Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Составлена на основе Примерной программы: 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф,2007год (А.А.Летягин, И.В. Душина и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitgeogr_peredel_6.doc | 351 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»
Троицкого муниципального района Челябинской области
«Утверждаю» Директор школы ______________________ «_____»_________2012год | «Согласовано» Зам.директора по УВР ______________________ «_____»_________2012год | Рассмотрено на заседании ШМО учителей Протокол № _________ «_____»_________2012год |
Рабочая учебная программа
по учебному курсу «География» 6 класс
основного общего образования
Срок реализации 1год
Составлена на основе Примерной программы: 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф,2007год
(А.А.Летягин, И.В. Душина и др.)
Составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии (Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова) - М.: Вентана – Граф
ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:
Игликова Кинжигуль Ергазаевна
2013 - 2014 уч.год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 6 класса составлена на основе программы 6 - 10 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2007 которую подготовили А.А.Летягин, И.В. Душина и др., напечатанную в сборнике нормативно-правовых документов и методических материалов «География.» с использованием рекомендаций инструктивно - методического письма МО и Н Челябинской области « О преподавании учебного предмета «География» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 2004г.
Преподавание дисциплин образовательной области «География» в 2013-2014 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования (Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089)
- «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-12 учебный год» (Приказ Министерства образования РФ от 16.06.2011г. № 04-997);
- Концепция краеведческого образования в Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005г. №011006);
- «О разработке учебных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404)
- «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» (Постановление правительства РФ от 07.09.2010 г. № 1507-р)
Опора на данные документы в программе определяет наиболее полное содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы обучающихся.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. При его изучении обучающиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, обучающиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
- развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
- включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
- Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Обоснование выбора учебно – методических комплексов для реализации Рабочей программы:
Для реализации Рабочей программы взята Программа по географии общеобразовательных учреждений, которая фиксирует содержание образования определенного уровня и направленности. Программа является ориентиром для составления рабочей программы и выбора учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом предлагается собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учебников, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю
Выбор учебников по географии для 6 класса для общеобразовательных учреждений взят в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013--2014 учебный год. В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Преподавание географии в 6 классах ведется по такой авторской линии:
6 класс |
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «Начальный курс географии»; |
Учебно-методические пособия содержат материал, расширяющий границы учебника, и дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности. В качестве таких пособий используются справочные материалы, книги для внеклассного чтения, методические пособия для учителя к учебникам географии, дидактические материалы, книги для учащихся, сборники, обобщающие опыт преподавания географии, книги для учителя, в том числе из серии «Библиотека учителя географии», журналы « География в школе», приложение « География» к газете «Первое сентября», электронные издания образовательного назначения (Интернет-учителю)
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом.
При организации учебного процесса пользуются различными видами планирования, которое составляется по конкретному учебнику, в определенном классе в соответствии с программой и учебным планом образовательного учреждения.
Планируется система уроков по темам, которая основана на многостороннем анализе учебного материала темы. Образовательные цели изучения темы определяются в программе. Их назначение состоит в предвидении результатов обучения в форме теоретических фактов и умений, а также тех действий, которые ведут к их достижению в процессе воспитания, обучения и развития учащихся.
Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов для обязательного изучения географии на этапе основного общего образования отводится не менее 35 часов из расчёта 1 ч в неделю в 6 классе. При этом по реализации НРК отводится 10 тем (уроков). Ориентируясь на действующие в настоящее время учебники, составлено тематическое планирование, в котором содержится разбивка содержания программы на отдельные темы, определяющая количество уроков, выделяемых как на изучение глав, параграфов и пунктов учебника, так и для проведения практических работ и уроков обобщения знаний. Программа разработана на основе базисного учебного плана МКОУ «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с которым на изучение курса географии в 6 классе выделено – 34 часа (1 час в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
В школе имеется оборудование, позволяющее в полном объеме проводить практические работы. Наличие компьютерного класса и выход в интернет позволяют использовать новые информационные технологии.
Тематическое планирование составлено к УМК:
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «Начальный курс географии 6 класс», «Дрофа»2011;
1.В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
2. Все учащиеся обеспечены учебниками.
