курс по выбору
элективный курс по географии (8 класс) на тему
Программа интегрированного курса предназначена для учащихся VIII классов. Курс рассчитан на 35 часов (по одному часу в неделю). Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в VIII классе осуществлена в соответствии с законом «О региональном (национально-региональным) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Государственным стандартом основного общего образования, разработанным в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, рассматривается как комплексный регионоведческий курс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilichyova._kurs_po_vyboru_8_kl.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»
Согласована: ___________________ Утверждена: _________________
Руководитель МО Директор
Согласована: ___________________ Приказ № _____ от __________
Зам. директора
Рабочая программа
по курсу «Природа. География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»
2012-2013 учебный год
количество часов в неделю - 1 час.
методическое объединение учителей естественных наук
учитель Ильичёва Галина Дмитриевна
Программа: Программа интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры». 8-9 классы. - Ханты-Мансийск. Полиграфист, 2012.
Учебник: Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К. География Ханты-Мансийского автономного округа 8-9 класс. - М., Экопрос, 2009.
Дополнительная литература:
- Вигдорчик Е.А., Нежданова Т.М. Элементарная математика в экономике и бизнесе. М: Вита-Пресс.,2011.
- Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах. М: Вита-Пресс, 2011.
- Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: для старших классов. – М.: Вита-Пресс,2009.
- Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль “Академия развития”, 2011.
Прошла экспертизу на заседании методического совета. Протокол № ______ от __________
Пояснительная записка
Программа интегрированного курса предназначена для учащихся VIII классов. Курс рассчитан на 35 часов (по одному часу в неделю). Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в VIII классе осуществлена в соответствии с законом «О региональном (национально-региональным) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Государственным стандартом основного общего образования, разработанным в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, рассматривается как комплексный регионоведческий курс. К числу наиболее важных вопросов современной географии и экологии относятся региональные проблемы устойчивого развития, включающие в себя задачи рационального использования природных ресурсов, территориальной организации производительных сил и одновременно с этим организации действенных мер по сохранению благоприятных экологических качеств природной среды. Данная программа обеспечивает комплексность и преемственность в изучении. Новое содержание интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в VIII классе учитывает изменившееся положение округа в стране, а также изменения экологической, демографической, социально-политической и экономической ситуаций в округе. Нельзя решить социально-экономические проблемы Югры без сохранения ее неповторимой природы, без бережного отношения к природным богатствам, к здоровью людей. А чтобы это осуществить, необходимо подготовить экологически образованных и грамотных граждан XXI века, который объявлен ЮНЕСКО веком образования. Уникальная природа округа, культура народов, живущих в Югре, приобретают особую ценность и значимость для подростков, способствуя становлению у них чувства гордости за свой округ, патриотизма и гражданской позиции. Вопросы взаимоотношений человека и природы всегда считались главными в географии, в их разработке этой науке принадлежит исключительная роль. У географии в связи с экологизацией науки появились благоприятные перспективы к созданию интегрированного курса. Объект изучения и познавательная модель данной программы позволяют проследить аспект взаимоотношений человека с природным окружением, изучают изменения природных систем человеком, а также показывают созидательный характер сотворчества человека и природы. Экологический принцип нашел отражение в построении данной программы. Взаимодействие между обществом и окружающей средой происходит в различных зонально-природных и социально-экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем. Предлагаемая программа позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление об экономике и экологии округа, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к природе. Цель осуществления экологического принципа – исследование связей между человеком и природной средой. У географии и экологии один объект познания – геосистема в географии, экосистема в экологии. Системный подход – основной и общий метод их исследования, как и в других науках. У географии и экологии также один объект исследования (изучения) – природа и экономика своего края. Оба принципа предполагают постоянный сбор информации из различных источников – прежде всего из собственных наблюдений, литературы, местной периодической печати, материалов краеведческих музеев, Интернета и других. Сегодня поставлена задача не столько в получении новых знаний, сколько в систематизации уже имеющихся. В географии объектом исследования являются экосистемы (природные, природно-хозяйственные), в экологии – экосистемы. Такой системный подход сближает географию и экологию. Влиянием окружающей среды на человека занимается экология человека. Практическая направленность географического образования находит свое выражение в умении оценить природную среду с экологической точки зрения. В модели интегрированного учебного курса «География и экология ХМАО – Югры» в VIII классе важным является творческая деятельность учащихся – написание исследовательских и проектных работ, что характеризует деятельностный принцип обучения. Одной из составных частей программы стали этнографические знания. Они раскрывают материальную и духовную культуру различных народов в их неразрывном единстве с природой и хозяйственной деятельностью. Этнографичеческие знания усиливают идею гуманизации школьной географии. Программа построена по принципу преемственности. Отличительные черты интегрированного курса.
Образование является целостным:
- По содержанию эколого-географических знаний;
- По методам обучения, последовательно ориентирующим познавательную, исследовательскую деятельность учащихся на выявление в природе закономерностей;
- По формам обучения, создающим условия для наблюдения и исследования в окружающей среде;
- По интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания объединяется в «образ территории»;
- По комплексному диагностированию эффективности учебно-воспитательного процесса;
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре находится человек. На нём замыкается и природа, и экономика. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою малую родину, почувствовать себя участником освоения уникального края.
Главная цель курса. Сформировать позитивный, привлекательный географический образ родного края, воспитать современного югорчанина – человека-стратега, проектировщика новой жизни, интеллектуально развитого, с высоким уровнем экологической культуры.
Задачи.
- На основе гуманизации и культурологической направленности содержания интегрированного курса овладеть знаниями комплексной характеристики региона, в центре которой человек, люди, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в северных природных условиях.
