Технологии сотворчества на уроках географии "Африка глазами Гумилева Н.С."
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Реукова Мария Владимировна

Итоговый урок по теме Африка с использованием стихотворений из цикла "Шатер" Н.С.Гумилева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Интегрированный урок литературы и географии.

Африка глазами Н.С.Гумилева

Цель урока: повышение эффективности географического образования посредством формирования географических образов.

Задачи:

Образовательные: создать поэтический образ Африки, закрепить знания о природных особенностях, населении и хозяйственной деятельности людей; повторить изобразительно-выразительные средства поэтической речи.

Развивающие: развивать воображение, образно-логическое мышление, память, ораторские и театральные способности, коммуникативные навыки учащихся.

Воспитательные: сформировать умение слушать и воспринимать поэтический текст, умение сотрудничать и работать в группе.

Оборудование урока: Аппаратные средства:

  1. мультимедиа-проектор
  2. (проекционное устройство)
  3. аудиоадаптер + акустическая система (колонки, наушники)
  4. микрофон
  5. интерактивная доска
  6. персональный компьютер (ноутбук)

Дополнительные средства: физико-географическая карта Африки, театральные декорации, воссоздающие уголок африканской саванны, походную палатку Н.С.Гумилёва.

1 часть. Поэтически – образная. Индукция.

Вступительное слово учителя (2 мин.): Наш урок сегодня не совсем необычный. Мы соединим уроки литературы и географии.  В первые дни зимы  перенесемся на материк Африка. Мы посмотрим на этот континент глазами поэта и географа – Николая Гумилева. Пусть его поэзия откроет нам новые грани науки географии.

  1. Афиширование (40 мин.)

Ведущий:

Вступительное слово о Н.С.Гумилеве:

Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в Царском Селе в семье военного врача, долгие годы прослужившего в Кронштадте, участвовавшего в плаваниях на судах русского флота в самые разные страны мира. По материнской линии Гумилев являлся потомком дворянского рода Львовых, его дедушка и дядя были контр-адмиралами. Отец поэта происходил из семьи священника, поэтому Гумилев прекрасно знал тексты Библии, что нашло отражение в его поэзии и прозе!

В детстве, слушая рассказы отца, Гумилев всегда следил за маршрутом по карте. С большим интересом и даже упоением он предавался игрой в индейцев, «его комната была завалена картонными рыцарскими латами». Маленький Гумилев отличался «абсолютно взрослой храбростью при всей своей милой наивности и редкой вспыльчивостью при бесконечной доброте». Эти качества сохранились в нем на всю жизнь.

Гумилев учился на юридическом, затем историко-филологическом факультетах Петербургского Университета, слушал лекции в Сорбонне. Тогда же в Париже Гумилев начал свои исследования Африки, изучал историю континента, ходил смотреть в парижский зоосад на экзотических животных.

Николай Степанович был женат на Анне Ахматовой. Сын Гумилева и Ахматовой Лев Николаевич Гумилев стал впоследствии историком.

Гумилев несколько раз путешествовал в Африку. Его «душа требовала  расстояний и впечатлений». И никто не мог предсказать влияние этих путешествий на последующее творчество поэта. Результат превзошел все ожидания. Так как увлечение переросло в страсть!

Изумительный цикл стихов – «Шатер» он посвятил Африке. Вступлением к сборнику стало такое стихотворение:

Чтец 1 Стихотворение «Вступление»

Оглушенная ревом и топотом,

Облаченная в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шепотом

В небесах говорят серафимы.

И, твое раскрывая Евангелье,

Повесть жизни ужасной и чудной,

О неопытном думают ангеле,

Что приставлен к тебе, безрассудной.

Про деянья свои и фантазии,

Про звериную душу послушай,

Ты, на дереве древнем Евразии

Исполинской висящая грушей.

Обреченный тебе, я поведаю

О вождях в леопардовых шкурах,

Что во мраке лесов за победою

Водят полчища воинов хмурых;

О деревнях с кумирами древними,

Что смеются улыбкой недоброй,

И о львах, что стоят над деревнями

И хвостом ударяют о ребра.

