Урок географии в 8 классе по теме «Водные ресурсы России».
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок географии в 8 классе по теме «Водные ресурсы России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodnye_resursy.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 8 классе
Подготовила и провела учитель географии
МБОУ СОШ №2 п.Клетня
Бородынкина Светлана Ивановна.
Урок географии в 8 классе по теме «Водные ресурсы России».
Цели и задачи: подчеркнуть особое значение воды для жизни на Земле; оценить водные
ресурсы России и их распределение во времени и пространстве;
закрепить знания о внутренних водах России; развивать умение работать
с картой; осуществлять уровневую дифференциацию знаний,
совершенствовать умение анализировать сложившуюся
критическую экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути
её решения; сформировать убеждение в необходимости бережного
отношения к водным ресурсам; воспитывать интерес к изучению
краеведческого материала.
Оборудование: физическая карта России, контурная (настенная) карта России; атласы,
контурные карты у обучающихся; презентация «Водные ресурсы России»
Ход урока.
- Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
- Сообщение темы и цели урока, эмоциональный настрой на работу.
- Звучит инструментальная музыка, слышится шум воды, на этом фоне учитель читает стихотворение:
От капли росы, что трепещет, играя
Огнем драгоценных камней,
До бледных просторов, где, вдаль убегая,
Венчается пеною влага морская
На глади бездонных морей,
Ты — всюду, всегда, неизменно живая,
И то изумрудная, то голубая,
То полная красных и желтых лучей,
Оранжевых, белых, зеленых и синих
И тех, что рождаются только в пустынях,
В волненье и пенье безмерных зыбей,
Оттенков, что видны лишь избранным взорам,
Дрожаний, сверканий, мельканий, которым
Нельзя подыскать отражающих слов,
Вода бесконечные лики вмещает
В безмерность своей глубины
Учитель: Вода – неоценимое богатство, без неё невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет жизни составляет 50т. В современном городе только на бытовые нужды ежесуточно требуется 300-500 л воды на человека. Количество ежесуточно расходуемой человечеством пресной воды в настоящее время равняется годовой добыче всех полезных ископаемых.
- Как наша страна обеспечена внутренними водами нам сегодня предстоит узнать.
- Повторение изученного.
Учитель: Люди издавна прославляли свою Родину, так в одной песне поётся: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…». Давайте разберёмся, много ли рек в России.
- Что относится к внутренним водам? (реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, искусственные водоёмы).
-А что вы про них знаете?
- На доске таблица:
Внутренние воды | Номер вопроса | ||
реки | 1 | 2 | 3 |
озёра | 1 | 2 | 3 |
болота | 1 | 2 | 3 |
подземные воды | 1 | 2 | 3 |
ледники | 1 | 2 | 3 |
многолетняя мерзлота | 1 | 2 | 3 |
Учитель: Каждому необходимо выбрать тему и номер вопроса, вопросы распределены по уровню сложности по нарастающей.
Вопросы:
Реки
- Что такое устье? (место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан)
- Почему многие реки России текут на север? (большая часть территории России имеет уклон к северу)
- Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? (Волга имеет смешанное питание с преобладанием снегового, а Амур – дождевое питание муссонными дождями)
Озёра.
- Что такое озеро?
- На какие группы делятся озёра по происхождению озёрной котловины? (тектонические, ледниковые, вулканические, карстовые, старицы, лиманы, запрудные)
- Почему бессточные озёра солёные? (в них реки впадают, но не вытекают, в таком озере соли накапливаются).
Болота.
- Что такое болото? (территория с избыточным увлажнением).
- Где в России болота занимают большую площадь? (Западно - Сибирская равнина)
- При каких условиях возможно образование болот? (избыточное увлажнение, плоский рельеф, замедленный сток, зарастание озёр, близость грунтовых вод, близость водоупорного слоя)
Подземные воды.
- Что такое подземные воды? (воды, находящиеся в земной коре)
- Какие воды называются межпластовыми? (находящиеся между двумя водоупорными слоями)
- Почему зимой в колодцах мало воды, а весной много? (весной грунтовые воды пополняются за счет таяния снега).
Ледники.
- Какими бывают ледники? (горные и покровные).
- Назовите самые большие по площади ледники России? (Богдановича на Камчатке, Безенги на Кавказе)
- Где выше снеговая линия: на северном Урале или на Кавказе? (Кавказ)
Многолетняя мерзлота.
- На какой карте показана граница многолетней мерзлоты? (почвенной)
- Большая ли территория в России занята многолетней мерзлотой? (более 60%)
- Какое влияние оказывает вечная мерзлота на реки? (реки полноводнее, речная сеть более густая, т. к. вечная мерзлота выступает в качестве водоупорного слоя).
- Изучение нового материала.
А) Водные ресурсы России.
Учитель: Итак, вода повсюду окружает человека. Сам человек состоит из воды на 70%.
А что такое водные ресурсы? (дети высказывают свои предположения)
- Водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в хозяйственной деятельности.
- Запишите определение в тетрадях.
