ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется как форма организации урока, когда класс делится на группы, которые, используя натуральные объекты, разнообразные приборы, инструменты и другое лабораторное оборудование, проводят экспериментально-практические работы и по истечении определенного времени подводят итоги. Практикум – это одна из форм групповой работы.
В профильных классах практикум проводится после завершения крупных учебных тем, разделов и имеет преимущественно обобщающий характер. Дидактическая цель практикумов: применение знаний и умений на практике. Основная задача практикума: проведение исследований, направленных на проверку достоверности определения научных закономерностей.
Исследовательскую работу учащиеся выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
1) формулирование темы
2) формулирование цели и задач исследования
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований;
7) публичное представление работ на уроках, конференциях, чтениях, конкурсах и т. д.
Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.
Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. В процессе обучения я использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, работы, связанные с экспертизой и активным поиском нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальная образовательная траектория обучающихся - основа повышения уровня качества образования | 22.55 КБ |
urok_teleperedacha_7_klass.docx | 160.97 КБ |
urok_teleperedacha_7_klass.docx | 160.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная образовательная траектория обучающихся - основа повышения уровня качества образования
Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и практике разрабатывались вопросы дифференциации и профолизации обучения, а в последние годы ведущая роль стала отводиться идее качества образования. Особо значимой в условиях модернизации школьного образования является задача обеспечения качества образования, развития учащихся, удовлетворения в полной мере индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся старших классов.
Гуманизация, дифференциация и демократизация образования сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли предпосылки для выбора самими учащимися образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям, и стремлениям.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о более широком значении понятия «индивидуальная образовательная траектория» - персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика, творческих и иных способностей.
Возможности индивидуальной образовательной траектории предполагают, что ученик самостоятельно определяет план и пути своего саморазвития в определённых образовательных областях.
С этой целью возникает необходимость создания: индивидуальной образовательной траектории - представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самореализации.
(-определяются цели и задачи обучения, ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, основных мотивах и потребностей ученика; формируется учебный план;).
Понятие образовательной программы отражает прежде всего идеи индивидуализации и дифференциации обучения.
При этом под термином «индивидуализация» в педагогике понимают учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения.
«Дифференциация» означает учёт индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определённых особенностей.
Ещё Л.С. Выготским был сформирован ряд принципиальных положений, относящихся к проблеме «Обучение-развитие», он имел ввиду, что обучение должно не ориентироваться на уже достигнутый результат, а немного забегая вперёд, т.е. выводить ученика на более высокий уровень.
В связи с этим важнейшая задача образовательного учреждения заключается в создании условий адекватного возможностям ученика профессионального выбора в результате предпрофильной подготовкии профильного обучения.
Предпрофильная подготовка обеспечивается системой педагогической, психологической и информационной поддержки учащихся, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования, а также элективными курсами. Основной целью которых является помощь учащемуся в определении профиля обучения после окончания основной школы.
Профильное обучение осуществляется в старшей школе на основе дифференцированного и индивидуального обучения с учётом склонностей, способностей уч-ся, выражающих их будущие профессиональные интересы.
Организационно- методическим выражением единства предпрофильной подготовки и профильного обучения выступает индивидуальная образовательная траектория.
Содержание отражает реализуемое в рамках конкретной образовательной программы содержание образования, технологический процесс (технологии, методики и методы обучения.) Диагностика. Организационно-педагогический -определяет режимные моменты, характеристику ученика, формы аттестации, достижений. Результативность - описание ожидаемых результатов.)
Субъектами деятельности выступает ученик и учитель.
Учитель - собирательный образ, ученик как субъект выступает в следующих парах:
Ученик - классный руководитель
ученик-учитель-предметник
ученик-психолог.
Особое место в процессе разработки ИОП отводится родителям, классному руководителю, учителю - предметнику, психологу школы под руководством администрации школы.
ИОП - включает в себя- цели, задачи, учебный план, индивидуальные консультации, курсы, платные услуги, формы и методы изучения нового материала, выбор дополнительных образовательных ресурсов города, творческие и исследовательские работы и проекты, образовательные результаты, их сроки, формы проверки и т.д. (такая форма работы используется с одарёнными школьниками: профильных классов - физико-математического, химико-биологического с целью углубленного изучения предметов информатики, географии, биологии, химии, физики).
Для реализации индивидуальной образовательной программы привлекаются возможности учреждений дополнительного образования, высшего, начального и среднего профессионального образования, городского центра занятости; дистанционные проекты, заочные школы, летние компьютерные школы, профильные отряды, организованные в летний период.
Работа по данному направлению ведётся в школе на основании
Положения об организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов.
С 1 сентября 2009 года в соответствии с данным положением организовано обучение по индивидуальным учебным планам в 10 классе -2 человека (Приказ №54/2 от 31.08.2011 года). Обучающимися физико-математического 10 класса были выбраны предметы: биология, химия, физика, и элективные курсы по выбранным предметам.
Для обучающихся на основании заявлений родителей составлены и утверждены индивидуальные планы, расписание уроков соответствует данным планам; ведутся отдельные журналы по предметам по выбору.
Важно, чтобы старшеклассник мог пользоваться индивидуальной образовательной программой, самостоятельно или с помощью учителя, классного руководителя; мог анализировать ход её выполнения, вносить необходимые коррективы и изменения. И конечно важен результат.
Одним из положений президентской программы «Наша новая школа» является работа с одаренными детьми. Выявление одаренного обучающегося на ранней ступени обучения и сопровождение его деятельности и развития до выпускного класса.
Особенности современного образования способствуют индивидуализации обучения. Для решения этих вопросов в МАОУ «СОШ №24 с УИОП» существует программа «Одаренные дети».
Цель этой программы: Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства; Удовлетворение потребности в новой информации; Помощь одаренным учащимся в самораскрытии.
Диагностику школьников в условиях, когда в силу возрастных особенностей их интересы и способности не могут быть достаточно выражены, проводят психологи школы, с использованием пакета методик.
Индивидуальная работа с одаренным школьником включает теоретический раздел, отработку практических навыков, исследовательскую деятельность и участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях. В плане указывается вид мероприятия, форма проведения, сроки выполнения и прогнозируется результат.
Такая форма индивидуальной работы оправдала себя, т.к. не только одаренные обучающиеся достигают высоких результатов, поступают в вузы и являются активными студентами Студенческих научных обществ, продолжают обучение в аспирантурах, защищают диссертации, но и наша школа на протяжении многих лет входит в число лучших общеобразовательных учреждений Республики, побеждает в рейтинговое и по результатам 2010-2011 учебного года является Образовательным учреждением - победителем года Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
1. Теоретическая подготовка. Главной в обучении одаренных школьников является теоретическая подготовка. На первом занятии предусмотрено общее тестирование по всем разделам предмета. Проверяется первичный уровень знаний, выявляются пробелы в темах и разделах. Составляется примерный план работы для изучения теоретического материала. На последующих занятиях изучаются разделы предмета крупными блоками. Внедрение новых государственных стандартов, а именно, часов неаудиторной занятости способствует индивидуализации обучения.
2. Практическая отработка. Кроме теоретической подготовки, проводится практическая работа: приготовление и изучение микропрепаратов, проведение опытов (газообмен, транспирация, фотосинтез) в лаборатории, на местности в полевых условиях. Все эти действия необходимы для подготовки к региональному этапу Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии и экологии.
3. Исследовательская работа. Важным моментом развития способностей школьников является исследовательская работа. Она способствует развитию личностных качеств школьника, повышает его общительность, коммуникабельность, самооценку, а главное мотивацию к обучению. Исследовательской работе школьников, их участию в научных секциях ШНО предшествует обязательный спецкурс «Введение в научное исследование» Этот блок является наиважнейшим в ходе организации всей исследовательской работы, поскольку формулируемый научный аппарат определяет весь ход дальнейшего исследования. Для начинающих исследователей очень важно иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, так как на первых порах овладения навыками научной работы большинство возникающих проблем носит именно методологический характер.
