Урок географии в 11 классе "Германия – знакомая и незнакомая» (Экономико-географическая характеристика ФРГ)
презентация к уроку (география, 8 класс) по теме

Урок составлен с использованием системно-деятельностного подхода, ориентирован на самостоятельную работу учащихся. К уроку имеется презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кокшарова Т. Н. учитель географии, высшая квалификационная категория

МОУ «Сулеймановская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока: « Почвы и урожай. Меры по сохранению плодородия почв своей области»

Урок посвящается Т.С.Мальцеву

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока.

Образовательные:

  • Усвоить знания об основных типах почв Курганской области, их плодородии и использовании в сельском хозяйстве;
  • Объяснить суть проблем использования земельных ресурсов области;
  • Оценить научный потенциал Т.С.Мальцева в развитие сельского хозяйства области;

Развивающие:

  • Составлять характеристику почв области, используя различные источники;
  • Объяснять причины и последствия антропогенного воздействия на почвы области;
  • Вызвать интерес к заданной теме, способствовать формированию навыков работы с различными источниками информации;

Воспитательные:

  • Формировать эстетическое отношение к элементам живой и неживой природы как источнику жизни, красоты, духовности;
  • Укреплять навыки взаимопомощи во время работы.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Технология: компьютерная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: почвенная карта России, таблица «Мелиорация земель», презентация «Почвы и урожай.», « Нива жизни Т.С.Мальцева», мультимедийный проектор, компьютер, таблица «Мое отношение к состоянию почв нашей местности».

Ведущие  понятия и представления: почва, факторы почвообразования, почвенные горизонты, почвообразующие процессы, мелиорация, эрозия, почвенно-земельные ресурсы.

Ход урока

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

 Слайды презентации

                                                         1.  О р г м о м е н т

Приветствует учащихся, предлагает занять свои места, проверить готовность к работе.

Приветствуют учителя, готовят рабочее место к работе.

                                                         2.  М о т и в а ц и я            

Вступительное слово учителя о теме урока и форме организации работы

На экране монитора – название темы урока

Слайд №1

Какие мотивации возникают у вас по данной теме? Выразите свое отношение к почвам нашей области. На листе бумаги, который лежит у вас на столе, в колонке «В начале урока» запишите, что вы знаете о почвах области, как вы относитесь к использованию почв в своем районе. Тревожитесь ли вы за состояние почв в области и районе?

Учащиеся работают с листами приложения.

 Слово «почва» или более обычное обиходное «земля» мы слышим часто и представляем, что это такое. В XVIII в. Шведский естествоиспытатель Карл Линней все многообразие природы разделил на 3 царства: растительное, животное и минеральное. А куда же отнести почву? Почва- это особое природное тело, обладающее свойствами живой и неживой природы. Именно к такому выводу пришел в XIX в. Основоположник современного почвоведения русский ученый В.В.Докучаев

                                         3. И з у ч е н и е  н о в о г о  м а т е р и а л а

Рассказ об основных факторах почвообразования на территории области. Формулировка выводов о зависимости почв от преобладающей на ней растительности и от климата территории.

Выводы: Почвы располагаются не хаотично, а связаны с органическим миром и климатом. Какие компоненты природы влияют на особенности формирования почв нашей области?

Анализируя геологическую и климатическую карту, учащиеся выясняют почвообразующие горные породы, особенности климата, оказывающие влияние на формирование и распространение почв.

Слайд №2

В.В.Докучаев: «почва не горная порода, а особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира»

Основные типы почв Курганской области.

Анализ почвенной карты области и составление схемы «Основные типы почв области» Учащиеся узнают основные типы почв и их размещение по территории области.

Работая с таблицей  «Профили основных типов почв области» отмечают мощность гумусового горизонта у разных типов почв и объясняют причину.

Слайд №3 типы почв

Характеристика черноземов области.

Вывод: область расположена большей частью в разнотравно-ковыльно-типчаковых степях, где преобладают черноземные почвы.

Слайд №4 -5 В.В.Докучаев назвал чернозем «царь почв».Слова «Дороже золота русский чернозем. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России»

Почва-богатство страны и нашей области. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай мы можем получить. Первобытный человек занимался охотой и собирательством. Постепенно люди научились выращивать нужные растения и разводить скот, что  без почвы было бы не возможно.

