Разработка урока для учащихся 6 класса по теме "Реки"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Михайлова Светлана Геннадьевна

Характеристики урока

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Учащийся 6 класса

Предмет: география

 

Цель урока: 

Сформировать представление о реке, ее частях,  частях речной системы и долины.   

 

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 25

 

Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова  «Начальный курс географии 6 класс» 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данные об авторе

Автор: Михайлова Светлана Геннадьевна

Место работы, должность: 

 ГБОУ лицей № 95 г. Санкт- Петербурга

Характеристики урока

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Учащийся 6 класса

Предмет: география

Цель урока: 

Сформировать представление о реке, ее частях,  частях речной системы и долины.   

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 25

Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова  «Начальный курс географии 6 класс» 

Тема "Реки"

Цели урока по содержанию:

1 Образовательные:

Углубить и расширить знания учащихся, сформировать понятия: река, русло, исток, устье, приток, речная система, бассейн, водораздел. Познакоимть с крупнейшими реками мира, России, Алтайского края.

2 Развивающие: 

Развивать умения называть и показывать по карте реки, определять водоразделы и бассейны рек, правые и левые притоки; умение сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы. Развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с картами атласа, схемами, таблицами, текстом учебника, мультимедийными демонстрациями. Развивать творческие способности учащихся.

3 Воспитательные:

Воспитание чувства патриотизма за страну, край. Воспитание любви к предмету.

Оборудование:

Учебник под редакцией Т.П.Герасимовой, Н.П. Неклюковой 6 класс, компьютер, компьютерные презентации по теме «Реки», рельефная карта полушарий, физическая карта России, физическая карта  Алтайского края, таблица «Крупнейшие реки мира», схема «Речная система», «Строение речной долины», макет водораздела, карточки с дифференцированными заданиями, карточки настроения, опорные термины. 

Ход урока:

1 Организационный момент.

Проверка готовности рабочего места, оценка комфортности самочувствия карточками настроения.

2 Актуализация знаний.

Вода - чудесный дар природы. Она вокруг нас – в дождевых каплях, сугробах снега, в реках, озерах, в болотах, ледниках.

На протяжении нескольких уроков мы изучаем водную оболочку Земли – гидросферу. Назовите части гидросферы. Перечислите воды суши.

Одно и то же слово у скифов звучит «Дон», у черкесов «Псоу», на языке манси «Обь», у удмуртов – «Кама», якутов – «Орюс».

- А как оно будет звучать по-русски?

3 Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

- Сегодня мы начинаем разговор о поверхностных водах. Тема урока «Реки». Река! Какое замечательное слово! Среди нас нет человека, который бы не видел реку. Закройте на минутку глаза, вспомните, какие вы видели реки. Расскажите о них.

- Что вы уже знаете о реках?

- Что хотели бы узнать?

4 Постановка целей урока.

- Попробуйте сформулировать задачи урока.

Совместное формулирование задач:

- Расширить, углубить знания, познакомиться с новыми понятиями.

- Продолжить развивать умение показывать крупные реки мира, России, Алтайского края; умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

5 Усвоение новых знаний.

Реки словно голубой паутиной покрывают земной шар. Они играли и играют в жизни человека большую роль. По ним селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения. Реки  «кормили»  и «поили» людей, были естественной преградой от врагов.

Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова как «Волга – матушка», «Амур – батюшка», «Енисей – Богатырь», « Ока – красавица».

- Просматривая видеофрагмент попробуйте выделить общие черты рек.( Приложение №1)

- На какой реке расположен наш город? (Приложение №2)

- Вы видели разные реки, а что у них общего?

- Выделите существенные признаки реки (на доску приклеиваются карточки с признаками реки: поток воды, естественный, постоянный, углубление, русло).

- Попробуйте сформулировать определение, что такое река.

Река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении-русле.

- Русло расположено на дне более широкого углубления в рельефе - речной долины.