При работе с одаренными детьми могут возникать сложности, надо о них помнить т.к. одаренные дети не всегда «Удобные» школьники. Необходимо выявит «Педагогические риски» не успешности развития познавательной компетентности юного исследователя. Педагогу нужно уберечься от двух крайностей: Неодобрения, негативной оценки, критики и чрезмерной опеки, оказания помощи, когда она не востребована.
Интеллектуальная работа – это большая нагрузка на обучающегося, поэтому нужно помнить о приёмах создания душевного комфорта в процессе воспитания одаренного ребенка.
4. В индивидуальный план работы необходимо включать сотрудничество с внешкольными организациями. Привлечение специалистов-предметников по направлениям исследований, педагогов ДЭБЦ, преподавателей вузов, специалистов музеев, роспортебнадзора. Если есть необходимость депутатов муниципального и регионального уровня. Методисты ДЭБЦ организуют ежегодные обучающие поездки в различные музеи (орнитологический, палеонтологический), ботанические сады, где экскурсию проводят ученые, доктора, профессоры в данной области знаний. Ученые рецензируют исследовательские работы, оказывают помощь в методике проведения исследования, консультируют по каждой конкретной работе. Важным условием выявления, одаренного обучающегося является работа с узкими специалистами: психологами, социальными педагогами, школьными врачами для выявления реального состояния здоровья учащегося, интересов, способностей, развития коммуникативных навыков.
5. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Обязательным элементом работы с одаренными детьми является запланированное участие в предметных конкурсах, конференциях, олимпиадах. Поверяются не столько знания, сколько особенности нервной системы школьника выдержать напряжение, не растеряться, сконцентрировать внимание на главном, видеть и понимать вопросы, отстаивать свою точку зрения, умение общаться, бороться и не сдаваться при первых трудностях. Успешное участие усиливает стремление ребенка к самосовершенствованию в интеллектуальной сфере деятельности.
6. Работа с родителями – необходимое условие работы с одаренными детьми. Работая с обучающимися, необходимо проводить не только теоретическую и практическую подготовку, но и обращать внимание на психологические особенности ребенка. Полный социальный портрет школьника можно составить, беседуя с родителями, а также зная материальное и нравственное положение дел в семье. Школа активно работает с родителями. Посещаем детей на дому, приглашаем родителей для проведения внеклассных мероприятий. Родители активно участвуют в жизни класса и школы, работе родительского комитета, Управляющего Совета школы. Традиционно, для родителей, проводятся школьный фестиваль семьи, родительские общешкольные конференции «Роль семьи в воспитании одаренных детей», общешкольные совместные мероприятия «Парад достижений», «Золотые лавры», «Интеллект - 2012». На мероприятиях школьники вместе с родителями участвуют в интеллектуальных, спортивных художественно-эстетических конкурсах, что положительно влияет на климат в семье и взаимопонимание участников воспитательного процесса: учителей и родителей. Возникает согласованное взаимодействие родителей со школой.
7. Материальная база, научная и учебная литература. В развитии одаренного школьника большую роль играет материально-техническая база общеобразовательного учреждения. В кабинете установлен моноблок с выходом в интернет, проектор, интерактивная доска, наноэдюкатор. Имеется полный комплект наглядного и раздаточного материала. Наличие 15 переносных биолабораторий и 30 микроскопов позволяют сформировать у каждого обучающегося навыки экспериментальной работы. При подготовке к исследовательской деятельности используется микролаборатория ДЭБЦ, оборудование роспотребнадзора, местных вузов.
Для проведения интеллектуальной подготовки школьников требуется научная, популярная и энциклопедическая литература. У обучающегося формируется библиотечка специализированной литературы и медиотека. Научный подход к выявлению одаренных детей позволяет своевременно начать развивать их способности в нужном направлении, а, индивидуальный план работы способствует тесному взаимодействию учителя с обучающимся психологами, педагогами дополнительного образования, помогая получить не только предметные знания, но формировать личность ребенка, следовательно, эффективно решать задачи обучения, добиваясь более высоких результатов.
Предварительный просмотр:
Нетрадиционный урок-телепередача на тему "Класс земноводные". 7-й класс
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях внешнего строения, происхождения, размножения, классификации и разнообразии земноводных.
Тип урока: нетрадиционный урок – телепередача.
Задачи:
- Воспитательная – продолжить формирование чувства ответственности за свои действия; умения принимать решения сообща; способности выражать свои мысли ярко, четко, кратко; выслушивать. Прививать любовь к окружающей природе.
- Образовательная – показать многообразие амфибий в природе, рассмотреть роль амфибий в деятельности человека и биоценозах;
- Развивающая – развивать познавательные интересы учащихся, умение обобщать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование - иллюстрации и рисунки с изображением заботы о потомстве земноводных, выполненные учащимися, влажные зоопрепараты “Развитие лягушки”, смайлики, бейджики для учащихся, карточки для игры “Найди свой отряд”.
Методы – словесная (сюжетно-информационные беседы, рассказ, инструктивное объяснение), игра, компьютерные технологии.
Программное обеспечение: презентация к уроку “Класс Земноводные”, подготовленная в Microsoft Power Point; видеофрагменты детского журнала Ералаш “Царевна лягушка”, видеофрагмент “Развитие лягушки”, звукозапись "Голоса земноводных".
Ход урока
Здравствуйте!!! Снова мы, вместе с вами, встречаемся на телеканале.
Прежде чем озвучить тему сегодняшнего выпуска я бы хотела, чтобы вы мне показали ваше настроение с помощью смайликов.
Сегодня, на нашей телепередаче “Эти удивительные Хордовые”, будем говорить об интересных, необычных, ярких животных. Так, о ком идет речь? Для этого я предлагаю послушать аудиозапись (Слайд 1).
Учащиеся по аудиозаписи определяют звук животных и класс, к которому они относятся.
Сегодня в нашей программе: (слайд 2)
1. Рубрика “Терминология”.
2. Репортажи наших корреспондентов.
3. Прямое включение с кружка “Юный натуралист”.
4. Рубрика “А ну-ка, отгадай-ка”.
5. Игра “Найди свой отряд”.
6. Кто это к нам в гости пришел?
В нашей программе присутствуют корреспонденты, ученные и гости.
1. Рубрика “Терминология”
Начинаем мы с терминов озвученных ранее на уроках (Слайд 3).
- Хорда
- Позвоночник
- Желудочек
- Боковая линия
- Латимерия
- Рыбы
- Икринки
(учащиеся дают определения терминам)
2. Репортажи корреспондентов
А теперь послушаем информацию, которую подготовили наши корреспонденты.
Корреспондент 1. Рассказывает об общей характеристике Класса Земноводных (слайд 4,5,6).
Корреспондент 2. Рассказывает о развитии лягушки (слайд 7). Просмотр видеофрагмента “Развитие лягушки” (слайд 8).
Класс земноводные подразделяется на 3 отряда: Безногие, Бесхвостые, Хвостатые (слайд 9).
Корреспондент 2. Рассказывает про представителей Отряда Безногие (слайд 10).
Корреспондент 3. Рассказывает о встречаемости, разнообразии Отряда Хвостатые (слайд 11).
Корреспондент 4. Рассказывает Отряд Бесхвостые (слайд 12).
Корреспондент 5. Рассказывает интересные факты “Лягушкины рекорды” (слайд 13).
Корреспондент 6. Рассказывает про памятники, возложенные лягушкам (слайд 14, 15, 16).
Спасибо большое, уважаемые корреспонденты за такую интересную информацию! В нашу программу пришло письмо от учащихся младшей школы, посещающих кружок “Юный натуралист” (учитель зачитывает текст письма, в котором описывается просьба юных натуралистов дать им ответ на вопросы, слайд 17).
3. Прямая трансляция с кружка “Юный натуралист”
Для видео трансляции, необходимо заранее снимать на видео уч-ся младшей школы, а именно, какие вопросы их интересуют о земноводных, и смонтировать краткий видеофрагмент.
Во время видеотрансляции младшие школьники задают вопросы, а участники нашей телепередачи отвечают.
- Почему лягушка относится к земноводным?
- Почему лягушка мокрая?
- Сколько лет живут лягушки?
- Кто такие земноводные?
