Конспект урока географии в 11 классе. Тема: «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы». Тип урока: изучение нового материала.
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему
Материал адресован практикующим учителям географии ОУ. На уроке изучаются типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, основные промышленные районы региона и их структура; предполагается работа учащихся в группах с использованием статистических материалов, анализом карт и составлением схем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
441гимназия Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Кулагина Нина Ивановна, учитель географии.
Урок по географии в 11 классе.
Тема урока: «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: коллективная работа, практическая работа.
Цели урока:
1. Показать типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, структуру и основные промышленные районы региона.
2.Развивать мировоззренческую идею» Европа - общий дом» всех европейцев, где география и история тесно связали между собой судьбу десятков стран и народов.
3.Продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические материалы, составлять схемы.
4.Продолжать формирование общеучебных умений: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики.
5.Закреплять навыки и умения работы в группе, оформлять единый ответ.
План урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания.
3.Изучение нового материала - практическая работа в группах.
4.Закрепление изученного материала.
5.Подведение итогов. Рефлексия.
6.Задание на дом.
Ход урока
1.Проверка Д.З.
В рабочей тетради ученики письменно отвечают на вопросы:
1.В населении З. Европы преобладают народы языковой семьи-……………………………………………………….
2.Крупнейший мегалополис материковой части Европы-………………………………………………………………....
3.Господствующая религия в З. Европе-………………………………………………………………………………………………..
4.Средняя плотность населения…….чел. на 1км. кв.
5.Средний уровень урбанизации-…………………………………………………………………………………………………………..
6.Для стран З. Европы характерны……………темпы роста населения.
7.Особенности демографической ситуации в странах З. Европы: (выбрать правильное утверждение)
1)Растущая доля молодёжи в населении.
2)Снижающий коэффициент смертности населения.
3)Низкие показатели естественного прироста, а в некоторых странах убыль населения.
4)Наибольшая доля пожилых людей.
5)Преобладание мужского населения над женским.
2.Изучение нового материала.
Вводное слово учителя. Мы сегодня должны выявить типичные черты хозяйства стран Зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности региона.
Работать вы будете самостоятельно в группе. Сначала мы посмотрим видеосюжет о странах
Зарубежной Европе. (Просмотр сюжета). А сейчас начинаем выполнять практическую работу.
Инструкция по работе для 1 группы.
Цель работы: выявить отрасли «авангардной тройки» З. Европы, крупнейшие районы этих отраслей.
Задание:
1Какие отрасли относятся к «авангардной тройке»? Что называется отраслью международной специализации?
2.Дайте краткую характеристику отраслям «авангардной тройки» Зарубежной Европы в виде
таблицы. Выделите следующее:
1)на что ориентируется отрасль;
2)название отрасли;
3)крупнейшие районы и узлы данной отрасли
3.Заполните таблицу, сделайте вывод об общих и отличительных особенностях отраслей и их роли
Для всего региона.
4.Проверьте себя.
5.Сделайте общий вывод; в выводе укажите уровень развития данных отраслей.
6.Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.
Таблица.
Название отрасли | На что ориентируется | Крупнейшие районы и узлы |
Инструкция по работе для 2 группы.
Задание:
Цель работы: выявить уровень развития лёгкой, лесной промышленности, крупнейшие районы и узлы этих отраслей.
1.Что называется отраслью международной специализации?
2.Дайте краткую характеристику лёгкой, лесной промышленности Зарубежной Европы.
Выделите следующее:
1)на что ориентируется отрасль;
2)название отрасли;
3)крупнейшие районы и узлы данной отрасли в странах Зарубежной Европы.
3.Заполните таблицу, сделайте вывод об уровне развития отраслей и их роли для всего региона.
4.Поверьте себя.
5.Сделайте общий вывод, в выводе укажите уровень развития данных отраслей.
6.Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.
Таблица
Название отрасли | На что ориентируется | Крупнейшие районы и узлы |
Инструкция по работе для 3 группы.
Цель работы: выявить уровень развития сельского хозяйства Зарубежной Европы, крупнейшие районы.
Задание:
1.Что такое «товарное и потребительское сельское хозяйство»?
2.Дайте краткую характеристику сельскому хозяйству:
1)название отрасли;
2)на что ориентируется;
3)крупнейшие сельскохозяйственные районы.