- Рассмотрите схему строения речной долины на стр. 87.

- Какие понятия для вас оказались новыми? Обозначьте части речной долины на пустой схеме.

Учащиеся обозначают на схеме русло, речную долину. Учитель вывешивает эти понятия на доску и  формулирует их определения.

- Река образует русло очень медленно, разрушая горные породы в течении десятков и сотен лет, но каждая река где-то берет начало. Начало реки - это ее исток (на доску вывешивается понятие).

- Почему исток назвали истоком?

- Внимательно просматривая слайды и прослушивая выступления учащихся, определите, где находятся истоки великих русских рек?

Показ слайдов (Приложение  №2) сопровождается выступлениями детей.

1 ученик:

Небольшое хвощевое болотце, окруженное со всех сторон густым еловым лесом, со дна болота бьют родники, дающие первые струйки волжской воды. Над самим волжским родником построена резная избушка, к которой ведет помост. Вверх торжественно вознеслась арка с надписью «Исток великой русской реки Волги».

- Слушая стихотворение, выделите, где исток Волги.

2 ученик:

Вот отсюда, именно отсюда

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река.

Светлый дом,  как девичья светелка,

Теплый вечер, сумрачная ель.

Стойте, люди! Здесь родилась Волга!

Здесь ее и дом и колыбель.

- Назовите ключевое слово.

- исток Волги у деревни Волговерховье, что находится на Валдайской возвышенности. Найдите исток Волги на карте России.

- Река Ангара могучим потоком вытекает из Байкала. Давайте послушаем легенду об Ангаре.

3 ученик:

В  древние времена жил богатырь Байкал со своей дочерью-красавицей Ангарой. Услышала однажды Ангара об отважном и смелом юноше Енисее и полюбила его. Но отец решил выдать ее за богатого соседа Иркута, однако Ангара не захотела стать женой старика. Отец приказал посадить непокорную дочь под замок. Ангара стала умолять богов освободить ее. Боги помогли девушке, приказали ручьям размыть стены дворца и выпустить пленницу на свободу. Проснулся старик-Байкал от шума, бросился за беглянкой, но не догнать ему проворную дочь. Схватил Байкал каменную глыбу, швырнул вслед Ангаре, но не попал. С тех пор кусок скалы остался лежать на месте выхода Ангары из озера и называют его люди Шаманским камнем. А Ангара на пятый день добежала до Енисея, прижалась к нему и  они вместе отправились к холодному морю.

- Покажите исток Ангары на карте.

- Где находится исток Оби?

- Исток Оби дают быстрые Бия и Катунь (показ по карте). В свою очередь, Бия вытекает из горного Телецкого озера (Приложение № 2), а Катунь берет начало у подножья знаменитой Белухи, с ледника Геблера ( Приложение № 2).

- Истоками горных рек Кубани, Терека также являются ледники.

- Назовите все возможные истоки рек.

- Истоки рек разные: одна вытекает из озера, другая начинается с родника, третья зарождается на склонах гор у ледников, четвертая вытекает из болота (на схеме учитель обозначает возможные истоки рек).

- Река течет сотни и тысячи километров и где- то впадает в другую реку, озеро, море или океан. Это место называется устьем (на доску вывешивается понятие).

- Обозначим устья на схеме.

- Назовите и покажите устье Волги, определите координаты.

- Найдите и покажите на карте России устья рек:

Бии (задание 1 ряду)

Лены (задание 2 ряду)

Ангары (задание 3 ряду)

- По ходу течения река принимает в себя различные реки, речки, ручьи, которые называются притоками. Притоки- это все впадающие в реку водные потоки.

- Как объяснить поговорку «Река Ока-Волги правая рука»?

- А что можно назвать левой рукой Волги?

- Различают правые и левые притоки. Чтобы узнать, какой приток, нужно мысленно развернуться вниз по течению реки, лицом к устью. Справа- правые притоки, слева- левые.

- Определите: Ангара- какой приток Енисея, а Иртыш- Оби?

