урок внеклассного чтения, посвященный поэту Николаю Тряпкину
классный час по литературе (7 класс) по теме

Мельцева Татьяна Юрьевна

поэт Николай Тряпкин, лауреат Государственной премии, автор многих замечательных песен, необычайно интересен. материалы о нем помогут провести урок внеклассного чтения или классный час, посвященный его творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeticheskiy_vecher_po_tv-vu_tryapkina.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Я все тревожнее с годами…»

Поэтический вечер, посвященный творчеству Тряпкина Н.И.

Учитель:  МЕЛЬЦЕВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

Звучит мелодия русской народной песни. На фоне мелодии ведущая:

Не весна ли тому виновница,

Долгожданная весна?

Вдруг возьмет, да и припомнится

Песня русская одна.        

Песня старая, престарая.

Молодая, как заря…

Ой, летала пчелка ярая

За далекие моря.

Отмыкала лето красное

(Что за ключик золотой!),

Выпускала солнце ясное

Над родимой стороной.

И пришло оно, приехало

К Волге матушке – реке

На скорлупочке ореховой,

На пшеничном колоске.

Песня с гордостью не знается,

Ходит по полю пешком,

Добрым людям улыбается

За пастушечьим рожком.

Песня новая не новая,

В лапотках из берестин,

А росою васильковою

Все умылись, как один.

Даже самая отсталая

В сердце травка ожила…

А всего – то пчелка малая

За морями побыла!

Музыка замолкает.

Ведущая: Эти поистине народные стихи принадлежат перу замечательного поэта, воспевающего в своих стихах землю, на которой мы с вами живем – Тряпкину Николаю Ивановичу, которому мы с вами посвятим этот поэтический вечер. (Зажигаются свечи перед портретом поэта)

Вот что вспоминал Николай Иванович:

Родился я в 1918 году в деревне Саблино бывшей Тверской губернии, в семье крестьянина. Отец мой, столяр по профессии, жил в основном заказами на месте и подрядами на стороне. Во время коллективизации, в 1930 году, семья перебралась в один из совхозов Московской области, в районный центр Лотошино. Теперь это – обычный современный поселок, а тогда это было весьма живописное торговое село с высоким белым храмом и с двумя огромными парками, принадлежавшим до революции знаменитым князьям Мещерским. Тут находилась их главная резиденция, поэтому и село имело двойное название: «Лотошино – Мещерское».  Помню красивый княжеский особняк с белыми греческими колоннами. В доме помещалась районная больница и сохранялся он вплоть до прихода немцев осенью 1941 года.

Чтец:

Условья – богатейшие-

Держи повыше нос!

И главный там старейшина –

Прославленный совхоз.

И все там крепко спаяно:

И глина, и гудрон.

Заводик сыроваренный,

Футбольный стадион.

Живи без всякой жалобы,

Вари свое пшено.

И ту обитель, стало быть,

Зовут Лотошино.

Гудят ряды базарные

В неделе по три дня,

И все дела столярные

Там будут про меня.

Давай лишь только свычное,-

Работать не впервой!

А главное – столичная

Землица под ногой…

Вот так, по простому, по народному, поэт рассказывает об истории нашего Лотошино.  Многие его   стихи пронизаны смеховой, песенно – плясовой стихией народного творчества. И стихи свои он читал нараспев. Сам он говорил об этом: «Распевный склад моих стихотворений является результатом моего крестьянского происхождения. Известно, что российские поселяне наши всегда были великими песенниками и плясунами. Это свойство моих дорогих сородичей и перешло к моей музе. Недаром на стихи Николая Ивановича сложено немало песен, и самая известная – «Летела гагара».

Звучит песня «Летела гагара»

Мотив творчества Тряпкина – Память, несущая в себе все тяжелое, трагическое, что было в истории русского крестьянства. И чем позднее написаны его стихи, тем явственнее ощущение печали и боли. Внимательно прослушав песни, написанные на стихи Николая Ивановича, вы ясно это почувствуете.

Звучат песни : «Скрип моей колыбели» и «А хмелиночка вьется»

Поэта волнует история Родины, но он верит, что это лишь отрезок, этап жизни, который проходят несколько поколений, чтобы потом донести в песнях и сказаниях свою горькую повесть, сказ о жизни и веру, большую веру в светлое будущее.

