Вызов | Предлагает учащимся прослушать аудиозапись шума землетрясения. Какие чувства вызвала у вас эта запись? Как вы думаете какое грозное природное явление, связанное с движением земной коры, сопровождается таким шумом? (на слайде фото землетрясения) Назовите тему урока. Предлагает учащимся начертить в тетради таблицу: Предлагает разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). Предлагает в парах заполнить 2 графу таблицы и сформулировать цель урока. (Приём Знаю – Хочу знать - Узнал) | Рассказывают о своих чувствах. Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.
Тема урока: «Землетрясения» В парах заполняют 1 графу таблицы (что я знаю по теме). Обсуждают полученные результаты.
Формулируют цель урока: что я хочу узнать для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. Цель урока: Ознакомление с грозным природным явлением – землетрясением.
| Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности - определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД: - выдвигать предположения - систематизировать информацию до её изучения - представлять информацию в виде таблицы Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
ЛичностныеУУД: -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные УУД: - актуализация и систематизация знаний о движениях земной коры. |
Осмысление | 1 этап. Предлагает разбиться на 5 групп и каждой группе задать вопросы по заданному отрывку текста. (с. 94-95) Вопросы на слайде: - 1 группа – Что такое землетрясение? - 2 группа – Почему возникают землетрясения? (рис. 76) - 3 группа – Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений? (рис. 76) - 4 группа – От чего зависит сила и площадь землетрясения? 5 группа – Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения? ( рис. 76) - 6 группа - Как оценивают силу землетрясения? (рис. 77) (Приём мозаика)
2 этап Предлагает посмотреть видеоролик о последствиях землетрясений и записать их в тетрадь.
3 этап Предлагает каждой группе сделать прогноз о том, в каких районах следует ожидать землетрясения, и обосновать свой ответ. (Сравнить рис. 69 и 78 ) (Приём прогнозирования)
4 этап Предлагает проработать часть текст параграфа 25 «Как и зачем изучают землетрясения», используя установленную знаковую систему. после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. (Прием «Чтение с пометками INSERT»)
5 этап Предлагает каждой группе сформулировать правила безопасного поведения при землетрясении с помощью предложенного на слайде рисунка. | От каждой группы на заданный вопрос отвечает один ученик. На слайдах появляются ответы: - 1группа – Землетрясение – быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками. - 2 группа – Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли происходит разрыв и смещение горных пород. - 3 группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км. - 4 группа – Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше площадь землетрясения и его сила. - 5 группа – Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом. - 6 группа – Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов.
Ученики записывают по ходу просмотра видеоролика в тетрадь последствия землетрясений. Обсуждают полученные результаты коллективно. На слайдах появляются ответы: - трещины, провалы, уступы; - цунами; -разрушения зданий, сооружений, разрыв линий электропередачи, газопровода, водопровода, железнодорожных путей; - пожары; - гибель людей
На основе сравнения карт на рисунках 69 и 78 каждая группа составляет свой прогноз и его обоснование. Обсуждают результаты, полученные группами. На слайде появляется общий прогноз: Землетрясения следует ожидать в тех районах, где проходят границы литосферных плит: на материках – в Тихоокеанском и Средиземноморско-азиатском сейсмическом поясах и на дне морей и океанов. В этих районах земная кора наиболее подвижна.
Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: V – то, что было известно учащимся ранее; + – новая, неожиданная информация; – – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна). После прочтения текста заполняют таблицу. Обсуждают результаты работы. На слайде: сейсмограф и сейсмолог.
Ученики работают в группах и формулируют правила безопасного поведения при землетрясении и записывают в тетради. Правила появляются на слайде: - Если вы можете успеть быстро покинуть здание, то сделайте это в течение первых 15-20 секунд.
- Не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.
- Если вы остались в здании, то укройтесь в заранее выбранном, относительно безопасном месте - дверные проемы и проемы в капитальных стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами.
- Не прыгайте в окно, находясь выше первого этажа!
- Не пользуйтесь лифтом!
- Не зажигайте свечи, спички, зажигалки.
| Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - выдвигать версии; - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; - оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.
Познавательные УУД: - находить достоверную информацию - владеть смысловым чтением; - соотносить новую информацию с имеющимися представлениями; - анализировать и обобщать; - делать выводы; - представлять информацию в виде текста, таблицы.
Коммуникативные УУД: - уметь слушать, слышать и понимать партнёра; - различать в речи другого доказательства, факты; - организовывать и согласовывать работу в паре, группе; - уметь правильно выражать свои мысли в речи; - управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД:: - осознавать свои интересы, цели; - осознавать свои эмоции: - осознавать новые социальные роли и правила.
Предметные УУД: - знать понятия по теме; - знать причины возникновения землетрясений, их последствия и районы распространения; - получить представление о профессии сейсмолога; - знать правила безопасного поведения при землетрясении.
|
Рефлексия | Организует рефлексию. - Предлагает заполнить 3 графу таблицы «Знаю –Хочу знать - Узнал».
- Предлагает обменяться новой информацией.
- Предлагает подвести итог урока – составить синквейн (приём письменной релаксации) на тему «Землетрясения»
На слайде: Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. - Предлагает ответить устно на вопросы (приём устной рефлексии): - Как изменилось ваше представление о землетрясениях по сравнению с началом урока?
- Что на уроке показалось вам интересным? - Что вызвало затруднения? - Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.
| - Учащиеся заполняют 3 графу таблицы «Знаю –Хочу знать - Узнал».
- Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.
- Учащиеся составляют синквейн на тему «Землетрясения».
На слайде синквейн: Землетрясение Грозное, разрушительное Сотрясает, пугает, сокрушает Непредсказуемо возникает. Катастрофа!
- Учащиеся отвечают на вопросы.
Домашнее задание: - параграф.25, раб.тет.с.60-61. -творческое задание: Подготовьте сообщение о сильном землетрясении. Дополните рассказ собственным рисунком.
| Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - выстраивание логической цепочки рассуждения; - рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД: - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты: - углубить знания о движениях земной коры;; - объяснять значение понятий: «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмограф», «сейсмолог» - сравнивать карты и выявлять причинно – следственные связи между строением земной коры и главныим поясами землетрясений - описывать последствия землетрясений разной силы. |