Система терминологической работы при изучении географии
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Система терминологической работы при изучении географии
Прочное усвоение понятий может осуществляться только в случае, если уч-ся
своевременно и систематически овладевают необходимым словарным запасом, познают
язык науки через усвоение специальных терминов.
Точное понимание терминов дает возможность глубже проникнуть в определенную
область науки, сознательно усваивать ее.
Понятие- форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения
предметов и явлений в их противоречии и развитии.
Понятие-это мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы
некоторого класса по определенным общим и по совокупности специфическим для них
признакам.
Понятие составляет ядро, сердцевину. Слово- единица речи, служащая для выражения
отдельного понятия, термина. Слово – это символ.
Термин- слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия
какой-нибудь специальной области науки, техники.
Любое ли слово может быть термином? Всякий ли термин отражает понятие?
Терминология- система взаимосвязанных терминов, обозначающих систему понятий
какой-либо области знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Система терминологической работы при изучении географии
Прочное усвоение понятий может осуществляться только в случае, если уч-ся
своевременно и систематически овладевают необходимым словарным запасом, познают
язык науки через усвоение специальных терминов.
Точное понимание терминов дает возможность глубже проникнуть в определенную
область науки, сознательно усваивать ее.
Понятие- форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения
предметов и явлений в их противоречии и развитии.
Понятие-это мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы
некоторого класса по определенным общим и по совокупности специфическим для них
признакам.
Понятие составляет ядро, сердцевину. Слово- единица речи, служащая для выражения
отдельного понятия, термина. Слово – это символ.
Термин- слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия
какой-нибудь специальной области науки, техники.
Любое ли слово может быть термином? Всякий ли термин отражает понятие?
Терминология- система взаимосвязанных терминов, обозначающих систему понятий
какой-либо области знаний.
Слово и термин коррелятивны, но не тождественны.
Термины и слова. Признак, который отличает термин от слова?
Термин неразрывно связаны с понятием. Не всякое слово связано с понятием. Слово
является наименованием предмета, исторически закрепленным за ним данным народом.
Сосна, т.е. звуковой комплекс из пяти букв, называет вид дерева. Звуковой комплекс
сначала возникает для нужд общения.
В словообразовании большую роль играет семантика (смысловое значение).
Интересны в этом отношении происхождения слов названий животных у разных
народов.
История названия птицы снегиря. Перекочевывает к нам с севера вместе с первым снегом
и заморозками. Давший ей название серб. Его воображение зима вообще. По- сербски эта
птица называется зимовкой. Первый назвавший ее немец выделил случайный признак: по
немецкий снегирь называется Sitpel, которое этимологически восходит к попрыгунчиком.
Зависит от фантазии народа.
Термин, как правило выполняет две функции: служит названием понятия (номинативная
функция) и отражает содержания понятия.
Термины для каждой науки исчислимы и обязательно связаны с понятиями данной
науки. Таким образом, понятие как единица и форма мышления всегда реализуется или в
слове, или в словосочетании (термин), но не каждое слово заключает в себе логическое
понятие.
Как образуется термин? При их создании большую роль играет семантическая
(смысловая) выразительность элементов термина.
Возникают ощущения, след от которых остается в сознании человека и тогда.
когда предмет или явление исчезает из сферы восприятия. Благодаря оставленному следу
предмет или явление может восстанавливаться в памяти, восполнятся. Тогда
формируется представление. Представление является начальной формой мыслительной
деятельности и переходным актом от чувственного познания к логическому.
Посредством второй сигнальной системы происходит обобщение представлений об
изучаемом объекте и формируется понятие.
По схеме формирование понятий: ощущение (восприятие)-представление- понятие.
Термины и понятия.
Термин входит в определение понятия, но определение понятия не сводится к термину.
]).Почему к названию класса млекопитающие нельзя добавить частицу -ся?(детенышей
питают молоком, а не самих себя).
2). Пресмыкающиеся? (прислоняются сами).
Задача: обогащать словарный запас уч-ся. Иностранные слова не всегда нужно применять
на уроке. Употребляем их неправильно. Русский язык мы портим. К чему говорить
«дефекты». Когда можно сказать, недостатки или проблемы.
Прием терминологической работы позволяет стимулировать самостоятельную,
мыслительную деятельность уч-ся и применять поисковые методы изучения нового
материала. Данный пример иллюстрирует, как можно научить уч-ся выделять
логическую связь между понятием и термином.
Уч-ся самостоятельно сопоставляют понятие с термином (уч-ся запоминают не только термины, но и его понятийное значение.).Это аналитико-синтетический прием терминологической работы.