- Правда, что есть лягушки весом до 2–х кг.
- Как дышит лягушка под водой?
- Как длинный язык помещается во рту у лягушки?
4. Рубрика “А ну-ка, отгадай-ка”
В нашей рубрике “А ну-ка, отгадай-ка” вы должны разгадать кроссворд и ребусы (слайд 18, 19, 20).
Вопросы для кроссворда:
- Группа животных, приспособленных к жизни на суше и в воде.
- Отряд земноводных, характеризующихся наличием хвоста.
- Личинки земноводных.
- Орган дыхания головастика.
- Представитель земноводных отряда Хвостатых без задних конечностей.
- Бесхвостые земноводные, на верхней челюсти которых имеются мелкие зубы.
- Самая крупная жаба.
Ответы на ребусы: чесночница, тритон, рыбозмей, саламандра.
5. Игра “Найди свой отряд” (слайд 21)
Дорогие участники программы, у Вас на столах есть карточки, на которых написаны либо название вида, либо признак характеризующего отряд земноводных. Определите, к какому отряду относится ваша карточка, подойдите к доске и прикрепите ее к нужному отряду:
А какое значение имеют земноводные? (учащиеся отвечают, потом сверяем ответы с тем что написано на слайде 22).
Амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они - часть сложной системы с названием “Природа”, а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом (слайд 23).
6. Кто к нам в гости пришел?
Художественное задание. Приложение № 1.
Кто у нас изображен на рисунке? А что не хватает нашей гостье? Давайте мы поможем гостье приобрести цвет. Для этого нужно ответить на несколько вопросов Приложение № 2.
(Учащиеся отвечают на вопросы и соединяют точки зеленым маркером).
Молодцы! Мы справились с заданием, которым принесла нам царевна лягушка, в благодарность наша “Царевна лягушка” принесла Вам видеоматериал, давайте мы его просмотрим.
(просмотр видеофрагмента киножурнала Ералаш “Царевна лягушка”).
На этом наша телепередача подошла к концу, покажите Ваше настроение с помощью смайликов.
На следующий выпуск нашей телепередачи подготовьте сказку или стихотворение про земноводных.
Общая характеристика земноводных
К современным земноводным относится около 2850 видов, объединяемых в 3 отряда: безногие, хвостатые и бесхвостые земноводные. Безногие земноводные имеют удлинённое тело, конечности и хвост отсутствуют. Хвостатые земноводные имеют вытянутое тело, хвост хорошо развит, ноги обычно слабые и короткие. Бесхвостые земноводные имеют две пары конечностей, по земле передвигаются прыжками; в воде плавают, отталкиваясь задними конечностями, снабженными у большинства видов плавательные перепонками.
Все земноводные имеют гладкую тонкую кожу, сравнительно легко проницаемую для жидкостей и газов. Кожа богата кожными железами, выделяющими слизь. У некоторых слизь может быть ядовитой или облегчать газообмен. Кожа является дополнительным органом газообмена и снабжена густой сетью капилляров.
У земноводных впервые появилась настоящая пятипалая конечность. У лягушки, например, мышцы лучше всего развиты в области челюстей и конечностей. У хвостатых земноводных (огненная саламандра) так же сильно развиты хвостовые мышцы.
Кровеносная система замкнутая, сердце трёхкамерное со смешиванием крови в желудочке (кроме безлёгочных саламандр, которые имеют двухкамерное сердце). Температура тела зависит от температуры окружающей среды.
Кровеносная система состоит из большого и малого кругов кровообращения. Появление второго круга связано с приобретением лёгочного дыхания. Сердце состоит из двух предсердий (в правом предсердии кровь смешанная, преимущественно венозная, а в левом — артериальная) и одного желудочка. Внутри стенки желудочка образуют складки, препятствующие смешиванию артериальной и венозной крови. Из желудочка выходит артериальный конус, снабжённый спиральным клапаном.
Развитие лягушки
Наиболее ярко проявляется связь земноводных с водой при размножении. Икру они откладывают в воду, здесь же протекает их развитие. Личинка наземной лягушки — головастик — полностью водяное животное. Лягушки размножаются весной.
Самка мечет в воду икру, самец тут же выпускает на неё семенную жидкость. Прозрачные оболочки икринок разбухают и слипаются, образуя большие слизистые комья, плавающие у поверхности воды. Через две-три недели из икринки выходит личинка лягушки— головастик (рис. 105). У него узенькое тельце с длинным хвостом, а по бокам головы ветвистые наружные жабры. Первые дни своей жизни головастик не плавает и не ест: у него ещё нет рта. На нижней стороне головы он имеет два присоска, при помощи которых прицепляется к подводным растениям. Через несколько дней появляется рот с роговыми челюстями. Головастик начинает питаться: скоблит подводные растения. Наружные жабры вскоре исчезают. Их заменяют жаберные щели с внутренними жабрами. В это время головастик очень напоминает рыбу. У него рыбообразная форма тела, есть жабры, сердце разделено на два отдела, только один круг кровообращения, скелет состоит из хорды, органом передвижения служт хвост, у него даже имеется боковая линия. Своим рыбоподобным строением головастик напоминает древнего предка земноводных. Так, во время своего развития лягушка вкратце повторяет историю происхождения земноводных от рыб.
Идут дни. Головастик не только растёт, но и продолжает изменяться. Близ основания хвоста появляются два бугорка. Они увеличиваются: растут задние ноги. Передних ног ещё не видно: они развиваются под жаберными крышками. Жаберные щели понемногу зарастают, одновременно из выростов кишечника развиваются лёгкие. Головастик всё чаще и чаще всплывает на поверхность, чтобы подышать. С развитием лёгких изменяется кровеносная система. Появляются сосуды, несущие кровь от сердца к лёгким и от лёгких к сердцу: образуется второй круг кровообращения. Перегородка делит предсердие на две половины, теперь сердце состоит из трёх отделов. Роговые челюсти пропадают, рот расширяется, вырастает язык. Головастик переходит на животную пищу. К тому времени, когда растущие передние ноги выступят из-под жаберных крышек, задние ноги уже вырастут. С их помощью головастик начинает плавать по-лягушечьи. Хвост становится всё меньше и меньше, сморщивается, словно тает с конца. Наконец, крохотные лягушата выползают на берег. У них ещё виден остаток хвостика, но вскоре и он исчезает.
Все земноводные делятся на три больших отряда.
Первый и самый большой отряд бесхвостых насчитывает около двух тысяч видов. Эти животные, имеющие две пары лап, передвигаются по земле вприпрыжку и прекрасно плавают в воде. Представителями этого отряда являются лягушки, квакши, жабы.
Бесхвостые земноводные - отряд достаточно разнообразный и распространенный. Строение их туловища имеет ряд особенностей: короткие туловище и шея, без хвоста; хорошо развитые конечности, причем задние короче передних. Хвостовые позвонки срощены в одну длинную косточку - уростиль. Животные имеют тонкий, длинный захватывающий язык.
Живут преимущественно на земле (за исключением пиповых). Места обитания - теплый, влажный климат. Бесхвостые имеют примитивные легкие, но хорошо дышат кожей, а сердце имеет переходное строение от рыб к позвоночным.
Отряд земноводных под названием хвостатые насчитывает около 280 видов.
Все они имеют хорошо развитый хвост, вытянутое тело и короткие слабые ноги. Типичные представители отряда – тритоны и саламандры. У некоторых видов конечности развиты полноценно, а некоторые имеют лишь передние, на которых имеются 3-4 пальца, и 2 – 5 - на задних. Такие земноводные, как правило, живут на земле и достаточно активны.
Некоторые виды хвостатых не имеют конечностей вовсе. Такое животное можно перепутать со змеей, поскольку способ передвижения их также змееобразный. Эти виды земноводных живут в основном в северных и умеренных широтах
Самый малочисленный отряд земноводных - это червяги. Характерными чертами их является отсутствие хвоста и конечностей.
Их тело имеет червеобразную форму, разделенную на сегменты. Таким строением они обязаны подземельной среде обитания во влажных тропических почвах. Это наложило отпечатки и на строение внутренних органов: одно легкое больше другого, овальной формы, а почки лентообразны. У бесхвостых очень интересное строение органа обоняния и осязания: на голове у них есть маленькое щупальце, которое помещается в кожной ямке и которое они периодически высовывают, как язык.