Дай за это дорогу мне торную

Там, где нету пути человеку,

Дай назвать моим именем черную,

До сих пор неоткрытую реку;

И последнюю милость, с которою

Отойду я в селенья святые:

Дай скончаться под той сикоморою,

Где с Христом отдыхала Мария.

Ведущий:        

На старинных виньетках часто изображали Африку в виде молодой девушки, прекрасной, несмотря на грубую простоту ее форм, и всегда окруженная дикими зверями. Африка…Какой она была тысячи лет назад: безыменные реки с тяжелыми свинцовыми волнами, пустыни, где кажется, смеет возвышать голос только Бог. Африка - это новый мир, столь непохожий на наш, огромный, ужасный и дивно-прекрасный!

Из Африканского дневника Гумилева.

Гумилев: Приготовления к путешествию заняли месяц упорного труда. Надо было достать палатку,  ружья, седла, вьюки, удостоверения, рекомендательные письма и пр. Я так измучился, что накануне отъезда весь день лежал в жару. Право, приготовления к путешествию труднее самого путешествия. 7 апреля мы выехали из Петербурга,9 утром были в Одессе. А 10 на пароходе Добровольного Флота «Тамбов» мы вышли в море. Особенное солнце Константинополя, светлое и не жгучее. В Константинополе к нам присоединился турецкий консул и мы отправились в Порт – Саид. И затем мы вошли в Суэцкий канал.

Чтец 2 Стихотворение «Суэцкий канал»

Стаи дней и ночей

Надо мной колдовали,

Но не знаю светлей,

Чем в Суэцком канале,

Где идут корабли

Не по морю, по лужам,

Посредине земли

Караваном верблюжьим.

Сколько птиц, сколько птиц

Здесь на каменных скатах,

Голубых небылиц,

Голенастых, зобатых!

Виден ящериц рой

Золотисто-зеленых,

Словно влаги морской

Стынут брызги на склонах.

Мы кидаем плоды

На ходу арапчатам,

Что сидят у воды,

Подражая пиратам.

Арапчата орут

Так задорно и звонко,

И шипит марабут

Нам проклятья вдогонку.

А когда на пески

Ночь, как коршун, посядет

Задрожат огоньки

Впереди нас и сзади;

Те красней, чем коралл,

Эти зелены, сини…

Водяной карнавал

В африканской пустыне.

С отдаленных холмов,

Легким ветром гонимы,

Бедуинских костров

К нам доносятся дымы.

С обвалившихся стен

У изгибов канала

Слышен хохот гиен,

Завыванья шакала.

И в ответ пароход,

Звезды ночи печаля,

Спящей Африке шлет

Переливы рояля.

Ведущий:

Не всякий может полюбить Суэцкий канал, но тот, кто полюбит его, полюбит надолго. Эта узкая полоска неподвижной воды имеет особенную грустную прелесть. …Эти тихие часы на Суэцком канале усмиряют и убаюкивают душу, чтобы потом ее застала врасплох буйная прелесть Красного моря!

Чтец 3 Стихотворение Красное море

Здравствуй, Красное море, акулья уха.

Негритянская ванна, песчаный котел!

На утесах твоих вместо влажного мха

Известняк, словно каменный кактус. Расцвел.

На твоих островах в раскаленном песке,

Позабыты приливом, растущем в ночи,

Издыхают чудовища моря в тоске:

Осьминоги, тритоны и рыбы-мечи.

С африканского берега сотни пирог

Отплывают и жемчуга ищут вокруг,

И стараются их отогнать на восток

С аравийского берега сотни фелук.

Если негр будет пойман, его уведут

На невольничий рынок Ходейды в цепях,

Но араб несчастливый находит приют

В грязно – рыжих твоих и горячих волнах.

Как учитель среди шалунов, иногда

Океанский проходит средь них пароход,

Под винтом снеговая клокочет вода,

А на палубе – красные розы и лед.

Ты бессильно над ним; пусть ревет ураган,

Пусть волна, как хрустальная встанет гора,

Закурив папиросу, вздохнет капитан:

«Слава Богу, свежо! Надоела жара!»

Целый день над водой, словно стая стрекоз,

Золотые летучие рыбы видны,

У песчаных, серпами изогнутых кос

Мели, точно цветы, зелены и красны.

