Водные ресурсы, урок географии 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Урок изучается в разделе "Природные ресурсы" в 10 классе к учебнику географии Гладкий, Николина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perepyolkina_ti_razrabotka_uroka.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
География
10 класс
Разработка урока по теме «Водные ресурсы»
Тема урока: Водные ресурсы мира.
Цель урока: формирование умений давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов водными ресурсами.
Обучающиеся должны:
Знать | Уметь |
Понятия о водопотребителях и водоиспользователях данного ресурса Основные страны и регионы обеспеченные и бедные водными ресурсами. | Использовать статистические данные о потреблении воды в мире. Выявлять основные способы преодоления нарастающего дефицита воды. |
Тип урока: формирование новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, СD с презентацией урока, карта мира, проекты обучающихся, учебники, карточки с дифференцированными заданиями.
Методы урока:
- Кейс-метод
- Практический: поисковый, исследовательский.
Организация начала урока: приветствие учителя, краткое сообщение целей и задач урока.
Эпиграф: «Картина видимой природы определяется водой. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход самых основных, самых грандиозных процессов»
В.И.Вернадский
План урока
- Вступление учителя.
- Деятельностный этап
- Формирование групп, алгоритм работы.
- Отчёт групп о проделанной работе.
- Составление фрейма.
- Рефлексия, подведение итогов.
Конспект урока
1. Вступление учителя.
«Велика роль воды в исторической судьбе народов. У славян реки служили источником воды, пищи, преградой от кочевников. Никто не имел права отказать в воде человеку – этот неписанный закон нашел отражение в поговорке «Как пить дать». С водой связаны поверья, приметы, гаданья, заговоры, а также сказки, былины, эпосы.
Ремесло лоцмана было почетным на Руси. С IX века стали использовать энергию текучей воды: строили водяные мельницы. С помощью водяных колёс приводили в движение станки и другие механизмы.
В настоящее время вода рек используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности».
Как всегда начиная изучение водных ресурсов мы обращаемся часто к вам с одним и тем же вопросом «Чего на Земле больше: воды или суши?» Поэтому – то первый космонавт Земли Ю.А.Гагарин назвал голубой планетой, так как именно такой он увидел её из космоса.
А сейчас давайте вспомним Царства живой природы и вспомним, входит ли вода в состав представителей этих Царств. Вода уникальна и незаменима. Наверное, многим из вас известно, что вода занимает 80 – 99 % массы растения, 75 % живого веса животного. А человек - единственный из живых существ, который сознательно может воздействовать на водные ресурсы. Его организм очень остро реагирует на изменение водного баланса: потеря 6-8 % влаги от веса тела вызывает тяжелые состояния, близкое к обмороку, а если потери достигли 10-12 % , то у человека перестаёт биться сердце.
Итак, тема нашего урока «Водные ресурсы мира» и сегодня на уроке мы дадим оценку обеспеченности мира и отдельных регионов водными ресурсами.
Предлагаю весь изученный на уроке материал представить с помощью фрейма («фрейм» в переводе с английского означает «каркас», «рама»), т.е. элементы фреймовой технологии мы применим в формировании географического образа, составление фрейма «Водные ресурсы и их использование»
2.Деятельностный этап
Чтобы работа была интересной, познавательной и содержательной предлагаю организовать нашу деятельность методом кейса. Вы знаете, что такое кейс? (портфель, футляр). Работать методом кейса - значит наполнить его различными проблемами, информацией по разрешению этих проблем. Мобильно работая в группах, вы из предложенной информации выберите ту, которая необходима для построения фрейма.
Для того чтобы успешно провести урок, я предлагаю разделиться на четыре группы: «Гидрологи», «Экономисты», «Прогнозисты», «Информатики». В каждой группе мы должны выбрать своего модератора, то есть человека, который направляет работу группы, следит за временем, привлекает своих товарищей к активной деятельности.
Итак, у нас сформированы четыре группы, выбраны их руководители, и нам необходимо перейти к основному этапу нашей работы – выполнению заданий.