Я в мир пришел – не вянуть, не смириться,

Не утонуть во тьме людских болот.

Я жить хочу, но только вольной птицей-

И совершать свой радостный полет.

А между тем – куда рванется песня?

В какую даль? В какие времена?

Зарылись в даль земные поднебесья,

Зарылись в дым земные племена.

Горчайший дым – по всем лесам и водам,

Горчайший дым – по всем концам земли.

Куда лететь? Пробрезжите, восходы!

Зачем лететь? Прокличьте, журавли?

Исходит век вселенской дымной гарью.

Дымятся рвы. Грядущее в дыму.

И вся планета, вздыбив полушарья,

Летит туда – в дымящуюся тьму,-

Туда, туда – сквозь вывихи сознанья!

Туда, туда – в густой, кромешный дых!

Горит Земля. Хоть тигель возгоранья

Покуда скрыт в узилищах земных..

А где – то там проходят эскадрильи

Весенних птиц, взволнованных навек.

И я сквозь дым, распахиваю крылья-

И, задохнувшись, делаю разбег.

И вот кричу – сквозь тьму огня и моха:

Развейся дым! Рассмейся, небосвод!

Я жить хочу, но только полным вздохом,

И уходить – в ликующий полет!

Природа и люди родного края питали и вдохновляли его поэтическое творчество. Прожив более 30 лет здесь, он любил и хорошо знал своих земляков, видел их тяжелый крестьянский труд: «Это было – село, из порядка старинных владений»…или еще как красиво он сказал о Лотошинском крае:

Да святится тот край –

И теперь и во веки веков!

Творчество Николая Тряпкина, общение с ним при жизни оказало огромное влияние на формирование поэтического таланта других наших поэтов-земляков. Среди них – Анатолий Иванов. Именно Николаю Тряпкину он принес на суд свои первые поэтические опыты. А сам поэт о себе сказал так:

Я не был славой затуманен,

Я не искал себе венца

Я был всегда и есть крестьянин

И не исправлюсь до конца.

Он очень любил свою вторую родину - пос. Лотошино и д. Ивановское. Николай Тряпкин постоянно приезжал, навещал своих родителей, помогая им, когда уже жил в г.Москве. Приехав, часами ходил по Лотошино, восхищался тем, что поселок очень быстро строился и хорошел. Он долгое время не продавал свой дом на улице Рабочей. Прошли годы, он опять возвращается к родным истокам и в 1982 году напишет о Лотошине великие строки:

И вот так, по пути, приискал я

Такое местечко

Где мы сможем приткнуться.

И сердце свое утишить.

Это, кстати, - село, а

Поспорит с любою столицей.

Первые книжные издания поэта открывает книга, которая называется «Первая борозда». За сборник стихов «Разговор по душам» в 1992 г. Николай Тряпкин удостоился Российской Государственной премии.

В Лотошино есть улица, названная именем поэта. В свое время по инициативе Главы Лотошинского района на стене Дома культуры поселка была установлена памятная доска с именем знаменитого на всю Россию земляка, песни и стихи которого будут читать и слушать еще не одно поколение.

Звучит песня «»Проселок, дождиком примоченный»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"

Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...

Презентация к уроку внеклассного чтения "Петр Антонович Суханов. Сургутский поэт"

Презентация к уроку внеклассного чтения "Петр Антонович Суханов. Сургутский поэт."...

Урок внеклассного чтения "Образы Царицына-Сталинграда-Волгограда в стихотворениях волгоградских поэтов (7класс)"

 Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода  на основе технологии творческой мастерской....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 9 классе "Поэты пушкинской поры"

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.2. Проанализировать элегии «Мой гений» К.Н.Батюшкова, «Разуверение» Е.А.Баратынского3. Сопоставить э...

«Затепли свечу воску яркого…» (урок внеклассного чтения, посвященный 120-летию К.П.Гемп по книге «Сказ о Беломорье»)

Цель: представление учащимся творчества Ксении Петровны Гемп как краеведа, изучающего культуру Русского Севера.Задачи: 1) познакомить учащихся с биографией К.П.Гемп; ознакомиться с отрывками из ее кни...