Блещет воздух, налитый прозрачным огнем,

Солнце сказочной птицей глядит с высоты:

- Море, Красное море, ты царственно днем,

Но ночами вдвойне ослепительно ты!

Только тучкой скользнут водяные пары,

Тени черных русалок мелькнут на волнах,

Нам чужие созвездья, кресты, топоры

Над тобой загорятся в небесных садах.

И огнями бенгальскими сразу мерцать

Начинают твои колдовские струи,

Искры в них и лучи, словно хочешь создать

Позавидовав небу, ты звезды свои.

И когда выплывает луна на зенит,

Ветр проносится, запахи леса тая,

От Суэца до Баб – эль – Мандеба звенит,

Как Эолова арфа, поверхность твоя.<…>

Ведущий: Из письма Гумилева к Анне Ахматовой

Гумилев: «…уже 3 дня я в Каире. Здесь очень хорошо. Каждый вечер мне кажется, что я или вижу сон, или наоборот проснулся на своей родине. Сегодня я не смогу вытерпеть и отправлюсь на охоту, де водятся гиены…Да, возвращение домой будет тяжелым…половина моего сердца навсегда останется здесь, и я вновь с нетерпением буду ждать возвращения в Африку!»

Чтец 4 Стихотворение Египет

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы,

Что несутся вдоль глиняных стен,

Орошая Дамьетские скалы

Розоватыми брызгами пен.

И такие смешные верблюды,

С телом рыб и головами змей,

Как огромные, древние чуда

Из глубин пышноцветных морей.

Вот каким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода<...>

Сфинкс улегся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты,

Ожидая гостей из пустыни,

О которых не ведаешь ты<...>

И, томясь по Антонии милом,

Поднимая большие глаза,

Клеопатра считала над Нилом

Пробегающие паруса<…>

Здесь недаром страна сотворила

Поговорку, прошедшую мир:

-Кто испробовал воду из Нила,

Будет вечно стремиться в Каир.

Пусть хозяева здесь – англичане,

Пьют вино и играют в футбол,

И Хедива в высоком Диване

Уж не властен святой произвол!

Пусть! Но истинный царь над страною

Не араб и не белый, а тот,

Кто с сохою или с бороною

Черных буйволов в поле ведет.

Хоть ютится он в доме из ила,

Умирает, как звери в лесах,

Он любимец священного Нила

И его современник – феллах.

Для него ежегодны разливы

Этих рыжих всклокоченных вод

Затопляют богатые нивы,

Где тройную он жатву берет.

И его ограждают пороги

Полосой острогрудых камней

От нежданной полночной тревоги,

От коротких нубийских мечей.

А ведь знает и коршун бессонный:

Вся страна – это только река,

Окаймленная рамкой зеленой

И другой, золотой, из песка.

 Ведущий: Из африканского дневника

Гумилев: Навсегда останутся одними из самых волнующих и прекрасных мгновений моей жизни – переправа через разлившиеся реки, сны ночью, проведенные под пальмами, закат солнца в пустыне!

Чтец 5 Стихотворение Сахара

Сахара

Все пустыни друг другу от века родны,
        Но Аравия, Сирия, Гоби, —
Это лишь затиханье сахарской волны,
        В сатанинской воспрянувшей злобе.

Плещет Красное море, Персидский залив,
        И глубоки снега на Памире,
Но ее океана песчаный разлив
        До зеленой доходит Сибири.
Ни в дремучих лесах, ни в просторе морей,
        Ты в одной лишь пустыне на свете
Не захочешь людей и не встретишь людей,
        А полюбишь лишь солнце да ветер.
Солнце клонит лицо с голубой вышины,
        И лицо это девственно юно,
И, как струи пролитого солнца, ровны
        Золотые песчаные дюны.
Всюду башни, дворцы из порфировых скал,
        Вкруг фонтаны и пальмы на страже,
Это солнце на глади воздушных зеркал
        Пишет кистью лучистой миражи.
Живописец небесный осенней порой
        У подножия скал и растений
На песке, как на гладкой доске золотой,
        Расстилает лиловые тени.
И, небесный певец, лишь подаст она знак,
        Прозвучат гармоничные звоны,
Это лопнет налитый огнем известняк
        И рассыплется пылью червленой.
Блещут скалы, темнеют над ними внизу
        Древних рек каменистые ложа,
На покрытое волнами море в грозу,
        Ты промолвишь, Сахара похожа.
Но вглядись: эта вечная слава песка —
        Только горнего отсвет пожара,
С небесами, где легкие спят облака,
        Бродят радуги, схожа Сахара.
Буйный ветер в пустыне второй властелин.
        Вот он мчится порывами, точно
Средь высоких холмов и широких долин
        Дорогой иноходец восточный.
И звенит и поет, поднимаясь, песок,
        Он узнал своего господина,
Воздух меркнет, становится солнца зрачок,
        Как гранатовая сердцевина.

