Методические рекомендации "Учимся выполнять тестовые задания по географии"
методическая разработка по географии по теме
Методические рекомендации: "Учимся выполнять тестовые задания по географии".
Романюта Валентина Петровна - учитель географии МБОУ ООШ №26
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации :
Обучение выполнение тестовых заданий в 6 классе.
В 6 классе ребята начинают изучать новый предмет – географию. В результате обучения они получают новые знания – например, о географических картах, горных породах, рельефе нашей планеты, морях, океанах, погоде и т.п. Еще одним результатом обучения станут географические умения – например, умение пользоваться географическими картами, определять направления по сторонам горизонта, географические координаты, умение определять и описывать географическое положение разных объектов: гор и равнин, морей и рек, государств мира и т.д.
Наряду с проверкой знания у них географической номенклатуры, терминов и базового содержания программного материала, предложенные задания призваны выявить способность мыслить логически и творчески, умело пользоваться различными источниками географической информации (картами, энциклопедиями, справочниками, Интернетом). При решении творческих задач, на которые не всегда есть однозначные ответы, значительную роль играет логика рассуждений и обоснованность доказательств.
Результаты обучения принято контролировать, а одной из форм контроля знаний и умений являются тестовые задания.
Для того чтобы научиться отвечать на тестовые задания, следует знать, какие виды тестов существуют, и как правильно (в какой форме) записываются ответы на них.
Для того чтобы выбрать правильный ответ, надо понимать, какие знания и умения проверяет данное тестовое задание. Если, прочитав задание они поняли, что знают ответ, значит все в порядке. А что делать, если первая мысль: «Ой, я этого не знаю!»? Советы как поступать в таких случаях, вы найдете в наших работах (в методических рекомендациях).
Выполняя наши задания, вы сможете не только проверить ваши знания предмета, но узнать много нового, интересного и полезного.
Как показывает опыт учащиеся, успешно прошедшие обучение, отличаются отличными знаниями программного материала, нестандартным подходом к проблеме, способностью к самостоятельным выводам.
Методические рекомендации.
Учимся выполнять тестовые задания
В школе тестами или тестовыми заданиями называют задания особой формы: они содержат не только вопрос, но и ответы – верные и неверные. Выполнить тест–значит выбрать правильный ответ (или ответы) и записать их в требуемой форме.
По форме написания тестовое задание, как правило, достаточно краткое. Например, в виде предложения, которое надо закончить.
1 . Из оболочек атмосферы наибольшее влияние на природу Земли оказывает:
1) стратосфера; 3) термосфера;
2) тропосфера; 4) мезосфера.
(Ответ: 1.)
Существуют три основные формы тестовых заданий:
- Задания на выбор правильного ответа
2. Что является центром солнечной системы:
- Земля; 3) Луна;
- Солнце; 4) Земля и ее спутник Луна
Солнце занимает центральное место в Солнечной системе, следовательно, в этом задании требуется выбрать только один правильный ответ. (Ответ: 2.)
- Планета Земля:
- вторая планета от Солнца
- относится к группе планет-гигантов Солнечной системы
- совершает оборот вокруг своей оси примерно за 24 часа
- совершает оборот вокруг Солнца за один земной год или в среднем за 365 суток
- находится между планетами Меркурий и Венера
Чем отличается тестовое задание от предшествующих? В 1-м и 2-м заданиях требовалось назвать один правильный ответ. Следовательно, из всех предложенных вариантов требовалось выбрать только один (единственный!) верный ответ. В задании 3 каждый предложенный ответ содержит информацию о какой-то новой особенности (характерном признаке) нашей планеты. Следовательно, правильный ответ может быть не один – их несколько. Заметим, что число правильных ответов, как правило, умышленно не указывается в условии задания.
Форма записи нескольких верных ответов может быть, например, такой: Ответ: 3, 4.
- Задания на установление соответствия
4. Планета:
1) Венера а) первая от Солнца планета Солнечной системы
2) Земля б) вторая от Солнца планета Солнечной системы
3) Марс в) третья от Солнца планета Солнечной системы
г) четвертая от Солнца планета Солнечной системы
В этом задании требуется указать расположение от Солнца не одной. А всех трех перечисленных планет. Для этого следует выбрать вариант ответа, соответствующий каждой планете.
Отметим еще одну особенность теста: предложенных вариантов всегда больше. Чем требуется. Как вы думаете, зачем?
Записать правильные ответы можно так:
Ответ: 1-б, 2-в, 3-г.
- Задания на установление правильной последовательности
5. Расположите планеты Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца:
1) Венера
2) Земля
3) Марс
4) Меркурий
5) Юпитер
В этом варианте нет вариантов для исключения – каждая планета занимает свое определенное положение от Солнца, которое и надо указать. (Ответ: 4, 1, 2, 3, 5.)
Вы обратили внимание, что разные по форме тестовые задания (1-е, 2-е, 4-е и 5-е) проверяли в сущности одно и то же фактическое знание: порядок расположения планет от Солнца?
Чаще всего тестовые задания используются для контроля знаний и умений. Какие знания можно проверить с помощью тестов?
Прежде всего, это теоретические знания. Например, единичные и фактические. По современным оценкам ученых. Земля как планета существует около 4.5 млрд лет. Это научный факт, или фактическое знание. Планета Земля находится от Солнца на расстоянии примерно 149600 000км. Это тоже научный факт. Земля третья от Солнца планета Солнечной системы. И это тоже научный факт. Знание этих научных фактов можно проверить с помощью тестовых заданий.
- Задания на проверку фактического материала
6. Расстояние от центра Земли до экватора составляет 6378 км. А длина экватора равна
1) 12756 км. 3) 30000км.
2) 19134 км. 4) 40000км.