Данная линия является доработанной в соответствии с требованиями нормативных документов.
Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально - регионального компонента: содержание регионального компонента учебного предмета «География» определяется тенденциями в развитии самой территории и предполагает обязательное изучение его (регионального содержания) в базовой части. Часть регионального материала включается диффузно и равномерно в содержание географии, учитывая соответствующие темы и положения базового компонента программ. Минимальный объем учебной нагрузки в год по классам, отводимой на изучение регионального компонента: 6 классы – 4 часа на изучение Челябинской области, по всем разделам.
Изучение содержания НРК по географии в школе направлено на достижение следующих целей:
-более прочное усвоение содержания федерального компонента в разделах содержания федерального компонента на практико- ориентированном региональном материале;
-обеспечение доступа к информации регионального уровня и ее распространение;
-популяризация знаний современной науки на материалах своего края;
-формирование в общественном сознании представлений о ценности и уникальности объектов региона, необходимости их бережного использования;
-приобретение учащимися компетентности, необходимой для ориентирования в социальной среде своего края;
В результате изучения НРК по географии учащийся должен, Знать:
-специфику географического положения Челябинской области;
-особенности природы и хозяйства своего края;
-основную географическую номенклатуру;
-основные черты устройства земной поверхности своей местности;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на региональном уровне; правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.
Уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-ориентирования на местности по картам своего края, составления тематических карт и картосхем, разработки туристических маршрутов, определения местного времени;
-картографических измерений (определение географических координат, измерение расстояний и площадей, вычисление абсолютных высот);
-наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
-работы с картографическими источниками, использования географических сведений из справочников и энциклопедий.
Темы уроков в 6 классе с реализацией НРК.
- класс - региональный компонент - 4 часа.
- Пдан местности. Составление плана своей местности.
- Приемы ориентирования на местности.
- Главные формы рельефа. Рельеф Челябинской области.
- Общая характеристика сезонов года и фенологические наблюдения. Наблюдения погоды и других явлений природы.
Межпредметные связи, преемственность: главной педагогической функцией межпредметных связей является формирование у учащихся системы знаний об окружающем мире. Это достигается с помощью совокупности знаний из различных дисциплин, обеспечивающей понимание жизненных явлений, места и роли человека в познании и преобразовании мира. Для начального курса географии характерны следующие межпредметные связи:
Введение – астрономия, картография, история, математика, физика, литература.
План местности – картография, биология, математика, астрономия.
Географическая карта – картография, история, математика.
Литосфера – геология, химия, физика.
Гидросфера – гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература
Атмосфера – метеорология, физика, химия, биология, литература.
Биосфера – биология, зоология, экология.
Население Земли – демография, история.
Актуальность осуществления межпредметных связей обусловлена также современным уровнем развития образования, где новыми импульсами стимулированы процессы интеграции. Они ориентированы на создание и совершенствование интегрированных курсов, раскрывающих мир в целом. В структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамику в развитии, расширении и углублении знаний и умений обучающихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Основными направлениями осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса являются:
- усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала
- теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приемах обучения
- комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.
На уроках географии постоянно привлекаются сведения из смежных предметов. Различные понятия биологии, химии, истории, литературы. Задачи практического содержания - необходимое условие реализации мировоззренческого потенциала курса.
Межпредметные связи применяются в интегрированных уроках, практических занятиях межпредметного содержания, комплексных экскурсиях, межпредметных конференциях и т. д. Здесь не обойтись без сотрудничества учителей разных предметов, усилиями которых создаются и совершенствуются необходимые средства реализации межпредметных связей в учебном процессе: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.
При изучении материала некоторых тем курса географии в 6 классе требуется решение проблемы преемственности между начальной и основной школой. Это влечет за собой внесение определенных изменений в организационные формы обучения.
Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования: в ходе освоения содержания географического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- Познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- Сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- Ориентирование на местности, плане, карте, в ресурсах Интернет, статистических материалах;
- Соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
- Самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Формы организации работы учащихся:
- индивидуальная.