- Посмотрите на физическую карту России. Где сосредоточены основные запасы пресных вод? (в реках, озёрах, ледниках, подземных водах).
- Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми особенно богата Сибирь.
Учитель: Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России (записать определение в тетрадях).
Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований. В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек.
На каждого жителя Русской равнины приходится 8500м³ воды в год, а на одного жителя Сибири – 100000м³ в год, т е в 12 раз больше. В южных районах (земледельческих) России дефицит воды, т.к. большая часть воды идёт на орошение. На Урале водная проблема стоит очень остро, т.к. реки Урала маловодны (это верховья рек), а потребности для городов и много численных предприятий в воде очень большие.
- Почему европейская часть России более бедна внутренними водами по сравнению с азиатской частью? (в азиатской части меньше испаряемость и наличие вечной мерзлоты)
Б) Использование человеком водных ресурсов.
Учитель: Человек использует воду в хозяйственной деятельности. При этом он оказывает влияние на водные ресурсы, которое не всегда бывает положительным.
Давайте рассмотрим обе стороны этого процесса. В ходе рассказа заполните в тетрадях схему:
1) Эту реку нашей Родины называли «красавицей», «матушкой», «колыбелью». И все эти эпитеты вполне заслужены могучей рекой – самой длинной и многоводной в Европе. Бассейн её занимает около трети Восточно-Европейской равнины. Назовите эту реку. (Волга).
2) А.П. Чехов так сказал об этой реке: «Я не видел реки великолепнее. Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость». А поэт И.Кокарев посвятил ей стихи:
Тебе кипучее начало
Дано вершинами Саян,
Недаром гордо, величаво
Ты мчишься в гордый океан. (Енисей)
- Мы очень часто «встречаемся» с Красноярской ГЭС, особенно, когда ходим в магазин? Почему? (изображена на десятирублёвой купюре).
3) В каком озере России находится столько же воды, сколько во всех вместе Великих озёрах Северной Америки? (Байкал)
По подсчётам учёных этой воды хватит, чтобы заполнить 4 миллиарда олимпийских бассейнов.
- Давайте послушаем сообщение ученика об озере, которое по своим природным особенностям отличается от пресноводного Байкала.
4) Включить запись песни Водяного (1 куплет) из мультфильма «Летучий корабль».
Учитель: Испокон веков болота казались людям таинственными, обладающими необычайной притягательной силой. За многими из них закрепилась дурная слава «гиблых» мест. Каких только мрачных названий не дают им: «змеиный угол», «чёрные топи», «чёртово болото». Такие ли они коварные и бесполезные
- Есть ли болота в вашей местности? Как они используются?
- Итак, какой вывод можно сделать об использовании внутренних вод России.
- Какие вы выделили экологические проблемы?
В) Экологические проблемы.
- Россия принадлежит к группе стран мира, которые хорошо обеспечены водными ресурсами. Но это не означает, что мы должны нерационально их использовать. Мы цивилизованные люди и должны думать о будущем. Охрана вод на сегодняшний день – одно из важнейших экологических мероприятий. Давайте поработаем в группах. На данный момент вы члены экологической организации. В каждую группу пришло «письмо-обращение» за помощью или советом. Давайте попробуем разобраться в ситуации.
- Каждая группа получает карточку с экологическим заданием.
Экологические задачи:
- После весеннего разлива рек в старицах и понижениях остаётся много рыбы и особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь можно им оказать? (Когда старицы мелеют, вы можете вылавливать мальков и мелкую рыбу и выпускать их в большую реку)
- Скажите, какие отрицательные последствия могут возникнуть при создании водохранилища?
(Замедляется скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Водохранилища приводят к заболачиванию окрестностей, т.к. происходит подъём уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих плодородием).
3) Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова
…Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах
(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
-О каком природном явлении идёт речь?
- Как жители приспосабливаются к этому?
- Какая возникает проблема?
- Предложите пути решения этой проблемы.
(Речь идёт о наводнении (во время половодья). Жители строят дома на сваях (столбах). Затопляет территорию, постройки, страдают животные.)
- Закрепление изученного.
- Согласны ли вы с высказываниями:
А) И. Никитин: «Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью!»?
Б) Человек – хозяин природы.
- Итог урока. Выставление оценок
- Домашнее задание.
- Составить кроссворд не тему «Внутренние воды России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 8 классе по теме "Растительные ресурсы России"
Материал к уроку содержит подробный конспект урока, презентацию. На уроке используется музыкальный фрагмент из балет Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" (Танец рыцарей) для образного представления р...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Рабочая тетрадь по географии 8 класс по теме: Почвенные ресурсы России"
Данная рабочая тетрадь может быть использована в качестве методического материала по 3 темам раздела : "Почвенные ресурсы России". Содержит комплекс разнообраных заданий в виде схем, таблиц, построени...
Урок по теме: "Водные ресурсы России"
См. документ в Word...
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
конспект урока географии в10 классе по теме "Другие ресурсы"
Цель урока: ознакомление с альтернативными источниками энергии, агроклиматическими и основными рекреационными ресурсами мира....