3.Заполните таблицу, сделайте вывод об уровне развития отраслей сельского хозяйства и их роли для всего региона.
4.Проверьте себя.
5.Сделайте общий вывод ,укажите уровень развития отраслей сельского хозяйства.
6.Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.
Таблица№1
На что ориентируется | Специализация | Крупнейшие районы |
Таблица№2
| Специализация | |
? | Молочно-мясное производство | ? |
? | Свиноводство | ? |
? | Птицеводство | ? |
Инструкция по работе для 4 группы.
Цель работы: нарисовать географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы.
Выделить «центральную ось» развития, определив территориальную структуру.
Задание:
1.Вспомрите территориальную структуру хозяйства экономически развитых стран.
2.Определите уровень «зрелости» территориальной структуры.
3.Определите, как насыщена Западная Европа:
1)промышленными районами;
2)центрами;
3)городскими агломерациями;
4)транспортными узлами;
5)районами интенсивного сельского хозяйства.
4.Результаты работы отразите на контурной карте в виде прямоугольника, где высокая концентрация хозяйства- своего рода каркас всей территории.
Карта представляется классу с комментариями.
5.Докажите, что в странах З. Европы сложилась система трёх экономических районов:
1)с высоким уровнем развития;
2)депрессивные районы;
3)отсталые аграрные районы.
6.Проверьте себя.
7.Сделайте заключительный вывод.
8.Выберите выступающего, который расскажет о результатах работы и сделает заключительный вывод.
Инструкция по работе для 5 группы
Цель работы: выявить уровень развития транспорта, науки, финансов, отдыха и туризма З. Европы.
Выделить крупнейшие районы этих отраслей.
Задание:
1.Вспомните различия в транспортной системе.
Что такое «отрасль международной специализации?»
2.Проанализируйте карту:
1)сделайте вывод об обеспеченности транспортной сетью З. Европы, подтвердите статистическими данными;
2)определите роль науки и финансов, крупнейшие финансовые центры;
3)почему З. Европа является главным районам международного туризма?
3.Сделайте вывод о развитии этих отраслей.
4.Проверьте себя.
5.Обсудите вывод, выберите выступающего, который представит результаты работы и сделает выводы.
Таблица
Сфера обслуживания Зарубежной Европы
Транспорт | Финансы | Отдых и туризм |
Промышленные узлы Портово-промышленные комплексы | Крупнейшие центры | Районы приморского Горного Городского |
Вывод:
Инструкция по работе 6 для группы.
Цель работы: определить уровень развития стран Зарубежной Европы и региона в целом.
Выявить страны, определяющие мощь региона.
Задание:
1.Вспомните, по каким показателям определяется уровень экономического развития стран.
2.Определите:
1)уровень развития отдельных стран Зарубежной Европы;
2)уровень развития З. Европы в целом.
Сравните показатели и сделайте вывод
3.Сравните карты атласа и рисунок учебника, выявите страны, которые определяют экономическую мощь Зарубежной Европы.
4.Результаты нанесите на контурную карту, выделите границы стран и подпишите их названия. Озаглавьте карту.
5.Проверьте себя.
6.Докажите, что в отличие от четырёх главных стран, имеющих широкую специализацию, другие страны З. Европы специализируются на отдельных отраслях, и страны В. Европы занимают особое место.
7.Обсудите ответ.
8.Выберите выступающего с результатами работы и заключительными выводами.
Закрепление и подведение итогов.
В результате практической работы вы выявили типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, учились анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы и таблицы, давать краткую характеристику отраслям. Вы работали в малых группах, учились делать совместные выводы, принимать общие решения. Вы повторили необходимые понятия и термины и выполняли задания по изучения нового материала. В ходе практической работы вы делали закрепление нового материала- заполняли таблицы, формулировали выводы.
Ученики, слушая ответы одноклассников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.
В итоге, мы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах.
Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чём были затруднения.
Задание на дом: проанализируйте записи, сделанные на уроке; задание в печатной тетради по теме; стр.167.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"
Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
"Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы".
Конспект урока на тему "Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы"...
"Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы".
Конспект урока на тему "Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы"...
Урок биологии 7 класс. Тема: Общая характеристика Подцарства Простейшие. Класс Саркодовые.
На уроке учащиеся познакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, организмов....
Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".
Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....