План-конспект урока "Поверхностные воды. Река и ее части"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Данный урок работает на последующие уроки, т.к. реки учащиеся будут изучать еще и дальше, расширяет кругозор учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков и навыков практических исследований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_reka.docx | 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ГУО «Боровлянская средняя школа №2»
Учитель: В.С. Макаревич
План-конспект урока географии
Тема: « Поверхностные воды. Река и её части».
Цель: расширить знания о реке и частях реки, изучить элементы речной долины; сформировать новые понятия и термины «пойма», «речная долина», «русло реки», «речная система», «бассейн реки», «водораздел»; создать условия для развития умения делать описание географических объектов по плану; способствовать формированию географической культуры.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
Научить определять левый и правый берега, притоки левые и правые, определять территорию речных бассейнов, находить водоразделы рек.
Развивающие задачи:
Развивать умение работать с географической картой.
Воспитательные задачи:
Показать красоту окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, атласы, учебник, тетрадь, настенная физическая карта.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
- Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть на уроке! Присаживайтесь. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетради, учебника, дневника).
- Проверка изученного материала. Устная беседа (фронтальная).
1.Дать определение понятию «подземные воды».
2.Закончить предложения.
Подземные воды образуются путем просачивания…(атмосферных осадков) и скопления их на…(глубине).
Подземные воды первого от поверхности постоянного водоносного горизонта называются…(грунтовыми).
Подземные воды, которые залегают между водоупорными слоями, называются…(межпластовыми).
3. А сейчас я вам буду называть породу, а вы должны ответить: является она водопроницаемой или водоупорной?
Песок, гранит, глина, гравий.
Слайд 3
4. Я вам зачитываю характеристику вод, а вы определяете: грунтовые это воды или межпластовые?
*Залегают на водоупорном слое и сверху не перекрыты сплошным водопроницаемым пластом.
*Могут быть напорными и безнапорными.
*Никогда не обладают напором.
*Залегают между двумя водоупорными слоями.
*Их уровень практически постоянен.
*Распространены повсеместно.
*Уровень изменяется по сезонам года (повышается при таянии снега и выпадении дождей).
Слайд 4
А сейчас я с вами проведу игру на внимательность. Что из того что я назову, является частью Мирового океана, а что является частью вод суши? Если названное слово является частью Мирового океана, то вы, ребята, должны поднять руки вверх. Если названное слово является частью вод суши, то вы, ребята, остаётесь на своих местах и руки не поднимаете.
Река, залив, озеро, ручей, водохранилище пруд, море, океан, водопад, болото, горный ледник, подземные воды, речной канал, родник, источник.
- Изучение нового материала.
Вода - чудесный дар природы!
Она вокруг, куда ты не взгляни:
В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,
И бьёт ключом на дне реки.
Сегодня мы рассмотрим очередной вид вод суши – поверхностные воды.
Слайд 5
Тему нашего сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав следующую загадку:
Зимой скрывается, весной появляется, летом веселится, осенью спать ложится (река). +загадки в презентации
Слайд 6
Как вы уже догадались, на сегодняшнем уроке речь пойдёт о реках и их частях. Поэтому цель нашего урока - расширить знания о реке и частях реки, изучить элементы речной долины. Нам сегодня предстоит познакомиться с новыми понятиями и терминами, такими как «пойма», «речная долина», «русло реки», «речная система», «бассейн реки», «водораздел». Также будем учиться описывать реки по географической карте. На уроке нам предстоит выполнить большой объём работы.
Слайды 7,8
Ребята, а что вы знаете о реках? (ответы детей)
Реки покрывают земной шар голубой паутиной. Они играют в жизни человека большую роль. По их берегам возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки кормили и поили людей. Они были преградой от врагов. Люди не только использовали реки, но и изображали их на картинах. Это такие художники как Левитан И.И. «Большая вода», Белянин А.Н. «Река» Любили реки и поэты, писатели, фотографы. Перед нами на слайде изображение рек на картинах и фотографиях.
IV.Объяснение нового материала в сочетании с беседой.
Ребята, по каким признакам вы определяете, что перед вами река, а не болото или озеро? (Ответы детей)
Слайд 9
Используя все признаки реки, давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река? Выделим ключевые слова в определение:
Река – это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении - русле. Подземные воды и атмосферные осадки питают реки.
Пользуясь материалом параграфа, найдите ответы на вопросы:
-Как называется углубление, в котором течёт река?
- Как называется часть дна речной долины, затапливаемая во время разлива реки?
Слайд 10
Обычно русло находится на дне более широкого понижения в рельефе. Оно называется речной долиной, в строении которой выделяются само русло реки и пойму. Пойма – нижняя часть речной долины, регулярно заливаемая в половодье.
Проблемный вопрос: Почему реки текут?
- Как правило, реки текут постоянно, но встречаются и временно пересыхающие. Однако каждая река где-то начинается. Как называется то место, где река берёт своё начало?
