Внеклассное мероприятие "Путешествие по Африке с Николаем Гумилевым"
классный час (8 класс) на тему
Мой любимый 8 а класс 23 декабря 2013 года совершил путешествие по Африке с моим любимым поэтом Николаем Гумилевым. Отчет о путешествии прилагается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 44.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Путь конквистадора» (Африканские мотивы в поэзии Н.Гумилева)
Перед нами чемодан…С чем он у вас ассоциируется?
Много лет мы с вами мечтали о путешествиях. Но каждый раз, когда все было уже готово, случалось какое-то событие, которое делало наше путешествие невозможным. Но сегодняшнее путешествие точно состоится.
А куда отправимся?
Кто-то из вас был в Африке?
С1
Мы отправимся на самый загадочный и таинственный континент нашей планеты—Африку.
А помогут нам в этом книги замечательного поэта Н.Гумилева (слово о Гумилеве). Он называл себя конквистадором.
С2
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман... но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду...
Я конквистадор в панцире железном.
Это существительное имеет два вида написания: конкистадор и конквистадор. Может быть, кто-то объяснит значение этого слова?
На старинных виньетках часто изображали Африку в виде молодой девушки, прекрасной, несмотря на грубую простоту ее форм. Она всегда была окружена дикими зверями. Африка…Какой она была тысячи лет назад: безыменные реки с тяжелыми свинцовыми волнами, пустыни, где, кажется, смеет возвышать голос только Бог. Африка-это новый мир, не похожий на наш…огромный, ужасный, дивно-прекрасный! А такой увидел Африку Гумилев
С3
Оглушенная ревом и топотом
Облеченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы.
Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая грушей.
Поэт сравнивал Африку с исполинскою грушей, висящей на древнем дереве Евразии. Похожа?
Прежде чем отправиться в путь, определим маршрут нашего путешествия.
Нам нужно добраться до Суэцкого канала,
Через Красное море попасть в Судан и Эфиопию,
Обогнуть полуостров Сомали,
По Индийскому океану добраться до острова Мадагаскар,
Обогнуть Африку с юга,
Пройти Гвинейский залив,
Посетить Гвинею,
Побывать в экваториальном лесу,
По реке Нигер спуститься к озеру Чад,
Преодолеть пустыню Сахара,
Побывать в Египте.
Итак, в путь!
А наша задача не только наблюдать, но и вести дневник путешественника, фиксировать в нем, какие географические объекты, животные, растения нам встретились, чтобы впоследствии ,когда вернемся домой, еще и еще раз мысленно возвращаться в те места, которые особенно понравились и запомнились.
На каком виде транспорта начнем наше путешествие? Возможные варианты?
Поехали на поезде, так как нам нужно добраться до побережья Черного моря.
Мы в Новороссийске. Пешком до Африки не дойти. Какой вид транспорта выберем? (морской) Поднимайтесь на палубу быстроходного судна …
Помните, что, когда мы окажемся за пределами нашей страны, мы должны держаться вместе, соблюдать законы страны, в которой окажемся, вести себя достойно. Отдать швартовые!
Какие географические объекты встречаются нам в пути?(Черное море, пролив Босфор, Мраморное море, пролив Дарданеллы, Средиземное море)
Наконец, мы в порту Саид у Суэцкого канала.
Суэцкий канал – водный путь международного значения протяженностью 161 км, соединяет Средиземное и Красное моря, считается условной географической границей между Африкой и Азией.
С4
Стаи дней и ночей
Надо мной колдовали,
Но не знаю светлей,
Чем в Суэцком канале,
С5
Где идут корабли,
Не по морю, по лужам,
Посредине земли
Караваном верблюжьим.
С6
Сколько птиц, сколько птиц
Здесь на каменных скатах,
Голубых небылиц,
Голенастых, зобатых!
С7
Виден ящериц рой
Золотисто-зеленых,
Словно влаги морской
Стынут брызги на склонах.
С8
Мы кидаем плоды
На ходу арапчатам,
Что сидят у воды,
Подражая пиратам.
