Урок
план-конспект урока (география, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 6
Тема: Атмосферное давление.
Цель: сформировать понятие "атмосферное давление"; дать представление об изменении атмосферном давлении с высотой, научить определять атмосферное давление на разной высоте; познакомить со строением барометра, развивать логическое мышление, математические способности; воспитывать интерес к географии.
Задачи:
1. Образовательные:
— продолжить формирование целостного знания об атмосфере, особенностях ее изучения;
— познакомить учащихся с новыми понятиями «атмосферное давление», «изобара», «барометр»;
— раскрыть сущность атмосферного давления и установить закономерности его изменения;
— повторить основных терминов по теме урока;
2. Развивающие:
— развивать умение самостоятельно определять атмосферное давление с изменением высоты;
—анализировать карты атласа, текста и рисунков учебника, устанавливать значения атмосферного давления в определенной географической точке и его влияние на человека;
3. Воспитательные:
— сформировать умение работать в коллективе, включаться в диалог друг с другом, соблюдать принципы независимости, свободы личности, право на выбор и отстаивания собственной точки зрения, уважительного отношения мнения других учащихся;
— активизировать познавательную деятельность учащихся, создать условия для положительной мотивации при изучении географии.
Требования согласно программе:
Ученик должен:
иметь представление: об атмосферном давлении; единицах измерения; причинах изменения.
Знать понятия: атмосферное давление, барометр, барометр- анероид, нормальное атмосферное давление.
Уметь: уметь определять атмосферное давление с помощью приборов, объяснять причины изменения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: барометр, проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация, учебники, физическая карта мира.
Ход урока:
Ι. Организационный момент. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.
ΙΙ. Актуализация учебных знаний.
- Блиц опрос:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
- Что это? (Воздух)
- Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Возд. Оболочку, атмосферу).
- Почему атмосферу можно назвать теплой “рубашкой” Земли? (Защищает от резких перепадов температур).
-Почему “броней”? (Защищает от метеоритов).
- А “защитным экраном”? (Озоновый слой защищает от вредных космических излучений).
- Какое наиважнейшее свойство воздуха? (Температура)
- Географический практикум
Слайд № 1
Задание 1. Используя данные таблицы. Вычислите среднюю суточную температуру и амплитуду колебаний температуры.
Время, ч | 6 | 12 | 18 | 24 | А | tº средн. |
t◦ C | -3° | +2° | +1° | +2° | ? | ? |
Слайд № 2
Задание 2, задача.
Определите температуру воздуха на высоте 3 км, если на уровне моря она - +20◦С.
Дано: Решение:
h = 3 км Температура с высотой понижается на каждый километр
t - +20◦С подъема на 6◦С.
Разница между земной поверхностью и нужной нам высотой
t - ? составляет 3 км.
6°·3=18◦С
Если на земной поверхности температура равна +20◦С, то
на высоте 3 км она равна
20-18=2◦ С
Ответ: 2◦ С
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели и задач урока.
Наблюдая, как ходят, бегают, прыгают люди, никому не приходит в голову, что на каждого из них давит столб воздуха массой около 15 т. попробуйте представить себя, весело прыгающим с таким грузом на плечах. Не выходит? Откуда же взялась такая масса воздуха и почему мы не принимаем ее во внимание ежеминутно? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке.
ΙV. Изучение нового материала.
Слайд № 3, 4
- Понятие «атмосферное давление»
Задание№1 Записать в тетрадь тему урока
Задание №2 Учитель демонстрирует опыт и предлагает учащимся поэтапно делать выводы. Взвешиваем на весах две колбы. Вопрос учащимся: « каким будет вес колб?»
Вопрос: «Тогда я возьму и нагрею одну из колб, а затем взвешу её, что станет с весом?»
Модельный ответ:
Вывод учащихся: 1. Вес будет одинаковый по показаниям весов. 2. Наш опыт доказывает, что воздух имеет вес, так как холодная колба тяжелее.
Информация для учащихся:
У поверхности земли воздух имеет вес: 1м3 воздуха весит 1кг 300гр.,
Слайд №5
Задание №3. Решите задачу
Задачная формулировка: Решите задачу и сделайте вывод: Определить вес воздуха в классе, если
длина класса 8м
ширина класса 6м
высота класса 3м. Формула расчёта V= Д х Шх H
Модельный ответ
Используя формулу, подставляем значения и получаем объём
класса равен 192 м3, значит, и объём воздуха в классе будет равен 144м3. Для того, чтобы определить вес воздуха в классе мы 192м3 х 1кг300гр,получаем 187 кг.
значит, мы можем утверждать, что воздух имеет вес и давит на всё, что находится на земле.
