Поверхностные воды Забайкальского края
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Познакомить учащихся с внутренними водами Забайкалья и вопросами охраны рек и озёр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poverkhnostnye_vody_zabaykalya.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Поверхностные воды Забайкальского края.
Автор: Кузнецова В.А.
Учитель географии I квалификационной
категории МОУ СОШ п.Дровяная
Цель: Ознакомление учащихся с внутренними водами Забайкалья и вопросами охраны рек и озёр.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о внутренних водах Забайкальского края с использованием презентации, сообщений, просмотра иллюстраций и фотографий учащихся.
2.развивать основные умения и навыки в организации самостоятельной и практической деятельности;
3. Воспитывать чувство гордости об уникальности природы края и бережного отношения к окружающему нас миру.
Методы:
1.Поисково-исследовательский.
2. Беседа.
3. Наглядно-иллюстративный.
4. Работа в группах.
5. Работа на интерактивной доске, с литературой, атласами, контурной картой.
6. Элементы игры .
Структура урока:
- Организационный момент.
- Эмоциональный настрой.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление материала – практическая часть.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Оборудование:
1. Учебное пособие «География Забайкальского края» под редакцией В.С.Кулакова 2009 – 2011 год.
2. Атлас Забайкальского края. 2011г
3. Контурные карты(рабочая тетрадь).
4. Иллюстрации, региональные газеты.
5. Интерактивная доска.
6. Компьютер
7. Настенные физические карты: России и Забайкальского края
Ход урока.
- Организационный момент( смотрю, вижу):
- Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
И урок скорей начнём!
2.Эмоциональный настрой:
Среди горных хребтов и даурских степей,
Где начало берут воды рек трёх морей, -
Первозданной природы царит красота!
Здесь стоит Забайкалья столица - Чита!
3. Актуализация знаний(Ассоциативный ряд)
Поверхностные воды- Режим и питание реки-Мировой водораздел- Судоходство.
Вы хорошо подготовились к сегодняшнему уроку. Сегодня мы продолжим изучение природы Родного края и познакомимся с удивительными водными объектами Забайкалья и их охраной на территории Забайкальского края. Давайте запишем тему урока (слайд №3):
4.Изучение нового материала.
Учитель: На территории Забайкальского края протекает более 40 тысяч водотоков. Подавляющее большинство(98%) – это реки и ручьи, имеющие длину меньше 25км. Наиболее крупными(более 500км длины) в Забайкальском крае являются 14 рек, из них только 5 полностью расположены полностью на территории региона. Это Газимур, Ингода, Калар, Нерча и Шилка. В нашем крае находятся истоки Амура, Олёкмы, Хилка, Чары и Чикоя, среднее течение и устьевые участки Онона и Аргуни, а также среднее течение Витима(учитель показывает на настенной карте Забайкальского края).
Практическая работа в группах:
I группа- Ингода,Онон
II группа- Аргунь, Шилка
III группа- Хилок, Чикой
IV группа- Чара, Витим
Название реки и к какому бассейну относится | Питание реки | Протяженность в км | Хозяйственное использование |
Анализ работы: каждая группа наносит на контурную карту реки(интерактивная доска) и даёт их краткую характеристику.
Сообщения учащихся о реках( приложения).
Вывод: Реки Забайкальского края относятся к бассейнам – р.Амур, р.Лены и оз.Байкал. Тип питания рек – преимущественно дождевой. На Яблоновом хребте есть уникальное в мире место( показать на карте)- гора Палласа(или Водораздельная), высотой 1236м с её склонов поверхностный сток осуществляется сразу на три крупные азиатские реки: Енисей(через Селенгу и оз. Байкал), Лену и Амур. (карта атласа стр21)
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Учитель:
Этот вид внутренних вод считается украшением природы. Красива их голубая гладь и небо, опрокинувшееся в воду, мелкие барашки волн и синие глубины, прозрачная вода и белые кувшинки на поверхности чистой воды! Что это?
