Движение воздуха
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Чернова Ирина Владимировна

Урок в 6 классе по теме "Атмосфера", раздел "Движение воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_vozdukha_chernova.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                   Чернова И.В.

        ТЗР МОУ СОШ№26

 

Тема:  Движение воздуха.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: В результате педагогического взаимодействия обучающиеся

  • дадут определение понятиям  ветер, бриз, дневной и ночной бриз, флюгер, роза ветров,
  • расскажут о связи ветра с атмосферным давлением,
  • определят механизм возникновения ветра, дневного и ночного бриза, направление ветра
  • оценят, как роза ветров помогает при строительстве промышленных предприятий.
  • Определят существенные признаки понятия ветер

 Метапредметные

Познавательные: 

  • Умение работать с различными источниками информации смогут находить в учебнике достоверную информацию о ветре,  ночном и дневном бризе, розе ветров.
  • анализировать механизмы возникновения ветра и обобщать,
  • делать выводы о влиянии атмосферного давления на направление ветра, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения о связи розы ветров и строительства промышленных предприятий,
  • представлять информацию в схемах, рисунках.

Регулятивные:

  • Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической
  • Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
  • Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации
  • Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные:

  • Излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами.
  • Понимать позицию другого,
  • Различать в речи другого мнения, доказательства, факты;  
  • Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность
  • Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
  • Осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностные: 

  • Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
  • Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
  • Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции,  
  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции

Решаемая учебная проблема:  Там, где вы живете, всегда ли ветры дуют с одной и той же стороны? Почему?

Основные понятия, изучаемые на уроке:  ветер, бриз, дневной и ночной бриз, флюгер, направление ветра,  роза ветров.

 

Оборудование: проектор, экран.

Образовательные интернет-ресурсы

 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.  

Деятельность учителя                                                                        А теперь попытаемся выстроить схему причинно-следственных связей, то есть последовательно рассказать о причинах образования ветра:

- А почему воздух нагревается по разному? 

- А почему угол падения солнечных лучей разный? 

- А почему различная высота Солнца?                                                - Как нагревается   воздух над  сушей  и морем?

-Какие существуют закономерности в распределении температуры на Земле?

-Какая существует связь между температурой воздуха и атмосферным давлением?

- Какая существует связь между атмосферным давлением и движением воздуха?

- Что нужно узнать для  решения проблемы?

Деятельность обучающихся

Вспоминают изученный ранее материал; устанавливают причинно-следственные связи образования ветра

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

 В какое время суток отправлялись в плавание парусные суда в древности? Почему?                Для этого вспомним лето и себя на берегу любого водоема. Откуда жарким солнечным днем тянет прохладой?  Постарайтесь составить схему образования ветра в дневное и ночное время суток.            

Деятельность обучающихся

-  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его

3. ЭТАП целеполагания -  

Деятельность учителя                                                  Как образуется ветер?                                                            Вам предлагается 6 предложений, из них мы должны составить логическую цепочку и тогда ответим на вопрос. Работа проводится в парах.                                                              Холодный воздух с моря двигается в горизонтальном направлении на сушу.
В течении дня суша нагревается от солнечных лучей быстрее и сильнее.
Море нагревается и отдает тепло медленно.
Днем ветер дует с моря на сушу  
Воздух прозрачный, солнечные лучи проходят не нагревая его.
От суши нагревается воздух и поднимается кверху.

Деятельность обучающихся

Проявляют познавательную инициативу.   Осознание цели предстоящей деятельности.

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Знакомство с новыми понятиями и терминами.

Просмотр презентации и ее обсуждение.

Деятельность обучающихся                Знакомство с новыми понятиями и терминами.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

 

Деятельность учителя

 Учитель предлагает  проделать опыт: два наполненных воздухом  шара, отверстия которых соединены трубкой. Если один из них надут сильнее, то воздух по трубке будет перетекать в слабо надутый шар до тех пор, пока давление в них не уравновесится.

Вывод: разница в давлении

Группам даются задания определить направление и силу  ветра (пример)

760мм               755мм

740мм               790мм

После просмотра презентации предлагается построить розу ветров

Деятельность обучающихся 

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других.  

