Интегрированный урок "Города России. Урбанизация"
методическая разработка (география, 9 класс) по теме
Интегрированный урок: география и история. Цель урока: прзнакомить с процессом урбанизации в России, изучить типологию городов и их функции; показать значение городов в материальной и духовной жизни населения. На уроке используется групповая форма работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Города России." | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Города России. Урбанизация. (Слайд №1)
Интегрированный урок (география и история)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с процессом урбанизации в России. 2. Изучить типологию городов, их функции. 3. Показать значение городов в материальной и духовной жизни населения. 4. Развивать творческие способности учащихся, умение анализировать статистические данные, учить дискутировать.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: групповая работа
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Учебники географии
- Географические атласы и физическая карта
- Раздаточный материал: карточки-задания «Города России», таблицы и схемы со статистическими данными
- Презентация
Ход урока
I. Определение темы и целей урока.
На экране иллюстрации городов. (Слайд № 2)
Вопрос: Что показано на слайде? О чем пойдет речь на уроке?
Назовите тему урока. Ответ: Города России. (Слайд №3)
Вопросы ученикам: Все ли города одинаковы? Чем они отличаются друг от друга?
Когда и как возникли города?
Определяем цели урока. (Слайд №4)
- Определить, как проходил процесс урбанизации в России.
- Выявить различия городов: по численности населения, по функциям.
- Дать понятия: урбанизация, городская агломерация.
II. Изучение нового материала.
1.Причины роста городов. 2. Различия городов по функциям. 3. Различия городов по численности. 4. Дискуссия «Плюсы и минусы городской жизни»
II. Изучение нового материала.
1. Причины роста городов.
Беседа. Сегодня мы познакомимся с процессом урбанизации в России. Что такое урбанизация? Откройте словарь. Вспомните, как и когда появились города? Где возникали первые города? Кем были первые горожане?
Рассказ учителя. Задание: В ходе рассказа о городах России выделить причины роста городов. Древняя Русь была страной городов. Норманны называли Русь «Гардарикой», т.е. страной городов. Первые города возникли еще в I тыс. н. э. В IX в. в летописях упоминаются города: Новгород, Ростов Великий, Смоленск, Муром. К XII в. насчитывалось уже 150 городов, а до нашествия монголов на Руси насчитывалось 3000 городов. Города являлись центрами ремесла и торговли, возникали на удобных торговых путях. Важнейшим торговым путем был путь «из варяг в греки». (Слайды № 5,6)
Во времена Петра I было основано много новых городов. Все знают об «окне в Европу», городе Санкт-Петербурге. (Слайд 7). А при Екатерине II было изменено территориальное деление России, была проведена губернская реформа, в результате которой создано 500 уездов, для которых были учреждены уездные центры. (Слайд 8). В XVII- XVIII вв. идет присоединение и освоение новых территорий, и появляются остроги, города как опорные пункты, центры новых территорий в Сибири и на Дальнем Востоке: Тобольск, Якутск, Тюмень. Города как опорные пункты были образованы на границах Российской империи. (Слайд № 9)
В XIX в. к росту городов привела крестьянская реформа – отмена крепостного права. Ускоренное развитие промышленности, железнодорожного транспорта требовало перехода к вольнонаемному труду. Важное значение имело строительство Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока, которую называли магистралью века. Города появлялись там, где строились железные дороги. (Слайды № 10)
Более 600 городов было образовано после Октябрьской революции. Больше всего возникло промышленных центров в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке, особенно в период индустриализации, который происходил в 30-е годы XX в. (Слайд №11)
В середине XX в. рядом с крупными городами возникали города науки – наукограды: Дубно, Реутов, Зеленоград, Сколково. Выросли города – курорты в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа: Ялта, Сочи. Появились города – центры военной промышленности, т.н. «закрытые города». (Слайды № 12,13)
Итак, обсудите в группах и назовите причины роста городов. (Слайд №14)
В настоящее время городом считается населенный пункт с населением более 12 тысяч человек, не занятых в сельском хозяйстве. (Слайд №15 )
2. Различия городов по функциям.
1). Самостоятельная работа с учебником «География», стр. 39
Задание: Прочитать и назвать, какие функции выполняют города. (Слайд №16 )
Функции городов:
- промышленные города
- транспортные
- научные центры
- города – курорты
- города – туристические центры
- столичная функция
- многофункциональные города
2). Работа с раздаточным материалом: карточки-задания «Города России»
Задание: Определить и показать стрелками главные функции городов.