- коллективная:
- фронтальная;
- парная;
-групповая
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков. На уроках применяются исследовательские, дифференцированные, игровые технологии обучения. Используются ИКТ, ресурсы КМ-школы, мультимедийные программы, различные источники
Виды деятельности учащихся:
- Устные сообщения;
- Обсуждения;
- Мини – сочинения;
- Работа с источниками;
- Доклады;
- Защита презентаций;
- Рефлексия
Особенности организации учебного процесса:
Формы организации учебного процесса представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикумы, индивидуальные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, домашнюю работу учащихся, семинарские занятии, экстернат, модульная, дистанционная. Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы. Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определенную дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения.
При изучении географии осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения географического материала: от единичного к общему и всеобщему и от фактов к процессам и закономерностям.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно- нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе: воспитание гражданственности, патриотизма.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала шестиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. Обучение производится очно и в форме экстернат
Данная рабочая программа реализуется учителем первой категории с высшим образованием и стажем педагогической деятельности – 15 лет.
Она направлена на обеспечение образовательных потребностей обучающихся и их родителей.
2. Содержание учебного материала
Содержание обучения задает перечень и объем материала, обязательного для изучения в школе. Содержание обучения распределено в соответствии с содержательными линиями курсов, объединяющими связанные между собой вопросы. Это позволяет учителю, отвлекаясь от места конкретной темы в курсе, оценить ее значение по отношению к соответствующей содержательной линии, правильно определить и расставить акценты в обучении, организовать итоговое повторение. 35 часов на год обучения , 1 час в неделю в 6 классе
Содержание учебного материала Рабочей программы полностью соответствует примерной программе, разработанной федеральным государственным органом, и удовлетворяет целям и задачам образовательного учреждения.
Рабочая программа состоит из введения и трех разделов. Введение раскрывает задачи географии как науки, знакомит учащихся с историей развития знаний о Земле.
«Виды изображений поверхности Земли» – важный раздел курса, состоящий из тем «План местности» и «Географическая карта». Изучение плана и географической карты закладывает информационную базу для дальнейшего изучения геосфер.
«Строение Земли. Земные оболочки» - ключевой раздел курса, формирующий представления учащихся о геосферах.
Изучение темы «Атмосфера» направлено на понимание значения атмосферы для развития жизни на Земле. Основополагающими темами стали «Биосфера» и «Взаимосвязи компонентов природы». В них рассмотрены взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов природы на планетарном, региональном и локальном уровнях.
Раздел «Население Земли» сохраняет, с одной стороны, страноведческую составляющую начального курса географии, а с другой – показывает новый уровень развития географической оболочки – ноосферу.
Тема раздела «Влияние природы на жизнь и здоровье человека» является обобщающим и играет большую роль в формировании взглядов, нравственных норм, воспитании геоэкологического сознания школьников.
Содержание курса выражено в тексте и методическом аппарате учебника.
Эффективное усвоение содержания начального курса географии возможно на основе целостного подхода к учебной деятельности, который предполагает использование групп методов обучения: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.
Основной идеей курса географии в 6 классе становится не только изучение взаимосвязей компонентов природы, формирующих окружающую среду, но и деятельности человека, ее изменяющей.
4. Учебно-методическое обеспечение программы
Учебник:
1.Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «Начальный курс географии 6 класс», «Дрофа» 2011;
Учебные пособия для учителя:
- Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-Пресс, 2008
- Дюкова С.Е. Тесты. География 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2007
3. Климанов В.В. География в таблицах 6-10классы. – М.: Дрофа, 2008
4. Климанов В.В. География в цифрах 6-10кл. – М.: Дрофа, 2008
5. Никитина Н.А. Поурочные разработки физической географии 6кл. – М.: Вано, 2005
6. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы. – М.: Дрофа, 2004
7. Романова А.Ф. Предметные недели в школе. – Учитель, 2010
Учебные пособия для учащихся:
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «Начальный курс географии 6 класс» Рабочая тетрадь, «Дрофа»2011
- «География. Начальный курс» 6 класс. Атлас.
- «География» 6 класс. Контурные карты.