Предлагаю алгоритм творческой деятельности группам, модератор 1 группы познакомьте нас с планом работы.
1 группа « Гидрологи»:
1. Анализ текста учебника Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина «География 10-11», п.6
А) Как распределена вода на Земле? От каких причин зависит распределение воды на планете?
Б) Дополните предложение: водные ресурсы делятся по типу …?
В) Водные ресурсы – это ресурсы исчерпаемые или неисчерпаемые, возобновимые или невозобновимые?
2 группа « Экономисты»
1. Сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды. (использование интерактивной карты медиатеки «Кирилла и Мефодия», Водные ресурсы, 10 класс)
2. Что значит «оборотное водоснабжение»?
3. Составьте схему – фрейм «В каких областях своей деятельности человек использует воду» (Приложение 1)
3 группа «Прогнозисты»
1. Известно, что в пустынной зоне мало воды. Представьте, что вы специалист по водоснабжению. Как бы вы предложили обеспечить водой город в пустыне? (подсказку смотрите учебник Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина «География 10-11», п.6)
2. Почему недостаток пресных вод не восполняется этими способами, которые вы предложили, решая данную задачу?
4 группа «Информатики»
1.Выберите из предложенных материалов наиболее интересную и полезную информацию о ежедневном расходе воды во всём мире. ( Работа со статистическим материалом из различных источников информации).
2. Проанализируйте информацию гидроэнергетического потенциала Земли, используя текст учебника Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина «География 10-11», п.6 (составить диаграмму гидроэнергетического потенциала Земли - опережающее домашнее задание).
Учитель: Итак, приступаем к формированию нашего кейса информационным материалом, наглядностью Время работы в группах 10 минут.
(В течение 10 минут учитель оказывает помощь модераторам групп, даёт направляющие действия, старается отметить активность и работоспособность обучающихся. Во время работы групп звучит спокойная мелодичная музыка. На компьютере заставка «Водные объекты мира»).
Отчет групп о проделанной работе – выступления детей:
1 группа:
Вода на Земле распределена неравномерно, распределение зависит от климатических условий, быстрого роста городов, развития промышленности, транспорта, с/х. Всё это загрязняет пресную воду, приводит к дефициту воды. Водные ресурсы подразделяются на солёные и пресные. Круговорот воды делает её возобновимым ресурсом.
Составление фрейма:
Водные ресурсы Объем воды
Солёные Пресные 2/3 гидросферы
1/2 используется
2 группа:
Наиболее обеспечены ресурсами пресной воды страны – Канада, Венесуэла, Боливия, Норвегия, Исландия, Лаос, Новая Гвинея.
Наименее обеспечены страны: Марокко, Алжир, Ливия, Саудовская Аравия, Оман, Египет.
Продолжение составления фрейма:
Распределена на земле В горных и покровных ледниках
крайне неравномерно
3 группа:
1.Транспортировка пресной воды с помощью трубопроводов, водного, наземного транспорта)
2. Переброска стока в пустынные районы с территорий, обеспеченных водными ресурсами
3. Опреснение морской воды
4. Буксировка айсбергов
2. В целом затраты на такие сооружения делают опреснённую воду слишком дорогой. Но совершенные технологии в ближайшие десятилетия получат широкое применение.
Продолжение составления фрейма:
Зависит от:
Климатических условий
Быстрого роста городов
Развития промышленности
Транспорта, с/х
4 группа
- Давайте посмотрим схему ежедневного расхода воды:
Чистка зубов под краном – 7 л;
Слив воды в туалете – 20 л;
Принятие душа в течение 6 мин. – 100л;
Принятие ванны – 140 л;
Мытье посуды под краном – 110 л;
Стирка в стиральной машине – 230 л.
-При выращивании 1 тонны с/х растений:
Пшеницы – 1,5 тыс. т;
Риса – 7 тыс.т;
Хлопка – 10 тыс. т.