Оценивают правильность своих выводов, решений.                                                     Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты.  

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

 Предлагается решить географическую задачу, используя розу ветров

В какой части пригорода нужно построить  завод, чтобы вредные выбросы не влияли на экологическую обстановку в городе, если преобладающий ветер – северный?

Деятельность обучающихся

 

- Выполняют задания на новый материал (всем классом)

Ребята используют свои календари погоды для построения розы ветров за несколько месяцев.  

  

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок, схема и т.п.)

Деятельность обучающихся

Отвечают на основной вопрос урока.

Делают вывод:  там, где мы живем  ветры дуют не с одной и той же стороны.

 

8 ЭТАП Домашнее задание.   

Тестовые задания

1.На берегу океана ночью ветер дует с:

а) суши на океан;

б) востока на запад;

в) юга на север;

г) океана на сушу.

2. Дневной бриз дует с:

а) суши на океан;

б) востока на запад;

в) юга на север;

г) океана на сушу.

3.Ветер, дующий с водоема:

а) ночной бриз;

б) западный;

в) дневной бриз;

г) южный.

4.Какое из утверждений не верно:

а) вода нагревается медленнее, чем суша;

б) суша остывает быстрее, чем вода;

в) вода остывает быстрее, чем суша;

г) суша нагревается быстрее, чем вода.

5.Установите соответствие между климатическим параметром, прибором и единицей измерения:

Климатический параметр

Прибор

Единица измерения

температура

барометр

м/с

давление

анемометр

градус

ветер

термометр

мм

 

6.  Установите правильную последовательность звеньев цепи  образования  ветра:

7.Решите географическую задачу.

 В какой части пригорода нужно построить  завод, чтобы вредные выбросы не влияли на экологическую обстановку в городе, если преобладающий ветер –северо-западный?

8.Из приведённого списка выберите главные характеристики ветра.                                       Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) сила

б) прозрачность

в) давление

г) температура

д)скорость                                                                                                                       е) направление

 9.Установите соответствие между понятием и относящимся к нему определением

ПОНЯТИЕ

1) бриз

2) ветер

3) флюгер

4) роза ветров

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

а)  движение воздуха из областей с  высоким атмосферным давлением в области с  низким атмосферным давлением.                                                                           б)  ветер, который два раза в сутки  меняет свое направление на противоположное.                                                                                                                                                   в) график, который наглядно представляет направление преобладающих ветров в данной местности за какой- либо период.                                                         г) прибор для определения направления ветра

             1

             2

    3

4

10. Покажите стрелками в каком направлении будет дуть ветер и определите в каком случае ветер будет сильнее, а в каком слабее:

  1.               720
  1.              720

       


муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №26

Тракторозаводского района г. Волгограда

Тема  урока

«Движение воздуха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Движение воздуха в атмосфере"

Урок проводится в 6 классе при изучении оболочки "Атмосфера", это урок изучения нового материала....

Движение воздуха. Ветер

презентация для урока природоведения в 5 классе по программе Н.И. Сонина...

открытый урок по географии "Движение воздуха. Откуда дует ветер"

Разработка урока , план-конспект для учителей работающих в 6 лассах по учебнику Е.М.Домогацких."География, 6 класс", издательство "Руусское Слово". К уроку можно создать презентацию по информации реко...

Движение воздуха.Ветер.

Открытый урок проводился в 6 классе. Это четвёртый урок по теме «Атмосфера». Он связан с предыдущим уроком «Атмосферное давление». Опирается урок на знания о нагреве атмосферного воздуха, а также атмо...

Конспект урока по географии "Движение воздуха".

Сформировать представление об образовании ветра. Ознакомить с  видами ветров; Развивать мышление, умение быстро отвечать на вопросы, работать с учебником; Воспитывать интерес к окружающей природе...

Движение воздуха ( 6 класс)

Тип урока: комбинированный с использованием цифровых образовательных ресурсов.Данный   урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается  формирование того или ино...

Презентация "Движение воздуха"

Автор УМК по географии под  редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.Тема урока_ Движение воздуха Тип урока_ изучение и первичное закрепление Задачи урока: Раскрывать значение т...