3). Многофункциональные города растут очень быстро, рядом с ними формируются города – спутники, образуя городские агломерации (главный город с городами-спутниками).
4). Анализ таблицы №10, стр.40 (учебник)
Задание: Проанализировать данные таблицы и назвать 3 крупнейшие городские агломерации в России.
- Московская – 17,3 млн. человек
- Санкт-Петербургская – 6,2 млн. человек
- Самарская – 3,2 млн. человек
3. Различия городов по численности населения.
1). Самостоятельная работа с учебником, стр.39. (Слайд № 17)
2). Работа с раздаточными материалами: атласы, таблицы.
- Задание 1: Определить, к какой категории по численности населения относятся города Пермского края: г. Кунгур, г.Березники, г. Ныроб, г. Пермь. (Слайд № 18)
- Задание 2: Используя атласы Пермского края, сделайте вывод: какие по численности населения города преобладают в Пермском крае. (малые и средние)
3). Города – миллионеры.
- Анализ таблицы №10 стр.40.
Вопрос: Сколько городов – миллионеров в России?
- Анализ схемы №14 стр. 38.
Задание: Используя данную схему, дайте определение урбанизации в России. Определите уровень урбанизации в РФ,
- Работа с картой.
Задание: показать на карте города – миллионеры.
Таким образом, города по численности населения делятся на:
- Малые, Средние, Большие
- Крупные, Крупнейшие
4. Дискуссия «Плюсы и минусы городской жизни» (на примере г. Пермь)
«+» Преимущества «- » Проблемы
1). Человек становится свободным 1). Но в городе трудно жить, шум, «Городской воздух делает человека грязный воздух, суматоха, большое свободным» скопление народа
2). В городе больше возможностей 2). Но существует жилищная проблема. заработать, т.к. есть выбор рабочих Дороговизна: жилье, питание, транспорт мест, много фирм, предприятий , Большая часть зарплаты уходит заводов на оплату жилья, питания, транспорта
3). Больше возможностей досуга: 3). Но город – это криминальная среда, театры, кафе, парки культуры. Где много преступлений совершается.
4). Город – центр образования, 4). Транспортная проблема, пробки, науки, культуры. экологическая проблема, После школы едут в город для проблема водоснабжения продолжения образования.
Вывод: Город дает человеку больше возможностей в плане трудоустройства, образования, культуры, но жить в городе трудно, дорого и опасно. Поэтому необходим компромисс. В современных крупных городах люди учатся и работают в городе, а жить предпочитают в пригородах, где меньше шума, спокойнее, ближе к природе. Понятие субурбанизация.
III. Закрепление знаний. (Слайд №19)
Вопросы: 1. Какие поселения называются городами? 2. Как различаются города по численности населения? 3.Назовите функции городов. 4. Что такое городская агломерация? 5. Что такое урбанизация?
IV. Домашнее задание. (Слайд №20)
1. Прочитать § 9, страницы 37 – 39. 2. Минисочинение: передать мысли о любом городе в стихах или прозе. 3. Познакомиться с гербами городов Пермского края. 4. Подготовить сообщение «Сельский образ жизни»
V. Рефлексия. (Слайд №21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок "Россия - многонациональная страна". Обществознание и математика.
Урок по теме "Россия - мнонгонациональная страна". Урок открытия новых знаний по обществознанию, урок обобщения и повторения - по математике....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории (интегрированный курс "Россия и мир")
Программа базового уровня предполагает использование учебников О.В.Волобуева "Россия и мир" и О.Н.Журавлевой "История России". Программа рассчитана на 105 учебных часов. Полезна для учителей, желающих...
Интегрированный урок "Россия на карте мира"
Цель данного урока систематизация и обобщение географических знаний, расширение лингвострановедческих знаний учащихся по теме «Россия на карте мира»...
Интегрированный урок"Россия на карте мира"
Цель данного урока систематизация и обобщение географических знаний, расширение лингвострановедческих знаний учащихся по теме «Россия на карте мира»...
Интегрированный урок "Россия прирастала Востоком"
В 2013 году край отмечал несколько юбилейных дат.(155 летие г. Хабаровска и 75-летие образования Хабаровского края. 105 лет Амурской Ж/Д; 155 лет со дня образования Амурского казачьег...
интегрированный урок "Россия.Русские. Россияне"
Урок в рамках делового партнерства и сотрудничества французских лицеистов и русских гимназистов....
Формы расселения населения России. Урбанизация.
На данном уроке обучающиеся познакомятся с 6 формами расселения населения России. Наглядно попробуют определить те или иные формы по яркому материалу презентации....