урок внеклассного чтения, посвященный поэту Николаю Тряпкину
классный час по литературе (7 класс) по теме
поэт Николай Тряпкин, лауреат Государственной премии, автор многих замечательных песен, необычайно интересен. материалы о нем помогут провести урок внеклассного чтения или классный час, посвященный его творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskiy_vecher_po_tv-vu_tryapkina.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Я все тревожнее с годами…»
Поэтический вечер, посвященный творчеству Тряпкина Н.И.
Учитель: МЕЛЬЦЕВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА
Звучит мелодия русской народной песни. На фоне мелодии ведущая:
Не весна ли тому виновница,
Долгожданная весна?
Вдруг возьмет, да и припомнится
Песня русская одна.
Песня старая, престарая.
Молодая, как заря…
Ой, летала пчелка ярая
За далекие моря.
Отмыкала лето красное
(Что за ключик золотой!),
Выпускала солнце ясное
Над родимой стороной.
И пришло оно, приехало
К Волге матушке – реке
На скорлупочке ореховой,
На пшеничном колоске.
Песня с гордостью не знается,
Ходит по полю пешком,
Добрым людям улыбается
За пастушечьим рожком.
Песня новая не новая,
В лапотках из берестин,
А росою васильковою
Все умылись, как один.
Даже самая отсталая
В сердце травка ожила…
А всего – то пчелка малая
За морями побыла!
Музыка замолкает.
Ведущая: Эти поистине народные стихи принадлежат перу замечательного поэта, воспевающего в своих стихах землю, на которой мы с вами живем – Тряпкину Николаю Ивановичу, которому мы с вами посвятим этот поэтический вечер. (Зажигаются свечи перед портретом поэта)
Вот что вспоминал Николай Иванович:
Родился я в 1918 году в деревне Саблино бывшей Тверской губернии, в семье крестьянина. Отец мой, столяр по профессии, жил в основном заказами на месте и подрядами на стороне. Во время коллективизации, в 1930 году, семья перебралась в один из совхозов Московской области, в районный центр Лотошино. Теперь это – обычный современный поселок, а тогда это было весьма живописное торговое село с высоким белым храмом и с двумя огромными парками, принадлежавшим до революции знаменитым князьям Мещерским. Тут находилась их главная резиденция, поэтому и село имело двойное название: «Лотошино – Мещерское». Помню красивый княжеский особняк с белыми греческими колоннами. В доме помещалась районная больница и сохранялся он вплоть до прихода немцев осенью 1941 года.
Чтец:
Условья – богатейшие-
Держи повыше нос!
И главный там старейшина –
Прославленный совхоз.
И все там крепко спаяно:
И глина, и гудрон.
Заводик сыроваренный,
Футбольный стадион.
Живи без всякой жалобы,
Вари свое пшено.
И ту обитель, стало быть,
Зовут Лотошино.
Гудят ряды базарные
В неделе по три дня,
И все дела столярные
Там будут про меня.
Давай лишь только свычное,-
Работать не впервой!
А главное – столичная
Землица под ногой…
Вот так, по простому, по народному, поэт рассказывает об истории нашего Лотошино. Многие его стихи пронизаны смеховой, песенно – плясовой стихией народного творчества. И стихи свои он читал нараспев. Сам он говорил об этом: «Распевный склад моих стихотворений является результатом моего крестьянского происхождения. Известно, что российские поселяне наши всегда были великими песенниками и плясунами. Это свойство моих дорогих сородичей и перешло к моей музе. Недаром на стихи Николая Ивановича сложено немало песен, и самая известная – «Летела гагара».
Звучит песня «Летела гагара»
Мотив творчества Тряпкина – Память, несущая в себе все тяжелое, трагическое, что было в истории русского крестьянства. И чем позднее написаны его стихи, тем явственнее ощущение печали и боли. Внимательно прослушав песни, написанные на стихи Николая Ивановича, вы ясно это почувствуете.
Звучат песни : «Скрип моей колыбели» и «А хмелиночка вьется»
Поэта волнует история Родины, но он верит, что это лишь отрезок, этап жизни, который проходят несколько поколений, чтобы потом донести в песнях и сказаниях свою горькую повесть, сказ о жизни и веру, большую веру в светлое будущее.
Я в мир пришел – не вянуть, не смириться,
Не утонуть во тьме людских болот.