У отряда червяг развито и внутреннее, и наружное оплодотворение: клоака самца может выворачиваться и служить органом размножения.
Безногие земноводные — отряд позвоночных животных класса земноводных. Безногие являются самым малым отрядом земноводных, включающим лишь около 170 видов. Известны с раннего юрского периода.
У безногих земноводных нет конечностей, а хвост сильно редуцирован. Мелких безногих земноводных (размером до 10 см) можно легко спутать с дождевыми червями в то время как крупные виды (размером от 1 до 1,5 м) напоминают скорее змей.
Кожа безногих земноводных гладкая и зачастую окрашена в матовый тёмный цвет. Некоторые виды имеют цветные полоски или пятна на боках. Из-за содержащейся в коже известковой чешуи, а также из-за сросшихся черепных костей, безногих земноводных ранее относили к вымершим панцирным амфибиям. Однако сегодня эти морфологические особенности считают вторичными приспособлениями. На челюстях на нёбе почти нет зубов.
Глаза безногих земноводных покрыты тонким слоем кожи, из-за чего они могут различать лишь свет и тьму. Восприятие окружающего мира происходит главным образом с помощью обоняния и двух осязательных органов, расположенных между носом и глазами. Вибрации земли также играют роль при ориентации. Дыхание осуществляется с помощью правого лёгкого, левое лёгкое, как правило, редуцировано. Как и у других земноводных, дыхание также частично осуществляется через кожу и слизистые оболочки рта, в особенности у единственного безлёгочного вида.
Отряд хвостатые
Представители этого отряда имеют удлиненное тело, переходящее в хвост. Передние и задние конечности примерно одинаковой длины. У многих видов оплодотворение внутреннее. Общее число видов около 350. Тритоны имеют важное приспособление к окружающей среде, это — кожистая оторочка на спине и хвосте — место наибольшего ветвления кожных кровеносных сосудов, через стенки которых идет дыхание в воде. При переходе тритонов к наземной жизни, когда они дышат легкими, эта оторочка исчезает, а кожа становится толще и суше.
К отряду хвостатых относится гигантская саламандра (от 10 см до 1,8 м длиной), живущая в реках Японии и Китая, питающаяся червями, рыбами, лягушками и т. д. Мясо саламандры используют в пищу. В Карпатах встречается пятнистая саламандра, имеющая яркую окраску тела (черные и желтые цвета). Кожные железы этой саламандры выделяют ядовитое вещество, имеющее для нее защитное значение.
Отряд бесхвостые
Наиболее многочисленный отряд высокоорганизованных животных, обитающих на всех континентах, кроме Антарктиды. Их размеры относительно невелики: от 1,5 см (короткоголов) до 32 (голиаф). Вес может достигать 3,25 кг. К бесхвостым относятся: лягушки, жабы, квакши.
Наиболее приспособленная к наземному образу жизни серая, или обыкновенная жаба. Безобразный вид жаб вызывал много суеверий и был причиной истребления этих полезных животных. Между тем жабы заслуживают охраны и защиты, как верные помощники человека. Одна жаба в течение лета приносит огромную пользу, которая исчисляется не одним десятком рублей. Однако выделения кожных желез жабы ядовиты. Поэтому после общения с жабой надо тщательно вымыть руки.
В Центральной и Южной Америке водится жаба-ага, ее ядом издавна пользовались индейцы для смазывания стрел. Яд жабы-аги обладает смертоносным действием.
К земноводным, приспособившимся к древесному образу жизни, относят небольшую изящную древесную лягушку — квакшу. Квакша обыкновенная встречается на юге Европы, отличается рядом особенностей. После выметывания икры в водоем она забирается на деревья (дуб, граб, иву и др.), где питается насекомыми. Имея на кончиках пальцев присоски, квакша может свободно передвигаться не только по коре деревьев, но и отвесным стенам зданий и даже по стеклу. Имеет на спине очень изменчивый цвет: если сидит на зеленом месте — ее цвет зеленый, если на стволе дерева — окраска меняется под цвет коры.
Земноводные животные играют значительную роль, как в природе, так и для человека. Питаясь насекомыми, приносящими вред растениям, сохраняют урожай культурных растений. Уничтожая многих представителей беспозвоночных животных, контролируют их численность в окружающей среде. Некоторые земноводные (саламандра, жаба-голиаф и др.) используются в пищу. Некоторые являются прекрасными объектами для лабораторных исследований, проводимых учеными-биологами, медиками.
Таким образом, земноводные заслуженно нуждаются в охране и заботе о них со стороны человека. Особенно такие виды, как пятнистая саламандра, тритон альпийский, тритон карпатский, лягушка прыткая и др.
«Лягушки – рекордсмены»
Самым миниатюрным представителем лягушачьего царства можно назвать черногрудую жабу, которая обитает на Африканских просторах. Самый крупный, зафиксированный учеными экземпляр, составлял всего лишь 24 мм в длину. Самой маленькой лягушкой, которой также достается титул наименьшей амфибии, считается кубинский карлик кокоа. Она обитает на Кубе. Длина особи, достигшей своего максимального роста колеблется от 0,8 до 1,2 см.
Самая большая жаба. Это звание по правду достается жабе Ага, живущей в тропиках Австралии и Южной Америки. Средняя масса представителя породы около 450-500 грамм, но в 1991 году, вес одного самца, который принадлежал швейцарцу Хакену Форсбергу, составил целых 2,65 кг! Длинна же от головы до заднего прохода была целых 53,9 см
Наиболее крупной лягушкой является Голиаф, пойманный в 1989 году одним из жителей Сиэтла в долине реки Санага. Вес квакши составил 3,66 кг.
Самой ядовитой жабой по праву считается амфибия с довольно жутковатым названием: Древолаз ужасный. Он занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как обладатель самого сильного в мире яда, в 20 раз более сильного чем у иных представителей лягушачего царства. Яда взрослой особи хватит для убийства 1500 человек, а по силе отрава в несколько тысяч раз сильнее и опаснее цианистого калия.
Лягушка как хтоническое животное
Лягушку принято считать хтоническим животным, которое указывает на силы, приведшие к возникновению жизни. Ее ассоциируют с идеями творения и воскресения, что связано с циклами появления и исчезновения.
Если рассмотреть схему древа мирового и структуру трех космологических зон, то лягушка (наряду с остальными хтоническими животными) приурочена в первом случае – к корням, а во втором к нижнему миру, в первую очередь, к подземным водам.
Лягушка, подобно черепахе, или рыбе, или какому-то другому морскому животному, на своей спине держит мир. Также с лягушкой связывают и элементы хаоса – то есть, того первоначального ила, из которого, собственно, и возник мир.
Символически лягушка связана с Луной. Существует много мифов, в которых рассказывается о живущей на Луне лягушке.
Она – амфибия, то есть существо, способное жить в двух стихиях. Лягушка в ходе своего развития проходит сильную трансформацию: из головастика, приспособленного к жизни только в воде, превращается в особь, способную обитать в воде и на земной тверди.
Таким образом, она является как бы посредником между этими мирами и символизирует трансмутацию. Во многих традициях лягушку связывают с водой и с дождем.
Хтонизм - поклонение,обожествление,почитание, фетишизация, преклонение, благоговение; Словарь русских синонимов. Культ
почитание, поклонение кому, чему, обожествление, фетишизация…
Библейское значение лягушек
Библейское значение лягушек На Руси среди верующих людей издавна бытует мнение, что все те люди, которые утонули во время всемирного потопа, превратились в лягушек. Основным доказательством этого факта считается то, что у лягушки, как и у человека, на руках и ногах по пять пальцев, четыре из которых – длинные, а пятый – короткий. Согласно этим же поверьям, должно прийти время, когда лягушки станут снова людьми, а все живущие на планете люди обратятся в лягушек.
