Организация самостоятельной деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
методическая разработка по истории на тему
В статье говорится об организации самостоятельной деятельности на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_samostoyatelnoy_deyatelnosti_na_urokah_istorii.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация самостоятельной деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Лепешкина Н.В.
(выступление на окружном семинаре, октябрь 2013г.)
В последние годы произошли изменения в содержании и задачах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. В современных условиях на первый план наряду с образовательными выступают задачи воспитательные, связанные с личным восприятием каждым учеником материала, изучаемого на уроках. Урок формирует убеждения, которые будут проявляться в делах и поступках человека, вышедшего за порог школы.
Специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида, воспитывая и обучая детей с нарушением интеллекта, имеет специфическую задачу – осуществления коррекционного воздействия на личность учащегося. Помимо определенной суммы предусмотренных программой знаний школа должна способствовать формированию у них личностных качеств гражданина, готовить их к самостоятельной жизни, развивать умение самостоятельно мыслить.
Решение этих важнейших задач невозможно без использования самых разнообразных форм работы на уроке, поиска нестандартных путей и технологий, предполагающих предметную деятельность учащихся во время занятия. Наиболее полно реализует задачу вовлечения ученика с особыми образовательными потребностями в этот процесс самостоятельная работа на уроке. Именно она помогает учителю в решении важнейших задач обучения,
- способствует формированию ведущих идей, понятий и знаний
- развивает мышление учащихся
- организует их активную познавательную деятельность
- формирует учебные и специальные умения школьников, в том числе навыки самостоятельной работы
- развивает интерес к предмету
- разнообразит формы проверки знаний
- способствует проведению дифференцированной работы с учащимися.
Кроме того, самостоятельная работа нужна не только с целью познания, но и призвана сформировать самостоятельность как черту личности, самостоятельность в широком смысле слова: самостоятельность мышления, поведения, побуждения к деятельности, самостоятельность практических действий. Известно, что любая черта личности развивается в процессе соответствующей деятельности. Самостоятельность может сформироваться лишь в процессе самостоятельной работы, которая является залогом прочного и сознательного усвоения знаний.
Формирование знаний по истории и развитие самостоятельной учебной деятельности происходит в тесной взаимосвязи и является обязательной составной частью процесса обучения, воспитания и развития учащихся.
Обучение истории предполагает применения большого количества заданий для самостоятельной работы, что помогает более успешно реализовать коррекционные возможности предмета.
Как известно, выделяются четыре типа самостоятельных работ по форме заданий: по образцу, репродуктивные, вариативные и творческие.
Первые два типа работ по характеру познавательной деятельности относятся к воспроизводящим. Вариативные самостоятельные работы являются переходными от воспроизводящих к творческим.
Самостоятельные задания на уроках истории применяются на различных этапах: при проверке домашнего задания, изучении нового материала, при первичном закреплении.
При прохождении каждой темы вначале предлагаются школьникам самостоятельные задания по образцу, а затем - репродуктивные и продуктивные задания.
Примеры вопросов и заданий для самостоятельной работы
7 класс
Тема: «Русь в XIII веке»
- Знаете ли вы?
- Какое княжество оказалось первым на пути Батыя?
- Сколько дней оборонялись от врага жители Козельска?
- В каком году полчища Батыя подошли к Киеву?
- Про кого говорили, что они имели «мужество львиное, терпенье собачье»?
- Рассмотрите в учебнике схему «Ледового побоища».
- Объясните, почему именно так и не иначе построил свои полки Александр Невский? Какой у него был замысел?
- Александру Невскому было всего 22 года, когда под его руководством были разгромлены немецкие рыцари на Чудском озере. Вычислите, в каком году он родился.
- Что означают слова: дань, баскаки, басма, пищали, казаки?
Тема: «Русь в период феодальной раздробленности»
Задание. Соотнесите определение и понятие.
Определение | Понятие | Ответ |
Процесс дробления одного крупного государства или княжества на более мелкие при слабой княжеской власти | 1. Христианство | 1. - |
Высший орган правления в Новгороде | 2. Ярлык | 2. - |
Главный правитель Новгорода | 3. Тысяцкий | 3. - |
Начальник Новгородского ополчения | 4. Посадник | 4. - |
Религия государства Киевская Русь | 5. Вече | 5. - |
Монгольский документ на право княжения | 6. Феодальная раздробленность | 6. - |
Тема: «Борьба народов нашей страны против завоевателей в XIII веке
Задание. Заполните в тетрадях таблицу.
Борьба русского народа и народов Прибалтики против агрессии немецких и шведских феодалов | Даты | Борьба народов нашей страны с монголо-татарскими завоевателями |
1223 год | ||
1237 год | ||
1240 год | ||
1242 год |
Слова для справок: Ледовое побоище, оборона Киева, взятие Рязани, битва на реке Калке.