Арапчата орут
Так задорно и звонко,
С9
И шипит марабу
Нам проклятья вдогонку.
А когда на пески
Ночь, как коршун, посядет,
Задрожат огоньки
Впереди нас и сзади;
Те красней, чем коралл,
Эти зелены, сини…
Водяной карнавал
В африканской пустыне.
Из Суэцкого канала попадаем в Красное море.
С10
Блещет воздух, налитый прозрачным огнем,
Солнце сказочной птицей глядит с высоты:
— Море, Красное Море, ты царственно днем,
Но ночами вдвойне ослепительно ты!
На обрывистый берег выходят слоны,
Чутко слушая волн набегающих шум,
Обожать отраженье ущербной луны,
Подступают к воде и боятся акул.
И ты помнишь, как, только одно из морей,
Ты исполнило некогда Божий закон,
Разорвало могучие сплавы зыбей,
Чтоб прошел Моисей и погиб Фараон.
О каком библейском событии идет речь? (исход евреев из Египта)
Красное море — самое солёное море Мирового океана. Оно еще и одно из самых теплых морей. Свое название получила от присутствия в нем большого количества водорослей, скопления которых придает воде красноватый цвет.
Нам нужно пополнить запасы продовольствия и пресной воды. Причаливаем к порту Судан.
Судан
Города, озаренные солнцем ,
Словно склады в зеленых трущобах,
А из них, как грозящие руки,
С11
Минареты возносятся к небу.
А на тронах из кости слоновой
С12
Восседают, как древние бреды,
Короли и владыки Судана,
С13
А кругом на широких равнинах,
Где трава укрывает жирафа,
Садовод Всемогущего Бога
В серебрящейся мантии крыльев
Сотворил отражение рая:
Он раскинул тенистые рощи
С14
Прихотливых мимоз и акаций,
Рассадил по холмам баобабы,
В галереях лесов, где прохладно
И светло, как в дорическом храме,
Он провел многоводные реки
И в могучем порыве восторга
С15
Создал тихое озеро Чад.
Мы не можем упустить возможность побывать в Эфиопии
С16
Между берегом буйного Красного Моря
И Суданским таинственным лесом видна,
Разметавшись среди четырех плоскогорий,
С отдыхающей львицею схожа, страна.
Север — это болота без дна и без края,
С17
Змеи черные подступы к ним стерегут,
Их сестер-лихорадок зловещая стая,
Желтолицая, здесь обрела свой приют.
C18
А над ними насупились мрачные горы,
Вековая обитель разбоя, Тигрэ,
Где оскалены бездны, взъерошены боры
C19
И вершины стоят в снеговом серебре.
C20
Колдовская страна! Ты на дне котловины
Задыхаешься, льется огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сияньи заметишь ли ястреба ты?
C21
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь этой паленой травы…
C22
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.
C23
Абиссинец поет, и рыдает багана,
Воскрешая минувшее, полное чар;
Было время, когда перед озером Тана
Королевской столицей взносился Гондар.
C24
Под платанами спорил о Боге ученый,
Вдруг пленяя толпу благозвучным стихом,
С25
Живописцы писали царя Соломона
Меж царицею Савской и ласковым львом.
C26
И, смотря на потоки у горных подножий,
На дубы и полдневных лучей торжество,
Европеец дивится, как странно похожи
Друг на друга народ и отчизна его.
О каком историческом факте пишет Гумилев?
Дальше наш путь пролегает через Баб-эль-Мандебский пролив по Аденскому заливу вдоль берегов Сомали. Это место- самый опасный участок нашего пути. Как и в давние времена, так и сегодня, это место пользуется дурной славой. Мы можем встретить пиратов.
Сомали – полуостров восточной части Африки. В его пределах расположены государства – Сомали, Джибути, часть Эфиопии.
С27
Помню ночь и песчаную помню страну
И на небе так низко луну.
И я помню, что глаз я не мог отвести
От ее золотого пути.
