Рекомендации при подготовке к ОГЭ (ГИА) по географии
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс) по теме
Данные рекомендации будут полезны и учителям и обучающимся 9-х классов, которые выбрали географию для прохождения итоговой аттестации за курс осного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_gia_geografiya.rar | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Особенности каждого вида заданий экзаменационной работы по географии на ГИА.
Задания из раздела «Природа Земли и человек»
1. Как называются самые высокие горы земли?
Ответ: Гималаи.
Выполнение заданий данного типа направлено на проверку знания географической карты и основных понятий. Необходимо правильно вписать ответ. Данное задание требует знания максимальных и минимальных высот материков.
Есть задания повышенного уровня сложности с развернуты ответом. Географические задачи с развернутым ответом строятся на материале курса географии основной школы. Их решение требует применения умений анализировать географическую информацию, представленную в разных формах; знаний о взаимосвязях между компонентами природы, населением и хозяйстве отдельных территорий.
Критерий оценивания заданий типа С2 .
Ответ на вопрос о зоне контакта литосферных плит или о границах литосферных плит, о сближении литосферных пли или расхождении плит, должен звучать так:
Пример с Индонезией:
• Здесь сталкиваются две плиты, поэтому часто возникают землетрясения и извергаются вулканы..
• Эта страна находится в зоне сближения литосферных плит.
В ответе говорится о зоне разломов или о раздвижении литосферных плит.
Пример с восточной Африкой:
• Здесь находится пояс Великих Восточно-Африканских разломов.
• Здесь Африканская литосферная плита раскололась на две части, которые раздвигаются.
• Здесь из-за разломов образовались сбросы, горсты и грабены, которые движутся, и в них образуются озера.
• На карте видно, что здесь - сейсмический пояс. Восточная Африка входит в сейсмический пояс, где часто происходят землетрясения.
В ходе выполнения заданий подобных заданиям типа С необходимо сформированности способности увидеть в реальных ситуациях географические аспекты и применить школьные знания для их понимания и объяснения. Для этого необходимо понимать взаимосвязи, существующие между географическими объектами и явлениями, уметь выбрать в атласе карту, которая поможет найти информацию, необходимую для объяснения того или иного явления.
Пример 1.
Прочитайте сообщение информационного агентства и ответьте на вопросы:
12 сентября 2007 г. у берегов Индонезии в точке с координатами З0 с.ш.. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8,4 балла по шкале Рихтера, за которым последовала серия повторных подземных толчков. В результате стихии погибли, по меньшей мере, 17 человек. Трехметровая волна обрушилась на рыбацкий поселок на острове Суматра, волна разрушила сотни жилых домов, пострадали около 90 человек.
Вопрос 1. Как называется волна, разрушившая поселок?
Ответ: Цунами( рассматривали в 6 классе)
Вопрос 2. Карту какого из материков необходимо выбрать для того, чтобы подробнее изучить место стихийного бедствия? ( Сначала найдем эти острова на карте мира, затем определим рядом с каким материком они лежат).
1) Африки
2) Евразии
3) Северной Америки
4) Южной Америки
Вопрос 3. На дне какого океана произошло землетрясение?
Ответ: Это землетрясение на границе литосферных плит между Индийским и Тихим океанами.
Вопрос 4. Объясните, почему в этом районе часто происходят землетрясения. ( Граница литосферных плит - самый сейсмичноопасный район земли).
Вопрос 5. Где в России происходят тектонические процессы, подобные тем, которые вызывают землетрясения у берегов Суматры? (рассмотреть карту Строение земной коры в России 8 класс).
1) Кавказ
2) Прибайкалье
3) Урал
4) Курильские острова
Пример 2.
Прочитайте сообщение информационного агентства и ответьте на вопросы.
Европейский центр технологий и инвестиционных исследований Etirc планирует вложить в 2008 — 2010 годах в строительство в Иркутской области двух заводов по производству водородного топлива 300 млн. долларов. Стоимость строительства заводов составит около 220 млн. долларов - остальные средства пойдут на обеспечение производств электроэнергией.
Компания выбрала две площадки под строительство: в районе поселка Листвянка и в районе Ангарска. Etirc намерен производить топливный водород путем его электролиза из воды, сжижать и поставлять железнодорожным транспортом в Японию.
Вопрос 1. Какой буквой на политико-административной карте России обозначена Иркутская область (см. рис.)? (Сравнить с административной картой России).
1)А 2) В 3)С 4)D
Вопрос 2. Какие особенности природно-ресурсной базы промышленности Иркутской области обусловили ее выбор для строительства заводов по производству водородного топлива?
Укажите одну особенность природно-ресурсной базы и одну особенность промышленности. (Это топливо возможно получать из воды. Рядом расположены водоемы с пресной воды - озеро Байкал, река Ангара).
Вопрос 3. Назовите одну из железнодорожных магистралей, связывающих Иркутскую область с морскими портами Тихого океана. (Рассмотрим карту транспорта 9 класс. Это Трансиб и БАМ).
Пример 3.
Прочтите текст и выполните задания. Учащиеся нескольких школ, находящихся в разных городах России, обмениваются результатами наблюдений, которые проводятся ими на географических площадках. 23 сентября в полдень по солнечному времени каждого из городов (во всех городах действует московское время) они определили высоту Солнца над горизонтом и зафиксировали температуру воздуха. Результаты их наблюдений приведены в следующей таблице (см. табл. 1).
