Урок географии 6 класс по теме "Ветер"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
конспект урока географии в 6 классе по теме "Ветер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veter.doc | 45.5 КБ |
veter_nxpowerlite_nxpowerlite.ppt | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Ветер»
Цели и задачи урока:
- сформировать понятие «ветер», «бриз», «муссон», «роза ветров»; выяснить причины образования этих явлений, определять роль ветра в природе;
- сформировать умение строить розу ветров;
- развить у учеников мировоззренческую идею о взаимосвязи и взаимозависимости различных явлений природы на примере раскрытия связей между разницей атмосферного давления и силой ветра;
- активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.
- Организационный момент. – 1 минута.
- Проверка домашнего задания. – 5 минут
Учащиеся получают карточки, один ученик делает задание у доски.
III. Изучение нового материал. – 30 минут
Слайд № 1.
- Ребята, прочитайте загадку и определите тему нашего сегодняшнего урока:
Хоть бескрылый, а летает
Безголовый а свистит
Хоть безрукий но бывает
Груши с веток обивает
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
Кто это? (ветер)
Слайд № 2.
- запишите тему урока: «Ветер»
- Демонстрация опыта – (Учитель держит полоски папиросной бумаги над зажженной свечой, они поднимаются.)
Объяснение: Теплый воздух, как более легкий, устремляется вверх, захватывая полоски бумаги. Значит, воздух движется, перемещается. Вот и поговорим сегодня о движении воздуха.
Слайд № 3.
(запишите в словарь определение понятия – ветер)
Слайд № 4.
- Давайте попробуем вместе разобраться, как образуется ветер, который возникает на берегу моря. Представьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день. Мы видим участок суши и участок моря.
- Скажите, над какой из этих поверхностей воздух будет нагреваться быстрее и почему?
(Воздух на суши нагревается быстрей, чем на воде)
- Что будет происходить с нагревающимся воздухом?
(Чем выше температура воздуха, тем легче он становится, при этом воздух устремляется вверх. У поверхности Земли создается область низкого давления)
- Какими свойствами обладает воздух над поверхностью моря?
Для нагрева 1 куб. см. воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагрева того же количества песка. Следовательно, вода будет нагреваться медленнее, и над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Здесь образуется область высокого давления. Именно поэтому более холодный воздух со стороны моря устремляется из области более высокого давления в область более низкого давления.
Этот ветер называется – бриз.
Слайд № 5.
Давайте попробуем разобраться, какие изменения происходят с воздухом над сушей и морем с наступлением ночи.
Ночью все, наоборот: над морем нагретая за день поверхность воды отдает свое тепло гораздо медленнее чем суша, здесь образуется область низкого давления. Суша остывает быстрее, чем вода. Холодный воздух над ней уплотняется, здесь образуется область высокого давления
- Как вы думаете, в каком направлении будет двигаться воздух?
(Воздух будет двигаться из области высокого давления в область низкого давления, т.е. с суши на воду). Так возникает ночной бриз.
Чем больше разница в давлении между сушей и водой, тем быстрее перемещается воздух тем сильнее ветер.
- Какова же главная причина возникновения ветра?
Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из области с высоким атмосферным давлением в область, где атмосферное давление ниже.
Слайд № 6
(запишите в словарь определение понятия – бриз)
- Самостоятельно прочитайте в учебнике о муссонах и расскажите, как они образуются? Составьте схему перемещения муссона.
Муссоны образуются на юге Дальнего Востока. Летом материк нагревается быстрее, чем Тихий океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым атмосферное давление выше, поступает на сушу. Дует летний муссон. Зимой океан еще сохраняет тепло, следовательно, атмосферное давление над ним ниже, чем над сушей. Зимой муссон дует с материка на океан.
Слайд № 7 – 8.
(запишите в словарь определение понятия – муссон)
Слайд № 9.
Муссон и Бриз – местные ветры. В разных местах жители давали свои названия местным ветрам: например на озере Селигер ветер который стихал на ночь местные жители называли «женатый». Северный ветер на Дону – называют «мужской», а слабый камчатский ветер, который сопровождается ясной, тихой погодой, благоприятной для сушки белья – называется «бабьим».
В географии название ветра происходит от названия стороны горизонта, откуда дует ветер. Направление ветра можно определить по местным признакам: деревьям, дыму из труб, флажкам.
Давайте проанализируем, по каким признакам мы можем определить скорость ветра.
(анализ таблицы)
Слайд № 10.
С учетом многих местных признаков разработана 12-бальная шкала, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду или в силу в балах, эту шкалу измерения предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 году. Лишь в 1874 году она была принята Международным метереологическим комитетом.
(откройте форзац учебника)
Слайд № 11.
Также силу ветра можно определить по специальным приборам это – флюгер и анемометр.
Слайд № 12.
Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и направлению ветры. Об этом можно узнать по специальному графику, называемому розой ветров.
Для того что бы построить розу ветров необходимо придерживаться определенных правил.
- Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определенное количество дней.
- Подсчитать, сколько дней в течение месяца, в каком направлении дул ветер.
- На линиях соответствующих направлений отложить от центра число дней с ветрами определенных направлений и поставить точку.
- Точки, отмеченные на линиях последовательно соединить.
Слайд № 13.
