Организация самостоятельной деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
методическая разработка по истории на тему

В статье говорится об  организации самостоятельной деятельности на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Лепешкина Н.В.

(выступление на окружном семинаре,  октябрь 2013г.)

В последние годы произошли изменения  в содержании и задачах специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы  VIII вида.  В современных условиях на первый план наряду с образовательными выступают задачи воспитательные, связанные с личным восприятием каждым учеником материала, изучаемого на уроках.  Урок формирует убеждения, которые будут проявляться в делах и поступках человека, вышедшего за порог  школы.

Специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида, воспитывая и обучая детей с нарушением интеллекта,  имеет специфическую задачу – осуществления коррекционного воздействия на личность учащегося. Помимо определенной суммы предусмотренных программой знаний школа должна способствовать формированию у них личностных качеств гражданина, готовить их к самостоятельной жизни, развивать умение самостоятельно мыслить.

 Решение этих важнейших задач невозможно без использования самых разнообразных форм работы на уроке, поиска нестандартных путей и технологий, предполагающих предметную деятельность учащихся во время занятия. Наиболее полно реализует задачу вовлечения  ученика с особыми образовательными потребностями в этот процесс самостоятельная работа на уроке. Именно она помогает учителю в решении важнейших задач обучения,

  • способствует формированию ведущих идей, понятий  и знаний
  • развивает мышление учащихся
  • организует их активную познавательную деятельность
  • формирует учебные и специальные умения школьников, в том числе навыки самостоятельной работы
  • развивает интерес к предмету
  • разнообразит формы проверки знаний
  • способствует проведению дифференцированной работы с учащимися.

Кроме того, самостоятельная работа нужна не только с целью познания, но и призвана сформировать самостоятельность как черту личности, самостоятельность в широком смысле слова: самостоятельность мышления, поведения, побуждения к деятельности, самостоятельность практических действий. Известно, что любая черта личности развивается в процессе соответствующей деятельности. Самостоятельность может сформироваться лишь в процессе самостоятельной работы, которая является залогом прочного и сознательного усвоения знаний.

Формирование знаний по истории и развитие самостоятельной учебной деятельности происходит в тесной взаимосвязи и является обязательной составной частью процесса обучения, воспитания и развития учащихся. 

Обучение истории предполагает применения большого количества заданий для самостоятельной работы, что помогает более успешно реализовать коррекционные возможности предмета.

Как известно, выделяются четыре типа самостоятельных работ по форме заданий: по образцу, репродуктивные, вариативные и творческие.

Первые два типа работ по характеру познавательной деятельности относятся к воспроизводящим. Вариативные самостоятельные работы являются переходными от воспроизводящих  к творческим.

Самостоятельные задания на уроках истории применяются на различных этапах: при проверке домашнего задания, изучении нового материала, при первичном закреплении.

При прохождении каждой темы вначале предлагаются школьникам самостоятельные задания по образцу, а затем - репродуктивные и продуктивные задания.

Примеры вопросов и заданий для самостоятельной работы

7 класс

Тема: «Русь в XIII веке»

  1. Знаете ли вы?
  • Какое княжество оказалось первым на пути Батыя?
  • Сколько дней оборонялись от врага жители Козельска?
  • В каком году полчища Батыя подошли к Киеву?
  •  Про кого говорили, что они имели «мужество львиное, терпенье собачье»?

  1. Рассмотрите в учебнике схему «Ледового побоища».
  • Объясните, почему именно так и не иначе построил свои полки Александр Невский? Какой у него был замысел?

  1. Александру Невскому было всего 22 года, когда под его руководством были разгромлены немецкие рыцари на Чудском озере. Вычислите, в каком году он родился.

  1. Что означают слова:  дань, баскаки, басма, пищали, казаки?

Тема:  «Русь в период феодальной раздробленности»

Задание. Соотнесите определение и понятие.

Определение

Понятие

Ответ

Процесс дробления одного крупного государства или княжества  на  более мелкие при слабой княжеской власти

1. Христианство

1. -

Высший орган правления в Новгороде

2. Ярлык

2. -

Главный правитель Новгорода

3. Тысяцкий

3. -

Начальник Новгородского ополчения

4. Посадник

4. -

Религия государства Киевская Русь

5. Вече

5. -

Монгольский документ на право княжения

6. Феодальная раздробленность

6. -

Тема: «Борьба народов нашей страны против завоевателей в XIII веке

Задание. Заполните в тетрадях таблицу.

Борьба русского народа и народов Прибалтики против агрессии немецких и шведских феодалов

Даты

Борьба народов нашей страны

с монголо-татарскими завоевателями

1223 год

1237 год

1240 год

1242 год

Слова для справок: Ледовое побоище, оборона Киева, взятие Рязани, битва на реке Калке.

 Тема: «Культура Древней Руси»

Задание. Соотнесите определение и понятие.

