Урок географии по теме "Австралия. Географическое положение и история открытия"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

В нашей республике Татарстан  реализуется  проект Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ и сингапурской компании «Educare».

Урок построен с использованием сингапурских обучающих структур. Основная задача обучить учащихся эффективной коммуникации, сотрудничеству и работы в команде, развивать  навыки критического и креативного мышления для решения новых идей в современном и быстро меняющемся мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geograficheskoe_polozhenie_avstralii.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

В нашей республике Татарстан  реализуется  проект Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ и сингапурской компании «Educare».

Урок построен по данному проекту. Основная задача обучить учащихся эффективной коммуникации, сотрудничеству и работы в команде, развивать  навыки критического и креативного мышления для решения новых идей в современном и быстро меняющемся мире.

МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа» учитель географии Карпова С.С.

Тема  «Австралия. Географическое положение. История открытия материка». Практическая работа «Обозначение  на  контурных  картах  названий  изучаемых  объектов  и  определение  географических  координат  крайних  точек».

Цель урока

1. Сформировать знания об особенностях географического положения Австралии; отработать умение давать характеристику географического положения  материка; продолжить формирование умений работать с картой, познакомить с историей исследования материка.

2.Воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор посредством элементов игры и проблемных вопросов.

3. Развивать умения эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, в паре, вести самостоятельный поиск, отбор информации,  осуществлять ее преобразование.

Оборудование:

  1. Физическая карта мира;
  2. Физическая карта Австралии;
  3. Атласы, контурные карты;
  4. Компьютер с мультимедийной приставкой;
  5. Учебное электронное издание География наш дом – Земля. Мультимедиа учебник по географии для учащихся  7 классов И.В. Душина
  6. Учебник, И.В. Душина, В.А. Коринская В.А. Щенев «География наш дом Земля материки и океаны, народы и страны». 7 класс, Москва, Дрофа, 2011год
  7. Раздаточный материал (карточки с заданиями, музыка для минуток отдыха)

  1.  Организация класса.

Звучит музыка

Обучающая структура ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ

Учащиеся делятся на 2 группы. Все ученики 1 группы  формируют  внешний круг. Все ученики 2 группы формируют внутренний круг. Встают парами лицом друг другу.  Учитель задает вопрос. Ученики отвечают поочередно, делятся своими мнениями друг с другом. Сначала отвечают ученики внешнего круга, затем отвечают ученики внутреннего круга. При ответе на следующий вопрос меняются партнерами.  Двигаются по кругу, чтобы взаимодействовать с другими учениками.

1.Какие материки относятся к южным? 2. В состав какого материка они входили в геологическом прошлом?  3.Какой материк мы изучили полностью? 4.Что вы узнали о материке “Африка”?

2. Изучение нового материала.

Рассаживаются по группам за столы по 4 человека.

А вот с каким следующим материком мы познакомимся сегодня, вам поможет узнать отрывок из стихотворения Г.Усовой. (прослушивание стихотворения из электронного учебника)

(Г. Усова «Австралия»)

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне протекают где-то)

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшнее, чем наводненье.

О каком материке идет речь? Австралия.

Будем знакомиться с самым загадочным, таинственным и любопытным материком!

Со всеми ли утверждениями стихотворения вы согласны?(выдаются карточки каждому)

 Игра «Веришь, не веришь» ( Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД Ученики читают утверждения, определяют, считают ли они утверждения верными или не верными, согласны или не согласны, после изучения темы через 4 урока учащиеся снова отвечают на те же утверждения, выясняют, изменились ли мнения после изучения темы, обсуждают, где они столкнулись с информацией которая изменила их мнение.)

Прочитайте приведенные утверждения и запишите свой ответ только в столбике ДО (раздаются стихотворения в столбике до ставят знак «+» если согласны с утверждением или «-» если не согласны). После завершения темы Австралия (через 4 урока) работаем с текстом стихотворения ещё раз.  

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшнее, чем наводненье.

Понравилось стихотворение. Интересно. Согласны ли вы с автором?

 Более подробно с природой материка познакомимся на следующих уроках.

Дома попробуйте перевести стихотворение на географический язык.

Б) Вспомните, по какому плану изучается материк?

Обучающая структура ТИМБИЛДИНГ (командообразование и сплочение команды из 4 человек)

Создать учебную команду для совместной работы.

Составляют из карточек маршрут изучения материка.

На карточках записаны:

Географическое положение материка

История открытия и исследования

Рельеф

Климат

Воды

Природные зоны

Население

Страны

Почему вы выстроили план в такой последовательности?

Подумайте, обсудите. Отвечает ученик 1 группы, у которого день рождения в декабре.

Примерный ответ учащихся Последовательность плана не случайна,  каждый последующий компонент природы зависит от предыдущего. Начинают с Географического Положения, так как от него зависят все остальные особенности природы.

В) Что такое Географическое положение материка? 

Подумайте, обсудите в группе.

Как определить географическое положение материка?

Примерный ответ учащихся

1.Как расположен материк относительно экватора, и нулевого меридиана.

2.Определить крайние точки материка и их географические координаты, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток.

3.Относительно других объектов. Как расположена Австралия относительно других материков? Какие океаны и моря омывают материк.

Электронный учебник Географическое положение Австралии (на доске появляется карта Австралии).

Г) Обучающая структура ТАЙМД ПЭА ШЭА работают парами(учитель задает вопрос, дает время подумать  ученика отвечают по очереди в течении данного времени)

Изучите физическую карту мира и Австралии и определите географическое положение Австралии.

