает симметричность учебной нагрузки в течение года.
В соответствии с требованиями технологии модульного обучения тематическое планирование в нашей школе осуществляется в виде карты - проекта.
Для успешного освоения учебного материала по предмету каждым учеником мы предлагаем использование в практике работы технологических карт - рабочего документа, предусмотренного технологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_geografii.zip | 147.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Никого ничему нельзя учить,
можно только помочь чему –
то научиться.
Адольф Дистервег
Его слова как нельзя лучше определяют современную стратегию образования на сегодняшний день: создание условий для реализации личностно- ориентированного обучения
СЛАЙД 1 Какие же это условия? Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить:
- вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
- осознание и принятие образовательных целей обучающимися. Предполагается целенаправленное включение ученика в процесс планирования целей и постановки учебных задач;
- развитие у учеников системы ценностных ориентаций в сфере образовательной деятельности. Развитие этой системы возможно при опоре на такие категории, как престижность высоких образовательных результатов и личностных достижений; ориентация на познание как безусловную ценность для современного культурного, развивающегося человека;
- освоение школьниками эффективных «технологий успеха и достижения».
Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности СЛАЙД2
- умеющей познавать мир, обладающей интеллектуальной культурой, информационной культурой, исследовательской культурой, культурой самоорганизации;
- способной формировать у себя потребность к постоянному познанию и умеющей эту потребность удовлетворять собственными силами, умеющей работать в разных социальных и производственных условиях;
- умеющей жить по общим законам Мира: принимающей, понимающей другого, оказывающей помощь другому, обладающей коммуникативной культурой;
- обладающей верой в свои силы и успех.
И это задача не только и не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.
Проанализировав существующие педагогические технологии наша школа остановилась на технологии модульного обучения.
СЛАЙД3 ЧТО ТАКОЕ МОДУЛЬ?
Модуль- от латинского слова «modulies»- «мера», «способ».
Модуль- это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности
Основные характеристики модульной технологии: СЛАЙД 4
- Изменение структуры учебного года: деление его на периоды по 5-6 уч. недель, с каникулами после каждого периода.
СЛАЙД5
Модульное построение календарного плана школы.
Структура учебного года.
- Учебные предметы изучаются блоками, они группируются по неделям и полугодиям. Слайд 4
СЛАЙД 6
РЕЖИМ РАБОТЫ
«Белая неделя» «Зеленая неделя»
Математика-10 ч Русский язык -12ч
Естествознание-4 литература -6 ч
История-4ч Итого-18ч
Итого-18 ч
Каждую неделю
ин.яз-3ч физкультура2ч
Ритмика-1ч изо-1ч
Музыка 1ч труд-2ч
Психология-2ч факультатив-1ч
Всего на каждой неделе -по 31 ч.
- При построении уч. материала используется принцип модульности: материал делится на блоки из которых строится курс. СЛАЙД 4
Например курс физической географии России при модульной организации обучения сохраняет общепринятую логику курса и представляет собой 10 блоков –модулей Слайд 7
Блок-модуль №1 Введение – 8 часов
Блок – модуль №2 Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые- 8часов
Блок – модуль №3 Климат – 8часов
Блок – модуль №4 Внутренние воды - 4 часа
Блок – модуль №5 Почвы России – 4 часа
Блок – модуль №6 Растительный и животный мир России – 4 часа
Блок – модуль №7 Природное районирование -8 часов
Блок – модуль №8 Крупные природные районы – 16 часов
Блок – модуль №9 Моря России - 4 часа
Блок – модуль №10 Человек и природа - 4 часа
Здесь хочется обратить внимание на количество часов, которое отводиться для изучения темы. В соответствии с требованиями модульной технологии начало и окончание модуля совпадает с завершением недельного цикла, таким образом, предлагаются учебные модули по 4,8,16 уроков. Следующий шаг в работе- это четкую постановку целей обучения (КДЦ) для каждого блока-модуля
! Диагностичность цели : т.е. она должна быть точно описана, поддавалась измерению и существовала шкала ее оценки
Д = О + Из + Оц
Затем следует продумать систему уроков в модуле-будет ли это образовательный модуль…
Операционный…
Смешанный……СЛАЙД8, т.е.
- Освоение материала происходит в процессе завершенного цикла уч. деятельности. Слайд 9
Результатом проделанной работы становиться тематическое планирование курса географии, выполненное в форме карты – проекта ее фрагмент представлен на СЛАЙДЕ 10.
