Методические рекомендации проведения уроков географии в 9 классе по теме "Центральный экономический район"
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Попова Ирина Ивановна

В рекомендациях для проведения уроков географии в 9 классе отражены основные этапы изучения экономического района.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к проведению уроков географии

в 9 классе по теме «Центральный экономический район»

Тип: урок с применением ИКТ (компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет)

“Компьютерная грамотность” учащихся 9 класс высока, которая подразумевает:

  • умение искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернете;
  • способность структурировать и обрабатывать «фильтровать», данные в зависимости от задачи, поставленной учителем;
  • применение навыков и полученной информации в организации процесса собственного труда для плодотворной групповой работы и в коллективе.

Особенность изучения районов – это комплексный подход к изучению.  

  Система уроков по теме «Центральный экономический район» позволяет:

 - целостно рассмотреть весь район и выделить  основные системообразующие категории: человек – территория – время – человеческая деятельность;

 - синтезировать информацию о территории ЦЭР для более глубокого понимания и выработки целостного представления о нем;

 - развивать информационно – коммуникативную компетентность учащихся посредством применения Интернет – ресурсов.

Уроки представлены в виде презентаций, можно использовать единую.  Презентация позволяет  значительно расширить иллюстративный материал,  усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс.

На первом уроке учащимся объявляется тема урока и предлагается проблемный вопрос: «Почему Центральный район – центр державы?». Для того,  что бы ответить на проблемный вопрос учащимся предлагается решить ряд задач:

  • Выявить роль Центрального экономического района в структуре и доле хозяйства страны;
  • Оценить природные ресурсы Центрального экономического района для развития хозяйства региона;
  • Выделить этапы освоения территории;
  • Установить черты населения;
  • Определить отрасли специализации Центрального экономического района;
  • Сформулировать проблемы и найти пути их решения.

Поставленные перед учащимися задачи решаются в ходе поисковой, исследовательской, творческой работы.

На первом этапе урока учащиеся обдумывают и предлагают образы Центрального и оценивают  экономико – географическое положение Центрального экономического района.

Для создания «образа» территорий, входящих в состав Центрального района,  проводится знакомство с сетевыми материалами по выбранной теме. Поиск  информации (текстовой, графической, цифровой)  производится учащимися по двум направлениям: через сетевые поисковые серверы по ключевым словам и через образовательные географические серверы, представленные в Интернеты.

Учащимся объясняется, что для создания «образа» необходимо выбрать  конкретные признаки, характеризующие территорию.

Для выполнения этого задания класс делится на группы по 2 человека и выбирает  из списка территорию, входящую  в состав ЦЭР, опираясь на свою личную мотивацию.

Выполнение этого задания начинается в классе, на уроке. По – необходимости, для продолжения работы учащиеся используют  внеурочное время и домашний компьютер.

Второй урок начинается с представления результатов деятельности учащихся в группах . На защиту отводится 5-7 минут.

Учитель,  совместно с учащимися,  анализируют представленные презентации и выставляет оценки на основе самоанализа обучающихся. При защите учитываются следующие критерии:, лаконичность, обоснованность,научность, оформление (без спецэффектов)

Далее учащиеся работают по текстам учебника и выделяют основные этапы освоения территории Центрального района.

Учитель говорит учащимся о том, что Центральный район небогат природными ресурсами, не отличаются большим разнообразием.  которые не  оказывают огромное влияние на уровень его развития. И в ходе практической работы учащиеся определяют,  какие природные ресурсы есть на территория и наносят их на контурную карту.

Изучение населения ЦЭР начинается с анализа таблицы «Население Центрального экономического района», по которой учащиеся строят диаграмму «Соотношение народов с 1936 по 2013 гг.»

Более полная характеристика населения Центрального экономического района даётся учащимися в ходе самостоятельной поисковой работы с помощью Интернет – ресурсов. Используя предложенные сайты, учащиеся находят данные о численности и плотности населения района, анализируют динамику численности, оценивают урбанизированность территории и составляют рассказ.

Выполнение этого задания развивает у учащихся такие ИКТ компетентности, как  управление, интеграция, оценка и т.д.

На третьем уроке  учащиеся представляют результаты своей работы в тетраде и к/к.

При характеристике хозяйства Центрального экономического района установить его особенности помогут Интернет – ресурсы. Задача учителя – подвести учащихся к пониманию того, почему именно такая специализация сложилась в районе.

Учащимся предлагается составить характеристику отраслей специализации: химическая промышленность, машиностроение, ВПК, электроэнергетика (по выбору).

В ходе самостоятельной работы с ресурсами Интернета учащиеся готовят сообщения об отраслях специализации района путём интеграции, используя типовой план.

Учащиеся должны самостоятельно подойти к определению проблем Центрального экономического района и обосновать причины существования этих проблем.

Далее подводятся итоги урока.

Изучение района проводится по комплексному плану, но для того, что бы выделить своеобразие  территории,  можно какие – то моменты опускать, менять последовательность изложения.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»

Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес  к эпистолярному жанру через письма великих  мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...

Методические рекомендации к уроку географии Озера Земли 6 кл

Методическая разработка урока географии в 6 классне по учебнику А.И. Алексеева "География 6 класс" УМК "Полярная звезда" "Просвещение" Данный урок является уроком открытия новых знаний. В ходе урока и...

Методическая разработка к уроку географии 9 класс «Урал. Своеобразие природы, геологическое строение и рельеф»

        -познакомить с природой,    геологическим строением и рельефом  Урала.          -расширить знания о возрожденных горах, асимм...

Методические материалы к уроку географии 6 класс "Путешествия и географические открытия" (презентация)

В презентации по географии для 6 класса "Путешествия и географические открытия" учащиеся знакомятся с 10 великими путешественниками и их открытиях . Показаны маршруты их путешествий....

Методическая разработка проведения урока в 9 классе по обществознанию. Тема урока: "Участие граждан в политической жизни"

Цели и задачи урока:формирование политической и правовой культуры учащихся;раскрыть содержание публичной жизни гражданина, его взаимоотношений с государственной властью;помочь учащимся получить конкре...

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка. Урок совершенствования речевых навыков.

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка предназначены для учителей иностранного языка, работающих в средних и старших классах общеобразовательных организаций. Данные рекомендаци...

Методические рекомендации к уроку в 11 классе Culture Corner Module 5

Цель урока - совершенствование речевых навыков учащихся с лексико-грамматическим материалом по теме «Дома в Великобритании».Урок подготовлен с применением технологии Перевернутый класс, ко...