Движение земной коры
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Бронников Александр Сергеевич

Урок географии в 6 классе по теме "Движение Земной коры. Землетрясения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_zemnoy_kory.rar31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 21. Движение земной коры. Землетрясения.

Класс 6                                                                Дата проведения:

Цель: познакомить учащихся с движением земной коры.

Задачи: познакомить учащихся с видами движения земной коры; изучить причину движения земной коры; сформировать понятия «эпицентр», «очаг», «грабен», «горст»; формировать представление о непрерывном развитии земной коры; изучить основные характеристики землетрясений, показать опасность землетрясений для жизни людей и хозяйственной деятельности.

Оборудование: карты России и полушарий, демонстрационная таблица «Землетрясение».

План урока

  1. Организационный момент – 3 мин;
  2. Проверка домашнего задания – 15 мин;
  3. Изучение нового материала – 20 мин;
  4. Закрепление изученного – 5 мин;
  5. Итог урока. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

  1. Какие горные породы магматического происхождения вы знаете? (Гранит, базальт, пемз, туф, габбро и др.)
  2. Назовите осадочные породы органического происхождения. (Уголь, торф, нефть, известняк, мел и др.)
  3. Назовите осадочные породы химического происхождения. (Соли.)
  4. Какие породы образуются на глубине при воздействии огромного давления и высоких температур? (Метаморфические: мрамор, гнейс, кварцит.)

2. Географический диктант

  1. Земля состоит из … (трех) слоев.
  2. Внутри Земли находится … (ядро).
  3. В раскаленном до 2000 °С и более находятся … (мантия и ядро).
  4. Верхняя оболочка Земли. (Литосфера)
  5. Самая верхняя часть литосферы. (Земная кора.)
  6. Мощность больше у материковой или океанической земной коры? (У материковой.)
  7. Какой слой горных пород отсутствуют в океанической земной коре? (Гранитный.)
  8. Какая оболочка начинается от астеносферы? (Литосфера.)
  9. Какую глубину имеет самая глубокая скважина? (15 км.)
  10. Вычислимте температуру в шахте, если на поверхности Земли она равна -20°С, а глубина шахты 1000 м. (1000 : 100 = 10; 10 × 3 = 30; 30 – 20 = 10°С.)
  1. Изучение нового материала
  • На побережье Норвегии, далеко от берега, вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему колышки для лодок находится не у самой кромки воды? (Земная поверхность поднялась.)
  • При строительстве метро в Москве под землей очень часто находили окаменелости морских моллюсков. Как они там оказались? (Когда-то на месте Москвы было море.)
  • Что же произошло впоследствии? (Участок земной коры поднялся над уровнем моря.)

        Сегодня мы познакомимся с движением земной коры.

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить на уроке.

Примерные вопросы

  1. Почему движется земная кора?
  2. Как она может двигаться?
  3. Какой силы могут быть движения?
  4. Везде ли на Земле происходит движения земной коры?

         Итак, земная кора движется. Она может опускаться или подниматься. Это вековые, медленные движения со скоростью несколько сантиметров в год. Человек не замечает таких движений. Но через столетия и тысячи лет движения земной коры становятся заметными.

Шведские рыбаки вынуждены проходить несколько километров до берега Балтийского моря от своих поселков, хотя раньше поселки находились на берегу моря. Участок земной коры поднимается со скоростью 1 – 2 см в год. Море уходит от берега.

Южный берег Северного моря опускается и погружается в море. Жители Нидерландов вынуждены защищать свои земли от нашествия воды. Они строят дамбы, откачивают морскую воду с освободившихся земель. Стране грозит затопление.

        И те и другие движения очень медленные, всего несколько сантиметров в год, поэтому заметить результаты этих движений можно через сотни лет.

Начертим схему в тетради.

        Какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет, если скорость их поднятия равна 2 см в год и поднимаются они равномерно? (2 см × 100 = 200 см = 2 м.)

К чему приводят горизонтальные движения земной коры?

        А теперь посмотрим на результаты вертикальных движений земной коры.