Убивать лягушек — грешно. Считается, что за это после смерти человека на том свете ему ничего не подадут кроме лягушачьего пирога. В народе всегда считалось, что с лягушками вообще лучше не связываться и не иметь никакого дела. Они-де могут и сглазить, а, сидя под печкой, испортить хлеб. Да и смотрит лягушка на человека не из праздного любопытства, а, как оказывается, пересчитывает у него зубы, которые после этого выпадают.
Колдуны на Руси, когда хотели сделать кому-нибудь какое-то зло, тоже не обходились без лягушек: они сушили их, растирали в порошок и добавляли его в питье, которое давали своим врагам. Считалось, что после этого у несчастных появлялись в животах лягушачьи гнезда. Чтобы спасти такого человека, его грудь обкладывали свежими ягодами малины, после чего лягушки должны были выползти наружу.
Однако, несмотря на все неприятности, с которыми связывали лягушек, пользу они тоже приносили. В лечебнике XVII века описан необычный способ лечения «черной немочи». Когда от слабости человек уже не мог говорить, пить есть, ко рту больного подносили лягушку, чтобы он дышал прямо на нее. Как утверждали знахари, минут чрез 10 «черная немочь» переселялась из человека в лягушку, и больной полностью выздоравливал.
Народные прозвища, приметы, поговорки о лягушках
Лягушки, как и другие земноводные, в фольклоре различных народов пользуются большой популярностью. Лягушек боятся убивать, потому что в народе принято считать, что они имеют какую-то мистическую связь с миром мертвых, а, значит, и дождем, и с плодородием земли. Лягушек используют в любовной, целебной и вредоносной магии, и одновременно с этим считают их «нечистыми» животными и оборотнями. В русском фольклоре представления о лягушке практически такие же.
В России и в наши дни во многих местах считается, что, убив лягушку, можно вызвать дождь. В юго-западных регионах России запрещено убивать «домашних» лягушек (живущих под печкой, в подполье, на дворе), иначе из дома навсегда уйдет счастье. Вместе с тем казаки на Урале были убеждены, что когда при багрении рыбы кому-то на багор попадается лягушка, тот уже может не надеяться поймать рыбу, даже если он поменяет и место, и багор.
Все приметы и поверья, которые в народе связывали с лягушками, выражались в пословицах и поговорках. Их на сегодняшний день существует великое множество. Как лягушке ни дуйся, но до вола далеко. Не быть лягушке волом, сколько б воды ни пить. Скакуху за уши не поймаешь. До грозы лягушки не квакают (имеется в виду – до первой грозы). Лягушка квакает к дождю. Кричат лягушки – пора сеять. Если лягушки заквакают, а потом замолкнут (от холода), то будет такая же помела, когда хлебам красоваться. Лягушка квачет — овес скачет (значит, сеять пора).
В наше время практически на всей территории России существуют приметы, связанные с лягушкой. Жаба выползла в траву – к дождю. Если лягушки держатся сверху на воде и усердно квакают, выставив мордочки наружу – к ненастью. Лягушки прыгают по суше – к дождю. С наступлением осени лягушки начинают глубоко прятаться в воде – к раннему наступлению осенних холодов.
Приворотная сила лягушек
Лягушки, наряду с многими другими мелкими существами, довольно часто использовались в ужасных чародействах, где животных подвергали пыткам, чтобы спровоцировать возникновение подобного эффекта у какого-нибудь человека. В древних источниках были описаны два случая с использованием в любовной магии лягушек. Одна дербиширская девушка, которой изменил возлюбленный, утыкала живую лягушку иголками и закопала ее. После этого у юноши появились мучительные боли во всем теле, он был вынужден вернуться к ней. Девушка выкопала лягушку, вынула из ее тела булавки, после чего боль прошла. После всего этого молодой человек женился все-таки на этой девушке.
В другом случае одна девушка из восточного Йоркшира тоже решила прибегнуть к знаменитому лягушачьему привороту. Она утыкала булавками лягушку и положила ее в шкатулку, где держала ее, пока она погибла и высохла. Тогда девушка вынула из лягушки маленькую косточку, похожую на ключ, и тихонько пристегнула ее к одежде молодого человека, которого любила и хотела выйти за него замуж.
После этого бедняга начал испытывать такие же муки, какие пережила лягушка. Прошло меньше недели, и парень пришел к девице, сказав, что хочет жениться на ней, хоть и знал, что они не будут счастливы вместе. Они действительно поженились, и действительно не были счастливы. Принимая во внимание те обстоятельства, которые привели к возникновению брака, это вовсе не удивительно.
Лягушка-врачевательница
Лягушка-врачевательница. Лягушек в прежние времена наделяли особыми свойствами, связанными с их способностью воздействовать на физическое и энергетическое состояние человека. В связи с этим лягушек довольно часто использовали с лечебными и менее безобидными – колдовскими целями.
Самое известное народное средство для лечения молочницы — взять в рот живую лягушку (целиком, вместе с головой) и подержать ее некоторое время. Считалось, что лягушка, когда дышала, оттягивала от десен болезнь и всасывала ее в себя. Чтобы вывести бородавки, рекомендовалось потереть их лягушкой, а затем бросить ее на ветки тернового дерева, чтобы она погибла. Когда лягушка высохнет, исчезнут и бородавки. В России, наоборот, во все времена считалось (причем это поверье бытует и в наши дни), что бородавки появляются в том месте, куда попадает моча лягушки, в связи с чем категорически не советовали брать ее в руки.
Но это одна из немногих негативных примет, которые были связаны с лягушкой в древнем врачевательстве. Как правило, лягушка была способна излечивать от многих болезней. Так, высушенное лягушачье тельце, которое помещали в шелковую ладанку и носили на шее, предотвращало эпилепсию или любой другой вид припадков. А В Йокшире проглоченные живьем маленькие лягушата помогали от общей слабости и были способны излечить
Предварительный просмотр:
Нетрадиционный урок-телепередача на тему "Класс земноводные". 7-й класс
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях внешнего строения, происхождения, размножения, классификации и разнообразии земноводных.
Тип урока: нетрадиционный урок – телепередача.
Задачи:
- Воспитательная – продолжить формирование чувства ответственности за свои действия; умения принимать решения сообща; способности выражать свои мысли ярко, четко, кратко; выслушивать. Прививать любовь к окружающей природе.
- Образовательная – показать многообразие амфибий в природе, рассмотреть роль амфибий в деятельности человека и биоценозах;
- Развивающая – развивать познавательные интересы учащихся, умение обобщать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование - иллюстрации и рисунки с изображением заботы о потомстве земноводных, выполненные учащимися, влажные зоопрепараты “Развитие лягушки”, смайлики, бейджики для учащихся, карточки для игры “Найди свой отряд”.
Методы – словесная (сюжетно-информационные беседы, рассказ, инструктивное объяснение), игра, компьютерные технологии.
Программное обеспечение: презентация к уроку “Класс Земноводные”, подготовленная в Microsoft Power Point; видеофрагменты детского журнала Ералаш “Царевна лягушка”, видеофрагмент “Развитие лягушки”, звукозапись "Голоса земноводных".
Ход урока
Здравствуйте!!! Снова мы, вместе с вами, встречаемся на телеканале.
Прежде чем озвучить тему сегодняшнего выпуска я бы хотела, чтобы вы мне показали ваше настроение с помощью смайликов.
Сегодня, на нашей телепередаче “Эти удивительные Хордовые”, будем говорить об интересных, необычных, ярких животных. Так, о ком идет речь? Для этого я предлагаю послушать аудиозапись (Слайд 1).
Учащиеся по аудиозаписи определяют звук животных и класс, к которому они относятся.
Сегодня в нашей программе: (слайд 2)
1. Рубрика “Терминология”.
2. Репортажи наших корреспондентов.
3. Прямое включение с кружка “Юный натуралист”.
4. Рубрика “А ну-ка, отгадай-ка”.
5. Игра “Найди свой отряд”.
6. Кто это к нам в гости пришел?
В нашей программе присутствуют корреспонденты, ученные и гости.
1. Рубрика “Терминология”
Начинаем мы с терминов озвученных ранее на уроках (Слайд 3).