И чудовищных пальм вековые стволы,
        Вихри пыли взметнулись и пухнут,
Выгибаясь, качаясь, проходят средь мглы,
        В Тайно веришь — вовеки не рухнут.
Так и будут бродить до скончанья веков,
        Каждый час все грозней и грознее,
Головой пропадая среди облаков,
        Эти страшные серые змеи.
Но мгновенье… отстанет и дрогнет одна
        И осядет песчаная груда,
Это значит — в пути спотыкнулась она
        О ревущего в страхе верблюда.
И когда на проясневшей глади равнин
        Все полягут, как новые горы,
В Средиземное море уходит хамсин
        Кровь дурманить и сеять раздоры.
И стоит караван, и его проводник
        Всюду посохом шарит в тревоге,
Где-то около плещет знакомый родник,
        Но к нему он не знает дороги.
А в оазисах слышится ржанье коня
        И под пальмами веянье нарда,
Хоть редки острова в океане огня,
        Точно пятна на шкуре гепарда.
Но здесь часто звучит оглушающий вой,
        Блещут копья и веют бурнусы.
Туарегов, что западной правят страной,
        На востоке не любят тиббусы.
И пока они бьются за пальмовый лес,
        За верблюда иль взоры рабыни,
Их родную Тибести, Мурзук, Гадамес
        Заметают пески из пустыни.
Потому что пустынные ветры горды
        И не знают преград своеволью,
Рушат стены, сады засыпают, пруды
        Отравляют белеющей солью.
И, быть может, немного осталось веков,
        Как на мир наш, зеленый и старый,
Дико ринутся хищные стаи песков
        Из пылающей юной Сахары.
Средиземное море засыпят они,
        И Париж, и Москву, и Афины,
И мы будем в небесные верить огни,
        На верблюдах своих бедуины.
И когда, наконец, корабли марсиан
        У земного окажутся шара,
То увидят сплошной золотой океан
        И дадут ему имя: Сахара.

Ведущий: Муза Гумилева – это муза дальних странствий. Для выражения своего настроения он создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент. Что и отражено в стихотворении «Жираф».

Стихотворение «Жираф» (звучит песня, под звуки песни показываются слайды)

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет,

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселый сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав?..

Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

2 этап: социоконструкция - работа по группам (географический анализ стихотворений)

3 этап: социолизация – выступление ученика в группе с сформулированными выводами, ответами на вопросы по стихотворениям.

4 этап: разрыв - внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Обобщение полученных знаний учителем географии по таблицам.

Таким образом, поэтический сборник стихов «Шатер» - это «мини-учебник», «шкатулка знаний географии»!

Стихи передают мысли и чувства поэта, вызванные историей страны, народа и его обычаев. В них есть описание природы, рельефа, климата, природных катастроф. А географические названия указывают нам, в каком месте происходит действие, какова научная суть географического явления.

Финальная часть. Продолжение афиширования.        

Ведущий: Когда в августе 1914 года началась война с Германией, Гумилев добровольцем ушел на фронт. Он служил в кавалерийской разведке, был награжден двумя Георгиевскими крестами за храбрость, получил чин прапорщика. После он вернулся в Россию и окунулся в литературную жизнь Петрограда. В 1921 году был избран председателем Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов.