Понятие

Определение

Вопрос/Ответ

1. Пергамент

Костяная  (металлическая, деревянная) палочка, заостренная с одного конца  и  с лопаточкой с другого.

1. -

2. Береста

Тонко выделанная телячья кожа.

2. -

3. Писало

Березовая кора.

3. -

4. Летопись

Картина,  написанная водяными красками по сырой штукатурке.

4. -

5. Фреска

Запись важнейших событий из года в год.

5. -

Тема:  «Новгородская земля»

1. Как назывался Новгород в древности?

_____________________________________________________________________

2. Какова территория Новгородских владений?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какая река протекает в Новгороде?

____________________________________________________________________

4. Основные занятия новгородцев:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как управлялась новгородская земля?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 класс

Тема: «Москва при Иване III»

  1. Когда Москва впервые упоминается в летописях?

____________________________________________________________________

  1. Кто считается основателем Москвы?

____________________________________________________________________

  1. При каком князе,  и в каком веке был построен белокаменный Кремль?

____________________________________________________________________

  1. Когда и кто построил Кремль из красного кирпича?

____________________________________________________________________

  1. Какие соборы в Кремле и на Красной площади были построены в конце XV- XVI веков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько лет Москве?

________________________________________________________________

Тест

Тема: «Отечественная война 1812 года»

  1. В каком году французская армия вторглась на территорию России?
  • в 1775 году
  • в 1902 году
  • в 1812 году
  1. Какую войну вел Наполеон?
  • завоевательную
  • освободительную
  1. Кто в 1812 году был назначен главнокомандующим русскими войсками?
  • Михаил Илларионович Кутузов
  • Александр Васильевич Суворов
  1. Назовите число и год, когда произошло Бородинское сражение
  • 9 ноября 1812 года
  • 26 августа (7 сентября) 1812 года
  • 23 декабря 1812 года
  1. Назовите, когда состоялся совет в Филях
  • 13 сентября 1812 года
  • 10 октября 1812 года
  • 3 мая 182 года
  1. Какое решение было принято на совете в Филях?
  • Сражаться за Москву
  • Отступить и оставить Москву французам
  1. Как называют «народных мстителей»?
  • Мародеры
  • Партизаны
  • Разведчики
  1. Кто такой Денис Давыдов?
  • Русский полководец
  • Генерал русской армии
  • Русский офицер, руководитель  партизанского отряда
  1. Назовите число и год, когда окончилась Отечественная война 181 года?
  • 20 сентября 1812 года
  • 31 ноября 1812 года
  • 23 декабря 1812 года
  1.  Как назвали войну 1812 года?
  • Гражданская война
  • Отечественная война
  • Междоусобная война
  1. Какую войну вел русский народ?
  • завоевательную                    освободительную

9 класс

Тема: «Гражданская война»

1.Сколько лет продолжалась Гражданская война?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему она была такой длительной и ожесточенной?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С какими  врагами сражалась Советская власть во время гражданской войны?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Каких вы знаете героев Гражданской войны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: «Гражданская война»

  1. 1.Когда началась Гражданская война?

________________________________________________________________

  1. Какая территория была захвачена Колчаком?

  1. Какова цель колчаковцев?

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите имена командиров Красной армии, сражавшихся с Колчаком

________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Когда Колчак был разбит?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: «Гражданская война»

  1. Назовите годы борьбы с армией Деникина.

____________________________________________________________________

2. Какую территорию захватила армия Деникина?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какова цель Деникина?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кто сражался против Деникинской армии? Назовите имена командиров Красной армии, названия  дивизий.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: «Гражданская война»

  1. Назовите год борьбы  с Врангелем.

__________________________________________________________________

2. Какая территория была захвачена Врангелем?

__________________________________________________________________

3. Кто был назначен командовать войсками в боях с Врангелем?

__________________________________________________________________

4. Почему было очень трудно выбить белогвардейцев из Крыма?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Когда начался штурм Перекопа? Когда был освобожден весть Крым?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Когда закончилась Гражданская война?

____________________________________________________________________

Тест по истории

  1. Кто и когда основал партию большевиков?

          __________________________________________________________________

  1. Какие задачи были в программе большевиков?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько революций произошло в России в начале XX века? Заполните таблицу.

Дата

Основные события

1.

2.

3.

4. Напишите  даты, когда проходила:

I мировая война

Гражданская война

II мировая война

 

5. Заполните таблицу.

Союзники во второй мировой войне

СССР

Германии

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

6. Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?

  1. Какие события происходили в данные годы?

1941  год   (сентябрь-декабрь)

 

1941 год  (сентябрь)  - 1944 год январь)

1942 год  (лето) – 1943 год (февраль)

1943 год (лето)

9 мая  1945 год

8. Знаете ли вы?

  • Когда и где произошел перелом в  Великой  Отечественной войне?