- Хорда
- Позвоночник
- Желудочек
- Боковая линия
- Латимерия
- Рыбы
- Икринки
(учащиеся дают определения терминам)
2. Репортажи корреспондентов
А теперь послушаем информацию, которую подготовили наши корреспонденты.
Корреспондент 1. Рассказывает об общей характеристике Класса Земноводных (слайд 4,5,6).
Корреспондент 2. Рассказывает о развитии лягушки (слайд 7). Просмотр видеофрагмента “Развитие лягушки” (слайд 8).
Класс земноводные подразделяется на 3 отряда: Безногие, Бесхвостые, Хвостатые (слайд 9).
Корреспондент 2. Рассказывает про представителей Отряда Безногие (слайд 10).
Корреспондент 3. Рассказывает о встречаемости, разнообразии Отряда Хвостатые (слайд 11).
Корреспондент 4. Рассказывает Отряд Бесхвостые (слайд 12).
Корреспондент 5. Рассказывает интересные факты “Лягушкины рекорды” (слайд 13).
Корреспондент 6. Рассказывает про памятники, возложенные лягушкам (слайд 14, 15, 16).
Спасибо большое, уважаемые корреспонденты за такую интересную информацию! В нашу программу пришло письмо от учащихся младшей школы, посещающих кружок “Юный натуралист” (учитель зачитывает текст письма, в котором описывается просьба юных натуралистов дать им ответ на вопросы, слайд 17).
3. Прямая трансляция с кружка “Юный натуралист”
Для видео трансляции, необходимо заранее снимать на видео уч-ся младшей школы, а именно, какие вопросы их интересуют о земноводных, и смонтировать краткий видеофрагмент.
Во время видеотрансляции младшие школьники задают вопросы, а участники нашей телепередачи отвечают.
- Почему лягушка относится к земноводным?
- Почему лягушка мокрая?
- Сколько лет живут лягушки?
- Кто такие земноводные?
- Правда, что есть лягушки весом до 2–х кг.
- Как дышит лягушка под водой?
- Как длинный язык помещается во рту у лягушки?
4. Рубрика “А ну-ка, отгадай-ка”
В нашей рубрике “А ну-ка, отгадай-ка” вы должны разгадать кроссворд и ребусы (слайд 18, 19, 20).
Вопросы для кроссворда:
- Группа животных, приспособленных к жизни на суше и в воде.
- Отряд земноводных, характеризующихся наличием хвоста.
- Личинки земноводных.
- Орган дыхания головастика.
- Представитель земноводных отряда Хвостатых без задних конечностей.
- Бесхвостые земноводные, на верхней челюсти которых имеются мелкие зубы.
- Самая крупная жаба.
Ответы на ребусы: чесночница, тритон, рыбозмей, саламандра.
5. Игра “Найди свой отряд” (слайд 21)
Дорогие участники программы, у Вас на столах есть карточки, на которых написаны либо название вида, либо признак характеризующего отряд земноводных. Определите, к какому отряду относится ваша карточка, подойдите к доске и прикрепите ее к нужному отряду:
А какое значение имеют земноводные? (учащиеся отвечают, потом сверяем ответы с тем что написано на слайде 22).
Амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они - часть сложной системы с названием “Природа”, а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом (слайд 23).
6. Кто к нам в гости пришел?
Художественное задание. Приложение № 1.
Кто у нас изображен на рисунке? А что не хватает нашей гостье? Давайте мы поможем гостье приобрести цвет. Для этого нужно ответить на несколько вопросов Приложение № 2.
(Учащиеся отвечают на вопросы и соединяют точки зеленым маркером).
Молодцы! Мы справились с заданием, которым принесла нам царевна лягушка, в благодарность наша “Царевна лягушка” принесла Вам видеоматериал, давайте мы его просмотрим.
(просмотр видеофрагмента киножурнала Ералаш “Царевна лягушка”).
На этом наша телепередача подошла к концу, покажите Ваше настроение с помощью смайликов.
На следующий выпуск нашей телепередачи подготовьте сказку или стихотворение про земноводных.
Общая характеристика земноводных
К современным земноводным относится около 2850 видов, объединяемых в 3 отряда: безногие, хвостатые и бесхвостые земноводные. Безногие земноводные имеют удлинённое тело, конечности и хвост отсутствуют. Хвостатые земноводные имеют вытянутое тело, хвост хорошо развит, ноги обычно слабые и короткие. Бесхвостые земноводные имеют две пары конечностей, по земле передвигаются прыжками; в воде плавают, отталкиваясь задними конечностями, снабженными у большинства видов плавательные перепонками.
Все земноводные имеют гладкую тонкую кожу, сравнительно легко проницаемую для жидкостей и газов. Кожа богата кожными железами, выделяющими слизь. У некоторых слизь может быть ядовитой или облегчать газообмен. Кожа является дополнительным органом газообмена и снабжена густой сетью капилляров.
У земноводных впервые появилась настоящая пятипалая конечность. У лягушки, например, мышцы лучше всего развиты в области челюстей и конечностей. У хвостатых земноводных (огненная саламандра) так же сильно развиты хвостовые мышцы.
Кровеносная система замкнутая, сердце трёхкамерное со смешиванием крови в желудочке (кроме безлёгочных саламандр, которые имеют двухкамерное сердце). Температура тела зависит от температуры окружающей среды.
Кровеносная система состоит из большого и малого кругов кровообращения. Появление второго круга связано с приобретением лёгочного дыхания. Сердце состоит из двух предсердий (в правом предсердии кровь смешанная, преимущественно венозная, а в левом — артериальная) и одного желудочка. Внутри стенки желудочка образуют складки, препятствующие смешиванию артериальной и венозной крови. Из желудочка выходит артериальный конус, снабжённый спиральным клапаном.
Развитие лягушки
Наиболее ярко проявляется связь земноводных с водой при размножении. Икру они откладывают в воду, здесь же протекает их развитие. Личинка наземной лягушки — головастик — полностью водяное животное. Лягушки размножаются весной.
Самка мечет в воду икру, самец тут же выпускает на неё семенную жидкость. Прозрачные оболочки икринок разбухают и слипаются, образуя большие слизистые комья, плавающие у поверхности воды. Через две-три недели из икринки выходит личинка лягушки— головастик (рис. 105). У него узенькое тельце с длинным хвостом, а по бокам головы ветвистые наружные жабры. Первые дни своей жизни головастик не плавает и не ест: у него ещё нет рта. На нижней стороне головы он имеет два присоска, при помощи которых прицепляется к подводным растениям. Через несколько дней появляется рот с роговыми челюстями. Головастик начинает питаться: скоблит подводные растения. Наружные жабры вскоре исчезают. Их заменяют жаберные щели с внутренними жабрами. В это время головастик очень напоминает рыбу. У него рыбообразная форма тела, есть жабры, сердце разделено на два отдела, только один круг кровообращения, скелет состоит из хорды, органом передвижения служт хвост, у него даже имеется боковая линия. Своим рыбоподобным строением головастик напоминает древнего предка земноводных. Так, во время своего развития лягушка вкратце повторяет историю происхождения земноводных от рыб.
Идут дни. Головастик не только растёт, но и продолжает изменяться. Близ основания хвоста появляются два бугорка. Они увеличиваются: растут задние ноги. Передних ног ещё не видно: они развиваются под жаберными крышками. Жаберные щели понемногу зарастают, одновременно из выростов кишечника развиваются лёгкие. Головастик всё чаще и чаще всплывает на поверхность, чтобы подышать. С развитием лёгких изменяется кровеносная система. Появляются сосуды, несущие кровь от сердца к лёгким и от лёгких к сердцу: образуется второй круг кровообращения. Перегородка делит предсердие на две половины, теперь сердце состоит из трёх отделов. Роговые челюсти пропадают, рот расширяется, вырастает язык. Головастик переходит на животную пищу. К тому времени, когда растущие передние ноги выступят из-под жаберных крышек, задние ноги уже вырастут. С их помощью головастик начинает плавать по-лягушечьи. Хвост становится всё меньше и меньше, сморщивается, словно тает с конца. Наконец, крохотные лягушата выползают на берег. У них ещё виден остаток хвостика, но вскоре и он исчезает.