- Что может быть истоком реки, мы узнаем, отгадав следующие загадки:
1.Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
Где берёт свое начало река Волга? (из родника)
2.Местные жители сложили такую поговорку о Байкале: «Сколько ему ни приносят богатств сыновья, разоряет дочка старика». Как объяснить эту поговорку?
(В Байкал впадает 336 рек и ручейков, а вытекает только одна река – Ангара). Следовательно, река может брать начало из …(озера)
3.Где волшебник-туман белый занавес соткал,
В снежных кручах Саян он начало взял.
Тесновато порой Енисею меж гор,
Словно конь молодой, рвется он на простор.
Река берёт начало в … (в горах)
Слайд 11
Течёт река дальше, а в неё впадают все новые и новые речки. Наша река становится все шире и глубже. И у главной реки появляются притоки.
Слайд 12
Река – довольно сложная система. У нее есть свое строение. Сейчас мы с вами в тетради начертим схему «Река и её части».
Слайд 13,14
Место, где река берет начало – называется истоком реки.
Место впадения реки в море, озеро, другую реку называется устьем реки. Существуют различные виды устьев.
Дельта – расширенное устье реки, образованное речными наносама и имеющее форму треугольника.
Эстуарий – однорукавное воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.
Откройте в атласах физическую карту полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.
Устье: Дельта - Лена, Волга, Миссисипи;
Эстуарии - Енисей, Амур, Амазонка.
Слайд 15
V.Физкультминутка.
А сейчас мы отдохнем,
Вместе глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Мы на речке. Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать,
Но и меру надо знать.
Возвратимся на урок и вместе поиграем.
Слайд 16
Игра «Отгадай и найди»
- Найдите на физической карте реку, носящую женское имя, и назовите ее притоки. (Лена, притоки: Алдан и Вилюй)
- Что означает пословица: «Река Ока – Волги правая рука?». А какой приток у Волги левый? (Кама)
-Как определить, правый это приток или левый?
Чтобы узнать, правый или левый приток, надо встать лицом к устью реки (вниз по течению). Если река впадает справа – это правый приток, слева – левый.
Вывод: главная река со всеми притоками образует речную систему.
Слайд 17
В каждой речной системе выделяют главную реку и её притоки. От главной реки и получают свое название речные системы (например, самая крупная речная система Амазонки). Очевидно, что речная система располагается на определенной территории. Именно с этой территории поверхностные и подземные воды стекают в главную реку.
-Подумайте и скажите мне, пожалуйста, как вы думаете:
*Что такое речной бассейн?
Бассейн реки - площадь, с которой река собирает воду.
*Чем отличается речной бассейн от речной системы?
В речной системе главной характеристикой является длина главой реки (км), а в бассейне – площадь, которую он занимает (км2).
Все речные системы имеют бассейны. Границу между этими бассейнами называют водоразделом.
-Я вам рисую на доске две схемы речных систем, а вы обозначаете речные бассейны и линию водораздела.
(рисунок на доске)
Слайд 18
Давайте подумаем понижению или повышению в рельефе соответствует речная долина?
Понижению в рельефе.
Понижению или повышению в рельефе соответствует речной бассейн?
Понижению в рельефе.
Понижению или повышению в рельефе соответствует речной водораздел?
Повышению в рельефе.
Откуда же в реку поступает вода, как вы думаете?
Из родников, осадков, ледников.
Слайды 19-21
Игра «Я – река»
Пример: Я – река Волга, впадаю в Каспийское море.
- Я – река Амазонка, впадаю… (в Атлантический океан)
- Я – река Нил, впадаю… (в Средиземное море)
- Я – река Ганг, впадаю… (Бенгальский залив)
- Я – река Миссисипи, впадаю… (Мексиканский залив)
Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем.
-Ребята, так почему реки текут? (исток находится выше, чем устье)
Слайд 22
VI.Закрепление материала.
Фронтальная беседа.
Вопросы и задания:
- Что такое река?
- Какие части есть у реки?
- Что такое речная система?
- Когда река является притоком?
- Какие притоки бывают у реки?
- Что такое речной бассейн?
- Что такое водораздел?
- Что такое русло реки?
Как правильно показывать реку на карте? Что нужно говорить?
Слайд 23
Река Енисей берёт начало в Восточном Саяне. Течёт с юга на север. Принимает левые притоки: Ангару, Нижнюю и Подкаменную Тунгуску, впадает в Карское море Северного ледовитого океана.
Река Печора – самостоятельно. Река Печора берёт начало в Уральских горах. Течёт с юга на север. Принимает левый приток Уса, впадает в Баренцево море Северного ледовитого океана.
- Показать крупнейшие реки мира по длине и площади бассейна.
Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока (учащиеся выполняют задание в приложении 1).
По горизонтали:
- Углубление на дне реки, по которому течет вода?
- Место впадения реки в озеро, море?
- Как называется речка, впадающая в главную реку?
- Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?
Какое же слово получилось?