  Постепенно люди пришли к выводу, что на одних почвах растения растут хорошо, на других хуже, что почвы отличаются друг от друга. И люди нашли причину этого, открыв такое свойство почвы, как плодородие.

Ответы на вопросы:

  1. Что такое почва?
  2. Назовите основное свойство почвы.
  3. Что называется плодородием почвы?
  4. От чего зависит плодородие почвы?
  5. Чем почва отличается от горной породы?

Слайд №6 (плодородие почв)

Рассказ о состоянии почв Курганской области.

Анализ таблицы «Динамика содержания гумуса в почвах Курганской области». Учащиеся делают выводы о снижении плодородия почв области и объясняют причины этого.

Слайд №7 таблица.

В целом почвенный покров области и района обладает высоким потенциальным плодородием. Но земли широко используются и для поддержания плодородия необходимо рационально использовать имеющиеся почвенные ресурсы и повышать плодородие почв.

1. Почему необходимо охранять почву? Как охранять почву?

2. Назовите основных врагов почв нашего края.

3. Что такое эрозия?

4. Как спасти почвы от эрозии? Какие противоэрозионные мероприятия необходимо проводить?

5. Как решается этот вопрос у нас в области и районе7

Слайд №8

Рассказ учителя о мелиоративных работах, которые проводиться в области и районе. Переход к роли Т.С.Мальцева в повышении плодородия почв.

Учащиеся просматривают презентацию «Служил тебе, Земля» (Т.С.Мальцев – земледелец, хлебопашец, академик…)

Презентация.

                                                    4. Р е ф л е к с и я

Изменилось ли ваше отношение к проблеме состояния почв нашей области?

Учащиеся приклеивают полоску соответствующего цвета в колонку «В конце урока»

Слайд №8 таблица

                                               5. Д о м а ш н е е   з а д а н и е

Приготовить 10 вопросов по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

Приложение №1

Мое отношение к состоянию почв в нашей области

В начале урока

В конце урока

Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей области

Я тревожусь за состояние почв в нашей области

Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей области

Я тревожусь за состояние почв в нашей области

Литература:

  1. Завьялова О.Г. География курганской области. Курган. 1993.
  2. Мальцев Т.С.  Вопросы земледелия. Москва, 1985
  3. Филоненко И.Е. Хлебопашец. М. Профиздат, 1984.
  4. Матвеева П.А. Служу тебе, земля. М. «Плакат» 1987.
  5. Подборка журналов «География в школе» за 1987 – 2000 г.
  6. Электронные учебники: «География России. Природа. 8 класс»
  7. Интернет-ресурсы.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почвы и земельные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв Курганской области. 8 класс Учитель: Кокшарова Т.Н.

Слайд 3

Цели урока Образовательные: Усвоить знания об основных типах почв Курганской области, их плодородии и использовании в сельском хозяйстве; Объяснить суть проблем использования земельных ресурсов области; Оценить научный потенциал Т.С.Мальцева в развитие сельского хозяйства области; Развивающие: Составлять характеристику почв области, используя различные источники; Объяснять причины и последствия антропогенного воздействия на почвы области; Вызвать интерес к заданной теме, способствовать формированию навыков работы с различными источниками информации; Воспитательные: Формировать эстетическое отношение к элементам живой и неживой природы как источнику жизни, красоты, духовности; Укреплять навыки взаимопомощи во время работы.

Слайд 4

Типы почв Курганской области Солоичаки и солонцы (гумус 7-15 см, беловато- Серая корочка, застой Воды, трещины) Черноземы (40% S области ) выщелоченные, обыкновенные, солонцеватые Серые лесные (гумус до 15 см)

Слайд 5

В.В.Докучаев: «почва не горная порода, а особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира»

Слайд 6

В.В.Докучаев назвал чернозем «царь почв».Слова «Дороже золота русский чернозем. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России » Т.С.Мальцев « Плодородие почвы создают растения. Где нет растений, там нет и плодородия почвы.»

Слайд 7

Основные почвообразующие факторы на территории области КЛИМАТ Горные породы и рельеф Животный и растительный мир Внутренние воды Деятельность человека

Слайд 8

Главное свойство почв – плодородие

Слайд 9

Оценка плодородия почв Главное свойство почвы – плодородие , т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений питательными веществами и влагой. Плодородие почв зависит от механического состава, структуры, водно-воздушного режима и т.д. Новые земли обычно более плодородны, чем земли занятые посевами, т.е. старопахотных.