3 августа 1921 года Гумилев был арестован в своей комнате в Доме искусств по делу «Боевой Петроградской организации», во главе которой стоял Казанцев В.Н. В заговоре Гумилев не участвовал, на допросе никого не выдал. 25 августа Гумилев был расстрелян. О чем пророчески писал в стихотворении «Я и Вы»

Стихотворение «Я и ВЫ»

Да, я знаю, я вам не пара,

Я пришел из иной страны,

И мне нравится не гитара

А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам

Темным платьям и пиджакам –

Я читаю стихи драконам,

Водопадам и облакам.

Я люблю – как араб в пустыне

Припадает к воде и пьет,

А не рыцарем на картине,

Что на звезды смотрит и ждет.

И умру я не на постели

При нотариусе и враче,

А в какой- нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый,

Протестантский, прибранный рай,

А туда, где разбойник, мытарь

И блудница крикнут: вставай!

Красочные, живые, образные описания важны для географии. Как сказал известный географ Игорь Михайлович Забелин: «…если на секунду представить невероятное – что в истории человечества никогда не было поэзии,- то можно смело утверждать, что сегодня у нас не было бы и тех блестящих научных достижений, которыми мы по праву гордимся. Не потому, разумеется, что ученый не может жить без поэта, а потому что современная наука не может развиваться без высокой способности к образному мышлению; воспитывается же образное мышление поэзией, искусством».

Рефлексия. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания.

Учитель географии: Ребята, в каких географических местах сегодня побывали?

Учащиеся: Египет, Каир, Красное море, Суэцкий канал, озеро Чад, Нил.

Учитель: Каких животных увидели?

Учащиеся: жирафа, льва, гиену, шакала и т.д.

Учитель: Сегодня на уроке мы увидели Африку глазами восторженного, влюбленного  поэта– Н.С. Гумилева.

Учитель: Ребята, мы вас часто спрашиваем – понятно ли вам. А я вас хочу, спросить понравился, ли вам наш сегодняшний урок?

Учащиеся: Да. Было интересно.

Учитель: было живо, красочно, вдохновенно. И объединили мы два предмета литературу и  географию, чтобы показать связь науки и искусства.

Комментарий д/з.

Этап урока: рефлексия

Время проведения: неограниченно

Название метода: «Синквейн»

Происхождение метода: разработала в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси.

Цель: формирует у учащихся умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы , делать выводы и кратко их формулировать.

Необходимые материалы: Шаблон Синквейна

Технология проведения:

Слайд на интерактивной доске.

Правила составления дидактического синквейна:

Синквейн –

приём

технологии  развития

 критического мышления              

 на стадии

рефлексии.

Основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

СИНКВЕЙН:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому

                                        пересказу;

учит формулировать идею

                         (ключевую фразу);

позволяет                   почувствовать себя

хоть на мгновение творцом; получается у всех.

1.Название          (1существительное)

2.Описание       (2прилагательных)

3.Действия       (3 глагола)

4.Чувство       (фраза)

5.Повторение сути      (1существительное)

Приложение №1.Приложения к конспекту урока

Стихотворение «Суэцкий канал»

Стаи дней и ночей

Надо мной колдовали,

Но не знаю светлей,

Чем в Суэцком канале,

Где идут корабли

Не по морю, по лужам,

Посредине земли

Караваном верблюжьим.

Сколько птиц, сколько птиц

Здесь на каменных скатах,

Голубых небылиц,

Голенастых, зобатых!

Виден ящериц рой

Золотисто-зеленых,

Словно влаги морской

Стынут брызги на склонах.

Мы кидаем плоды

На ходу арапчатам,

Что сидят у воды,

Подражая пиратам.

Арапчата орут

Так задорно и звонко,

И шипит марабут

Нам проклятья вдогонку.

А когда на пески

Ночь, как коршун, посядет

Задрожат огоньки

Впереди нас и сзади;

Те красней, чем коралл,

Эти зелены, сини…

Водяной карнавал

В африканской пустыне.

С отдаленных холмов,

Легким ветром гонимы,

Бедуинских костров

К нам доносятся дымы.

С обвалившихся стен

У изгибов канала

Слышен хохот гиен,

Завыванья шакала.

И в ответ пароход,

Звезды ночи печаля,

Спящей Африке шлет

Переливы рояля

Вопросы

1.С чем сравнивает поэт корабли, проходящие по Суэцкому каналу?

2.Какие представители животного мира упоминаются в стихотворении?

3.Почему наступление ночи поэт сравнивает с коршуном?

Предполагаемые ответы

1.С караваном верблюжьем, загруженность канала судами. Нет шлюзов, поэтому корабли не задерживаются.

2.Ящериц рой – золотистые, зеленые.

Хохот гиен, завыванье шакала.

В Пустынных районах солнце резко садится и становится очень темно.

Стихотворение Красное море

Здравствуй, Красное море, акулья уха.

Негритянская ванна, песчаный котел!

На утесах твоих вместо влажного мха

Известняк, словно каменный кактус, расцвел.

На твоих островах в раскаленном песке,

Позабыты приливом, растущим в ночи,

Издыхают чудовища моря в тоске:

Осьминоги, тритоны и рыбы-мечи.

С африканского берега сотни пирог

Отплывают и жемчуга ищут вокруг,

И стараются их отогнать на восток

С аравийского берега сотни фелук.

Если негр будет пойман, его уведут

На невольничий рынок Ходейды в цепях,

Но араб несчастливый находит приют

В грязно – рыжих твоих и горячих волнах.

Как учитель среди шалунов, иногда

Океанский проходит средь них пароход,

Под винтом снеговая клокочет вода,

А на палубе – красные розы и лед.

Ты бессильно над ним; пусть ревет ураган,

Пусть волна, как хрустальная встанет гора,

Закурив папиросу, вздохнет капитан:

«Слава Богу, свежо! Надоела жара!»

Целый день над водой, словно стая стрекоз,

Золотые летучие рыбы видны,

У песчаных, серпами изогнутых кос

Мели, точно цветы, зелены и красны.

Блещет воздух, налитый прозрачным огнем,

Солнце сказочной птицей глядит с высоты:

- Море, Красное море, ты царственно днем,

Но ночами вдвойне ослепительно ты!

Только тучкой скользнут водяные пары,

Тени черных русалок мелькнут на волнах,

Нам чужие созвездья, кресты, топоры

Над тобой загорятся в небесных садах.

И огнями бенгальскими сразу мерцать

Начинают твои колдовские струи,

Искры в них и лучи, словно хочешь создать

Позавидовав небу, ты звезды свои.

И когда выплывает луна на зенит,

Ветр проносится, запахи леса тая,

От Суэца до Баб – эль – Мандеба звенит,

Как Эолова арфа, поверхность твоя.<…>

Вопросы

1.Какими горными породами сложены берега Красного моря?

2.Какие морские животные обитают в Красном море?

К каким сравнениям прибегает поэт?

  1. Как объяснить ночное свечение воды? В каких строках об этом явлении говорится?

С помощью каких литературных приемов мы видим и слышим Африку?

Предполагаемые ответы

1.Известняком.

2.Чудовища моря в тоске –осьминоги, тритоны и рыбы –мечи.

Пароход как учитель среди шалунов

Летучие рыбы как стая стрекоз

Мели точно цветы, зелены и красны.

Сравнения, Эпитеты.

Стихотворение Египет

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы,

Что несутся вдоль глиняных стен,

Орошая Дамьетские скалы

Розоватыми брызгами пен.

И такие смешные верблюды,

С телом рыб и головами змей,

Как огромные, древние чуда

Из глубин пышноцветных морей.

Вот каким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода<...>

Сфинкс улегся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты,

Ожидая гостей из пустыни,

О которых не ведаешь ты<...>

И, томясь по Антонии милом,

Поднимая большие глаза,

Клеопатра считала над Нилом

Пробегающие паруса<…>

Здесь недаром страна сотворила

Поговорку, прошедшую мир:

-Кто испробовал воду из Нила,

Будет вечно стремиться в Каир.

Пусть хозяева здесь – англичане,

Пьют вино и играют в футбол,

И Хедива в высоком Диване

Уж не властен святой произвол!

Пусть! Но истинный царь над страною

Не араб и не белый, а тот,

Кто с сохою или с бороною

Черных буйволов в поле ведет.