VII. Подведение итогов.
На уроке мы с вами изучили новые понятия и термины «река», «пойма», «речная долина», «русло реки», «речная система», «бассейн реки», «водораздел». Научились описывать реки по плану.
Слайд 24
Ребята, а теперь давайте подумаем и ответим на вопрос:
– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)
Оценивание учащихся. Вывод о работе учащихся на уроке.
Слайд 25
VIII. Рефлексия.
Я узнал:
Я был удивлен:
Я открыл для себя:
Я еще раз убедился:
Я пришел к выводу:
Я все же не понял:
IX. Домашнее задание.
Слайд 26,27
Параграф 24 читать + устно ответить на вопросы в конце параграфа.
И завершить наш урок хочу словами поэта Эди Семёновны Огнецвет:
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Ребята, всем спасибо за урок! До свидания.
Дополнительные задания для работы на уроке в классе:
- Нанести реки на контурную карту (приложение 2).
Приложение 1
Кроссворд
По горизонтали:
1. Углубление на дне реки, по которому течет вода?
2. Место впадения реки в озеро, море?
3. Как называется речка, впадающая в главную реку?
4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?
Какое же слово получилось?
Приложение 2
(дополнительное задание)
Найти крупнейшие реки мира, подписать их названия
на контурной карте:
Евразия: Янцзы, Лена, Енисей, Хуанхэ, Обь, Волга, Дунай, Ганг, Инд, Меконг, Амур, Тигр, Евфрат, Днепр.
Африка: Нил, Конго, Замбези, Нигер.
Северная Америка: Миссисипи, Маккензи, Юкон.
Южная Америка: Амазонка, Парана, Ориноко.
Австралия: Муррей, Дарлинг.
Приложение 3
1. Даны географические координаты истока и устья реки. Необходимо определить, какая это река, какие из предложенных значений являются координатами истока, а какие – устья (выполняется по карте полушарий атласа, с.14-15).
А) 320 с.ш. 820 в.д.; 240 с.ш. 680 в.д. (Инд; а – исток, б - устье);
Б) 50 ю.ш. 130 в.д.; 40 с.ш. 310 в.д. (Конго; а – исток, б - устье);
В) 480 с.ш. 940 з.д.; 290 с.ш. 890 в.д. (Миссисипи; а – исток, б - устье).
2.Определить координаты истока реки: а)Хуанхэ, б)Днепр, в)Енисей.
3.Определить координаты устья реки: а)Нил, б)Волга, в)Амазонка.
4.Определить направление течения реки: а)Енисея (с юга на север), б)Амазонки (с запада на восток), в)Замбези (с запада на восток), г)Миссисипи (с севера на юг).
5.В каком направлении текут: а)Западная Двина (с востока на запад), б)Днепр (с севера на юг), в)Неман (с востока на запад).
6.Назвать левые притоки: а) Западной Двины (Дисна), б) Днепра (Сож, Беседь, Ипуть).
7.Назвать правые притоки реки Днепр (Березина, Припять).
8.На карте мира показать речную систему: а)Нила, б)Амазонки, в)Волги.
Приложение 4
Игра « Пятый лишний»
Задания группам — найти лишнюю реку.
1. Миссисипи, Волга, Лена, Дунай, Енисей.
Миссисипи — лишняя река Северной Америки, остальные — в Евразии.
2. Печора, Волга, Северная Двина, Яна, Колыма.
Волга лишняя. Она впадает в Каспийское море, остальные — в Северный Ледовитый океан.
3. Маккензи, Колорадо, Миссисипи, Миссури, Нил.
а) Нил — лишняя река. Он течет в Африке, остальные реки — в Северной Америке.
б) Нил — лишняя река. Он течет в Восточном полушарии, остальные реки Западного полушария.
4. Замбези, Ганг, Амазонка, Нигер, Тигр.
Амазонка — лишняя. Она течет в Западном полушарии, а остальные в Восточном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Путешествие вдоль реки Темза" 10 класс
Использование на уроке онлайн-энциклопедий как основного информационного ресурса...
План-конспект урока по теме "Самостоятельные и служебные части речи"
Данная тема изучается в пятом классе в разделе "Морфология. Орфография. Культура речи." Тип урока: урок изучения нового материала. В основу урока положена технология сотрудничества. В ходе ...
план конспект урока по ОБЖ ": Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы"
...
план конспект урока по ОБЖ ": Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы"
...
План - конспект урока "Электрическая цепь и ее составные части"
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.Цель урока: дать понятие электрической цепи; изучить составные части простейшей электрической цепи, пока...
План -конспект урока географии "Вода на Земле" 5 класс
Разработка урока географии в 5 классе по теме "Вода на Земле"...
План-конспект урока « Подземные воды и ледники».
Тема урока. «Подземные воды и ледники»Дата проведения.26.10.2017Тип урока. Комбинированный.Технология урока. Традиционная технологияЦель урока. — сформировать понятие &la...