Система терминологической работы при изучении географии
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Система терминологической работы при изучении географии

Прочное усвоение понятий может осуществляться только в случае, если уч-ся

своевременно и систематически овладевают необходимым словарным запасом, познают

язык науки через усвоение специальных терминов.

Точное понимание терминов дает возможность глубже проникнуть в определенную

область науки, сознательно усваивать ее.

Понятие- форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения

предметов и явлений в их противоречии и развитии.

Понятие-это мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы

некоторого класса по определенным общим и по совокупности специфическим для них

признакам.

Понятие составляет ядро, сердцевину. Слово- единица речи, служащая для выражения

отдельного понятия, термина. Слово – это символ.

Термин- слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия

какой-нибудь специальной области науки, техники.

Любое ли слово может быть термином? Всякий ли термин отражает понятие?

Терминология- система взаимосвязанных терминов, обозначающих систему понятий

какой-либо области знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Система терминологической работы при изучении географии

Прочное усвоение понятий может осуществляться только в случае, если уч-ся

своевременно и систематически овладевают необходимым словарным запасом, познают

язык науки через усвоение специальных терминов.

Точное понимание терминов дает возможность глубже проникнуть в определенную

область науки, сознательно усваивать ее.

Понятие- форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения

предметов и явлений в их противоречии и развитии.

Понятие-это мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы

некоторого класса по определенным общим и по совокупности специфическим для них

признакам.

Понятие составляет ядро, сердцевину. Слово- единица речи, служащая для выражения

отдельного понятия, термина. Слово – это символ.

Термин- слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия

какой-нибудь специальной области науки, техники.

Любое ли слово может быть термином? Всякий ли термин отражает понятие?

Терминология- система взаимосвязанных терминов, обозначающих систему понятий

какой-либо области знаний.

Слово и термин коррелятивны, но не тождественны.

Термины и слова. Признак, который отличает термин от слова?

Термин неразрывно связаны с понятием. Не всякое слово связано с понятием. Слово

является наименованием предмета, исторически закрепленным за ним данным народом.

Сосна, т.е. звуковой комплекс из пяти букв, называет вид дерева. Звуковой комплекс

сначала возникает для нужд общения.

В словообразовании большую роль играет семантика (смысловое значение).

Интересны в этом отношении происхождения слов названий животных у разных

народов.

История названия птицы снегиря. Перекочевывает к нам с севера вместе с первым снегом

и заморозками. Давший ей название серб. Его воображение зима вообще. По- сербски эта

птица называется зимовкой. Первый назвавший ее немец выделил случайный признак: по

немецкий снегирь называется Sitpel, которое этимологически восходит к попрыгунчиком.

Зависит от фантазии народа.

Термин, как правило выполняет две функции: служит названием понятия (номинативная

функция) и отражает содержания понятия.

Термины для каждой науки исчислимы и обязательно связаны с понятиями данной

науки. Таким образом, понятие как единица и форма мышления всегда реализуется или в

слове, или в словосочетании (термин), но не каждое слово заключает в себе логическое

понятие.

Как образуется термин? При их создании большую роль играет семантическая

(смысловая) выразительность элементов термина.

 Возникают ощущения, след от которых остается в сознании человека и тогда.

когда предмет или явление исчезает из сферы восприятия. Благодаря оставленному следу

предмет или явление может восстанавливаться в памяти, восполнятся. Тогда        

формируется представление. Представление является начальной формой мыслительной

деятельности и переходным актом от чувственного познания к логическому.

Посредством второй сигнальной системы происходит обобщение представлений об

изучаемом объекте и формируется понятие.

По схеме формирование понятий: ощущение (восприятие)-представление- понятие.

Термины и понятия.

Термин входит в определение понятия, но определение понятия не сводится к термину.

]).Почему к названию класса млекопитающие нельзя добавить частицу -ся?(детенышей

питают молоком, а не самих себя).

2). Пресмыкающиеся? (прислоняются сами).

Задача: обогащать словарный запас уч-ся. Иностранные слова не всегда нужно применять

на уроке. Употребляем их неправильно. Русский язык мы портим. К чему говорить

«дефекты». Когда можно сказать, недостатки или проблемы.

Прием терминологической работы позволяет стимулировать самостоятельную,

мыслительную деятельность уч-ся и применять поисковые методы изучения нового

материала. Данный пример иллюстрирует, как можно научить уч-ся выделять

логическую связь между понятием и термином.

Уч-ся самостоятельно сопоставляют понятие с термином (уч-ся запоминают не только термины, но и его понятийное значение.).Это аналитико-синтетический прием терминологической работы.