Хоть ютится он в доме из ила,

Умирает, как звери в лесах,

Он любимец священного Нила

И его современник – феллах.

Для него ежегодны разливы

Этих рыжих всклокоченных вод

Затопляют богатые нивы,

Где тройную он жатву берет.

И его ограждают пороги

Полосой острогрудых камней

От нежданной полночной тревоги,

От коротких нубийских мечей.

А ведь знает и коршун бессонный:

Вся страна – это только река,

Окаймленная рамкой зеленой

И другой, золотой, из песка.

Вопросы

1.Почему так много каналов в Египте?

2.Какого цвета воды в Ниле? Почему?

3.Как вы поняли последние строки стихотворения?

Предполагаемые ответы

1.Земледелие возможно только орошаемое.

2.Рыжие, зеленые,золотистые.В воде много примесей –лессовые отложения.

3.Река-это все.

САХАРА 

Все пустыни друг другу от века родны,

Но Аравия, Сирия, Гоби -

Это лишь затиханье Сахарской волны,

В сатанинской воспрянувшей злобе.

Плещет Красное море, Персидский залив,

И глубоки снега на Памире,

Но ее океана песчаный разлив

До зеленой доходит Сибири.

Ни в дремучих лесах, ни в просторе морей,

Ты в одной лишь пустыне на свете

Не захочешь людей и не встретишь людей,

А полюбишь лишь солнце да ветер.

Солнце клонит лицо с голубой вышины,

И лицо это девственно-юно,

И, как струи пролитого солнца, ровны

Золотые песчаные дюны.

Всюду башни, дворцы из порфировых скал,

Вкруг фонтаны и пальмы на страже,

Это солнце на глади воздушных зеркал

Пишет кистью лучистой миражи.

Живописец небесный вечерней порой

У подножия скал и растений

На песке, как на гладкой доске золотой,

Расстилает лиловые тени.

И, небесный пловец, лишь подаст оно знак,

Прозвучат гармоничные звоны,

Это лопнет налитый огнем известняк

И рассыплется пылью червленой.

Блещут скалы, темнеют под ними внизу

Древних рек каменистые ложа,

На покрытое волнами море в грозу,

Ты промолвишь, Сахара похожа.

Но вглядись: эта вечная слава песка -

Только горнего отсвет пожара,

С небесами, где легкие спят облака,

Бродят радуги, схожа Сахара.

Буйный ветер в пустыне второй властелин,

Вот он мчится порывами, точно

Средь высоких холмов и широких долин

Дорогой иноходец восточный.

И звенит и поет, поднимаясь, песок,

Он узнал своего господина,

Воздух меркнет, становится солнца зрачок

Как гранатовая сердцевина.

И чудовищных пальм вековые стволы,

Вихри пыли взметнулись и пухнут,

Выгибаясь, качаясь, проходят сквозь мглы,

Тайно веришь - вовеки не рухнут.

Так и будут бродить до скончанья веков,

Каждый час все грозней и грознее,

Головой пропадая среди облаков,

Эти страшные серые змеи.

Но мгновенье... отстанет и дрогнет одна

И осядет песчаная груда,

Это значит - в пути спотыкнулась она

О ревущего в страхе верблюда.

И когда на проясневшей глади равнин

Все полягут, как новые горы,

В Средиземное море уходит хамсин

Кровь дурманить и сеять раздоры.

И стоит караван, и его проводник

Всюду посохом шарит в тревоге,

Где-то около плещет знакомый родник,

Но к нему он не знает дороги.

А в оазисах слышится ржанье коня

И под пальмами веянье нарда,

Хоть редки острова в океане огня,

Точно пятна на шкуре гепарда.

Но здесь часто звучит оглушающий бой,

Блещут копья и веют бурнусы.

Туарегов, что западной правят страной,

На востоке не любят тиббусы.

И пока они бьются за пальмовый лес,

За верблюда иль взоры рабыни,

Их родную Тибести, Мурзук, Гадамес

Заметают пески из пустыни.

Потому что пустынные ветры горды

И не знают преград своеволью.

Рушат стены, сады засыпают, пруды

Отравляют белеющей солью.