С28
Там светло, и наверное птицы поют
И цветы над прудами цветут,
С29
Там не слышно, как бродят свирепые львы,
Наполняя рыканием рвы,
В целой Африке нету грозней сомали,
Безотраднее нет их земли,
Столько белых пронзило во мраке копье
У песчаных колодцев ее.
Кажется, все обошлось. Мы в Индийском океане, держим курс на Мадагаскар. Это один из самых крупных островов мира, на нем много потухших вулканов. Разнообразный растительный и животный мир, здесь водятся самые маленькие в мире обезьяны – около 12 см.
С30
Сердце билось, смертно тоскуя,
Целый день я бродил в тоске,
И мне снилось ночью: плыву я
По какой-то большой реке.
Красный идол на белом камне
Мне поведал разгадку чар,
Красный идол на белом камне
C31
Громко крикнул: — Мадагаскар!
Покидаем гостеприимный остров и приближаемся к самой южной точке Африки, к мысу Игольному. Мы в одной из самых крупных стран Африки- ЮАР. Это единственная страна материка , относящаяся к числу высокоразвитых стран мира. Страна разнообразных природных ресурсов и огромных природных богатств. Страна занимает одно из первых мест в мире по добыче алмазов, золота, платины и др. полезных ископаемых.
Держим путь к берегам Новой Гвинеи. Давайте попрощаемся с командой корабля и продолжим путь по материку.
Берег Верхней Гвинеи богат
Мёдом, золотом, костью слоновой,
За оградою каменных гряд
Все пришельцу нежданно и ново.
По болотам блуждают огни,
C32
Черепаха грузнее утеса,
C33
Клювоносы таятся в тени
Своего исполинского носа.
C34
И когда в океан ввечеру
Погрузится небесное око,
Рыболовов из племени Кру
Паруса забредают далёко.
Перед нами экваториальный лес...Не пора ли сделать привал?
C35
Я поставил палатку на каменном склоне
Абиссинских, сбегающих к западу, гор
C36
И беспечно смотрел, как пылают закаты
Над зеленою крышей далеких лесов.
C37
Прилетали оттуда какие-то птицы
С изумрудными перьями в длинных хвостах,
C38
По ночам выбегали веселые зебры,
Мне был слышен их храп и удары копыт.
Пора в путь! Вот и могучая река- Нигер--гордость Африки.
С39
Ты торжественным морем течешь по Судану,
Ты сражаешься с хищною стаей песков,
И когда приближаешься ты к океану,
С середины твоей не видать берегов.
C40
Бегемотов твоих розоватые рыла
Точно сваи незримого чудо-моста,
И винты пароходов твои крокодилы
Разбивают могучим ударом хвоста.
Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Давайте попросим местных жителей довезти нас до сердца Африки- озера Чад это мелководное, глубиной 4-7 метров озеро, его площадь в зависимости от осадков резко изменяется, увеличиваясь в дождливый сезон почти в двое, берега сильно заболочены
C41
На таинственном озере Чад
Посреди вековых баобабов
Вырезные фелуки стремят
На заре величавых арабов.
По лесистым его берегам
И в горах, у зеленых подножий,
Поклоняются страшным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.
C42
Я была женой могучего вождя, Вика
Дочерью властительного Чада,
Я одна во время зимнего дождя
Совершала таинство обряда.
Говорили - на сто миль вокруг
Женщин не было меня светлее,
Я браслетов не снимала с рук.
И янтарь всегда висел на шее.
Самое красивое стихотворение Николая Гумилева "Жираф" связано с этим озером.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
C43
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад,
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
C44
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
C45
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
C46
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
C47
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Уточним маршрут: Сахара. Какой вид транспорта выберем?
Сахара олицетворяет все пустыни мира. Это песчаное море. Человек испытывает чувство восторга при виде золотых, постоянно движущихся волн песка.
Сахара
С48
Все пустыни друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби, —
Это лишь затиханье сахарской волны,
В сатанинской воспрянувшей злобе.
С49
Плещет Красное море, Персидский залив,
И глубоки снега на Памире,
Но ее океана песчаный разлив
До зеленой доходит Сибири.