Новые биографические термины в процессе изучения м-ла учитель вводит с раскрытием
понятий во время рассказа, беседы, или объяснения, при демонстрации объектов
природы или их изображений, в ходе лабораторных работ, на практических занятиях, во
время экскурсий. При введении терминов иностранного происхождения положительное
влияние на усвоение соответствующих биологических понятий и терминов оказывает
логический прием анализа и синтеза на основе этимологии.
Этот прием способствует установлению и поддержанию связи между восприятием и
усвоением слова, в основе которого в сознании уч-ся лежит ассоциация звукового
комплекса с определенным образом, представлением или понятием.
Целостное понятие о содержании термина формируется благодаря синтезированию
существенных анализируемых признаков и понятия, и термина. На примере термина.
Формирование познавательного интереса способствует введение в структуру процесса
закрепления м-ла игровых моментов. «Принцип кроссворда», «Поле чудес». На доске
схема слова, выражающего только что изученное понятие. Открывается только одна
буква, а остальные обозначаются черточками. Указывается конкретное направление
поиска ответа.
Основное понятийное содержание нового материала отражается на доске в виде словесных логических схем.
Методический прием систематизация знаний, а также зрительной опорой для уч-ся при повторении и воспроизведении м-ла. Форма эвристической (поисковой) беседы с применением проблемного подхода к обучению, что позволяет организовывать познавательную деятельность уч-ся не только на репродуктивно-подражательном, но также на поисково-исполнительном и творческом уровнях.
Большое значение имеет выяснение семантики термина, т.е. его смыслового значения. Данный прием можно использовать особенно часто, т.к. в большинстве случаев смысловое значение термина совпадает с основным содержанием того понятия, которое определено данным термином. Работу можно начать прямо с сообщения темы урока.
Со стороны учителя самостоятельным мышлением уч-ся определяет способ питания и дыхания, а значит, дадут полную хар-ку жизнедеятельности водорослей.
Прием проговаривания термина несколько раз вслух позволяет тренироваться в правильном его произношении. Особенно целесообразно этот прием применять при Знакомстве с терминами иностранного происхождения: эпифит, эфемер. флора. Желательно, чтобы проговаривание сочеталось с одновременным считыванием термина с доски или тетради. Работа над выяснением семантики и этимологии терминов способствует формированию умения анализировать, выделять главное в изучаемом понятии и делать сообщения, т.е. такая работа способствует развитию мыслительной деятельности уч-ся. Выяснять этимологию и семантику терминов (особенно в работе с терминами иностранного происхождения).Выяснив происхождение термина, его смысловое значение сочетать с переводом на русский язык.
В каждом классе изучается новая -терминология. Для того, чтобы уч-ся ею овладели, необходимо многократное повторение. Для этого на отдельных карточках я выписываю новые термины. На каждом уроке в качестве дополнительного вопроса уч-ся берут карточки и отвечают о значении данного термина.
После изучения определенной темы во всех классах провожу географические диктанты на знание географических терминов. В зависимости от темы выбираю их не менее-десяти. Читаю уч-ся определения, а они пишут его значение. После изучения темы во всех классах практикую тестовый итоговый контроль. Эта форма учета нравится уч-ся.
Тесты беру из различных методических пособий, но чаше всего составляю сама, потому что уровень подготовки у уч-ся одной и той же параллели разный. Например: Тестовый итоговый контроль по теме:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Терминологическая работа для 9-го класса по теме:" Россия в конце 20 - начале 21 века".
В терминологической работе для 9-го класса находятся часто встречающиеся термины по истории России конца 20 в....
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ».6 класс
История средних веков. 6 класс. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской.Проверка и закрепление знаний учащихся по ключевым терминам параграфов 11-16Предлагается 2 варианта по 10 заданий в каждом, за правильный отв...
«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)
География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...
Научно-поисковая работа при изучении географии материков и океанов в VII классе
Подросток по своей натуре мечтатель-путешественник, поэтому, чтобы не исчез детский романтизм, не растворился в серых буднях, не пропал интерес к изучению окружающего мира, я разработала научно-поиско...
Система личностно-ориентированных методов изучения географии.
Программа по развитию способностей: Система личностно-ориентированных методов изучения географии....
Некоторые особенности применения критериального оценивания в учебном процессе в целом и в работе при изучении географии
Мы знаем, что в разных системах оценивания можно выделить свои преимущества и свои недостатки. Недостатки – это, конечно, то, от чего хотелось бы уйти вовсе или минимизировать их....
Технологическая карта урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прямых и обратных связей»
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС по теме урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прям...