Я жить хочу, но только вольной птицей-
И совершать свой радостный полет.
А между тем – куда рванется песня?
В какую даль? В какие времена?
Зарылись в даль земные поднебесья,
Зарылись в дым земные племена.
Горчайший дым – по всем лесам и водам,
Горчайший дым – по всем концам земли.
Куда лететь? Пробрезжите, восходы!
Зачем лететь? Прокличьте, журавли?
Исходит век вселенской дымной гарью.
Дымятся рвы. Грядущее в дыму.
И вся планета, вздыбив полушарья,
Летит туда – в дымящуюся тьму,-
Туда, туда – сквозь вывихи сознанья!
Туда, туда – в густой, кромешный дых!
Горит Земля. Хоть тигель возгоранья
Покуда скрыт в узилищах земных..
А где – то там проходят эскадрильи
Весенних птиц, взволнованных навек.
И я сквозь дым, распахиваю крылья-
И, задохнувшись, делаю разбег.
И вот кричу – сквозь тьму огня и моха:
Развейся дым! Рассмейся, небосвод!
Я жить хочу, но только полным вздохом,
И уходить – в ликующий полет!
Природа и люди родного края питали и вдохновляли его поэтическое творчество. Прожив более 30 лет здесь, он любил и хорошо знал своих земляков, видел их тяжелый крестьянский труд: «Это было – село, из порядка старинных владений»…или еще как красиво он сказал о Лотошинском крае:
Да святится тот край –
И теперь и во веки веков!
Творчество Николая Тряпкина, общение с ним при жизни оказало огромное влияние на формирование поэтического таланта других наших поэтов-земляков. Среди них – Анатолий Иванов. Именно Николаю Тряпкину он принес на суд свои первые поэтические опыты. А сам поэт о себе сказал так:
Я не был славой затуманен,
Я не искал себе венца
Я был всегда и есть крестьянин
И не исправлюсь до конца.
Он очень любил свою вторую родину - пос. Лотошино и д. Ивановское. Николай Тряпкин постоянно приезжал, навещал своих родителей, помогая им, когда уже жил в г.Москве. Приехав, часами ходил по Лотошино, восхищался тем, что поселок очень быстро строился и хорошел. Он долгое время не продавал свой дом на улице Рабочей. Прошли годы, он опять возвращается к родным истокам и в 1982 году напишет о Лотошине великие строки:
И вот так, по пути, приискал я
Такое местечко
Где мы сможем приткнуться.
И сердце свое утишить.
Это, кстати, - село, а
Поспорит с любою столицей.
Первые книжные издания поэта открывает книга, которая называется «Первая борозда». За сборник стихов «Разговор по душам» в 1992 г. Николай Тряпкин удостоился Российской Государственной премии.
В Лотошино есть улица, названная именем поэта. В свое время по инициативе Главы Лотошинского района на стене Дома культуры поселка была установлена памятная доска с именем знаменитого на всю Россию земляка, песни и стихи которого будут читать и слушать еще не одно поколение.
Звучит песня «»Проселок, дождиком примоченный»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"
Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...
Презентация к уроку внеклассного чтения "Петр Антонович Суханов. Сургутский поэт"
Презентация к уроку внеклассного чтения "Петр Антонович Суханов. Сургутский поэт."...
Урок внеклассного чтения "Образы Царицына-Сталинграда-Волгограда в стихотворениях волгоградских поэтов (7класс)"
Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода на основе технологии творческой мастерской....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 9 классе "Поэты пушкинской поры"
Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.2. Проанализировать элегии «Мой гений» К.Н.Батюшкова, «Разуверение» Е.А.Баратынского3. Сопоставить э...
Урок внеклассного чтения, посвященный творчеству татарского поэта Мусы Джалиля
Урок внеклассного чтения в 6 классе....
Урок внеклассного чтения, посвященный творчеству татарского поэта Мусы Джалиля
Урок, посвященный творчеству Мусы Джалиля....
«Затепли свечу воску яркого…» (урок внеклассного чтения, посвященный 120-летию К.П.Гемп по книге «Сказ о Беломорье»)
Цель: представление учащимся творчества Ксении Петровны Гемп как краеведа, изучающего культуру Русского Севера.Задачи: 1) познакомить учащихся с биографией К.П.Гемп; ознакомиться с отрывками из ее кни...