Тема: «Культура Древней Руси»
Задание. Соотнесите определение и понятие.
Понятие | Определение | Вопрос/Ответ |
1. Пергамент | Костяная (металлическая, деревянная) палочка, заостренная с одного конца и с лопаточкой с другого. | 1. - |
2. Береста | Тонко выделанная телячья кожа. | 2. - |
3. Писало | Березовая кора. | 3. - |
4. Летопись | Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. | 4. - |
5. Фреска | Запись важнейших событий из года в год. | 5. - |
Тема: «Новгородская земля»
1. Как назывался Новгород в древности?
_____________________________________________________________________
2. Какова территория Новгородских владений?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какая река протекает в Новгороде?
____________________________________________________________________
4. Основные занятия новгородцев:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как управлялась новгородская земля?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8 класс
Тема: «Москва при Иване III»
- Когда Москва впервые упоминается в летописях?
____________________________________________________________________
- Кто считается основателем Москвы?
____________________________________________________________________
- При каком князе, и в каком веке был построен белокаменный Кремль?
____________________________________________________________________
- Когда и кто построил Кремль из красного кирпича?
____________________________________________________________________
- Какие соборы в Кремле и на Красной площади были построены в конце XV- XVI веков?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сколько лет Москве?
________________________________________________________________
Тест
Тема: «Отечественная война 1812 года»
- В каком году французская армия вторглась на территорию России?
- в 1775 году
- в 1902 году
- в 1812 году
- Какую войну вел Наполеон?
- завоевательную
- освободительную
- Кто в 1812 году был назначен главнокомандующим русскими войсками?
- Михаил Илларионович Кутузов
- Александр Васильевич Суворов
- Назовите число и год, когда произошло Бородинское сражение
- 9 ноября 1812 года
- 26 августа (7 сентября) 1812 года
- 23 декабря 1812 года
- Назовите, когда состоялся совет в Филях
- 13 сентября 1812 года
- 10 октября 1812 года
- 3 мая 182 года
- Какое решение было принято на совете в Филях?
- Сражаться за Москву
- Отступить и оставить Москву французам
- Как называют «народных мстителей»?
- Мародеры
- Партизаны
- Разведчики
- Кто такой Денис Давыдов?
- Русский полководец
- Генерал русской армии
- Русский офицер, руководитель партизанского отряда
- Назовите число и год, когда окончилась Отечественная война 181 года?
- 20 сентября 1812 года
- 31 ноября 1812 года
- 23 декабря 1812 года
- Как назвали войну 1812 года?
- Гражданская война
- Отечественная война
- Междоусобная война
- Какую войну вел русский народ?
- завоевательную освободительную
9 класс
Тема: «Гражданская война»
1.Сколько лет продолжалась Гражданская война?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему она была такой длительной и ожесточенной?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. С какими врагами сражалась Советская власть во время гражданской войны?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Каких вы знаете героев Гражданской войны?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: «Гражданская война»
- 1.Когда началась Гражданская война?
________________________________________________________________
- Какая территория была захвачена Колчаком?
- Какова цель колчаковцев?
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите имена командиров Красной армии, сражавшихся с Колчаком
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Когда Колчак был разбит?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: «Гражданская война»
- Назовите годы борьбы с армией Деникина.
____________________________________________________________________
2. Какую территорию захватила армия Деникина?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какова цель Деникина?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Кто сражался против Деникинской армии? Назовите имена командиров Красной армии, названия дивизий.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: «Гражданская война»
- Назовите год борьбы с Врангелем.
__________________________________________________________________
2. Какая территория была захвачена Врангелем?
__________________________________________________________________
3. Кто был назначен командовать войсками в боях с Врангелем?
__________________________________________________________________
4. Почему было очень трудно выбить белогвардейцев из Крыма?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Когда начался штурм Перекопа? Когда был освобожден весть Крым?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Когда закончилась Гражданская война?
____________________________________________________________________
Тест по истории
- Кто и когда основал партию большевиков?
__________________________________________________________________
- Какие задачи были в программе большевиков?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сколько революций произошло в России в начале XX века? Заполните таблицу.
№ | Дата | Основные события |
1. | ||
2. | ||
3. |
4. Напишите даты, когда проходила:
I мировая война | |
Гражданская война | |
II мировая война |
5. Заполните таблицу.
Союзники во второй мировой войне | |
СССР | Германии |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
6. Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?
- Какие события происходили в данные годы?
1941 год (сентябрь-декабрь) |
|
1941 год (сентябрь) - 1944 год январь) | |
1942 год (лето) – 1943 год (февраль) | |
1943 год (лето) | |
9 мая 1945 год |
8. Знаете ли вы?
- Когда и где произошел перелом в Великой Отечественной войне?
- Как назвали дорогу, проложенную по льду Ладожского озера?
- Чье имя носит один из домов в Сталинграде?