И, быть может, немного осталось веков,

Как на мир наш, зеленый и старый,

Дико ринутся хищные стаи песков

Из пылающей юной Сахары.

Средиземное море засыпят они,

И Париж, и Москву, и Афины,

И мы будем в небесные верить огни,

На верблюдах своих бедуины.

И когда наконец корабли марсиан

У земного окажутся шара,

То увидят сплошной золотой океан

И дадут ему имя: Сахара.

<1918-1921>

Вопросы

1.Почему поэт пишет, что «песчаный разлив Сахары»  доходит до Сибири?

2.О каком явлении говорится в 5 четверостишье? Почему оно характерно для пустыни?

3. Каковы последствия действия ветра в пустыне? (выберите из стихотворения).С кем сравнивает ветер поэт? С дорогим восточным иноходцем.

Приложение №2

Синквейны учащихся

Наумова Валерия

Африка

Скрытная, дикая

Страдает, развивается, умирает

«Этот материк поражает меня»

С одной стороны он процветает, с другой – гибнет…»

Часть планеты

Бухтенкова Елена

Африка

Жаркая,солнечная

Влюбляет, восхищает, отпускает

Это новый мир так непохожий на наш

Божественная

Мельник Катя

Африка

Пустынная, опасная

Завораживает, привлекает, очаровывает

Африка-прародина людей

Часть планеты

Кабина Мария

Африка

Дикая, дивно – прекрасная

Очаровывает, манит, ужасает

«Оглушенная ревом и топотом, облаченная в пламя и дымы…»

Исполинская груша

Архипова Виктория

Африка

Песчаная, опасная

Очаровывает, восхощает,вдохновляет

Увидев, захочется вернуться

Мир пустынь

Матвеева Александра

Африка

Живая,загадочная

Шумит, пугает, завораживает

Это новый мир столь непохожий на наш, огромный, ужасный и дивно-прекрасный

Чудо…

Приложения к конспекту урока.

Приложение №2

Синквейны учащихся

Наумова Валерия

Африка

Скрытная, дикая

Страдает, развивается, умирает

«Этот материк поражает меня»

С одной стороны он процветает, с другой – гибнет…»

Часть планеты

Бухтенкова Елена

Африка

Жаркая, солнечная

Влюбляет, восхищает, отпускает

Это новый мир так непохожий на наш

Божественная

Мельник Катя

Африка

Пустынная, опасная

Завораживает, привлекает, очаровывает

Африка-прародина людей

Часть планеты

Кабина Мария

Африка

Дикая, дивно – прекрасная

Очаровывает, манит, ужасает

«Оглушенная ревом и топотом, облаченная в пламя и дымы…»

Исполинская груша

Архипова Виктория

Африка

Песчаная, опасная

Очаровывает, восхищает, вдохновляет

Увидев, захочется вернуться

Мир пустынь

Матвеева Александра

Африка

Живая, загадочная

Шумит, пугает, завораживает

Это новый мир столь непохожий на наш, огромный, ужасный и дивно-прекрасный

Чудо…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Спички - глазами химика"

Тема урока «Спички – глазами химика». Это нестандартный урок, который служит логическим продолжением большой темы «Неметаллы». Урок строится, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках хим...

конспект урока "Печорин глазами женщин"

данный урок предназначен для изучения романа Лермонтова "Герои нашего времени", в данном уроке использован нестандартный подход к изучению образа главного героя...

урок физики. Глаз и оптические приборы

урок физики. 11 класс. Глаз и оптические приборы...

Конспект урока "Мир глазами поэта"

Цель урока:·        формирование теоретико-литературных понятий: «поэт», «прозаик», анализ стихотворения...

Конспект урока "Мир глазами поэта"

Цель урока:·        формирование теоретико-литературных понятий: «поэт», «прозаик», анализ стихотворения...

Методический семинар:"Современный урок литературы глазами учителя".

Самое главное на уроке литературы - живое общение учителя и ученика. Современные технологии должны быть только помощниками учителя, но не заменять его....

использование интеллект-карт (сотворчество на уроках литературы) в 5 классе.

конспект урока с использованием  метода интеллект-карты как приёма визуализации учебного материала....