Новые биографические термины в процессе изучения м-ла учитель вводит с раскрытием

понятий во время рассказа, беседы, или объяснения, при демонстрации объектов

природы или их изображений, в ходе лабораторных работ, на практических занятиях, во

время экскурсий. При введении терминов иностранного происхождения положительное

влияние на усвоение соответствующих биологических понятий и терминов оказывает

логический прием анализа и синтеза на основе этимологии.

Этот прием способствует установлению и поддержанию связи между восприятием и

усвоением слова, в основе которого в сознании уч-ся лежит ассоциация звукового

комплекса с определенным образом, представлением или понятием.

Целостное понятие о содержании термина формируется благодаря синтезированию

существенных анализируемых признаков и понятия, и термина. На примере термина.

Формирование познавательного интереса способствует введение в структуру процесса

закрепления м-ла игровых моментов. «Принцип кроссворда», «Поле чудес». На доске

схема слова, выражающего только что изученное понятие. Открывается только одна

буква, а остальные обозначаются черточками. Указывается конкретное направление

поиска ответа.

Основное понятийное содержание нового материала отражается на доске в виде словесных логических схем.

Методический прием систематизация знаний, а также зрительной опорой для уч-ся при повторении и воспроизведении м-ла. Форма эвристической (поисковой) беседы с применением проблемного подхода к обучению, что позволяет организовывать познавательную деятельность уч-ся не только на репродуктивно-подражательном, но также на поисково-исполнительном и творческом уровнях.

Большое значение имеет выяснение семантики термина, т.е. его смыслового значения. Данный прием можно использовать особенно часто, т.к. в большинстве случаев смысловое значение термина совпадает с основным содержанием того понятия, которое определено данным термином. Работу можно начать прямо с сообщения темы урока.

Со стороны учителя самостоятельным мышлением уч-ся определяет способ питания и дыхания,  а значит, дадут полную хар-ку жизнедеятельности водорослей.

Прием проговаривания термина несколько раз вслух позволяет тренироваться в правильном его произношении. Особенно целесообразно этот прием применять при Знакомстве с терминами иностранного происхождения:  эпифит, эфемер. флора. Желательно, чтобы проговаривание сочеталось с одновременным считыванием термина с доски или тетради. Работа над выяснением семантики и этимологии терминов способствует формированию умения анализировать, выделять главное в изучаемом понятии и делать сообщения, т.е. такая работа способствует развитию мыслительной деятельности уч-ся. Выяснять этимологию и семантику терминов (особенно в работе с терминами иностранного происхождения).Выяснив происхождение термина, его смысловое значение сочетать с переводом на русский язык.

В каждом классе изучается новая -терминология. Для того, чтобы уч-ся ею овладели, необходимо многократное повторение. Для этого на отдельных карточках я выписываю новые термины. На каждом уроке в качестве дополнительного вопроса уч-ся берут карточки и отвечают о значении данного термина.

После изучения определенной темы во всех классах провожу географические диктанты на знание географических терминов. В зависимости от темы выбираю их не менее-десяти. Читаю уч-ся определения, а они пишут его значение. После изучения  темы во всех классах практикую тестовый итоговый контроль. Эта форма учета нравится уч-ся.

Тесты беру из различных методических пособий, но чаше всего составляю сама, потому что уровень подготовки у уч-ся одной и той же параллели разный. Например: Тестовый итоговый контроль по теме:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терминологическая работа для 9-го класса по теме:" Россия в конце 20 - начале 21 века".

В терминологической работе для 9-го класса находятся часто встречающиеся термины по истории России конца 20 в....

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ».6 класс

История средних веков. 6 класс. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской.Проверка и закрепление знаний учащихся по ключевым терминам параграфов 11-16Предлагается 2 варианта по 10 заданий в каждом, за правильный отв...

«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)

География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...

Научно-поисковая работа при изучении географии материков и океанов в VII классе

Подросток по своей натуре мечтатель-путешественник, поэтому, чтобы не исчез детский романтизм, не растворился в серых буднях, не пропал интерес к изучению окружающего мира, я разработала научно-поиско...

Система личностно-ориентированных методов изучения географии.

Программа по развитию способностей: Система личностно-ориентированных методов изучения географии....

Некоторые особенности применения критериального оценивания в учебном процессе в целом и в работе при изучении географии

Мы знаем, что в разных системах оценивания можно выделить свои преимущества и свои недостатки. Недостатки – это, конечно, то, от чего хотелось бы уйти вовсе или минимизировать их....

Технологическая карта урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прямых и обратных связей»

Технологическая карта урока разработана  в соответствии с требованиями ФГОС по теме урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прям...