____________________________________________________________________
- Напишите имена героев Великой отечественно войны ________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Объясните слова:
- Блокада – это _______________________________________________________________
- Катюша – это _______________________________________________________________
- АЭС - это ______________________________________________________
10. Перечислите достижения нашего народа в науке и технике. Наша Родина первая в мире:
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Задания для самостоятельной работы по обществознанию
Тема: Высшие органы государственной власти
Задание. Отметьте правильный ответ.
№ | № | № - № | ||
Когда Россия была провозглашена республикой? | 1 2 3 | 28.02.1917 г. 01.09.1917 г. 25.10.1917 г. | 1- | |
Россия (Российская Федерация) является …. | 1 2 3 | Конфедерацией Федеративным государством Унитарным государством | 2- | |
Когда в России была введена должность Президента? | 1 2 3 | 1990 год 1991 год 1992 год | 3- | |
Кто является главой государства РФ? | 1 2 3 | Президент Премьер-министр Председатель Совета Федерации | 4- | |
Президент России избирается…. | 1 2 3 | Федеральным Собранием Всеобщим тайным голосованием Главами субъектов Федерации | 5- |
Тема: Личность
Задание. Соотнесите понятие и определение.
№ | Понятие | № - № | № | Определение |
1. | Завещание | 1. | Устойчивая связь человека с определенным государством, которая выражается в их правах, обязанностях и ответственности друг перед другом. | |
2. | Брак | 2. | Основной документ, удостоверяющий личность. | |
3. | Гражданство | 3. | Добровольный союз между мужчиной и женщиной, заключаемый с целью создания семьи. | |
4. | Паспорт | 4. | Документ о распоряжении имуществом на случай смерти. | |
5. | Алименты | 5. | Денежные средства, которые в установленных законом случаях один член семьи обязан выплачивать на содержание других. |
Тема: Преступление
Задание. Соотнесите понятие и определение.
№ | Понятие | № - № | № | Определение |
1. | Судебный исполнитель | 1. | Должностное лицо, в обязанности которого входит засвидетельствование, оформление разного рода юридических актов (договоров, завещаний, доверенностей и т.д.) | |
2. | Амнистия | 2. | Принцип, согласно которому для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. | |
3. | Нотариус | 3. | Освобождение от уголовного наказания или замена судом наказания более мягким. Осуществляется по решению главы государства или высшего представительного органа власти. | |
4. | Разделение властей | 4. | Должностное лицо, осуществляющее исполнение судебных постановлений, решений арбитража и других актов. |
Тема: Наказание и его цели
Задание. Определите, какие обстоятельства, являются смягчающими уголовную ответственность (обозначьте значком « - «), а какие – отягчающими (обозначьте значком « ^ «).
Ответ АП – ; УП ^ | Ситуации |
Предотвращение виновным последствий совершенного преступления. | |
Совершение преступления лицом, ранее уже совершившим преступление. | |
Совершение преступления лицом, находившимся в состоянии опьянения. | |
Добровольное возмещение нанесенного ущерба. | |
Совершение преступления из-за зависти, мести, карьеризма, хулиганских побуждений. | |
Совершение преступления организованной группой. | |
Явка с повинной. | |
Подстрекательство несовершеннолетних к совершению преступления. | |
Тяжелые последствия, вызванные преступлением. Чистосердечное раскаяние. |
Преступление
Задание. Определите, какие приведенные ситуации являются административным проступком (обозначьте значком « - «), а какие – уголовным преступлением (обозначьте значком « ^ «).
Ответ АП – УП ^
| Ситуации |
Гражданин приставал к пассажирам автобуса. Мешал входить и выходить, нецензурно выражался. | |
Два подростка, увидев поздно вечером лежащего на обочине дороги пьяного мужчину, вынули из его карманов все деньги. | |
Два подростка 15-ти лет купили несколько бутылок вина и распили их в парке. Когда проходивший мимо гражданин сделал замечание, они начали нецензурно выражаться и оскорблять его. | |
Гражданин курил в лесу и бросил незатушенный окурок в сухую траву, в результате чего возник пожар, причинивший большой ущерб лесному хозяйству. | |
Во время перемены, играя в мяч, восьмиклассники сломали два дерева. | |
16-летний Олег взял из школьной раздевалки чужую меховую шапку с тем, чтобы ее продать. | |
Гражданин оторвал половину газеты, висящей на стенде на улице. | |
В нетрезвом состоянии шофер не смог справиться с управлением автобусом на обледенелой дороге и наехал на проходившего по тротуару человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"
Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к ...
Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида по теме: "Снеговик"
Конспект по изобразительному искусству направлен на развиватие умения передовать округлую форму частей предмета и их величину, правильно распологать части относитьльно друг друга; корекция ...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...
В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...
Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.
Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...
Юрченко Е.Ф. " Использования дидактических игр на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида".
В статье раскрывается методика применения дидактических игр на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
В В статье говорится о значении внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....