Панорама российских городов на денежных купюрах
творческая работа учащихся (география, 9 класс) по теме

Перепёлкина Тамара Ивановна

Исследовательская работа. Что изображали на денежных купюрах во все времена? Какими они были бумажные бонкноты?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon panorama_rossiyskikh_gorodov.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Областное научное общество «Поиск»

Бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Тарская средняя общеобразовательная школа № 5»

Тарского муниципального района

Омской Области  

Панорама российских городов

на денежных купюрах

 

                                                                                               Работу выполнила

Буйненко Дарья

Педагог- консультант

учитель географии

Перепёлкина Т.И.

Тара 2013

Введение

            Деньги играют огромную роль в жизни страны, актуальность этой темы неоспорима. Это неотъемлемая и существенная часть каждой финансовой системы. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счёта.

Четкого, признаваемого всеми определения понятия «деньги» не существует. К. Маркс определял деньги как особый, общественно-признанный товар – всеобщий эквивалент. Одни считают, что деньги – это то, что деньги делают. Все, что выполняет их функции, и есть деньги. Большинство экономистов констатируют, что деньгами может быть все, что признается людьми за деньги.

Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них. Такая денежная оценка делает разнородные товары легко сопоставимыми при обмене. По мнению того же К. Маркса, не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представляют собой овеществлённый человеческий труд и, следовательно, сами по себе соизмеримы по количеству затраченного труда. Стоимость всех товаров измеряется одним и тем же специфическим товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоимости, то есть в деньги.

            С деньгами своей страны человек знакомится еще в семье, через родителей: на какой бумаге их печатают, какие на них рисунки и узоры. Беря в руки денежные купюры, я обращала внимание, что они имеют разный цвет, разные узоры и изображения, а вот надписи нанесены одним способом, имеется изображение герба страны. От своей бабушки,а затем и на уроках истории и географии  я узнала, что деньги были не всегда такими. Они изменили размер, цвет, рисунки. Все это связано с изменениями в истории страны. А если сравнить денежные купюры разных времен, можно ли узнать об этих изменениях? И что изображали на денежных купюрах во все времена? Какими они были бумажные бонкноты?

Гипотеза: предположим, что денежные знаки являются своеобразным источником при изучении истории страны.

Цель исследования: проверить, поможет ли изучение денежных купюр расширению моих знаний по истории страны   и кругозора об изображении на денежных купюрах географических объектов

Задачи: 

  1. Изучить денежные купюры последних десятилетий.
  2. Сравнить мои выводы с историческими сведениями.
  3. Провести исследование знаний моих одноклассников по теме данной работы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • поиск денежных купюр
  • изучение денежных купюр
  • составление сравнительной таблицы
  • изучение литературных источников
  • анкетирование учащихся

Был составлен план исследования:

Выяснить   менялись ли деньги в последнее время и что изображалось на денежных купюрах.

  1. Найти денежные купюры разных годов выпуска.
  2. Систематизировать денежные знаки по периодам.
  3. Сравнить денежные купюры последних десятилетий.
  4. Обобщить свои выводы.

Если будут выявлены проблемы, то:

  1. Изучить литературные источники.
  2. Найти информацию в сети Интернет.
  3. Спросить у других людей.
  4. Обобщить полученные сведения.
  5. Сделать выводы.

По ходу работы план был дополнен следующими пунктами:

  1. Составить анкету для одноклассников.
  2. Провести анкетирование одноклассников по теме исследования.
  3. Обобщить полученные результаты анкетирования.
  4. Обобщить результаты всей работы.
  5. Проверить, нашла ли гипотеза свое подтверждение.
  6. Определить, можно ли продолжить исследование в данном направлении.

ГлаваI. Взгляд на деньги с точки зрения теории.

1. 1. Природа, происхождение денег.

В первоначальном периоде существования человеческого общества господствовало натуральное хозяйство. Производимая продукция предназначалась для собственного потребления. Постепенно происходила специализация людей на изготовление определённых видов продукции. Излишки стали использоваться для обмена на другую продукцию, необходимую данному производителю. Первоначально простой обмен был случайным и одноразовым. Стремление к развитию обмена стимулировало выделение из многообразия обмениваемых товаров некоего общего эквивалента, используемого при обмене товаров. Постепенно выделялись товары, обладавшие высокой ликвидностью (способностью к реализации). Это был скот, меха, драгоценные камни, соль, зерно, драгоценные металлы. Именно последние, главным образом золото, были выделены в качестве всеобщего эквивалента. Этому способствовали несколько качеств, присущих золоту: редкость, однородность, делимость, длительность хранения, портативность, наличие в достаточном количестве для обмена, большая стоимость.