- Обозначим левые и правые притоки на нашей схеме.

- Главная река со всеми своими притоками образует речную систему (понятие вывешивается на доску).

- Самыми длинными реками мира являются: Нил, Амазонка, Янцзы, Миссисипи, Обь (учащиеся  находят информацию о длине этих рек в атласах).

 Физкультминутка:

Лети, лети лепесток

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по- моему вели.

- Притоки собирают воду в главную реку иногда с очень обширной местности. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку,  называется водосборным бассейном этой реки (вывешивается понятие на доску).

- Рассмотрите рисунок 58, где изображены речная система и бассейн р. Лена.

- Что является речным бассейном р. Оби? Западно- Сибирская низменность - самый большой речной бассейн России. Самый большой речной бассейн мира у Амазонки, его площадь около 7 тыс. км. ( чуть меньше, чем площадь материка Австралия).

- Посмотрите на Уральские горы, они разделяют речные системы Волги и Оби. Как называется граница, разделяющая соседние речные бассейны?

- Обратитесь к 88 странице учебника.

- Водораздел- граница, разделяющая соседние речные бассейны (демонстрация макета «Водораздел»)

- По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, по другую - в другую. Водоразделы в горах проходят по гребням хребтов, на равнинах – по наиболее возвышенным частям.

- Водоразделом каких рек является Валдайская возвышенность, Бразильское плоскогорье?

6.Закрепление знаний

- А теперь, мои ребятки, отгадайте - ка загадки

1) Что дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик – роднике,

А широкий – море.   ( река )

2) У тебя, краса- река, женское обличье

Даже имя у тебя нежное девичье

Ласковым тебя не зря окрестили словом,

Несмотря, что родилась ты в краю суровом.   ( р. Лена)

3) Неприметен ничем, не широк,

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеек

К морю Каспию убегая.     ( р. Волга)

4) Коварная, лихая, сумасбродная,

Родная дочь Байкала – старика,

Ты по тайге  меж гор течешь свободная,

Могучая сибирская река. ( р. Ангара)

5) В Африке известная река,
К ней прибавьте срочно букву «к»
Слово все наоборот прочтите,
Город в Подмосковье отыщите. (Нил + к = Клин)
6)  Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять)
7)Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна)

Презентация (Приложение 2, слайд 7)

  • Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
  • назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
  • назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
  • назовите номера всех правых притоков – 9;
  • назовите номера всех левых притоков – 10, 12.

7. Итог урока.

1) Домашнее задание: §41 (пункт 1), обозначить в контурных картах реки,  знать и уметь показывать на физической карте полушарий, сообщения о реках.


2) Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Изобразите при помощи цветных  карточек свое настроение.
- радостное (красные полоски).
-равнодушное (зеленые полоски).
- грустное (черные полоски).

3) И завершить наш урок хочу словами поэта Э.Огницвет

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие пресмыкающихся. Методическая разработка урока для учащихся 8 класса.

Урок "Разнообразие пресмыкающихся" проводится в 8 классе коррекционной школы VIII вида. В конспект включён материал учебника А.И.Никишова, А.В.Теремова и дополнительные сведения....

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Разработки уроков для учащихся 6 классов .

Авторские разработки уроков музыки для 6 классов.Понятие времени и  пространства в музыке.Научившись понимать временную сущность музыкальногшо искусства-учащиеся раскроют смысл и идею музыкальног...

Разработка урока для учащихся 8 класса: "Синтаксические нормы русского языка".

Одним из главных признаков литературного языка является наличие норм. Языковая норма - это образец, это то, как принято говорить и писать в данную эпоху. Синтаксические нормы регулируют порядок слов в...

Разработка урока для учащихся 7 класса: «Полтавская битва. Петр I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»».

Цель урока: Показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. Рассмотреть образ Петра I с исторической и художественной точек зрения. Познакомить учащихся с историческими документами, ...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....