Межпредметные связи в системе профильной школы
учебно-методический материал по географии (10 класс) по теме

Андреева Татьяна Евгеньевна

Специфика предмета географии дает возможность интегрирования со многими предметами: биологией, экологией, экономикой, историей, обществознанием,химией, физикой, ОБЖ, математикой, что позволяет повысить качество знаний учащихся, развивать интерес к предмету, расширить научный кругозор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя географии и биологии

МОУ Волосатовской средней общеобразовательной школы

Селивановского района Владимирской области

Андреевой Татьяны Евгеньевны

«Межпредметные связи в системе профильной школы»

     Одним из приоритетных направлений в моей работе  является внедрение в урочную деятельность межпредметных связей. Большой акцент в реализации межпредметных связей я делаю на классы обучающиеся на социально – экономическом профиле на уроках географии и биологии, согласно методической теме школы «Самореализация учителя и ученика в системе профильной школы».

    Специфика предмета географии дает возможность интегрирования со многими предметами: биологией, экологией, экономикой, историей, обществознанием, химией, физикой, ОБЖ, математикой, что позволяет повысить качество знаний учащихся,  развивить интерес к предмету, расширить научный кругозор. Межпредметные связи помогают увидеть целостность географической оболочки, в которой часто трудно установить границы между химическими, физическими, историческими процессами и явлениями. Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью  появляется возможность совершенствовать содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. 

   На уроках географии профильных групп активно внедряю материал из учебников истории при  изучении многих тем, например: «Этапы формирования политической карты мира», «История развития стран Зарубежной Европы», «Историко – географическая характеристика Азиатского региона», «Цивилизации Востока», «Особенности национального и религиозного состава населения» и другие.

   При знакомстве с любым географическим объектом затрагивается его историческое прошлое. В качестве наглядного материала часто используются на уроках карты из кабинета истории, документальные материалы, фрагменты из фильмов, информация СМИ и сети Интернет.

    Нередко на уроке географии находится возможность связи с несколькими предметами.

    В своей практике использую опережающее домашнее задание. На уроках введения в тему курса привожу обзор проблемных вопросов, заданий, которые учащиеся получают на индивидуальных карточках, и сообщаю источники информации, с которыми необходимо работать. Таким образом, на последующие уроки в изучаемой теме учащиеся приходят достаточно подготовленными и владеющие необходимой информацией для проведения нетрадиционных форм уроков: урок – диспут, урок – конференция, урок – семинар. В данном случае реализуется личностно – деятельностный подход, который проявляется  в учете субъектного опыта школьника, в разнообразной деятельности, обеспечивающей свободу выбора, способы деятельности. Такой подход способствует развитию механизмов самореализации учащихся при разрешении учебных ситуаций. И историко -  проблемный подход, позволяющий рассматривать эволюцию отношений человека к природе, хозяйственной деятельности человека в единстве с историческими судьбами людей, заселяющих определенную территорию.

    На уроках обобщения собирается обширный материал из группы «За пределами учебника географии», в котором можно найти элементы всех школьных дисциплин. 

    Особая роль отводится связи географии с экологией и краеведением, так как эколого – краеведческое образование является приоритетным направлением программы школы, но отдельного предмета «экология» нет. Интегративный подход с экологической наукой обусловлен ее спецификой, предполагающий интеграцию различных научных областей,  и введение в курс междисциплинарных понятий, несущих ценностную нагрузку: экологическая культура, нравственный императив, охрана природы, разносторонняя связь человека с природой, универсальная ценность природы, экологическая этика, глобальная этика и др.  Интегративный подход позволяет познакомить учащихся с экологической культурой, как новой социальной реальностью. Он способствует обеспечению тесной связи обучения с жизнью, оказанию влияния на становления личности, способной воспринимать разнообразие культурных миров, способов взаимодействия человека с природой.  Большое поле деятельности для использования межпредметных связей с экологией предоставляют разделы «Природопользование и геоэкология», «Глобальные проблемы человечества», «Природа и человек в современном мире». При этом важное место занимает экологическая практика, ведущим методом которой становится исследование и решение проблемных ситуаций в конкретном окружении. По итогам эколого – краеведческих  практических работ оформляются исследовательские работы, которые ученики представляют на школьных и районных научных  конференциях.

   Предмет «биология» не является профильным в  социально – экономической группе, с которой я работаю. Поэтому, материал каждого урока я пытаюсь связать с географией.

   При изучении темы «Антропогенез» учащиеся получают опережающее домашнее задание по поиску материала из различных источников о взглядах на происхождение человека в различных штатах Америки. Так как в региональной  географии параллельно предстоит изучение  США. Ребята находят много интересной информации, касающийся преподавания эволюционного учения в США.  Оказалось, что и в настоящее время в штате Миссури в школах запрещено преподавать эволюционную теорию происхождения человека. В штате Теннеси и некоторых других закон действовал до 1963 года, в штате Арканзас до 1968 года. На основе изученной документальной информации несколько ребят разыгрывают сценку «В суде», где подсудимым является учитель, незаконно преподающий в школе штата Теннеси теорию эволюционного происхождения человека. В данном случае у учащихся при подготовке и демонстрировании сцены происходит первоначальное знакомство с различными штатами Америки.

   Урок «Центры происхождения культурных растений» дает возможность вспомнить и закрепить знания географического положения и особенностей отдельных стран и регионов.

   Межпредметные «мостики» помогают формировать комплекс общеучебных умений, навыков, овладевать универсальными  способами деятельности:

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивания своей гражданской позиции, формулировании своих мировоззренческих взглядов;

- выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде;

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;

- конструктивное восприятие определенных явлений современной жизни, объемное определение своих возможностей и своего вклада в общий результат;

- владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной  деятельности.

  Результатом интеграции географической науки  с другими школьными предметами становится создание полной, целостной картины мира в котором живут школьники.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ШКОЛЕ (РУССКИЙ ЯЗЫК, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА)

Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.  Ян Амос Коменский Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в котор...

Доклад на тему«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей ».

Доклад на тему :«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей »....

Межпредметные связи на уроках физики в средней школе. Биофизика.

Методическая разработка «Межпредметные связи на уроках физики и биологии. Биофизика» наряду с теоретической частью, где даются понятия и классификация межпредметных связей, их формы и функции, с...

Межпредметные связи в системе среднего профессионального образования

В данной работе рассмитриваются межпредметные связи , уровни организации, виды межпредметных связей в системе среднего профессионального образования....

Авторские методики реализации межпредметных связей в системе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку

В основе выступления рассказ о применении технологии интегрированного обучения на уроках литературы и биологии (по рассказу Ф.Абрамова "О чём лачут лошади?", 7 класс)...