Задание№4
Прочитайте п.1 стр 114.
Задачная формулировка: Прочитать п.1стр.114 найдите определение понятию атмосферное давление.
Модельный ответ:
Атмосферное давление- это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.
Слайд № 6
Задание №5 Учитель демонстрирует опыт и предлагает учащимся поэтапно делать выводы. Набираем в стакан воды, накрываем листом бумаги и переворачиваем. Вода не выливается. Почему?
Модельный ответ: Воздух давит не только сверху в низ, а во всех направлениях.
Задание 6.Проблемный вопрос
- Почему мы не чувствуем давление воздуха,
Модельный ответ: Внешнее давление уравновешивается внутренним.
Слайд №7,8,
Информация для учащихся:
Атмосферное давление является одним из показателей погоды. Длительное время люди не догадывались о его существовании. Первым доказал существование атмосферного давления и измерил его итальянский ученый Еванджелиста Торричелли. Д ля этого он использовал запаянную с одного конца стеклянную трубку длиной 1 м с нанесенными делениями. Трубку он наполнил ртутью и перевернул ее в чашу с водой. При изменении давления ртуть в трубке то поднималась, то опускалась. Этот прибор был назван ртутным барометром. Атмосферное давление измеряется в мм. рт. ст.
Слайд №9,10
Задание 7. От чего зависит атмосферное давление? Из опыта Торричелли
Модельный ответ: От высоты местности- при подъёме на каждые 10,5 м. давление снижается на 1 мм. рт. ст. Нормальным атмосферным давлением принято считать давление атмосферного воздуха на уровне моря на широте 45◦. Оно равняется 760 мм рт. ст.
Слайд № 11 Пользоваться ртутным барометром неудобно, поэтому изобретён барометр-анероид
Демонстрация барометра-анероида с объяснением его строения.
Задание 8. Учитель демонстрирует опыт и предлагает учащимся поэтапно делать выводы. Взять бутылку с широким горлышком, очищенное варёное куриное яйцо. Вставить свечку в яйцо, зажечь, перевернуть бутылку вверх дном и накрыть яйцо. Через некоторое время яйцо втянется в бутылку. Как объяснить произошедшее?
Ответ: Давление внутри стало меньше чем снаружи и воздух втолкнул яйцо внутрь бутылки.
Значит давление зависит от температуры. При повышении температуры давление снижается.
Слайд № 12
В подтверждение- выступление учащегося с исследовательской работой(анализ календаря погоды за декабрь 2012 года) (Приложение )
Выводы: Слайд №13, 14
- Воздух имеет вес и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы. Нормальным атмосферным давлением называют давление 760 мм рт.ст. на уровне моря при температуре 0°С.
- С подъемом вверх давление падает, так как уменьшается толщина слоя атмосферы.
- Неравномерное распределение атмосферного давления по поверхности Земли связано с ее неодинаковым нагревом, охлаждением.
- Человек не чувствует атмосферного давления, так как оно уравновешивается его внутренним давлением. В то же время при изменении атмосферного давления самочувствие людей может ухудшаться
V. Закрепление знаний и умений учащихся. Слайд №15
Работа с тестами
Атмосфера, атм. давление ФИ: _________________
1 вариант
- Атмосфера – это : _____________________________
- Атмосфера защищает Землю от: а) вулканических извержений б) ураганов и смерчей в) перепадов температуры
- Нормальное атм. давл. = _____ мм рт. ст.
- При подъеме на каждые 10 м давление:
а) увеличивается на 1 мм б) практически не изменяется в) уменьшается на 1 мм г) удваивается
- С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?
а) альтиметр б) гигрометр в) нивелир г) анероид
- При повышении t° давление - _____________________
Атмосфера, атм. давление ФИ: _________________
1 вариант
- Дайте определение понятию «атмосфера»: а) воздух Земли б) воздушная оболочка З. в) воздушный океан
- Большее давление оказывает: а) теплый воздух б) холодный воздух
в) давление, оказывающее теплым и холодным воздухом – одинаковое
3. Атмосферное давление – это: ________________________________________
4. С высотой давление - _______________________
5. С помощью какого прибора измеряется атмосферное давление?
а) гигрометра в) линейки б) барометра г) термометра
6.При подъеме над уровнем моря атмосферное давление уменьшается на 1 мм ртутного столба на каждые:
A. 100,5 м Б. 10,5 м B. 150 м Г. 1,5 м
VΙ. Подведение итогов урока.
- Составление синквейна (Приложение ).
- Выставление оценок.
VΙΙ. Домашнее задание.
§ 38, 3адание 3 с. 116
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...