Итак, деньги – особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом. По определению: деньги – это абсолютно ликвидное средство. Надо заметить, что деньги появились как результат экономических отношений в хозяйственной жизни людей. То есть появление денег абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена. Никаких противоречий.  

Слово «деньги» возникло потому, что древние римляне использовали Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. Со временем все места, где изготавливались монеты, стали называть «монета». На территории Руси чеканка монет, серебряных и золотых, восходит к временам князя Владимира Первого.

При Иване Грозном произошло первое упорядочение российской денежной системы. В начале XVII века на Руси установилась единая денежная единица-копейка (на монете был изображен всадник с копьем), весившая 0,68 грамм серебра. Золотые деньги - “червонцы” появились в России с 1718 года. Биметаллизм сохранялся вплоть до конца XIX века.   У бумажных денег были предшественники в виде документов, обещающих платежи золотом, серебром или другими ценными предметами. Известные в истории первые, находившиеся в обращении банкноты были выпущены китайскими банкирами в восемнадцатом веке. В России эмиссия бумажных денег - ассигнаций впервые началась в 1769г.

     Можно выделить основные этапы истории развития денег. Первый этап - появление денег с выполнением их функций случайными товарами; второй  этап - закрепление  за   золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был  самым продолжительным); третий этап - этап перехода к бумажным или кредитным деньгам; и последний четвертый этап - постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились иные виды платежей, например, электронные.

1.2 Основные функции денег

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

  • Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
  • Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
  • Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
  • Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
  • Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

     1.3 Основные свойства денежного материала

Материал или товар, из которого изготавливаются деньги, обычно обладает рядом свойств:

  • качественная однородность (отдельные экземпляры товара, монеты, купюры не должны обладать уникальными свойствами);
  • делимость и объединяемость (свойство размена, деньги не должны существенно менять свои свойства, если их делить на мелкие части или объединять в одну крупную часть);
  • сохраняемость (деньги должны хорошо храниться, не изменяя своих физических и/или химических свойств на протяжении долгого времени);
  • портативность (высокая стоимость, заключенная в небольшом объёме);
  • узнаваемость (можно легко и быстро определить, что это за предмет);
  • безопасность (защищенность от хищения, подделки, изменения номинала и т. п.).

 Глава 2. Результаты поиска информации и анкетирования учащихся                                                       Анкета

1.Как вы думаете какие деньги появились вперед?

А) бумажные

Б) монеты

2. Что обычно чекананилось на монетах?

А) номинал монеты

Б) портреты царей

В) гербы

3. В каком веке появились первые бумажные деньги?

А) 4 веке

Б) 12 веке

В) 18 веке

4Что изображали на бумажных купюрах?

А) архитектурные строения  городов

Б_ портреты политических деятелей

В) значимые объекты государства.

5. Что изображают на современных купюрах?

А) архитектурные строения  городов

Б_ портреты политических деятелей

В) значимые объекты государства.

6.С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10 рублей?
(Красноярск.)

7.
С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 100 рублей?
(Москва.)

8.
Виды какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 500 рублей?
(Архангельска.)

9.
Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 1000 рублей?
(Ярославля.)

10.
Какой киевский князь изображён на купюрах номиналов в 1000 рублей?
(Ярослав Мудрый.)

11.
Из скольких цифр состоит номер на любой современной российской купюре? 
(Из семи.)

Результаты анкетирования

 Результаты изучения денежных купюр

Мною были собраны и изучены бумажные денежные знаки образца 1961 г, 1993 г. и 1997г.  

В результате исследования бумажных купюр была составлена сравнительная таблица.

Сравнительная таблица

Параметры

1961 г.

1993 г.

1997 г.

