Почва и почвенные ресурсы 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Алёшина Ирина Валерьевна

Основная цель урока - познакомиться с видами почв и их образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alyoshina_urok.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Почва и почвенные ресурсы.

Учитель: Алёшина И.В.

Цель урока: знакомство с видами и образованием почв;

                       воспитание  патриотических чувств и бережного отношения

                       к природе.

Оборудование: 1. Схема «Факторы почвообразования» (учебник).

                           2. Схема «Строение почвенного профиля» (учебник).

                           3. Образцы почвенного грунта.

                           4. Справочные  материалы.

                           5. Почвенная карта (атлас).

Метод: работа в группах; изучение нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. План урока. (на доске)

Учитель (н.урока)

Ученик (к.урока)

1.

Русская мудрость

Пословица о Земле.

2.

Историческая справка

В.В.Докучаев – Почвоведение.

3.

Словарь терминов

Почва, гумус, плодородие, почвенный профиль, почвенная фауна, почвенная карта.

4.

Особенности земельного фонда

Соотношение площади страны и с/х угодий.

5.

Факторы почвообразования

Рельеф -> климат ->растительный мир -> животный мир -> время -> человек.

6.

Почвенный профиль

Аo, А1, А2, В, С.

7.

Механический состав

Песок, супесь,  суглинок, глина.

8.

Главное свойство почв

Плодородие!

3. Изучение нового материала

 Вступительное слово учителя:

«Природа может  всё и всё творит» Мишель Монтень 1533-1592гг. (французский писатель, философ.)  На доске.

Объектом изучения на сегодняшнем уроке будет одно из замечательных творений природы, без которого не было бы жизни на Земле.

Учащиеся анализируя пословицы и поговорки определяют тему – ПОЧВА –

и вписывают ее в план.

Согласно плану учитель оглашает задачи на уроке и предлагает их решить совместной работой в группах.

4. Формируются группы и определяются конкретные задания в группах.

I группа (3-4 человека): эксперты по терминологии.

Задание:  Определения составляются по списку словарных слов, представляются в устной форме,  фиксируют термины на доске.

II группа (2 человека):  историки.

Задание: По тексту параграфа учебника учащиеся составляют в письменной и устной форме историческую справку о В.В.Докучаеве и фиксируют это в плане на доске.

III группа (3-4 человека):  эксперты-почвоведы.

Задание:1) Используя текст параграфа и схему «почвенный профиль» назвать все почвенные горизонты от материнской горной породы до поверхности, указав особенности каждого из них. Фиксируют в плане горизонты в буквенном обозначении.

2) Используя рисунок «Состав почвы» определить % соотношение песка и глины для различных видов  почв по механическому составу и зафиксировать в плане виды почв.

3) Провести опыт с почвенным грунтом. Разбавить образцы водой и по осадку определить их видовой  состав. Сделать выводы.

IV группа(3-4 человека): графологи-аналитики.

Задание: 1) По справочным материалам составить диаграмму «Земельный фонд России», зафиксировать в плане соотношение с/х угодий к общей площади России. Сделать вывод.

2) Проанализировать в учебнике схему «факторы почвообразования»я почвы от  материнской породы до образования почвенного покрова. Зафиксировать в плане на доске.

V группа: (3-4 человека): эксперты-агрономы.

Задание: 1) составить определение «мелиорация» и её виды;

2) Определить какими документами регламентируется использование земельных ресурсов в стране.

3) Проанализировать почвенную карту России, назвать районы благоприятные для с/х развития и плодородные типы почв.

5.Закрепление изученного материала:  Заслушать все выступления учащихся, подвести итоги по плану.

6. Объяснить и дать рекомендации по домашнему заданию.

Дом.задание:1) параграф 26,  2)сообщения «Почвы- главное богатство Саратовской области» (дополнительно) 3) Инд.сообщения – Изложи  свою точку зрения – почему в последние годы снижается плодородие почв?

7. Учитель благодарит учащихся за урок, объявляет оценки, выставляет их в журнал и дневники, высказывает уверенность в том, что на следующем уроке ребята будут такими же активными и справятся со всеми поставленными перед ними задачами.

                         

Приложение 1

1. На доброй земле – чертополох пшеницей станет, на дурной  -  пшеница, чертополохом  взойдет.

2. Возвращай Земле долг – будет толк!

3. Не гляди в небо – там нет хлеба,  а в земле ниже к хлебу ближе!

4. Дорогой товар из земли растёт!

5. Земелька чёрная, а белый хлеб родит!

6. Если пахать плугом, земля станет лугом!

7. Земля заботу любит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс

Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс...

Тест по теме "Почва и почвенные ресурсы", 8 класс

Тест по географии для проверки знаний учащихся по теме "Почва и почвенные ресурсы" (в двух вариантах)....

Урок-обобщение «Почвы и почвенные ресурсы . Растительный и животный мир .Биологические ресурсы»

По окончании изучения темы, я провожу уроки в нетрадиционной форме, в данном случае , предлагаю игру "Счастливый случай" За две недели до урока, я даю задание учащимся, которое они готовят самостоятел...

технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс

Технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" для 8 класса  (фгос) составлена по УМК А.А. Летягин....

ЭОР Тестирование по теме "Почвы и почвенные ресурсы России" для 8 класса

Тестирование "Почвы и почвенные ресурсы России" для 8 класса  может использоваться на уроке обобщения по теме "Почвы и почвенные ресурсы России"...

Презентация по географии. 8 класс. "Почва и почвенные ресурсы"

Данная презентация представляет собой  демонстрационный материал к уроку географии в 8 классе раздел "Почвы России", тема "Формирование и свойство почв"...

Проверочная работа по географии в 8 классе по теме: «Почвы и почвенные ресурсы»

Задания проверочной работы соответствуют содержанию учебника: "География России: Природа. Население", 8 класс, авторы: В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. Издательский центр "Вентана-Граф&qu...