Таблица 1
Пункт наблюдения, Координаты наблюдения, Высота солнца над горизонтом, Температура воздуха, оС , Время наблюдения
Луга - 59° с.ш. 30° в.д. 31° +14 °С 13 ч. 00 мин
Тверь 57° с.ш. 36° в.д., 34° +12°С 13 ч. 24 мин.
Тамбов 53° с.ш. 42° в.д. , 37° +15 °С 13 ч .48 мин
Волгоград 49° с.ш. 45° в.д , 41° +14°С 14 ч. 00 мин
. Вопрос 1. Какую закономерность подтверждают собранные данные?
1) В европейской части России температура воздуха повышается при движении с севера на юг.
2) Температура воздуха изменяется в течение суток.
3) Высота Солнца изменяется в течение дня в зависимости от времени наблюдения.
4) Высота Солнца увеличивается при приближении к экватору.
Вопрос 2. Количество солнечной радиации, получаемой земной поверхностью, зависит не только от угла падения солнечных лучей, но и от продолжительности дня. В каком из перечисленных городов 22 июня продолжительность дня наибольшая?
1) Луга
2) Тверь
3) Тамбов
4) Волгоград
Недостатки географической подготовки за курс основной школы требуют корректировки преподавания географии на всех этапах образовательного процесса: планирования, отработки и закрепления знаний, проверки и оценки знаний. Необходимо четко представлять, какие умения должны быть сформированы.
На этапе планирования результатов обучения по отдельным темам и разделам курсов школьной географии важно четко представлять, какие именно умения должны быть сформированы у учащихся в результате изучения той или иной темы.
Характер выявленных недостатков подготовки выпускников свидетельствует о том, что важные направления совершенствования преподавания географии связаны с этапом объяснения, отработки и закрепления знаний.
Общими для всех групп выпускников являются ошибки, связанные с неумением определить, какая информация является необходимой и достаточной для решения той или иной задачи.
При организации самостоятельной работы учащихся, направленной на формирование умений применять знания в измененной ситуации, большое значение имеет актуализация опорных знаний, необходимых для выполнения соответствующих заданий, определения алгоритма их выполнения.
Эффективна, например, такая работа: из таблицы, характеризующей демографическую ситуацию в регионах России, учитель удаляет строку с данными о показателе смертности и дает задания для слабых учащихся установить, какие данные необходимы для определения естественного прироста населения; для сильных учащихся – провести расчеты с целью сравнения плотности населения в отдельных регионах России.
Этап контроля позволяет проверить соответствие достигнутых результатов обучения поставленным целям. Проверка соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям проводится в рамках текущего, тематического и итогового контроля.
При организации контроля усвоения основных понятий рекомендуется уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание общих понятий, отражающих изучаемые географические объекты и явления, умение привести их примеры, умение применять их.
Рекомендуется уделить внимание в учебном процессе элементам содержания. Целенаправленно формировать умения грамотно выразить свои мысли. Начиная с 6 – го класса целесообразно определить темы, входящие в структуру экзаменационной работы и отрабатывать их.
6 класс – Масштаб. Работа с топографической картой. Градусная сеть.
7 класс – Взаимосвязь рельефа строения земной коры, полезные ископаемые. Распределение поясов атмосферного давления.
8 класс – Разница во времени на территории России. Часовые пояса. Климатообразующие факторы. Взаимосвязь природы и человека.
9 класс – Субъекты Федерации. Агропромышленные ресурсы. Импорт и экспорт. ВВП. Географический прогноз.
По этим темам целесообразно проводить срезы знаний (небольшие письменные работы, тесты). Тестовые задания могут быть индивидуальные или в небольших группах. Ответы должны обсуждаться. Ответы на мини – тесты должны писаться 5 – 7 мин.
При изучении на базовом уровне разделов географии «Природа Земли», «Население России», «Источники географической информации» целесообразно проводить тестирование.
Успешность выполнения экзаменационной работы во многом определяется тем, насколько девятиклассники знакомы и умеют выполнять все типы заданий. Вот почему рекомендуется включать эти задания в учебный процесс и в качестве обучающих, и в качестве контрольных.
Подобный анализ различных типов заданий готовит школьников к экзамену. В рамках предэкзаменационного повторения обобщенная характеристика, всей работы будет полезна для выпускников.
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как составлять простой план
1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5. Запишите план.
План должен полностью охватывать все содержание текста
В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.
Как составлять сложный план
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).
4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке к ГИА по географии 9 класс.
Методические рекомендации по подготовке к ГИА по географии 9 класс...
Рекомендации по проведению практических работ по географии
Рекомендации по проведению практических работ по географии...
Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине "География"
Методические рекомендации составлены с учетом специфики дисциплины в различных формах: самостоятельная работа студентов, в том числе групповые и индивидуальные задания; написание реф...
Методические рекомендации "Учимся выполнять тестовые задания по географии"
Методические рекомендации: "Учимся выполнять тестовые задания по географии".Романюта Валентина Петровна - учитель географии МБОУ ООШ №26...
Рекомендации при подготовке к ГИА по географии
Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала обучающиеся овладели на самом уроке,но усваиваться эти основы должны не механически,а осознанно.ГИА-важный шаг каждого выпус...
Методические рекомендации к итоговой диагностической работе по географии 5 класс ФГОС
Контрольная работа за курс географии 5 класса. Возможно использование как итогоговой контрольной в конце 5 класса, так и в качестве входной диагностики в 6 классе. Контрольная работа включает в себя 3...
Методические рекомендации по организации полевого практикума по географии
Методические рекомендации предназначены для учителей географии...