Почва и почвенные ресурсы 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Основная цель урока - познакомиться с видами почв и их образованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alyoshina_urok.docx | 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Почва и почвенные ресурсы.
Учитель: Алёшина И.В.
Цель урока: знакомство с видами и образованием почв;
воспитание патриотических чувств и бережного отношения
к природе.
Оборудование: 1. Схема «Факторы почвообразования» (учебник).
2. Схема «Строение почвенного профиля» (учебник).
3. Образцы почвенного грунта.
4. Справочные материалы.
5. Почвенная карта (атлас).
Метод: работа в группах; изучение нового материала.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. План урока. (на доске)
Учитель (н.урока) | Ученик (к.урока) | |
1. | Русская мудрость | Пословица о Земле. |
2. | Историческая справка | В.В.Докучаев – Почвоведение. |
3. | Словарь терминов | Почва, гумус, плодородие, почвенный профиль, почвенная фауна, почвенная карта. |
4. | Особенности земельного фонда | Соотношение площади страны и с/х угодий. |
5. | Факторы почвообразования | Рельеф -> климат ->растительный мир -> животный мир -> время -> человек. |
6. | Почвенный профиль | Аo, А1, А2, В, С. |
7. | Механический состав | Песок, супесь, суглинок, глина. |
8. | Главное свойство почв | Плодородие! |
3. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя:
«Природа может всё и всё творит» Мишель Монтень 1533-1592гг. (французский писатель, философ.) На доске.
Объектом изучения на сегодняшнем уроке будет одно из замечательных творений природы, без которого не было бы жизни на Земле.
Учащиеся анализируя пословицы и поговорки определяют тему – ПОЧВА –
и вписывают ее в план.
Согласно плану учитель оглашает задачи на уроке и предлагает их решить совместной работой в группах.
4. Формируются группы и определяются конкретные задания в группах.
I группа (3-4 человека): эксперты по терминологии.
Задание: Определения составляются по списку словарных слов, представляются в устной форме, фиксируют термины на доске.
II группа (2 человека): историки.
Задание: По тексту параграфа учебника учащиеся составляют в письменной и устной форме историческую справку о В.В.Докучаеве и фиксируют это в плане на доске.
III группа (3-4 человека): эксперты-почвоведы.
Задание:1) Используя текст параграфа и схему «почвенный профиль» назвать все почвенные горизонты от материнской горной породы до поверхности, указав особенности каждого из них. Фиксируют в плане горизонты в буквенном обозначении.
2) Используя рисунок «Состав почвы» определить % соотношение песка и глины для различных видов почв по механическому составу и зафиксировать в плане виды почв.
3) Провести опыт с почвенным грунтом. Разбавить образцы водой и по осадку определить их видовой состав. Сделать выводы.
IV группа(3-4 человека): графологи-аналитики.
Задание: 1) По справочным материалам составить диаграмму «Земельный фонд России», зафиксировать в плане соотношение с/х угодий к общей площади России. Сделать вывод.
2) Проанализировать в учебнике схему «факторы почвообразования»я почвы от материнской породы до образования почвенного покрова. Зафиксировать в плане на доске.
V группа: (3-4 человека): эксперты-агрономы.
Задание: 1) составить определение «мелиорация» и её виды;
2) Определить какими документами регламентируется использование земельных ресурсов в стране.
3) Проанализировать почвенную карту России, назвать районы благоприятные для с/х развития и плодородные типы почв.
5.Закрепление изученного материала: Заслушать все выступления учащихся, подвести итоги по плану.
6. Объяснить и дать рекомендации по домашнему заданию.
Дом.задание:1) параграф 26, 2)сообщения «Почвы- главное богатство Саратовской области» (дополнительно) 3) Инд.сообщения – Изложи свою точку зрения – почему в последние годы снижается плодородие почв?
7. Учитель благодарит учащихся за урок, объявляет оценки, выставляет их в журнал и дневники, высказывает уверенность в том, что на следующем уроке ребята будут такими же активными и справятся со всеми поставленными перед ними задачами.
Приложение 1
1. На доброй земле – чертополох пшеницей станет, на дурной - пшеница, чертополохом взойдет.
2. Возвращай Земле долг – будет толк!
3. Не гляди в небо – там нет хлеба, а в земле ниже к хлебу ближе!
4. Дорогой товар из земли растёт!
5. Земелька чёрная, а белый хлеб родит!
6. Если пахать плугом, земля станет лугом!
7. Земля заботу любит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс
Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс...
Тест по теме "Почва и почвенные ресурсы", 8 класс
Тест по географии для проверки знаний учащихся по теме "Почва и почвенные ресурсы" (в двух вариантах)....
Урок-обобщение «Почвы и почвенные ресурсы . Растительный и животный мир .Биологические ресурсы»
По окончании изучения темы, я провожу уроки в нетрадиционной форме, в данном случае , предлагаю игру "Счастливый случай" За две недели до урока, я даю задание учащимся, которое они готовят самостоятел...
технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс
Технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" для 8 класса (фгос) составлена по УМК А.А. Летягин....
ЭОР Тестирование по теме "Почвы и почвенные ресурсы России" для 8 класса
Тестирование "Почвы и почвенные ресурсы России" для 8 класса может использоваться на уроке обобщения по теме "Почвы и почвенные ресурсы России"...
Презентация по географии. 8 класс. "Почва и почвенные ресурсы"
Данная презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку географии в 8 классе раздел "Почвы России", тема "Формирование и свойство почв"...
Проверочная работа по географии в 8 классе по теме: «Почвы и почвенные ресурсы»
Задания проверочной работы соответствуют содержанию учебника: "География России: Природа. Население", 8 класс, авторы: В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. Издательский центр "Вентана-Граф&qu...