5.Требования к уровню подготовки обучающихся
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
При его изучении обучающиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, обучающиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
- освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
В результате изучения географии ученик должен
1. Называть и/или показывать:
- существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
- форму и размеры Земли (длина окружности);
- на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
- основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
- основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
- характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
- части Мирового океана;
- среднюю соленость вод океана;
- воды суши подземные и поверхностные;
- речную систему, речной бассейн;
- компоненты ПТК;
- правила поведения в природе;
- причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
- главную причину образования ветра;
- главную причину образования облаков, осадков;
- пояса освещенности Земли;
- географические координаты своей местности.
2. Приводить примеры:
- характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
- связей между элементами погоды;
- изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
- воздействия организмов на компоненты неживой природы;
- влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
- меры по охране природы в своей местности;
- горных пород и минералов, их использования человеком;
- влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
- взаимосвязей: река — рельеф;
- искусственных водоемов;
- из истории географических исследований и открытий.
3. Определять:
- атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
- стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
- абсолютные и относительные высоты;
- объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
- по карте географическое положение объектов;
- по образцам: осадочные и магматические горные породы;
- фенологические сроки начала времен года.
4. Описывать:
— географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
5. Объяснять:
— особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
Учебно-организационные умения и навыки | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Работать в соответствии с предложенным планом. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. |
Учебно-логические умения и навыки | Выделять главное, существенные признаки понятий. Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Классифицировать информацию по заданным признакам. |
Учебно-информационные умения и навыки | Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам. Качественно и количественно описывать объект. |
Учебно-коммуникативные умения и навыки | Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации. Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. |
6. Критерии оценивания достижений обучающихся
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
- Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
- Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
- Самостоятельность ответа.
- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать
- межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не приступал к выполнению работы;
- Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками
географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
7. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по географии.
Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, ИКТ, технических средств обучения, экранно- звуковых пособий, учебно- практического и учебно- лабораторного оборудования. Они ориенетированы на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом.
В перечнях объектов представлены не конкретные названия, а общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания прнципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе банки учебных задач, КИМы, схемы, таблицы, диаграммы, все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Конкретное количество средств и объектов материально- технического обеспечения планируется исходя из среднего расчета наполняемости класса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое колличество |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1.1 | Стандарт среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) | |
1.2 | Стандарт основного общего образования по географии | + |
1.3 | Примерная программа основного общего образования по географии | + |
1.4 | Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по географии | |
1.5 | Авторские программы по курсам географии. | + |
1.6 | Учебники по географии для 6-9 классов | + |
1.7 | Рабочая тетрадь по географии для 6-9 классов | + |
1.8 | Тестовые материалы по географии для 6-9 классов | + |
1.9 | Дидактические материалы по географии для 6-9 классов | + |
1.10 | Учебные пособия по элективным курсам | + |
1.11 | Комплект материалов для подготовки к ЕГЭ | |
1.12 | Научная, научно-популярная историческая литература | + |
1.13 | Справочные пособия (энциклопедия, словари и т.п.) | + |
1.14 | Методические пособия для учителя | + |
1.15 | Печатные пособия | + |
1.16 | Таблицы по географии для 6-9 классов | + |
1.17 | Портреты выдающихся исследователей и путешественников | + |
1.18 | Информационно - коммуникативные средства | + |
1.19 | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса географии | + |
2 | Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы | + |
2.1 | Инструментальная среда по географии | + |
2.2 | Экранно-звуковые пособия | |
2.3 | Видеофильмы по географии | + |
3 | Технические средства обучения | + |
3.1 | Переносное авт рабочее место учителя (АРМ) | |
4 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | + |
4.1 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц | + |
4.2 | Интерактивная доска | + |
4.3 | Географические карты, глобусы, теллурий | + |
Географические карты (мира, отдельных областей земного шара, комплексные, политические, физические, России), печатные раздаточные пособия, статистические материалы, рисунки и тексты, комплекты таблиц демонстрационных по географии, портреты ученых-географов и путешественников,
Приборы лабораторные : компасы, комплект топографических инструментов учебный
Цифровые измерительные приборы: термометр, барометр, гигрометр, угломер,
коллекция «Горные породы и минералы», теллурий, набор таблиц по разделам курса,
объекты натуральные: гербарий растений природных зон России и мира, коллекция горных пород и минералов, коллекция полезных ископаемых различных типов.