(Ответ: 4.)
7. Географическая широта отсчитывается
1) от 00 до 900; 3) от 00 до 1800;
2) от 00 до 2700; 4) от 00 до 3600.
(Ответ: 1.)
Оба задания проверяют фактическое знание, выраженное числом. Для того чтобы выбрать правильные ответы, необходимо знать конкретные величины.
8. Планета Земля находится
1) между Солнцем и Меркурием
2) между Меркурием и Венерой
3) между Венерой и Марсом
(Ответ: 3.)
Это задание также проверяет знание местоположения Земли от Солнца, но требует указать ее место не числом (третья от Солнца), а назвать ее положение между других планет.
Проанализируем еще одно тестовое задание.
9. Назовите расстояния, на которых находятся следующие планеты земной группы
1) Венера а) 58млн км
2) Марс б) 108млн км
3) Меркурий в) 150млн км
г) 228млн км
По форме выполнения - это задание на установление соответствия: планета-расстояние, отделяющее ее от Солнца.
По содержанию это задание на проверку фактического знания- космических расстояний. Скорее всего, вы не знаете (или не помните!) на каком расстоянии от Солнца находится Венера или Марс. Выходит, что эти расстояния следует выучить и запомнить? А что еще придется выучить для того, чтобы выполнить какой-то другой тест?
Сделаем по-другому.
Подумайте, что вы знаете для того, чтобы найти правильные ответы.
Вы знаете, что расстояние от Земли до Солнца - примерно 150 млн. км (расстояние до собственной планеты все-таки следует помнить!). Следовательно, этот вариант ответа можно исключить. Остаются три возможных варианта расстояний до трех планет.
Еще вам известен порядок расположения планет от Солнца. Следовательно, остается расположить предложенные расстояния в соответствии с этим порядком. (Ответ:1б, 2-г, 3-а.)
Получается, что выполняя тестовые задания, можно не только проверить имеющиеся знания, но и, применив их, получить новые - например, как в задании 9, узнать точные расстояния от Солнца до других планет.
Задания.
Задание 1. “Развитие географии”
В данном тексте при компьютерном наборе “выпали” имена ученых и путешественников. Восстановите первоначальный текст, подбирая соответствующие имена.
География – наука о Земле. Название этой науке дал греческий ученый ______________. Выдающимися путешественниками были древние греки ________________ и _______________, которые в своих путешествиях собирали интересные сведения о народах, описывали природу неизвестных стран. В 1271 году через Средиземное море, по долинам реки Тигр до Персидского залива, через пустыни и горы Центральной Азии ________________________ со своим отцом и дядей проложил торговый путь в Китай. Но настоящим временем географии стала эпоха Великих географических открытий (конец XV – начало XVII в.). Европейцы искали морской путь в богатые страны Востока. Экспедиция ___________________ отправилась на поиски водного пути в Индию вокруг Африки. А _______________ в 1492 году, решил достичь Индию с другой стороны и поплыл на запад. В этом же году немецкий ученый ____________________ создал первый глобус. Первое кругосветное путешествие совершил __________________ в 1519- 1522г.г.
Задание 2. “План или карта”
В данном тексте даны характерные признаки плана местности и географической карты, заполните пропуски (вставьте либо слово “карта”, либо - “план”), определив правильно соответствие.
Небольшие участки земной поверхности изображаются на ___________.
Направление сторон горизонта параллели и меридианы показывают на __________.
Земная поверхность уменьшена в несколько миллионов раз на __________.
Земная поверхность изображена очень подробно на ____________.
Рельеф изображается с помощью послойной окраски на __________.
Генерализованное изображение земной поверхности на ___________.
Направление течения рек указывается на ____________.
Задание 3. “Топографические знаки”
Изобразите путь Ильи Муромца условными знаками.
«Илья Муромец сел на доброго коня и выехал из деревни. Проехав по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы, через поле, он въехал в смешанный лес. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда направо шла просека, ведущая к домику лесника, налево – пешеходная тропа к болоту, а прямо – улучшенная грунтовая дорога к роднику с живой водой».
Задание 4.Установите соответствие между названиями на старинных картах Эратосфена и современных картах.
Названия на карте Эратосфена: 1. Остров Альбион 2. Остров Йерне 3. Пролив Геркулесовых столбов 4. Понт Эвксинский 5. Остров Тапробан
| Современные названия: 1. Остров Шри – Ланка 2.Чёрное море 3. Гибралтарский пролив 4. Остров Ирландия 5. Остров Великобритания |
Задание 5. Этот пролив, координаты которого 57º ю.ш. 70º з.д. открыл мореплаватель, которого называли «Пират ее Величества». Его именем был назван этот географический объект.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по географии 10 класс Мировые природные ресурсы
Два варианта тестовых заданий в форме ЕГЭ для 10 класса по теме " Мировые природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды"...
тестовые задания по географии 9 класс.
Предлогаю Вашему вниманию тесты по различным темам курса Экономическая география России....
тестовые задания по географии 7 класс.
Тестовые задания по географии для курса " География материков и окенов"...
итоговые тестовые задания по географии за 1 четверть в 6,7 классах коррекционной школы VIII вида
итоговые тестовые задания по географии за 1 четверть в 6,7 классах коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа элективного предмета «Учимся выполнять тестовые задания» 9 класс
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форм...
Урок .Секреты грамматики. Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ – 2015
На уроке повторяются, обобщаются и систематизируются полученные знания для решении тестовой части ОГЭ; учащиеся развивают умение работать как самостоятельно, так и в группе....
Открытый урок по русскому языку "Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ-2022"
Открытый урок проводится в 9 классе с целью повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам выразительности языка, используя различные приёмы и методы, отрабатывая навыки...