Все земноводные делятся на три больших отряда.
Первый и самый большой отряд бесхвостых насчитывает около двух тысяч видов. Эти животные, имеющие две пары лап, передвигаются по земле вприпрыжку и прекрасно плавают в воде. Представителями этого отряда являются лягушки, квакши, жабы.
Бесхвостые земноводные - отряд достаточно разнообразный и распространенный. Строение их туловища имеет ряд особенностей: короткие туловище и шея, без хвоста; хорошо развитые конечности, причем задние короче передних. Хвостовые позвонки срощены в одну длинную косточку - уростиль. Животные имеют тонкий, длинный захватывающий язык.
Живут преимущественно на земле (за исключением пиповых). Места обитания - теплый, влажный климат. Бесхвостые имеют примитивные легкие, но хорошо дышат кожей, а сердце имеет переходное строение от рыб к позвоночным.
Отряд земноводных под названием хвостатые насчитывает около 280 видов.
Все они имеют хорошо развитый хвост, вытянутое тело и короткие слабые ноги. Типичные представители отряда – тритоны и саламандры. У некоторых видов конечности развиты полноценно, а некоторые имеют лишь передние, на которых имеются 3-4 пальца, и 2 – 5 - на задних. Такие земноводные, как правило, живут на земле и достаточно активны.
Некоторые виды хвостатых не имеют конечностей вовсе. Такое животное можно перепутать со змеей, поскольку способ передвижения их также змееобразный. Эти виды земноводных живут в основном в северных и умеренных широтах
Самый малочисленный отряд земноводных - это червяги. Характерными чертами их является отсутствие хвоста и конечностей.
Их тело имеет червеобразную форму, разделенную на сегменты. Таким строением они обязаны подземельной среде обитания во влажных тропических почвах. Это наложило отпечатки и на строение внутренних органов: одно легкое больше другого, овальной формы, а почки лентообразны. У бесхвостых очень интересное строение органа обоняния и осязания: на голове у них есть маленькое щупальце, которое помещается в кожной ямке и которое они периодически высовывают, как язык.
У отряда червяг развито и внутреннее, и наружное оплодотворение: клоака самца может выворачиваться и служить органом размножения.
Безногие земноводные — отряд позвоночных животных класса земноводных. Безногие являются самым малым отрядом земноводных, включающим лишь около 170 видов. Известны с раннего юрского периода.
У безногих земноводных нет конечностей, а хвост сильно редуцирован. Мелких безногих земноводных (размером до 10 см) можно легко спутать с дождевыми червями в то время как крупные виды (размером от 1 до 1,5 м) напоминают скорее змей.
Кожа безногих земноводных гладкая и зачастую окрашена в матовый тёмный цвет. Некоторые виды имеют цветные полоски или пятна на боках. Из-за содержащейся в коже известковой чешуи, а также из-за сросшихся черепных костей, безногих земноводных ранее относили к вымершим панцирным амфибиям. Однако сегодня эти морфологические особенности считают вторичными приспособлениями. На челюстях на нёбе почти нет зубов.
Глаза безногих земноводных покрыты тонким слоем кожи, из-за чего они могут различать лишь свет и тьму. Восприятие окружающего мира происходит главным образом с помощью обоняния и двух осязательных органов, расположенных между носом и глазами. Вибрации земли также играют роль при ориентации. Дыхание осуществляется с помощью правого лёгкого, левое лёгкое, как правило, редуцировано. Как и у других земноводных, дыхание также частично осуществляется через кожу и слизистые оболочки рта, в особенности у единственного безлёгочного вида.
Отряд хвостатые
Представители этого отряда имеют удлиненное тело, переходящее в хвост. Передние и задние конечности примерно одинаковой длины. У многих видов оплодотворение внутреннее. Общее число видов около 350. Тритоны имеют важное приспособление к окружающей среде, это — кожистая оторочка на спине и хвосте — место наибольшего ветвления кожных кровеносных сосудов, через стенки которых идет дыхание в воде. При переходе тритонов к наземной жизни, когда они дышат легкими, эта оторочка исчезает, а кожа становится толще и суше.
К отряду хвостатых относится гигантская саламандра (от 10 см до 1,8 м длиной), живущая в реках Японии и Китая, питающаяся червями, рыбами, лягушками и т. д. Мясо саламандры используют в пищу. В Карпатах встречается пятнистая саламандра, имеющая яркую окраску тела (черные и желтые цвета). Кожные железы этой саламандры выделяют ядовитое вещество, имеющее для нее защитное значение.
Отряд бесхвостые
Наиболее многочисленный отряд высокоорганизованных животных, обитающих на всех континентах, кроме Антарктиды. Их размеры относительно невелики: от 1,5 см (короткоголов) до 32 (голиаф). Вес может достигать 3,25 кг. К бесхвостым относятся: лягушки, жабы, квакши.
Наиболее приспособленная к наземному образу жизни серая, или обыкновенная жаба. Безобразный вид жаб вызывал много суеверий и был причиной истребления этих полезных животных. Между тем жабы заслуживают охраны и защиты, как верные помощники человека. Одна жаба в течение лета приносит огромную пользу, которая исчисляется не одним десятком рублей. Однако выделения кожных желез жабы ядовиты. Поэтому после общения с жабой надо тщательно вымыть руки.
В Центральной и Южной Америке водится жаба-ага, ее ядом издавна пользовались индейцы для смазывания стрел. Яд жабы-аги обладает смертоносным действием.
К земноводным, приспособившимся к древесному образу жизни, относят небольшую изящную древесную лягушку — квакшу. Квакша обыкновенная встречается на юге Европы, отличается рядом особенностей. После выметывания икры в водоем она забирается на деревья (дуб, граб, иву и др.), где питается насекомыми. Имея на кончиках пальцев присоски, квакша может свободно передвигаться не только по коре деревьев, но и отвесным стенам зданий и даже по стеклу. Имеет на спине очень изменчивый цвет: если сидит на зеленом месте — ее цвет зеленый, если на стволе дерева — окраска меняется под цвет коры.
Земноводные животные играют значительную роль, как в природе, так и для человека. Питаясь насекомыми, приносящими вред растениям, сохраняют урожай культурных растений. Уничтожая многих представителей беспозвоночных животных, контролируют их численность в окружающей среде. Некоторые земноводные (саламандра, жаба-голиаф и др.) используются в пищу. Некоторые являются прекрасными объектами для лабораторных исследований, проводимых учеными-биологами, медиками.
Таким образом, земноводные заслуженно нуждаются в охране и заботе о них со стороны человека. Особенно такие виды, как пятнистая саламандра, тритон альпийский, тритон карпатский, лягушка прыткая и др.
«Лягушки – рекордсмены»
Самым миниатюрным представителем лягушачьего царства можно назвать черногрудую жабу, которая обитает на Африканских просторах. Самый крупный, зафиксированный учеными экземпляр, составлял всего лишь 24 мм в длину. Самой маленькой лягушкой, которой также достается титул наименьшей амфибии, считается кубинский карлик кокоа. Она обитает на Кубе. Длина особи, достигшей своего максимального роста колеблется от 0,8 до 1,2 см.
Самая большая жаба. Это звание по правду достается жабе Ага, живущей в тропиках Австралии и Южной Америки. Средняя масса представителя породы около 450-500 грамм, но в 1991 году, вес одного самца, который принадлежал швейцарцу Хакену Форсбергу, составил целых 2,65 кг! Длинна же от головы до заднего прохода была целых 53,9 см
Наиболее крупной лягушкой является Голиаф, пойманный в 1989 году одним из жителей Сиэтла в долине реки Санага. Вес квакши составил 3,66 кг.
Самой ядовитой жабой по праву считается амфибия с довольно жутковатым названием: Древолаз ужасный. Он занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как обладатель самого сильного в мире яда, в 20 раз более сильного чем у иных представителей лягушачего царства. Яда взрослой особи хватит для убийства 1500 человек, а по силе отрава в несколько тысяч раз сильнее и опаснее цианистого калия.