- При производстве 1 тонны промышленной продукции:
Угля - 2т;
Нефти – 18 т;
Бумаги – 200 т;
Никеля – 800 т;
Вискозного шелка – 1500 т.
Запасы пресной воды ограничены. 2003 год был объявлен годом пресной воды. 22 марта каждый год отмечается Всемирный день воды. К 2005 году 2/3 населения Земли будут жить в странах, испытывающих серьёзную нехватку воды.
- Неубывающий источник энергии – энергия рек и морей, хотя есть и негативные последствия: нарушаются миграции рыбы, теряются ценные с\х угодья, нарушается гидрологический режим
Итак, решение проблемы:
Загрязнение гидросферы
Дефицит пресной воды Решение проблемы
Экономное расходование чистой воды на промышленные предприятия, при орошении полей.
Замкнутый цикл водоснабжения в производстве.
Использование талых вод.
Использование подземных вод.
Транспортировка айсбергов.
Опреснение морской воды.
3. Итог урока
Фрейм воспроизведён. Мы видим классификацию образов с помощью минимального количества признаков. (Приложение 2)
Сегодня мы изучили тему «Водные ресурсы мира», актуальную для каждого человека, живущего на земле. Давайте все вместе заботиться о чистоте пресной воды, сохранять свою жизнь и здоровье.
А теперь возьмите в руки листы «Выражение своего мнения» и поставьте знак в той клетке, где по вашему отражена ваша работа на уроке.(Приложение 3)
Спасибо всем за работу.
Приложение 1
Приложение 2
Водные ресурсы Объём воды
Солёные Пресные 2-3 гидросферы
½ используется
Распределены на Земле в горных и покровных
крайне неравномерно ледниках
Зависит от:
Климатических условий
Быстрого роста городов
Развитие промышленности
Транспорта, с/х
Загрязнение гидросферы
Дефицит пресной воды Решение проблемы
- Экономное расходование пресной воды на промышленных предприятиях, при орошении полей.
- Замкнутый цикл водоснабжения в производстве.
- Использование талых вод.
- Использование подземных вод.
- Транспортировка айсбергов.
- Опреснение морской воды.
Приложение 3
Выражение своего мнения
Оценка | Выборы группы | Оценка дела |
Все активно работали, дело готовили тщательно, поработали на пользу. | Дело творческое и интересное, все поработали активно. | |
Не все готовили , если бы все готовили и постарались, то было бы больше пользы и удовольствия. | Дело готовили не всей группой, поняли свои недочеты, дело попытались подготовить творчески. | |
Шумели, отвлекались, дело делали для галочки. | Дело не очень понравилось, ни полезное, ни интересное. | |
Все были пассивны, поручения не распределены, ни пользы, ни радости. | Сделали кое-как, было не интересно, без пользы. | |
Группа не участвовала. | Дело не выполнено. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Водные ресурсы России". 8 класс.
Цель урока: рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве. Продолжить формирование нравственно - ценностного отношения к водным...
Разработка интегрированного урока по теме: "Водные ресурсы. Охрана вод" 8 класс (география+физика)
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.Интеграция – эт...
Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС
Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...
Урок географии в 10 классе "Водные ресурсы мира"
Цели:Сформировать представление о водных ресурсах: о различие в водообеспечении различных регионов и стран, о проблеме дефицита воды и пути её решения .Развивать умения работать с картами, статистичес...
Урок географии в 8 классе по теме «Водные ресурсы России».
Урок географии в 8 классе по теме «Водные ресурсы России»....
«Организация практической деятельности обучающихся при изучении темы «Внутренние воды и водные ресурсы России». География 8 класс»
В эпоху информатизации и глобализации возрастающий быстрыми темпами объем информации, появление новых технологий в науке и на производстве, увеличение роли всемирных экономических, политических, социо...
Выступление на районном семинаре "Путь к успеху, или мотивационные ресурсы урока географии"
В ходе своей педагогической деятельности, мною было замечено, что учащиеся 6-8 классов имеют крайне низкую мотивацию к обучению. Я предлагаю вам познакомиться с приемами и способами, которые я использ...