Работают парами, объясняют особенности Географического положения Австралии  друг, другу используя атлас -3 минуты, меняются ролями.

Проверка у настенной карты ученик  рассказывает Географическое положение Австралии у доски.

Д) Практическая работа «Определение Географического положения Австралии, нанесение основных сведений на контурную карту» 

Выполняют работу на контурных картах. Подписывают объекты береговой линии и крайние точки Австралии. Определяют координаты крайних точек.

Е) Отработка номенклатуры расположите географические объекты (перетаскиванием)

Работа с  электронным учебником 7 класс, раздел материки, Австралия, практика расставляют объекты.

Вывод о географическом положении материка.

1. Австралия расположена в 2 полушариях, южном и восточном

2. Австралию почти посередине пересекает Южный тропик, т. о. климат – жаркий и сухой

3. Австралия удалена от других материков

4. Береговая линия Австралии слабо изрезана

5.ГП материка является определяющим.

Физкультминутка «Следуй за лидером» Движения первый показывает, остальные повторяют. Имитация животных Австралии.

З) Что вы знаете об истории открытия и исследования материка?

Австралия была открыта европейцами позже других материков. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля.

Задание.

Используя текст, приведённый ниже, составьте вопрос по теме «История открытия Австралии»  и запишите на листочки.

Предположение о существовании «огромной Южной Земли» (так ранее называли Австралию), высказывали еще в 12 веке. Утверждение о том, что она существует, еще более укрепилось после путешествий.

    Луис Торрес  в 1606 году обогнул северную оконечность полуострова Кейп-Йорк и вошел в  пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи (позднее назван  Торресов пролив). По возвращении на родину, Торрес доложил о своём путешествии властям, которые решили засекретить эту информацию. Более 150 лет Европа не знала об открытиях Торреса, пока в 18 веке англичане не захватили Манилу. Так началась новая эпоха открытия Австралии.

      Голландский мореплаватель Виллем Янцзон в начале 17 в открыл северное побережье Австралии.   Залив Карпентария,  открыл западное побережье Кейн – Йорка – северные полуострова Австралии

         В 1642-1643 гг.  А.Тасман обошёл Новую Голландию (Австралию) по кольцевому маршруту, доказав, что она представляет собой особый континент. Также обнаружил остров Тасмания.

        1768 год   Д. Кук отправляется от берегов  Англии в составе экспедиции «Индевор». В октябре 1769 года - открытие  берега Новой Зеландии. 28 апреля 1770 года состоялась первая высадка европейцев на побережье Австралии. 29 апреля  Кук вошёл в воды Ботанического залива. А 22 августа 1770 года  провозгласил Австралию английской территорией.

Обучающая структура ТЭЙБЛ СИМАЛТИНИУС РАУНД

Ученики меняются листочками, каждый пишет ответ на вопрос, по команде одновременно передают свои листочки по кругу и продолжают записывать ответы.        Каждый ученик ответит на 4 вопроса.

Вопросы учителя Кто открыл пролив между Новой Гвинеей и Австралией

(Луис Ваэс де Торрес), открыл остров в южной части материка - Абель Тасман, Открыл северное побережье Австралии и залив Карпентария -  Янсзон Виллем,

В чем заслуга Д.Кука - провозгласил Австралию английской территорией.

3. Закрепление

Выберите верные утверждения.

Если скажу верно –

Говорите «да» в ответ

(И хлопайте в ладоши).

Ну, а если вдруг неверно –

Отвечайте смело «нет»

(И топайте ногами).

1). Материк полностью находится в Южном и Восточном полушариях.
2). С востока материк омывают воды Индийского океана.
3). Северную часть материка пересекает Южный тропик.
4). Залив Карпентария разделяет п-ова Арнемленд и Кейп-Йорк.
5). Береговая линия сильно изрезана на юге и западе материка.
6). Тиморское море находится западнее Арафурского.
7). Большой Барьерный риф простирается у западных берегов материка.
8). Торресов пролив отделяет от материка о. Новая Гвинея.
9). Северные берега омываются водами Индийского  океана.
10). Ближайшим материком является Антарктида.
11). О. Тасмания отделен от материка Малаккским проливом.
12). Тасманово море является шельфовым.
13). Коралловое море омывает материк с  северо-востока.
14). Большой Австралийский залив принадлежит Тихому океану.

4. Итог урока

Легко ли вы справлялись с заданиями? Какие задания вызвали затруднения?

Возникли ли у вас вопросы по теме?

 

Оцените по 10 бальной шкале, какую оценку поставите сегодняшнему уроку?

С каким настроением уходите на следующий урок?

Домашнее задание.  Переведите стихотворение Г. Усовой на географический язык.

Составьте кроссворд или тест «Географическое положение Австралии. История открытия и исследования »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка»

Это один из уроков в системе комплексного изучения материка. В связи с этим поставлены следующие цели:сформировать представление о физико-географическом положенииАвстралии;познакомить учащихся с...

Урок географии в 7 классе по теме "Географическое положение и история открытия Африки"

Конспект урока географии в 7 классе по теме Африка, очень интересный и современный получился урок....

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Разработка урока по географии для 7 класса по теме "Географическое положение Австралии.История открытия и исследования"

На уроке были использованы следующие технологии: информационные,тестовые,здоровьесберегающие.На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности,научности,индивидуального подхода к учащимс...

Урок: Модель урока деятельностной направленности по географии. Тема: "Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка. Особенности рельефа". 7 класс

Данная модель  поможет учителю познакомиться с логикой построения урока деятельноятной направленности - урока - "открытия" нового знания с учетом ФГОС....