Слайд 10

Динамика содержания гумуса в почвах Курганской области Как изменяется содержание гумуса в почвах области? Отчего зависит содержание гумуса? Как его повысить? Годы 1900 1938 1960 1990 2000 % содержания гумуса 10-12 9-10 6,8-8,3 5,8-6,6 4,3-5,3

Слайд 11

Поддержка плодородия почв Агротехнические мероприятия – распашка, боронование, внесение удобрений, внедрение севооборотов. Механическая обработка – распашка, в процессе которой почва переходит в комковатое состояние, что улучшает её структуру, регулирует водный и воздушный режим, уничтожает сорняки .

Слайд 12

Способы обработки почвы Боронование почв Пахота

Слайд 13

Важность рационального использования и охраны почвы В настоящее время в стране не осталось неосвоенных земель, пригодных для земледелия. Обрабатываемые почвы заметно снизили своё плодородие, и его нужно поддерживать, чтобы получать необходимые результаты. Потребность в получении сельскохозяйственной продукции с каждым годом возрастает. В настоящее время остро стоит вопрос рационального (разумного) использования уже имеющихся почвенных ресурсов и повышения плодородия почв.

Слайд 14

Защита почв от эрозии Полезащитные полосы в Курган- ской области Приовражная Полив полоса в Курган- дождеванием ской области

Слайд 15

Влияние хозяйственной деятельности Различные виды хозяйственной деятельности приводят к порче и разрушению почв в угрожающих масштабах, образуя так называемые «бедленды» – плохие земли, возникающие в процессе неправильного обращения с почвами и напоминающие лунный пейзаж. Вредные вещества в почвах отрицательно сказываются на продуктах питания, которые употребляет человек. Необходимо устанавливать жёсткий контроль и разрабатывать комплексные меры по борьбе с загрязнением почв, восстанавливать их, рекультивировать. Шире использовать в с/х производстве мальцевские методы повышения плодородия почв и увеличение урожайности зерновых культур.

Слайд 16

Выводы Почва – важнейший природный ресурс, который при длительном рациональном использовании не убавляется, а сохраняется и даже улучшается. Почву необходимо беречь от разрушения и охранять от загрязнения. Почвы нуждаются во внесении удобрений, использовании оптимальной агротехники. Чрезвычайно актуальна защита почв от эрозии (ветровой и водной). Только при соблюдении этих правил человек может рационально использовать все заложенные в почву ресурсы плодородия.

Слайд 17

Мое отношение к состоянию почв в нашей области В начале урока В конце урока Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей области Я тревожусь за состояние почв в нашей области Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей области Я тревожусь за состояние почв в нашей области

Слайд 18

Новые слова урока Почвенное плодородие Механический состав почв Структура почв Агротехнические мероприятия Примитивная, экстенсивная, интенсивная системы земледелия Мелиорация земель Рекультивация

Слайд 19

Домашнее задание Изучить текст учебника стр.61-67, знать новые слова. Составить 10 вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии "Характеристика Канады"

Материал урока полностью представлен в компьютерной презентации. Дополнительным оборудованием будут являться, естественно, географические карты и атласы. урок проведён в 11 классе (страноведение)....

Самоанализ урока географиив 7 классе "Знакомая незнакомка Южная Америка"

На данном уроке  можно выделить основные  условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках географии. Это: оптимальное сочета...

Урок географии в 11 классе "Германия – знакомая и незнакомая» (Экономико-географическая характеристика ФРГ)

Урок составлен с использованием системно-деятельностного подхода, ориентирован на самостоятельную работу учащихся. К уроку имеется презентация....

Урок географии в 11 классе "Германия – знакомая и незнакомая» (Экономико-географическая характеристика ФРГ)

Урок составлен с использованием системно-деятельностного подхода, ориентирован на самостоятельную работу учащихся. К уроку имеется презентация....

Конспект урока географии в 11 классе. Тема: «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы». Тип урока: изучение нового материала.

Материал адресован практикующим учителям географии ОУ. На уроке изучаются типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, основные промышленные районы региона и их структура; предполагается...

Технологическая карта урока географии в 11 классе по теме "Япония. Общая характеристика"

Урок посвящен одной из загадочных стран. Методическая разработка составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с использованием т...

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка.

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка....