Методические рекомендации проведения уроков географии в 9 классе по теме "Центральный экономический район"
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему
В рекомендациях для проведения уроков географии в 9 классе отражены основные этапы изучения экономического района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_provedeniya_urokov_v_9_klasse.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к проведению уроков географии
в 9 классе по теме «Центральный экономический район»
Тип: урок с применением ИКТ (компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет)
“Компьютерная грамотность” учащихся 9 класс высока, которая подразумевает:
- умение искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернете;
- способность структурировать и обрабатывать «фильтровать», данные в зависимости от задачи, поставленной учителем;
- применение навыков и полученной информации в организации процесса собственного труда для плодотворной групповой работы и в коллективе.
Особенность изучения районов – это комплексный подход к изучению.
Система уроков по теме «Центральный экономический район» позволяет:
- целостно рассмотреть весь район и выделить основные системообразующие категории: человек – территория – время – человеческая деятельность;
- синтезировать информацию о территории ЦЭР для более глубокого понимания и выработки целостного представления о нем;
- развивать информационно – коммуникативную компетентность учащихся посредством применения Интернет – ресурсов.
Уроки представлены в виде презентаций, можно использовать единую. Презентация позволяет значительно расширить иллюстративный материал, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс.
На первом уроке учащимся объявляется тема урока и предлагается проблемный вопрос: «Почему Центральный район – центр державы?». Для того, что бы ответить на проблемный вопрос учащимся предлагается решить ряд задач:
- Выявить роль Центрального экономического района в структуре и доле хозяйства страны;
- Оценить природные ресурсы Центрального экономического района для развития хозяйства региона;
- Выделить этапы освоения территории;
- Установить черты населения;
- Определить отрасли специализации Центрального экономического района;
- Сформулировать проблемы и найти пути их решения.
Поставленные перед учащимися задачи решаются в ходе поисковой, исследовательской, творческой работы.
На первом этапе урока учащиеся обдумывают и предлагают образы Центрального и оценивают экономико – географическое положение Центрального экономического района.
Для создания «образа» территорий, входящих в состав Центрального района, проводится знакомство с сетевыми материалами по выбранной теме. Поиск информации (текстовой, графической, цифровой) производится учащимися по двум направлениям: через сетевые поисковые серверы по ключевым словам и через образовательные географические серверы, представленные в Интернеты.
Учащимся объясняется, что для создания «образа» необходимо выбрать конкретные признаки, характеризующие территорию.
Для выполнения этого задания класс делится на группы по 2 человека и выбирает из списка территорию, входящую в состав ЦЭР, опираясь на свою личную мотивацию.
Выполнение этого задания начинается в классе, на уроке. По – необходимости, для продолжения работы учащиеся используют внеурочное время и домашний компьютер.
Второй урок начинается с представления результатов деятельности учащихся в группах . На защиту отводится 5-7 минут.
Учитель, совместно с учащимися, анализируют представленные презентации и выставляет оценки на основе самоанализа обучающихся. При защите учитываются следующие критерии:, лаконичность, обоснованность,научность, оформление (без спецэффектов)
Далее учащиеся работают по текстам учебника и выделяют основные этапы освоения территории Центрального района.
Учитель говорит учащимся о том, что Центральный район небогат природными ресурсами, не отличаются большим разнообразием. которые не оказывают огромное влияние на уровень его развития. И в ходе практической работы учащиеся определяют, какие природные ресурсы есть на территория и наносят их на контурную карту.
Изучение населения ЦЭР начинается с анализа таблицы «Население Центрального экономического района», по которой учащиеся строят диаграмму «Соотношение народов с 1936 по 2013 гг.»
Более полная характеристика населения Центрального экономического района даётся учащимися в ходе самостоятельной поисковой работы с помощью Интернет – ресурсов. Используя предложенные сайты, учащиеся находят данные о численности и плотности населения района, анализируют динамику численности, оценивают урбанизированность территории и составляют рассказ.
Выполнение этого задания развивает у учащихся такие ИКТ компетентности, как управление, интеграция, оценка и т.д.
На третьем уроке учащиеся представляют результаты своей работы в тетраде и к/к.
При характеристике хозяйства Центрального экономического района установить его особенности помогут Интернет – ресурсы. Задача учителя – подвести учащихся к пониманию того, почему именно такая специализация сложилась в районе.
Учащимся предлагается составить характеристику отраслей специализации: химическая промышленность, машиностроение, ВПК, электроэнергетика (по выбору).
В ходе самостоятельной работы с ресурсами Интернета учащиеся готовят сообщения об отраслях специализации района путём интеграции, используя типовой план.
Учащиеся должны самостоятельно подойти к определению проблем Центрального экономического района и обосновать причины существования этих проблем.
Далее подводятся итоги урока.
Изучение района проводится по комплексному плану, но для того, что бы выделить своеобразие территории, можно какие – то моменты опускать, менять последовательность изложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»
Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес к эпистолярному жанру через письма великих мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...
Методические рекомендации к уроку географии Озера Земли 6 кл
Методическая разработка урока географии в 6 классне по учебнику А.И. Алексеева "География 6 класс" УМК "Полярная звезда" "Просвещение" Данный урок является уроком открытия новых знаний. В ходе урока и...
Методическая разработка к уроку географии 9 класс «Урал. Своеобразие природы, геологическое строение и рельеф»
-познакомить с природой, геологическим строением и рельефом Урала. -расширить знания о возрожденных горах, асимм...
Методические материалы к уроку географии 6 класс "Путешествия и географические открытия" (презентация)
В презентации по географии для 6 класса "Путешествия и географические открытия" учащиеся знакомятся с 10 великими путешественниками и их открытиях . Показаны маршруты их путешествий....
Методическая разработка проведения урока в 9 классе по обществознанию. Тема урока: "Участие граждан в политической жизни"
Цели и задачи урока:формирование политической и правовой культуры учащихся;раскрыть содержание публичной жизни гражданина, его взаимоотношений с государственной властью;помочь учащимся получить конкре...
Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка. Урок совершенствования речевых навыков.
Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка предназначены для учителей иностранного языка, работающих в средних и старших классах общеобразовательных организаций. Данные рекомендаци...
Методические рекомендации к уроку в 11 классе Culture Corner Module 5
Цель урока - совершенствование речевых навыков учащихся с лексико-грамматическим материалом по теме «Дома в Великобритании».Урок подготовлен с применением технологии Перевернутый класс, ко...