IV. Самостоятельная работа – 5 минут
А теперь попробуйте построить розу ветров по данной таблице.
Слайд № 14.
Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?
Слайд № 15.
- Ребята, а кто знает, какую роль на Земле играет ветер?
1) помогал мореплавателям;
2) переносит семена растений и споры грибов;
3) способствует образованию морских течений;
4) осуществляет перенос влаги на материки;
5) вырабатывает энергию.
Многие писатели описывали ветер. Вы должны были подготовить странички в учебнике о ветре.
Слайд № 16 – 17.
V. Обобщение. Перед вами географический лабиринт. Если определение правильное выписываем букву, из букв составляем ключевое слово.
Ключевое слово – торнадо (сильный ветер с низким давлением в центре, может развисать скорость до 400 км. в час)
Слайд № 17.
VI. Домашнее задание – 1 минута
§ 39, задание 4
Сочинить рассказ, сказку или стихотворение о ветре и оформить страницу в учебнике.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повелителе м ветров, согласно греческой мифологии, был царь острова Эолии. Зевс сделал Эола господином над ветрами, он мог держать их на замке или устраивать бури и ураганы. Эола считали изобретателем паруса. В восточнославянской мифологии бог ветра - Стрибог. Ветер
Ветер Ветер – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.
Как образуется ветер? Н В БРИЗ
Н В НОЧНОЙ БРИЗ
Бриз Бриз – это ветер, который меняет своё направление 2 раза в сутки, днём дует на сушу, ночью – на океан.
Муссон
Муссон Муссон – это ветер, который меняет своё направление 2 раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой – с суши на океан.
Определение скорости ветра СКОРОСТЬ ВЕТРА В М/СЕК НАЗВАНИЕ ВЕТРА ПРИЗНАКИ 0 Штиль Дым из трубы идет вверх, почти вертикально 1,5 — 3 Очень слабый Небольшой наклон дыма, чуть шевелятся листья 4 — 5 Легкий Ветки качаются 6 — 7 Умеренный Сучья гнутся 8 — 9 Свежий Верхушки деревьев шумят 10 — 11 Очень свежий Тополя и толстые сучья гнутся 12 — 14 Сильный Листья и ветки срываются 15 — 16 Резкий Тонкие сучья ломаются 17 — 19 Буря
Шкала Бофорта Сила ветра определяется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Эта шкала 12-балльная. (откройте форзац учебника)
Шаровой анемометр Робинсона Флюгеры Анемометры Анемометр Вильда Прибор Линда Флюгер-анемометр
Способ построения розы ветров. Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней. Подсчитать, сколько дней в течение месяца и в каких направлениях дул ветер. На линиях соответствующих направлений отложить от центра число дней с ветрами определённых направлений и поставить точку. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединить. С Ю З В СЗ СВ ЮЗ ЮВ 1 отрезок – 1 день С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ 6 4 3 2 6 5 0 5
Задание: построить розу ветров по данным таблицы. НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА 1 деление – 1 день С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ 1 3 2 4 5 5 6 5 КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ
Роза ветров Ю З В СЗ СВ ЮЗ ЮВ С Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?
Помощь мореплавателям Перенос влаги на материки Переносит семена растений и споры грибов Способствует образованию морских течений Вырабатывает электроэнергию. Значение ветра
Девятый вал. Художник И.К. Айвазовский, 1850 г.
Воздух всегда движется из области высокого давления в область низкого Ветер – это вертикальное перемещение воздуха Бриз – это ветер меняющий свое направление два раза в день Муссон – это ветер меняющий свое направление два раза в год Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха Муссон – это ветер меняющий свое направление два раза в день Флюгер – это прибор для измерения направления ветра Чем больше разница в давлении тем сильнее ветер Анемометр – прибор для измерения силы ветра Т Е О Н Р К А Д О
Торнадо – сильный ветер с низким давлением в центре, может развить скорость до 400 км / час.
Домашнее задание § 39, задание №4 Написать рассказ, сказку или стихотворение о ветре и оформить страницу в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Ветер"
1. Знакомство с понятием «ветер».2 Сформировать представление об образовании ветра, роль ветра, познакомить с видами ветров ( с местными ветрами ) 3. Развивать умения чертить розу ве...
урок географии 6 класс по теме" Ветер" .
урок по технологии творческого развития. презентация к уроку содержит краткое содержание основных моментов урока. урок разработан по учебнику Герасимовой , Неклюковой....
Конспект урока по географии в 6 классе по теме "Ветер" с учетом требований современного урока
Данный урок разработан в соответствии с требованиями современного урока и ФГОС второго поколения....
Разработка урока географии в 6 классе по теме «Ветер» с использованием средств ИКТ
Настоящее интерактивное пособие может использоваться в практике обучения при разном уровне оснащения школ компьютерной техникой. Демонстрация мультимеди...
Урок географии в 6-м классе по теме "Ветер", проведенный в рамках конкурса "Учитель года"
Урок географии по теме "Ветер" был проведён в рамках конкурса "Учитель года" в классе, где уроки мною не ведутся. Соотвественно уровень знаний детей мне неизвестен, тем не менее, так как форма проведе...
Открытый урок 6 класс по теме: "Ветер. Роза ветров"
Открытый урок...
План урока по географии в 6 классе по теме "Ветер"
План урока по географии в 6 классе по теме "Ветер"...