  • Как назвали дорогу,  проложенную по льду Ладожского озера?

  • Чье имя носит один из домов в Сталинграде?

____________________________________________________________________

  • Напишите  имена героев Великой отечественно войны ________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Объясните слова:

  • Блокада – это _______________________________________________________________
  • Катюша – это _______________________________________________________________
  • АЭС - это ______________________________________________________

10.  Перечислите достижения нашего народа в науке и технике. Наша Родина первая в мире:

1.

2.

3.

4.

5.

Задания для самостоятельной работы по обществознанию

Тема: Высшие органы государственной власти

Задание. Отметьте правильный ответ.

№ - №

Когда  Россия была провозглашена республикой?

1

2

3

28.02.1917 г.

01.09.1917 г.

25.10.1917 г.

1-

Россия   (Российская Федерация)   является ….

1

2

3

Конфедерацией

Федеративным государством

Унитарным государством

2-

Когда в России была введена должность Президента?

1

2

3

1990 год

1991 год

1992 год

3-

Кто является главой государства РФ?

1

2

3

Президент

Премьер-министр

Председатель Совета Федерации

4-

Президент России избирается….

1

2

3

Федеральным Собранием

Всеобщим тайным голосованием

Главами субъектов Федерации

5-

Тема: Личность

Задание. Соотнесите понятие и определение.

Понятие

№ - №

Определение

1.

Завещание

1.

Устойчивая связь человека с определенным государством, которая выражается в их правах, обязанностях и ответственности друг перед другом.

2.

Брак

2.

Основной документ, удостоверяющий личность.

3.

Гражданство

3.

Добровольный союз между мужчиной и женщиной, заключаемый с целью создания семьи.

4.

Паспорт

4.

Документ о распоряжении имуществом на случай смерти.

5.

Алименты

5.

Денежные средства, которые в установленных законом случаях один член семьи обязан выплачивать на содержание других.

Тема: Преступление

Задание. Соотнесите понятие и определение.

Понятие

№ - №

Определение

1.

Судебный исполнитель

1.

Должностное лицо, в обязанности которого входит засвидетельствование, оформление разного рода юридических актов (договоров, завещаний, доверенностей и т.д.)

2.

Амнистия

2.

Принцип, согласно которому для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная.

3.

Нотариус

3.

Освобождение от уголовного наказания или замена судом наказания более мягким.  Осуществляется по решению главы государства или высшего представительного органа власти.

4.

Разделение властей

4.

Должностное лицо, осуществляющее исполнение судебных постановлений, решений арбитража и других актов.

Тема: Наказание и его цели

Задание. Определите, какие обстоятельства,  являются смягчающими уголовную ответственность (обозначьте значком « - «), а какие – отягчающими (обозначьте значком «  ^ «).

Ответ

АП –  ;   УП ^ 

Ситуации

Предотвращение виновным последствий  совершенного преступления.

Совершение преступления лицом, ранее уже совершившим преступление.

Совершение преступления лицом, находившимся в состоянии опьянения.

Добровольное возмещение нанесенного ущерба.

Совершение преступления из-за зависти, мести, карьеризма, хулиганских побуждений.

Совершение преступления организованной группой.

Явка с повинной.

Подстрекательство несовершеннолетних к совершению преступления.

Тяжелые последствия, вызванные преступлением.

Чистосердечное раскаяние.

Преступление

Задание. Определите, какие приведенные ситуации являются административным проступком (обозначьте значком « - «), а какие – уголовным преступлением (обозначьте значком «  ^ «).

Ответ

АП –

УП ^

 

Ситуации

Гражданин приставал к пассажирам автобуса. Мешал входить и выходить, нецензурно выражался.

Два подростка, увидев поздно вечером лежащего на обочине дороги пьяного мужчину, вынули из его карманов все деньги.

Два подростка 15-ти лет купили несколько бутылок вина и распили их в парке. Когда проходивший  мимо гражданин сделал замечание, они начали нецензурно выражаться и оскорблять его.

Гражданин курил в лесу и бросил незатушенный окурок в сухую траву, в результате чего возник пожар, причинивший большой ущерб лесному хозяйству.

Во время перемены, играя в мяч, восьмиклассники сломали два дерева.

16-летний Олег взял из школьной раздевалки чужую меховую шапку с тем, чтобы ее продать.

Гражданин оторвал половину газеты, висящей на стенде на улице.

В нетрезвом состоянии шофер не смог справиться с управлением автобусом на обледенелой дороге и наехал на проходившего по тротуару человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"

Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к ...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида по теме: "Снеговик"

Конспект по изобразительному искусству направлен на развиватие  умения передовать округлую форму частей предмета и их величину, правильно распологать части относитьльно друг друга; корекция ...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.

Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...

Юрченко Е.Ф. " Использования дидактических игр на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида".

В статье раскрывается методика применения дидактических игр на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

В   В статье говорится о значении внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....