Учитель: В забайкальском крае насчитывается около 15тысяч озёр. Большинство из них – водоёмы площадью менее 1кв.км. 62 озера имеют площадь от 1 до10кв.км. Кроме того в Восточном Забайкалье расположены 2 крупных искусственных водоёма: водохранилище-охладитель Харанорской ГРЭС и водохранилище Приаргунского ГОКа.(Работа с картой атласа стр 21)
Учитель: озеро - природное углубление, а углубление -это котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение. Назовите типы озёрных котловин? (тектонические, ледниково-тектонические, вулканические, озёра-старицы, карстовые и т.д) Котловины озёр Забайкалья разнообразны по происхождению. Озёра бассейна р.Чары имеют ледниковое и тектоническое происхождение.
Учитель: Назовите и покажите на карте эти озёра?(оз. Сымыт-глубина 132м, оз. Ничатка- 117м)
Сообщения учащихся об озёре Ничатка ( приложение- презентация).
Учащиеся прикрепляют стикеры на настенную карту Забайкальского края в районе местоположения озера.
Учитель: Особое внимание заслуживают бессточные озёра – Зун-Торей и Барун-Торей. Об особенностях и уникальности этих озёр нам расскажет- сообщение учащегося( приложение).
Учитель: Центральные районы края также богаты озёрами. Давайте вспомним знаменитые Ивано-Арахлейские, на которых большинство из вас летом отдыхает.
Сообщения-презентации учащихся
Учитель: Не можем мы не вспомнить озёра нашего района. Назовите и покажите эти озёра?
Ребята рассказывают о Доронинском содовом озере и озере Арей( приложение)
Учитель: Ребята, на данный момент в чём заключается проблема оз. Арей?
( загрязненность территории вокруг озера из-за большого количества посещений в летней период).
Учитель: В октябре 2012году в с.Улёты состоялись слушания по вопросу создания Природного парка. ( рекламный буклет) приложение.
5.Закрепление изученного материала.
Учитель: Вот и к концу пришел урок. Нам подводить пора итог.
- Какие природные объекты относятся к поверхностным водам суши?
- Назовите крупные реки нашего края и к каким бассейнам они относятся?
- На каких озёрах находятся охраняемые территории?
В заключении урока выполним небольшую работу на контурных картах (индивидуальная): Нанести на контурную карту Забайкальского края крупные реки и озёра, с которыми мы сегодня познакомились.
Рефлексия
синквейн | дети |
1слово | |
2 прилагательные | |
3глагола | |
4 предложение | |
5слово |
6.Домашнее задание:
прочитать параграф 14, ответить на вопросы: устно - № 2 – стр 88;
– подготовить сообщение или презентацию (кому как удобнее) о минеральных источниках Восточного Забайкалья.
7.Подведение итогов – оценки за урок и выполненные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение к истокам культуры народов Забайкальского края
Занимаюсь по данной теме второй год. Есть наработки, которыми могу поделиться....
Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).
Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...
Музей истории образования г. Балея и Балейского района, Забайкальского края.
Особая образовательная среда – музей истории педучилища и народного образования Читинской области ( Г. Балея, Балейского района, Забайкальского края ) есть в Балейском педагогическом колле...
Воды Забайкальского края. Альбом фотографий
Альбом фотографий для уроков географии и экологии...
Анализ работы районного методического объединения Забайкальского района Забайкальского края
МО учителей русского языка и литературы призвано способствовать прежде всего повышению профессионализма его членов. Каждый учитель должен находиться в постоянном поиске и стремиться к росту свое...
Подземные и поверхностные воды. Реки и речные бассейны области
Внутренние области Саратовской области...
План-конспект урока "Поверхностные воды. Река и ее части"
Данный урок работает на последующие уроки, т.к. реки учащиеся будут изучать еще и дальше, расширяет кругозор учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков и навыков практических исслед...