Название страны

СССР

Россия

Россия

Государственная символика

Герб Советского Союза

Трехцветный флаг

Герб России

Изображения

  • денежный знак 3-рублевого достоинства – Большой Кремлевский дворец
  • 5-рублевого – изображение Спасской башни Московского Кремля
  • на банкнотах достоинством в 10; 25; 50 и 100 рублей – портрет В.И. Ленина
  • трехцветный российский флаг над домом Советов;
  • аббревиатура НБР – Национальный Банк России

Памятники городов России:

  • денежный знак 10-рублевого достоинства – Красноярска
  • 50-рублевого достоинства – Санкт- Петербурга
  • 100-рублевого достоинства – Москвы
  • 500-рублевого достоинства – Архангельска
  • 1000-рублевого достоинства – Ярославля
  • 5000-рублевого достоинства – Хабаровска

Язык, на котором выполнены надписи

Номинал денежной купюры на 15 языках

На русском языке

На русском языке

 Проделанная работа ещё раз напомнила мне, что раньше когда  наша страна называлась СССР (Союз Советских Социалистических Республик), герб СССР представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца и обрамлении колосьев, переплетенных 15 ленточками. На верху герба имеется пятиконечная звезда. Первым руководителем страны был В.И. Ленин.

С начала 90-х годов наша страна стала называться Россией. Символами государства являются трехцветный флаг и герб, на котором изображен двуглавый орел.

В то же время у меня появились вопросы:

  1. Почему на купюрах 1961 года обозначение номинала выполнено на 15 языках.
  2. Почему к 1993 году наша страна стала называться Россией, не СССР?
  3. Почему на банкнотах образца 1993 года нет изображения герба?
  4. Почему на купюрах образца 1997 года появились изображения различных городов?

Глава 4. Результаты поиска информации  

Я обратился к литературным источникам. В результате поиска мне удалось установить:

  1. В 1961 году в состав СССР входило 15 союзных республик: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Литва, Латвия, Молдавия, РСФСР, Туркмения, Таджикистан, Украина, Узбекистан, Эстония. Денежные знаки были едиными для всего государства, поэтому обозначение номинала денежной купюры было выполнено на 15 языках, а на гербе 15 ленточек.
  2. В 1990 году был учрежден пост президента СССР. Первым и единственным президентом стал М.С. Горбачев. Свои президенты были избраны и в республиках. Республики стремились к самостоятельности и постепенно, одна за другой, заявили о своем выходе из состава Советского Союза. В декабре 1991 года Советский Союз прекратил свое существование. Все республики стали независимыми государствами. В составе Советского Союза наша республики называлась РСФСР (Российская Советская Социалистическая Республика), с начала 90-х годов она стала называться Россией или Российской Федерацией.
  3. В связи с распадом Советского Союза, прежний герб, как символ единства 15 республик, утратил свою значимость. Новый герб еще не был учрежден. Поэтому на купюрах образца 1993 года нет изображения герба.
  4. Денежная купюра является изделием художественного ремесла, отражает культуру народа, страны, поэтому на купюрах стали изображать памятники и памятные места различных городов.
  5. Что касается пейзажей, раскинувшихся на наших дензнаках, то они раскрывают вторую составляющую из триады "самодержавие-православие-народность", поскольку все они, за исключением сторублевок, демонстрируют православные святыни.
  6. Дизайн современных купюр разрабатывал заслуженный художник России Игорь Крылков. Изначально он задумал поместить на деньгах портреты выдающихся соотечественников - так, как делают во многих странах. Но Центробанк предложил иную идеологию. В итоге получилось, что почти каждая купюра несет изображение христианских святынь. Важно, особенно в контексте недавнего требования Иркутской епархии убрать святые символы с денег, что Центробанк свое решение согласовал с Московской патриархией, и православная церковь принимала непосредственное участие в принятии решения о том, какие именно места будут изображены на купюрах.   Это обращение к небесным заступникам. Когда люди видят, что на них изображено, в сердце приходит радость, а на ум - молитва. С точки зрения социологов и психологов, монеты и денежные купюры идеально подходят для создания системных талисманов. Поэтому скрытая от непосвященных функция денег - служить системным талисманом для укрепления власти и благосостояния государства. Учитывая то, что православие у русского народа в крови, более уместного талисмана, чем христианские святыни, пожалуй, не сыскать

А теперь по порядку о каждой купюре.

5 рублей. В вашем кошельке такой купюры вы не найдете. В 2001 году обновлять ее не стали, поскольку для банкноты этот номинал уже стал явно маловат. Зато представить, как она выглядела, можно на сайте Банка России. На фоне Софийского новгородского собора- самого древнего из сохранившихся храмов на территории России - на пятирублевке был изображен памятник Тысячелетию России. С обратной стороны банкноты - вид крепостной стены Новгородского кремля, который стоит на земле уже 10 веков, что объясняет, почему памятник тысячелетию воздвигнут именно в Новгороде.