Лягушка как хтоническое животное
Лягушку принято считать хтоническим животным, которое указывает на силы, приведшие к возникновению жизни. Ее ассоциируют с идеями творения и воскресения, что связано с циклами появления и исчезновения.
Если рассмотреть схему древа мирового и структуру трех космологических зон, то лягушка (наряду с остальными хтоническими животными) приурочена в первом случае – к корням, а во втором к нижнему миру, в первую очередь, к подземным водам.
Лягушка, подобно черепахе, или рыбе, или какому-то другому морскому животному, на своей спине держит мир. Также с лягушкой связывают и элементы хаоса – то есть, того первоначального ила, из которого, собственно, и возник мир.
Символически лягушка связана с Луной. Существует много мифов, в которых рассказывается о живущей на Луне лягушке.
Она – амфибия, то есть существо, способное жить в двух стихиях. Лягушка в ходе своего развития проходит сильную трансформацию: из головастика, приспособленного к жизни только в воде, превращается в особь, способную обитать в воде и на земной тверди.
Таким образом, она является как бы посредником между этими мирами и символизирует трансмутацию. Во многих традициях лягушку связывают с водой и с дождем.
Хтонизм - поклонение,обожествление,почитание, фетишизация, преклонение, благоговение; Словарь русских синонимов. Культ
почитание, поклонение кому, чему, обожествление, фетишизация…
Библейское значение лягушек
Библейское значение лягушек На Руси среди верующих людей издавна бытует мнение, что все те люди, которые утонули во время всемирного потопа, превратились в лягушек. Основным доказательством этого факта считается то, что у лягушки, как и у человека, на руках и ногах по пять пальцев, четыре из которых – длинные, а пятый – короткий. Согласно этим же поверьям, должно прийти время, когда лягушки станут снова людьми, а все живущие на планете люди обратятся в лягушек.
Убивать лягушек — грешно. Считается, что за это после смерти человека на том свете ему ничего не подадут кроме лягушачьего пирога. В народе всегда считалось, что с лягушками вообще лучше не связываться и не иметь никакого дела. Они-де могут и сглазить, а, сидя под печкой, испортить хлеб. Да и смотрит лягушка на человека не из праздного любопытства, а, как оказывается, пересчитывает у него зубы, которые после этого выпадают.
Колдуны на Руси, когда хотели сделать кому-нибудь какое-то зло, тоже не обходились без лягушек: они сушили их, растирали в порошок и добавляли его в питье, которое давали своим врагам. Считалось, что после этого у несчастных появлялись в животах лягушачьи гнезда. Чтобы спасти такого человека, его грудь обкладывали свежими ягодами малины, после чего лягушки должны были выползти наружу.
Однако, несмотря на все неприятности, с которыми связывали лягушек, пользу они тоже приносили. В лечебнике XVII века описан необычный способ лечения «черной немочи». Когда от слабости человек уже не мог говорить, пить есть, ко рту больного подносили лягушку, чтобы он дышал прямо на нее. Как утверждали знахари, минут чрез 10 «черная немочь» переселялась из человека в лягушку, и больной полностью выздоравливал.
Народные прозвища, приметы, поговорки о лягушках
Лягушки, как и другие земноводные, в фольклоре различных народов пользуются большой популярностью. Лягушек боятся убивать, потому что в народе принято считать, что они имеют какую-то мистическую связь с миром мертвых, а, значит, и дождем, и с плодородием земли. Лягушек используют в любовной, целебной и вредоносной магии, и одновременно с этим считают их «нечистыми» животными и оборотнями. В русском фольклоре представления о лягушке практически такие же.
В России и в наши дни во многих местах считается, что, убив лягушку, можно вызвать дождь. В юго-западных регионах России запрещено убивать «домашних» лягушек (живущих под печкой, в подполье, на дворе), иначе из дома навсегда уйдет счастье. Вместе с тем казаки на Урале были убеждены, что когда при багрении рыбы кому-то на багор попадается лягушка, тот уже может не надеяться поймать рыбу, даже если он поменяет и место, и багор.
Все приметы и поверья, которые в народе связывали с лягушками, выражались в пословицах и поговорках. Их на сегодняшний день существует великое множество. Как лягушке ни дуйся, но до вола далеко. Не быть лягушке волом, сколько б воды ни пить. Скакуху за уши не поймаешь. До грозы лягушки не квакают (имеется в виду – до первой грозы). Лягушка квакает к дождю. Кричат лягушки – пора сеять. Если лягушки заквакают, а потом замолкнут (от холода), то будет такая же помела, когда хлебам красоваться. Лягушка квачет — овес скачет (значит, сеять пора).
В наше время практически на всей территории России существуют приметы, связанные с лягушкой. Жаба выползла в траву – к дождю. Если лягушки держатся сверху на воде и усердно квакают, выставив мордочки наружу – к ненастью. Лягушки прыгают по суше – к дождю. С наступлением осени лягушки начинают глубоко прятаться в воде – к раннему наступлению осенних холодов.
Приворотная сила лягушек
Лягушки, наряду с многими другими мелкими существами, довольно часто использовались в ужасных чародействах, где животных подвергали пыткам, чтобы спровоцировать возникновение подобного эффекта у какого-нибудь человека. В древних источниках были описаны два случая с использованием в любовной магии лягушек. Одна дербиширская девушка, которой изменил возлюбленный, утыкала живую лягушку иголками и закопала ее. После этого у юноши появились мучительные боли во всем теле, он был вынужден вернуться к ней. Девушка выкопала лягушку, вынула из ее тела булавки, после чего боль прошла. После всего этого молодой человек женился все-таки на этой девушке.
В другом случае одна девушка из восточного Йоркшира тоже решила прибегнуть к знаменитому лягушачьему привороту. Она утыкала булавками лягушку и положила ее в шкатулку, где держала ее, пока она погибла и высохла. Тогда девушка вынула из лягушки маленькую косточку, похожую на ключ, и тихонько пристегнула ее к одежде молодого человека, которого любила и хотела выйти за него замуж.
После этого бедняга начал испытывать такие же муки, какие пережила лягушка. Прошло меньше недели, и парень пришел к девице, сказав, что хочет жениться на ней, хоть и знал, что они не будут счастливы вместе. Они действительно поженились, и действительно не были счастливы. Принимая во внимание те обстоятельства, которые привели к возникновению брака, это вовсе не удивительно.
Лягушка-врачевательница
Лягушка-врачевательница. Лягушек в прежние времена наделяли особыми свойствами, связанными с их способностью воздействовать на физическое и энергетическое состояние человека. В связи с этим лягушек довольно часто использовали с лечебными и менее безобидными – колдовскими целями.
Самое известное народное средство для лечения молочницы — взять в рот живую лягушку (целиком, вместе с головой) и подержать ее некоторое время. Считалось, что лягушка, когда дышала, оттягивала от десен болезнь и всасывала ее в себя. Чтобы вывести бородавки, рекомендовалось потереть их лягушкой, а затем бросить ее на ветки тернового дерева, чтобы она погибла. Когда лягушка высохнет, исчезнут и бородавки. В России, наоборот, во все времена считалось (причем это поверье бытует и в наши дни), что бородавки появляются в том месте, куда попадает моча лягушки, в связи с чем категорически не советовали брать ее в руки.
Но это одна из немногих негативных примет, которые были связаны с лягушкой в древнем врачевательстве. Как правило, лягушка была способна излечивать от многих болезней. Так, высушенное лягушачье тельце, которое помещали в шелковую ладанку и носили на шее, предотвращало эпилепсию или любой другой вид припадков. А В Йокшире проглоченные живьем маленькие лягушата помогали от общей слабости и были способны излечить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...
Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии
Организация проектной деятельности в обучении детей с ОВЗ...
Мастер класс для педагогов и обучающихся с использованием исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии
Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии»Цель:Показать актуальность знаний для педагогов о применении проектного мет...
Развитие исследовательской культуры учащихся и учителя на уроках химии в процессе совместной деятельности
Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заклю...
Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии
Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии...
Организация познавательно-исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ на уроках химии.
Познавательно-исследовательская деятельность учащихся -та активность, которая превращает пассивное получение информации в активное. Она может быть организована как в рамках проектной деятельност...