Межпредметные связи на уроках физики в средней школе. Биофизика.
методическая разработка по физике по теме
Методическая разработка «Межпредметные связи на уроках физики и биологии. Биофизика» наряду с теоретической частью, где даются понятия и классификация межпредметных связей, их формы и функции, содержит тематический план уроков, в которых отражается непосредственная связь вопросов физики и биологии. Уроки следует проводить не единым блоком, не одновременно, а присоединяя урок к соответствующей теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_sosh.doc_metodika.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 358 Московского р-н г. С-Петербурга
Методическая разработка
Межпредметные связи на уроках физики в средней школе. Биофизика.
Разработал учитель физики Сергеева О.Н.
Консультант-учитель биологии Лиходиевская М.В.
2013 г.
Санкт-Петербург
Аннотация
Методическая разработка «Межпредметные связи на уроках физики и биологии. Биофизика» наряду с теоретической частью, где даются понятия и классификация межпредметных связей, их формы и функции, содержит тематический план уроков, в которых отражается непосредственная связь вопросов физики и биологии. Уроки следует проводить не единым блоком, не одновременно, а присоединяя урок к соответствующей теме.
Понятия и функции межпредметных связей
Проблемы межпредметных связей интересовали педагогов еще в далеком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк – истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновали В.Ф.Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги.
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.
Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками, связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни.
Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми. Это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.
Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания. При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:
1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.
2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
3.Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.
В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
Понятие и функции межпредметных связей.
В педагогической литературе имеется более 30 определений категорий «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.
Одним из более полных определений является следующее:
Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании. Формах и методах учебно-воспитального процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве.
Функции межпредметных связей
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций:
-методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания;
-образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями;
-развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся. В формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию.
Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся;
-воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания.
Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию, целостности понимания мироздания.
- конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов, однако существует ряд трудностей, возникающих при реализации межпредметных связей. Они заключаются в следующем:
1. Несогласованность терминологии, обозначений и в некоторых случаях нюансов в трактовке общих для различных курсов понятий.
2. Не всегда правильно оценивается роль изучаемого предмета в формировании у учащихся умений и навыков, необходимых для смежных предметов.
3. При обучении дисциплинам довольно часто не используются понятия, сформированные при изучении других предметов.
Для реализации межпредметных связей необходимо:
-знать основные принципы организации учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в процессе обучения;
-понимать роль межпредметных связей в системе современного образования и видеть перспективы их развития;
-иметь представление о структуре, классификации и особенностях реализации межпредметных связей в учебном процессе;
-иметь представление о проблемах межпредметных связей на современном этапе развития системы образования;
-знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения;
-понимать психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей;
У учителя должны быть сформированы:
-понимания значения межпредметных связей в формировании мировоззрения обучающихся;
-концептуальный стиль мышления;
Учитель должен обладать:
-знаниями программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;
-умениями применять эти знания на практике, то есть соответствующей технологией обучения;
-навыками ведения педагогического исследования.
Создание условий деятельности учителей является важной задачей методистов, ученых педагогов. В этой области предстоит еще много сделать.
Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержится важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Усиливая реализацию межпредметных связей, мы можем более точно определить роль наших предметов в будущей жизни учеников.
Заключение
Предлагаемая методическая разработка включает примерный план уроков, которые напрямую отражают межпредметную связь физики и биологии.
Например, тема №7 «Колебания и волны. Биоритмы организма-периодические колебательные процессы», многогранна и интересна даже с точки зрения интеллектуального развития, ведь наше кровообращение, процессы диссимиляции, сон-это все биоритмы!
Урок должен быть интересным, это мое кредо, поэтому я с воодушевлением предлагаю данную работу для всех заинтересованных учителей.
Примерный тематический план
№ темы | Тема | Кол-во часов |
1 | Движение и сила. Масса тела. Плотность | 2 |
2 | Сила тяжести. Вес тела. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах. | 2 |
3 | Давление жидкостей и газов. Архимедова сила | 2 |
4 | Законы Ньютона. Простые механизмы в живой природе. Работа суставов, как простых механизмов | 2 |
5 | Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека. Голос в животном мире. Биоакустику рыб. | 2 |
6 | Методы выстукивания и вышлушивания. Регистрация звуков сердца и легких. Эхо в мире животной природы. Ультразвук и инфразвук | 2 |
7 | Урок-конференция по теме «Колебания и волны. Звук» Биоритмы, как колебательный процесс | 2 |
8 | Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления. Кровообращение. Закон Бернулли | 2 |
9 | Теплоизоляция в жизни животного мира. Пчилинный улей с точки зрения теплотехники | 2 |
10 | Роль процессов испарения для животных организмов. Испарения в жизни растений. Закон сохранения и превращения энергии | 2 |
11 | Электрические свойства тканей организма. Поражение молнией. Биопотенциалы и их регистрация | 2 |
12 | Применение статического электричества. Применение постоянного тока и высокочастотных колебаний с лечебной целью. Электрофорез | 2 |
13 | Радиотелеметрия. Новые источники электроэнергии. Электрические рыбы | 2 |
14 | Глаза различных представителей животного мира. Глаз человека. Как пчелы различают цвета | 2 |
15 | Холодное свечение в природе. Интерференция в живой природе. Ультрофиолетывые и рентгеновские лучи. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине | 2 |
16 | Физико-биологический турнир | 2 |
Итого | 32 |
Список литературы
1. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе.- М., Педагогика,1981-60 с.
2. Зорин Н.И., «Элективный курс, элементы биофизики», М., «ВАКО» 2007 г.-160 с.
3. Максимова В.Н.,Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. - М, Просвещение, 1987-160 с.
4. . Максимова В.Н.,Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. Для учителя. - М.,Просвещение, 1984-143 с.
5. Педагогическая энциклопедия: В2-тт/Гл. ред.В.В.Давыдов-М., Большая Российская энциклопедия, 1993-608 с., ил, т1-А-М-1993
6. Программно-методические материалы: Экология.5-11кл/Сос.В.Н.Кузнецов-3-е изд., перераб. и допол.-М.,Дрофа,2000-224с.
7. ТретьяковП.И. Формирование у учащихся понятия о естественнонаучной картине мира при условии межпрдметных связей./ Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей. Сб. статей./Под ред.В.Н.Федоровой- М.,Просвящение, 1980.-208с, ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
межпредметные связи на уроках физики.
При изучении темы "Оптика в 8 классе затрагивается вопрос строения органа зрения - глаза. Такой же матариал есть и в курсе биологии. В своей презентации предлагаю рассмотреть вопросы, и с точки зрения...
Сообщение "Использование межпредметных связей на уроках физики"
Реализация межпредметных связей на уроках физики...
Межпредметные связи на уроках физики, как способ повышения интереса к предмету у учащихся.
Пример межпредметных связей на уроке по теме: "Законы геометрической оптики"....
Межпредметные связи на уроках физики
Межпредметные связи на уроках физики...
Межпредметные связи на уроках физики (из опыта работы)
Связь физики с другими предметами формирует основы естественнонаучной картины мира, показывает место человека в ней, знакомит с применением физических законов в практической деятельности человека. ...
Реализация межпредметных связей на уроках физики
В работе раскрывается взаимосвязь курса физики 10 класса с общественными, естественными и техническими предметами...
Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.
Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...