10 рублей демонстрируют нам Красноярск. Здесь на лицевой стороне изображена часовня Параскевы Пятницы - святой, которую на Руси почитали как покровительницу семьи и домашней живности. Надо сказать, что этот образ связан не только с христианством, но отсылает нас к языческим корням наших предков. Дело в том, что при принятии христианства язычникам-земледельцам тяжело было отказаться от привычных им женских божеств, отвечавших за урожай и благополучие. Поэтому обязанности Лады и Макоши были возложены на ту святую, чей день почитания оказался ближе к празднику урожая. Таким образом Параскева Пятница заняла одно из самых значимых мест в новом пантеоне. На оборотной стороне купюры изображена светская достопримечательность, но также почитаемая в народе как хранительница домашнего тепла - Красноярская ГЭС. Также лицевую сторону украшает гордость красноярцев - коммунальный мост через Енисей, который в 1961 году вошел в книгу ЮНЕСКО "Лучшие мосты мира". Некоторые утверждают, что мост стоит именно в том месте, где впервые высадился на берег основатель города казак Андрей Дубенской. Памятник ему действительно в Красноярске имеется, но находится он все же в некотором отдалении от упомянутого моста.

      50 рублей. Здесь мы видим скульптурную композицию на набережной Санкт-Петербурга. Как мы ни старались, но проидентифицировать личность мраморной женщины, восседающей у основания Ростральной колонны, оказалось невозможно. За неимением соответствующей личности, поскольку эта фигура символизирует собой красавицу - Неву. Сама же колонна являет собой почему-то символ морской мощи. На втором плане виднеется страж выхода к Балтийскому морю, музей-тюрьма - Петропавловская крепость На оборотной стороне - гравюра с изображением здания бывшей биржи.

 100 рублей. Лицевая сторона уже была описана выше. На оборотной стороне купюры - панорамное изображение площади перед Большим театром в Москве.  

 500 рублей. На этой купюре мы видим памятник Петру I в Архангельске на фоне парусного корабля и морского вокзала. Наверное, не стоит объяснять, чем заслужил сей деятель политических и прочих искусств свое почетное место на пятисотенной. На оборотной стороне изображен Соловецкий монастырь - великая христианская святыня. Здесь располагаются девять церквей. Главная из них - Троицкий собор, где находятся мощи основателей монастыря, преподобных Зосимы и Савватия. Преображенский собор - самый большой и красивый монастырский храм. Под церковью Николая Чудотворца - монастырская ризница, в которой много драгоценных даров царей московских, начиная с Иоанна III, и других жертвователей. Здесь же хранятся палаш кн. Михаила Скопина-Шуйского и сабля кн. Пожарского. Сие место славно еще и тем, что оно было стратегически важным объектом - неоднократно он держал оборону нападавших с моря неприятелей. В память об одном из сражений под Царской колокольней сложена пирамида из бомб и ядер, которыми англичане в 1854 г. обстреливали монастырь.  

 1000 рублей. На лицевой стороне изображен памятник Ярославу Мудрому, стоящий на площади перед Спасо-Преображенским монастырем в Ярославле. Местное неофициальное название - "мужик с тортом". "Торт" в руках князя - не что иное, как храм - символ православной церкви. Так Ярослава Мудрого изображали традиционно, начиная с XI века, намекая на то, что наша вера - в наших руках, несмотря на то, что мы ее как бы позаимствовали. Сама по себе фигура Ярослава Мудрого может смело рассматриваться как символ народного просвещения, поскольку этот книгочей выучил грамоте всех своих детей, включая трех дочек. Так, Анна Ярославовна, выйдя замуж за Генриха I Французского, вызывала небывалое уважение всего королевского двора, будучи единственной из всей королевской семьи, кто подписывал деловые документы именем и отчеством, а не безликим крестиком. Остальные дети мудрого политика, грамотно развивавшего международные связи, также женились и выходили замуж в большинстве своем за границу. На оборотной стороне - храм Иоана Предтечи (Крестителя), который считается культурным памятником мирового значения.  