С50
Ни в дремучих лесах, ни в просторе морей,
Ты в одной лишь пустыне на свете
Не захочешь людей и не встретишь людей,
А полюбишь лишь солнце да ветер.
Солнце клонит лицо с голубой вышины,
И лицо это девственно юно,
И, как струи пролитого солнца, ровны
Золотые песчаные дюны.
Всюду башни, дворцы из порфировых скал,
Вкруг фонтаны и пальмы на страже,
Это солнце на глади воздушных зеркал
Пишет кистью лучистой миражи.
С51
Восемь дней от Харрара я вел караван
Сквозь Черчерские дикие горы
C52
И седых на деревьях стрелял обезьян,
Засыпал средь корней сикоморы.
C53
На девятую ночь я увидел с горы
— Этот миг никогда не забуду —
Там внизу, в отдаленной равнине, костры,
Точно красные звезды, повсюду.
Наконец-то мы преодолели пустыню, перед нами страна Египет.
С54
Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.
C55
И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалы
Розоватыми брызгами пен.
C56
И такие смешные верблюды,
С телом рыб и с головками змей,
Как огромные, древние чуда
Из глубин пышноцветных морей.
Сфинкс улегся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни,
О которых не ведаешь ты.
C57
Точно дивная фата-моргана,
Виден город у ночи в плену,
Над мечетью султана Гассана
Минарет протыкает луну.
На прохладных открытых террасах
Чешут женщины золото кос,
Угощают подруг темноглазых
Имбирем и вареньем из роз.
C58
Шейхи молятся, строги и хмуры,
И лежит перед ними Коран,
Где персидские миниатюры —
Словно бабочки сказочных стран
Подходит к концу наще путешествие…все, что мы купили, сложили в черный ящик…Быстрее в аэропорт! Наш рейс «Каир-Мин-Воды»…Полетели!
С-59
Посмотрите в иллюминатор…под нами Кавказские горы.
С-60
И вот мы дома.
Нашим уважаемым гостям предлагаем угадать, что мы привезли в черном ящике:
1.Это символ Египта. ( пирамида)
2.Круглый, оранжевый, похожий на солнце (апельсин)
3.На этом писали египтяне в древности (пергамент)
4.Этоиспользуется как украшение и в промышленности.
5.Это используется в косметических целях.
6. Эта женщина была царицей Египта.
Вспомним о путешествии,
посмотрите в свои дневники путешественников…
1.Назовите имя человека, стихи которого сделали наше путешествие незабываемым.
2.Как называется цикл стихотворений, который он посвятил Африке.
3.Как называется книга, в которой поэт рассказал о путешествии в Африку?
2. Какие географические объекты мы увидели?
2.Какие животные нам встречались?
3.Какие растения мы увидели?
А сейчас напишите в своих дневниках, понравилось ли вам путешествие по Африке ? И почему?
Итак, прочитайте, что у вас получилось.
Наше путешествие всем понравилось…Готовы ли вы вновь собирать чемодан?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок внеклассного чтения, посвященный поэту Николаю Тряпкину
поэт Николай Тряпкин, лауреат Государственной премии, автор многих замечательных песен, необычайно интересен. материалы о нем помогут провести урок внеклассного чтения или классный час, посвященный ег...
Технологии сотворчества на уроках географии "Африка глазами Гумилева Н.С."
Итоговый урок по теме Африка с использованием стихотворений из цикла "Шатер" Н.С.Гумилева...
Внеклассное мероприятие «Чистые сердцем» (О воспитании в семье Николая 2 )
Мы живем в трудное, но и благое время – время духовного возрождения нашего Отечества, и оно требует от нас особо бережного отношения к подрастающему поколению. Потребности современного общества возлаг...
Урок "Мир образов Николая Гумилева"
Конспект урока по творчеству Н. Гумилева. Презентация к уроку....
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Презентация по русской литературе "Заблудившийся трамвай" Николая Гумилева (мотивы)
Некоторые мотивы, затронутые в стихотворении Николая Гумилёва "Заблудившийся трамвай". В презентацию помещены изображения – фотографии, репродукции, картины – и сопровождены комм...