        Если медленные горизонтальные и вертикальные движения земной коры накладываются, то образуются горсты и грабены.

        Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения, - землетрясение, это и будет вторая часть сегодняшней темы. Ежегодно происходит до 100 000 землетрясений, катастрофических из них около 10. Любое землетрясение – это деформация земной коры из-за возникающего внутри литосферы давления.

Представьте, что есть пружина, сжав которую мы создадим давление. Так и в природе: пружина – очаг землетрясения, где происходит накопление напряжения, а сдерживает его литосфера. Небольшое смещение литосферных плит, притяжение Луны, исчерпание месторождений нефти и т.д. вызывают спад напряжения. Так появляются сейсмические колебания.

  • Прочитайте в учебнике и запишите в тетради, как зазывается место, где возникают сейсмические колебания. (Эпицентр.)
  • А теперь суммируем все знания и дайте полный ответ, что такое землетрясение. (Примерный ответ. Землетрясение – подземные удары и колебания земной коры. Землетрясения происходят тогда, когда долго накапливающиеся напряжения в литосфере превышают предел упругости и происходит быстрое, почти мгновенное смещение больших масс литосферы относительно друг друга. Землетрясения имеют очаг, эпицентр, в котором образуются. Землетрясение – стихийное бедствие.)

        Землетрясение имеют силу. Сила землетрясения – степень его проявления на земной поверхности – разрушение построек, нарушение природной среды. Сила землетрясения оценивается в баллах. В большинстве стран силу землетрясений оценивается по 12-бальной шкале, в Японии – 7-бальная.

        Во время катастрофического Гоби-Алтайского землетрясения 1957 г. Слой до 12 баллов наблюдались сдвиги с амплитудой до 9 м, возникали своеобразные волны высотой до 10 м и гигантские зоны трещин и деформаций протяженностью почти 900 км.  Вдоль этих зон шириной в сотни метров сформировались провалы, зияющие трещины до 20 м.

  • Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество жертв? (Предсказывать землетрясения.)

        Прогноз землетрясений – актуальная задача сейсмологов. Прогноз может быть разным: долгосрочным, краткосрочным и оперативным. Первый дается на ближайшие десятки или сотни лет, второй – на годы, месяцы, дни и даже часы. Предвестников землетрясений очень много, и они совершенно разные.

Когда речь идет о долгосрочном прогнозе, то в областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет, важным показателем является длительное отсутствие землетрясений. Чем это время больше, тем вероятность сильного землетрясения возрастает. В некоторых случаях важную роль играет периодичность землетрясений по данным многолетних наблюдений. Перед землетрясением часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды, животные ведут себя необычно.

В настоящее время известно около 70 видов животных, зарекомендовавших себя в качестве прогнозистов землетрясений. Собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегам угри, улетают птицы, кошки покидаю дома, домашние животные отказываются от еды, беспокойно толкаются в загонах, пытаются покинуть помещения.

  1. Закрепление изученного
  1. Нарисуйте и объясните, что такое землетрясение, очаг, эпицентр.
  2. Прочитайте главные слова, характеризующие силу землетрясений по 12-больной системе.
  3. Где происходят землетрясения?
  4. Как предсказать землетрясение?
  1. Домашнее задание: §18, задание 6 к параграфу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Движение земной коры", 6 класс

Развёрнутый план-конспект  урока, прикреплен вариант самоанализа урока. Материал позволит не только отлично провести урок, но и представить его администрации школы или гостям....

Презентация по теме "Движения земной коры"

Презентация к уроку по географии для 6 класса по теме "Движения земной коры. Землетрясения"...

"Движение земной коры. Вулканы"

Урок географии с использованием электронных образовательных ресурсов 5 класс. Учебник "География 5-6" издательство "Просвещение " (Полярная звезда)...

Движения земной коры

Интегрированный урок (география + физика) по теме "Движение земной коры": знакомство с причинами, вызывающими движения земной коры, и их следствиями (землетрясения, вулканы)....

Движения земной коры

Движения земной коры...