Комментарий
Своеобразным путеводителем по изучаемому курсу для об-ся является технологическая карта СЛАЙД 11, которая состоит из логической структуры – взаимной цепочки уроков,с указанием их типа, блока целеполагания –указания учебных целей и на каком уроке они будут реализовываться, в блоке диагностика указывается предполагаемый контроль со стороны учителя, в блоке коррекция учитель предполагает возможные затруднения учащихся с целью дальнейшего их устранения. Внеаудиторная деятельность представлена д/з разного уровня СЛАЙД12: стандарт, хорошо и отлично.
Значение технологической карты: СЛАЙД13
- Формирует целостность, системность, логическую завершенность темы;
- Помогает учащимся определить значение и место каждого урока в теме;
- Устанавливает логическую связь между уроками;
- Прогнозирует и активизирует учебную деятельность.
Сущность построения отдельного урока по технологии модульного обучения предполагает соблюдение требований алгоритмизации уч. деят
Возвр. к слайду 4
- Учебной деятельность об-ся и предусмотрении вариативность уровня сложности.
- Предоставлении времени для самостоятельной деят-ти об-ся, формированию умений об-ся планировать, организовывать, контролировать, оценивать.
Каков же алгоритм построения отдельного Урока? СЛАЙД 14
- Шаг Определение интегрированной цели урока (ИДЦ) - ! ДИАГНОСТИЧНОСТЬ
- Шаг Разбивка содержания урока на учебные элементы
- Шаг Определение цели каждого учебного элемента (ЧДЦ)
- Шаг Формирование рекомендаций для учащихся.
Опыт показывает, что наиболее удобна форма той технологической карты на отдельный урок, которую вы видите ????
Создание уч. элементов подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учителя и ученика.
Задания ориентируют на поиск путей решения поставленных проблем, отражают механизм усвоения знаний и интегрируются целью модуля.
Деятельность об-ся при этом направлена на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения, дает возможность рационально распределять время, реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.
Принципиально меняется и деятельность учителя. Его главная задача- разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он консультирует, координирует, контролирует, организует, т.е. используя потенциал модульной технологии осуществляет рефлексивное управление обучением.
Основные части урока совершенствования знаний в модульной технологии предлагаю вам в видеофрагменте.
1 часть
Итак, вы увидели момент определения темы урока, которую сформулировали уч-ся на ярком пятне – стихотворении,
Целеполагание осуществлялось об-ся, а не самим учителем с той целью что бы задачи были приняты и осознаны сами школьниками.
2 часть
Основная часть урока представлена в заданиях различной сложности. Которые выполняют рабочие группы по 4 человека. В результате решения заданий происходит формирование навыков самостоятельной работы , развитие интеллекта и познавательной активности, как говорил Эльконин : «Память становиться мыслящей, а восприятие думающим» Отдельным этапом урока выделена защита творческой работы об-ся по составлению описания озера Байкал в виде ЛОС. На данном этапе развиваются: внимание, память, мышление, речь, умение конспектировать.
3 часть
Для определения степени достижения цели важна самооценка или рефлексия. Учителю всегда важно знать комфортно ли чувствует себя ученик на уроке при изучении данной темы, степень познавательного интереса. Блок Д/З также важен, так как он подготавливает об-ся к успешной диагностике, предоставляет ученику право выбора оценки на основании закона «Об образовании» и призвано устранить перегрузки.
Предст. видеозапись – это только один из вариантов урока по теме «Озера России»
Что дает модульная технология? (реальный результат)СЛАЙД
Преимущества для обучающихся:
- Учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;
- Учащиеся самостоятельно планируют время, эффективно используют свои способности;
- Учебный процесс сконцентрирован на ученике.
Преимущества для преподавателей:
- Учитель имеет возможность концентрировать внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
- Своевременно идентифицирует проблемы в обучении;
- Выполняет творческую работу
Наряду с преимуществами существует и ряд трудностей
Трудности для обучающихся: СЛАЙД
- Должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться успеха;
- Должны выполнять большой объем самостоятельной работы;
Трудности для преподавателей:
- Изменить привычный образ мыслей и действий;
- Изменить структуру и стиль работы.
Но, тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная технология дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации; способствует развитию познавательных, социальных, коммуникативных способностей обучающихся, сформировать у каждого выпускника школ необходимых ОУУН для дальнейшего самообразования.
Конечно же каждому педагогу сегодня самому решать – в каком направлении вести индивидуальный поиск, нельзя забывать только об одном, что школа – это не просто образовательный институт- это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные ресурсы на современном уроке географии
Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: "Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет". Наше будущее - это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пи...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Современный урок географии. Урок-исследование, развитие метапредметных навыков.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Как разр...
Доклад на РМО учителей географии. Тема: «Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС».
«Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС»Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, соз...
Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"
Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме «Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТАслушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме«Проектирование современного урока географии,...