 5000 рублей. В кошельке такая купюра встречается значительно реже, чем остальные. Тем более важно рассказать о том, что на ней изображено. Это город Хабаровск. На лицевой стороне новых денег изображен памятник генералу, графу и губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Му-равьеву-Амурскому. Это именно он положил начало возвращению Амура, уступленного Китаю в году 1689, добившись освобождения нерчин-ских крестьян от обязательных работ в рудниках и сформировав из них казачье войско. А на оборотной стороне - Царский амурский мост. Это самый длинный мост на всем Транссибе. Длина его около 2700 метров, а состоит он из 18 пролетов и левобережной эстакады.  

Билеты банка России выпуска 1997 г., в ходу и сейчас. В 2006 г. в обращение была выпущена купюра номиналом 5000 рублей. Возможно, что Госбанк России может выпустить купюры и другого номинала. Что можно изобразить на этих купюрах? С целью изучения приоритетов одноклассников было проведено анкетирование ещё по следующим вопросам:   

  1. Что бы вы предложили изобразить на денежной купюре?
  2. Почему именно это изображение?

Результаты анкетирования учащихся

На первый вопрос учащиеся ответили, что они хотели бы изобразить на купюре:

  1. Города России: Новгород, Владивосток, Иркутск, Зиму, Омск. – 10 чел (30%)
  2. Президента России. – 13 чел. (25%)
  3. Знаменитых людей страны. – 12 чел. (20%)
  4. Животных. – 8 чел. (15%)
  5. Озеро Байкал. – 6 чел. (10%)

На второй вопрос пояснили:

  1. Продолжить изображение исторических памятников различных городов, чтобы все люди о них узнали.
  2. Чтобы люди не забывали знаменитых людей своей страны: Александра Невского, князя Владимира, Ярослава Мудрого, Александра Суворова и др.
  3. Изображение медведя, собаки, кошки, рыси могут напомнить людям, что они нуждаются в их защите.
  4. Такого озера, как Байкал, нет ни в одной стране.

Данные анкет позволяют сделать вывод, что моим одноклассникам интересна данная тема. Они любят свою Родину, гордятся своим историческими памятниками, своими предками, хотят, чтобы страна стала еще лучше.

Заключение

Подводя итог работы, можно сделать вывод, что моя гипотеза нашла свое подтверждение:

денежные знаки являются источником при изучении истории страны;

по денежным знакам можно проследить изменение государственных символов;

- монеты и купюры являются изделиями художественного ремесла и могут быть также источником по изучению истории искусства.

Данная работа помогла мне узнать, что изучением бумажных денег занимается бонистика, а изучением монет – нумизматика. Бонистика выделилась из нумизматики в XX веке. Термин “бона”, от которого происходит слово “бонистика”, возник во Франции в XIX веке для обозначения отдельных видов ценных бумаг. Бонистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества в конкретную историческую эпоху.

Исследования по данной теме можно продолжить по некоторым направлениям: можно ли по денежным знакам проследить экономическое или политическое развитие страны;

изображение животного мира на банкнотах разных стран;

  • геральдика и бонистика;
  • нумизматика
  • и др.

Список литературы

  1. Я познаю мир. История. Москва, АСТ, 1997г.
  2. История. Энциклопедия для детей. Москва, “ОЛМА – ПРЕСС”, 2003г.
  3. www.bonistika.net
  4. www.bonistikaweb.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный урок экономики " География в купюрах России".

Конспект урока " География в купюрах России" предназначен для учителей экономики и географии. Это занимательный, интегрированный урок для учащихся 8-9 классов, изучающих в школе экономику. Материал ур...

Самые необычные денежные купюры.

Самые необычные денежные купюры....

"Денежная единица и денежная система стран изучаемого языка"

С 5 "Б" классом, в ходе реализации проекта мы узнали, что такое валюта;выяснили какая валюта используется в Великобритании и США; получили информацию о денежной системе Великобритании и США...

Исследовательская работа по географии " География на денежных купюрах"

С деньгами своей страны человек знакомится еще в семье, через родителей. Изо дня в день мы имеем дело с ними – покупаем необходимые вещи, расплачиваемся ими за различные услуги. Родители дают на...

Исследовательский проект "География в купюрах" 7 класс

Исследовательский проект 7 класс. Цель исследования: изучить изображения на денежных купюрах Российской Федерации.                      ...