- На основе историко-географического подхода раскрыть изменения практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем и их решения.
- Продолжить развитие картографической грамотности учащихся посредством работы с картами разнообразного содержания.
- Развить практические умения извлекать информацию из различных источников знаний.
- Выделять, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.
Использованная литература для учащихся
Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К. «Экология и география ХМАО, 8-9 классы», М, Экопрос, 2011
- Добринский В.В., Плотников В.В., «Экология ХМАО», Тюмень 2010
- Рабочая тетрадь по географии ХМАО, М, Экопрос, 2010
Использованная литература для учителя
- Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К. «Экология и география ХМАО, 8-9 классы», М, Экопрос, 2011
- Добринский В.В., Плотников В.В., «Экология ХМАО», Тюмень 2010
- Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО – Югры», VIII-IX классы, Ханты-Мансийск, Полиграфист 2009
- www.ugranet.ru – информационный портал ХМАО
- www.ugansk.intergrad.ru – сайт Нефтеюганска
Календарно-тематическое планирование
№ зан. | Раздел | Тема урока | Содержание | Кол. часов | Дата | Основные формы |
1-2 | Введение | Особенности и задачи курса «География и экология ХМАО-Югры». Источники знаний о своём крае. Важность эколого-географических знаний для рационального использования её природных ресурсов. | 2 | Беседа, работа с картой атласа | ||
Раздел I. Округ на карте Родины. Правовой статус - 4 | ||||||
3-4 | Географичес-кое положение округа | Особенности физико-гнографического положения, экономико-географического и эколого-геогафического, их влияния на природу, население и эконгомику округа | 2 | Лекция, работа с картой атласа | ||
5-6 | Границы и административно-территориаль-ное устройство | Изучение и освоение территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. | 2 | Лекция, работа с картой атласа | ||
Раздел II. Природа и человек. Тема 1. Рельеф и недра- 5 | ||||||
7-8 | Особенности рельефа. Влияние рельефа на природу, жизнь населения. | Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. | 2 | Лекция, работа по карте атласа | ||
9-11 | Богатства недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в развитии экономики. | Округ-кладовая нефти и газа, его место по запасам и добыче в России и в мире. Перспективы добычи нефти. Техногенное воздействие при нефтедобыче на окружающую среду. Рудные и нерудные полезные ископаемые. | 3 | Лекция, практическая работа | ||
Тема 2. Климат и человек-3 | ||||||
12-14 | Климатичес-кие особенности округа. Климат и человек | Неблагоприятные природные и опасные явления. Влияние климатических, экологических, социально-экономических факторов на здоровье населения. Изменение климата. Прогноз изменений климата. | 2 1 | Беседа, практическая работа | ||
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы-3 | ||||||
15-17 | Богатство водных ресурсов. Поверхност-ные воды. Водные ресурсы и человек. | Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении и освоении территории округа. Обь и Иртыш-главные водные артерии Югры. Край сотен тысяч озёр. Болота-« кладовые солнца». Пути сохранения качества водных ресурсов. Ичспользование минеральных и термальных вод. Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод округа. | 1 1 1 | Лекция, практическая работа, самостоятельная работа | ||
18-19 | Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы. | Почва- «зеркало ландшафта». Почвенные и земельные ресурсы. | Почвенные ресурсы округа. Почвы-показатель состояния окружающей среды. Проблемы рационального использования земельных ресурсов. Государственный контроль использования и охраны земель. | 2 | Беседа, самостоятельная работа | |
Тема 5. Живая природа-4 | ||||||
20-21 | Особенности растительности округа. | Видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова. Приспособленность растений к условиям обитания. Характерные особенности таёжных ландшафтов; подзоны: северная. Средняя, южная. Редкие и исчезающие растения. | 2 | Беседа, прак-я работа | ||
22-23 | Особенности разнообразия животного мира. | Приспособленность животных к условиям обитания. Специфика жизни в таёжных ландшафтах. Редкие и исчезающие животные. | 2 | беседа | ||
Тема 6. Природопользование и охрана природы-4 | ||||||
24-25 | Природополь-зование: ресурсное, отраслевое, территориаль-ное | Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Законы рационального природопользования. Рекреационные ресурсы, их значение для человека. | 2 | Лекция, практическая работа | ||
26-27 | История охраны природы в округе. | Заповедники: «Малая Сосьва», «Юганский»- эталоны дикой природы. Природные парки: «Кондинские озёра», «Самаровский чугас», «Сибирские увалы»- музеи под открытым небом. | 2 | Лекция, презентации | ||
Раздел III. Население автономного округа-4 | ||||||
28-29 | Люди-главное богатство округа. Состояние и тенденции демографической ситуации. | Динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. | 2 | Лекция, беседа | ||
30-31 | Природосооб-разный образ жизни коренного населения и его отражение в народном эпосе. | Коренные и малочисленные народы Югры. Возрождение народов Севера, их культуры, привычной среды обитания. Социальная защита населения | 2 | Самостоятельная работа, беседа | ||
32-33 | Обобщающий урок | Защита проектов, рефератов, презентаций. | 2 | Практика, работа с картой атласа | ||
34-35 | Итоговое повторение | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...
Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
программы элективных курсов ,курса по выбору и факультатива
1-Курс по выбору .Избранные вопросы математики,9 класс2-Элективный курс. Подводные рифы при подговке к ЕГЭ для учащихся 11 классов3-Элективный курс. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств...
Курс по выбору "Практический курс работы с тестами"
Курс по выбору "Практический курс работы с тестами" для 8 класса...
Особенности преподавания математики через курсы по выбору и элективные курсы
Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что курс, названный «элективным» должен выбираться.Выбор и посещение элективного курса по мате...
Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"
Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"...