Модели, макеты, муляжи: глобусы, теллурий.
8. Характеристика контрольно – измерительных материалов используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
- Тестовые задания
- Практические работы.
- Самостоятельные работы.
- Тематический контроль по географии
Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов. Примером практической работы может служить использование учениками метеоприборов при наблюдении за погодой, измерение расстояний при изучении темы «План и карта» и т.п.
К практическим работам по географии относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т.д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами географической науки и на выработку у них географических приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой.
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Урок повторения и обобщения знаний: На уроке повторения и систематизации знаний учащихся включаются в различные виды деятельности, проводятся беседы, дискуссии, практические работы практикуются выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, по разбираемому вопросу.
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала.
При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На таких уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа систематизации материала..
Тесты: под тестами подразумевается серия кратко и точно сформулированных вопросов или заданий, на которые учащиеся должны дать краткие и точные ответы. Учащиеся выполняя их, ограничиваются расстановкой цифр, подчеркиванием или односложными ответами. Тест предполагает однозначные ответы. Тематические тестовые задания направлены на проверку основных знаний и умений учащихся. Формулировка тестовых заданий и их соответственное распределение по темам позволяют не только проверять знания об основных планетарных пространственно – географических закономерностях, но и помогают школьнику учиться самостоятельно – проводить анализ.
Характеристика контрольно-измерительных материалов - 6класс
КИМ | Кол-во | Уроки |
Практические работы | ||
Обобщение знаний | ||
НРК | ||
экскурсии |
Учебно-тематический план (35 часа)
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы |
Введение. | |||
1. | Изображения земной поверхности. | ||
2. | Оболочки Земли. | ||
3. | Население Земли | ||
ИТОГО | 35 |
Литература и средства обучения
- Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2011.
- Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
- Мультимедийная программа: География 6 класс.
Дополнительная литература:
- В.П. Дронов. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007.
- За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2008.
- Интернет – ресурсы.
Образцы практических работ, уроков обобщения знаний и НРК с критериями оценивания результатов смотри:
- Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках. – М.: Творческий центр,2005
- Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-Пресс, 2008
- Дюкова С.Е. Тесты. География 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2007
- Иванова Т.В. Тематическое и поурочное планирование 6кл. – М.: Экзамен, 2008
5. Климанов В.В. География в таблицах 6-10классы. – М.: Дрофа, 2005
6. Климанов В.В. География в цифрах 6-10кл. – М.: Дрофа, 2008
7. Никитина Н.А. Поурочные разработки физической географии 6кл. – М.: Вано, 2005
11. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10классы. – М.: Дрофа, 2004
12. Романова А.Ф. Предметные недели в школе. – Учитель, 2007
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»
Троицкого муниципального района Челябинской области
«Утверждаю» Директор школы ______________________ «_____»_________2012год | «Согласовано» Зам.директора по УВР ______________________ «_____»_________2012год | Рассмотрено на заседании ШМО учителей Протокол № _________ «_____»_________2012год |
Рабочая учебная программа
по учебному курсу «География» 6 класс
основного общего образования
Срок реализации 1год
Составлена на основе Примерной программы: 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф,2007год
(А.А.Летягин, И.В. Душина и др.)
Составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии (Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова) - М.: Вентана – Граф
ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:
Игликова Кинжигуль Ергазаевна
2012-2013 уч.год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»
Троицкого муниципального района Челябинской области
«Утверждаю» Директор школы ______________________ «_____»_________2012год | «Согласовано» Зам.директора по УВР ______________________ «_____»_________2012год | Рассмотрено на заседании ШМО учителей Протокол № _________ «_____»_________2012год |
Рабочая учебная программа
по учебному курсу «География» 7 класс
основного общего образования
Срок реализации 1год
Составлена на основе Примерной программы: 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф,2007год
(А.А.Летягин, И.В. Душина и др.)
Составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии (Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова) - М.: Вентана – Граф
ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:
Игликова Кинжигуль Ергазаевна
2012-2013 уч.год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»
Троицкого муниципального района Челябинской области
«Утверждаю» Директор школы ______________________ «_____»_________2012год | «Согласовано» Зам.директора по УВР ______________________ «_____»_________2012год | Рассмотрено на заседании ШМО учителей Протокол № _________ «_____»_________2012год |
Рабочая учебная программа
по учебному курсу «География» 8 класс
основного общего образования
Срок реализации 1год
Составлена на основе Примерной программы: 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф,2007год
(А.А.Летягин, И.В. Душина и др.)
Составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии (Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова) - М.: Вентана – Граф
ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:
Игликова Кинжигуль Ергазаевна
2012-2013 уч.год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю» Директор школы ______________________ «_____»_________2012год | «Согласовано» Зам.директора по УВР ______________________ «_____»_________2012год | Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № _________ «_____»_________2012год |
Рабочая учебная программа
по краеведению на 2012-2013 учебный год.
(наименование учебного предмета)
Основное общее образование 6 класс
(уровень, ступень образования)
1год
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы: учебной дисциплины по краеведению для 6 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В.М. Кузнецова; здательство «Абрис, 2009г.»
(наименование программы, автор программы)
ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу: Игликова К.Е.
2012год
(год разработки)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю» Директор школы ______________________ «_____»_________2012год | «Согласовано» Зам.директора по УВР ______________________ «_____»_________2012год | Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № _________ «_____»_________2012год |
Рабочая учебная программа
по краеведению на 2012-2013 учебный год.
(наименование учебного предмета)
Основное общее образование 7 класс
(уровень, ступень образования)
1год
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы: учебной дисциплины по краеведению для 7 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В.М. Кузнецова; здательство «Абрис, 2009г.»
(наименование программы, автор программы)
ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу: Игликова К.Е.
2012год
(год разработки)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю» Директор школы ______________________ «_____»_________2013год | «Согласовано» Зам.директора по УВР ______________________ «_____»_________2013год | Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № _________ «_____»_________2013год |
Рабочая учебная программа по учебному курсу
«Краеведение» 6 класс
Основного общего образования
Срок реализации программы 1 год
Составлена на основе примерной программы: учебной дисциплины по краеведению для 6 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В.М. Кузнецова; издательство «Абрис, 2009г.»
ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:
Игликова К.Е.
2013 – 14 уч.год
МКОУ «Нижнесанарская СОШ»
«Утверждаю» Директор школы ______________________ «_____»_________2012год | «Согласовано» Зам.директора по УВР ______________________ «_____»_________2012год | Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № _________ «_____»_________2012год |
Рабочая учебная программа
по краеведению на 2012-2013 учебный год.
(наименование учебного предмета)
Основное общее образование 9 класс
(уровень, ступень образования)
1год
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы: учебной дисциплины по краеведению для 9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В.М. Кузнецова; здательство «Абрис, 2009г.»
(наименование программы, автор программы)
ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу: Игликова К.Е.
2012год
(год разработки)
Для информационно - компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Электронные издания |
|
Интернет-ресурсы |
http: //www.weather.comГазета «География» http:// geo. 1 september.ru/ Учитель года России http:// 2006.teacher.org.ru/ ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http:// www.greenbook.ru / Gismeteo.ru http:// www. gismeteo.ru /maps.htm Географическое общество России http://rgo.org.ru / Клуб журнала «GEO» http://www.geo.ru / Журнал «Вокруг света» http://www.vokrugsveta.ru / Журнал «National geographic» http://www.national-geographic.ru /ngm/ngs/ Великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru /
|
Перечень обязательной географической номенклатуры: 6 класс
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
Учебно-методический комплект / Литература
Программа | ||
Основная литература | Базовый учебник | Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2012. |
Методическое пособие для ученика |
| |
Инструмент по отслеживанию результатов работы |
| |
Учебно-методические пособия для учителя |
| |
Дополнительная литература |
| |
Электронные издания |
| |
Интернет-ресурсы |
|
Учебно-тематический план (35 часа)
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы |
Введение. | |||
1. | Изображения земной поверхности. | ||
2. | Оболочки Земли. | ||
3. | Население Земли | ||
ИТОГО | 35 |
* Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...