Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.
статья (география) по теме
Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные.
Но в разных школах, о разных предметах учащиеся отзываются по-разному. Неоднозначное отношение Можно наблюдать и к школьной географии. А ведь роль географической науки значительна, ибо это единственный предмет, который изучает природу и общество в их взаимодействии, к тому же трудно назвать предмет, который обладал бы таким широким диапазоном межпредметных связей. Новые образовательные стандарты выдвигают требование о совершенствовании урока и география в своём арсенале имеет огромное разнообразие форм и средств обучения.
Главная задача школы – воспитывать человека пытливой, творческой, ищущей мысли.
Главная задача учителя географии – дать учащимся прочные знания в соответствии со всеми требованиями программы по предмету. Неукоснительно выполняя эту задачу, каждый учитель реализует и другие воспитательно – образовательные возможности предмета, опираясь на свой опыт и особенности своего стиля работы.
Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь детям понять связи в явлениях окружающего мира, чтобы главным в процессе обучения было развитие активности, пытливого, острого, наблюдательного ума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
«Скажи мне, и я забуду
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.»
Древнекитайская мудрость.
Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные.
Но в разных школах, о разных предметах учащиеся отзываются по-разному. Неоднозначное отношение Можно наблюдать и к школьной географии. А ведь роль географической науки значительна, ибо это единственный предмет, который изучает природу и общество в их взаимодействии, к тому же трудно назвать предмет, который обладал бы таким широким диапазоном межпредметных связей. Новые образовательные стандарты выдвигают требование о совершенствовании урока и география в своём арсенале имеет огромное разнообразие форм и средств обучения.
Главная задача школы – воспитывать человека пытливой, творческой, ищущей мысли.
Главная задача учителя географии – дать учащимся прочные знания в соответствии со всеми требованиями программы по предмету. Неукоснительно выполняя эту задачу, каждый учитель реализует и другие воспитательно – образовательные возможности предмета, опираясь на свой опыт и особенности своего стиля работы.
Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь детям понять связи в явлениях окружающего мира, чтобы главным в процессе обучения было развитие активности, пытливого, острого, наблюдательного ума.
3
Основная часть
Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.
Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.
4
Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ковсему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов.
Влияние различных типов заданий
на развитие познавательных процессов учащихся
В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.
Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:
1. Создание проблемных ситуаций
Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: Какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? Покажите схематически.
2. Технология опорных конспектов
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.
5
3. Дидактические игры “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.
Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.
4. Творческие работы
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах.
5. Использование на уроке дополнительной литературы
Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.
6
На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.
При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …
А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.
При изучении понятий “циклон”, “антициклон” в теме “Климат” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.
Буря мглою небо кроем,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
6. Работа с картой
Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования
7
познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.
Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.
Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.
И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы (Табл. 2).
Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем
8
7. Ребусы
Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.
8. Нестандартные формы урока
Для повышения активности учащихся, особенно в старших классах , стараюсь применять нестандартные формы проведения уроков ( деловые игры, уроки- пресс-конференции. Уроки-зачёты и др.). Они дают возможность развивать творческую самостоятельность, организация урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений.
В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких. Но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения уроков(имитируется, например, зал заседания пресс- конференции), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.
К тому же, нестандартные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового материала.
Учитывая уровень обученности , возрастные особенности учащихся 9 – 11 классов, отдаю предпочтение урокам пресс- конференциям и деловым играм. Пресс- конференции чаще всего провожу при обобщении темы или при знакомстве с дополнительными географическими знаниями. Например, пресс- конференция на тему «Государства - карлики»
9
Цель конференции: активизация познавательной деятельности учащихся, формирование умения работы с различными источниками географической информации, знакомство с маленькими государствами Европы.
Пресс – конференция начинается с того, что класс делится на две группы: корреспондентов различных газет, телекомпаний и т. д. и представителей государств. На столах таблички с названием страны. После вступительного слова идёт представление страны и вопросы корреспондентов. Пресс – конференция позволяет включить в процесс обучения как активных, так и пассивных учащихся.
Интересны и полезны деловые игры. Ведь для решения поставленных задач участник деловой игры должен самостоятельно собрать, обобщить ипроанализировать достаточно большой по объёму и разнообразный материал. Деловая игра учит внимательно относиться к разным точкам зрения, тщательно подбирать аргументы в защиту своей позиции. Велика роль игр в развитии экономической мыслительной деятельности, но и в формировании личности вообще, так как заставляет не только задуматься, но и выработать свою позицию. И не страшно, если позиция подчас будет выражена недостаточно твёрдо, недостаточно уверенно. Неуверенность в данном случае лишь свидетельствует о сомнениях, о динамизме мышления.
Грамотный, научно обоснованный анализ не абстрактных примеров, а реалий нашего сегодняшнего бытия с узлом противоречий – путь к воспитанию гражданина, патриота, болеющего за родную страну, ищущего пути её оздоровления.
Наряду с деловыми играми практикую учебные дискуссии. В отличие от спонтанных дискуссий, которые могут возникнуть на любом уроке, учебные дискуссии – заранее запланированные дискуссии. Для них характерно предварительное ознакомление учащихся с предметом спора, изучение дополнительной литературы, учащиеся обладают достаточными знаниями для решения спорных проблем. Приведу пример дискуссии, возникшей при изучении болот (География России. 8 класс). Цель дискуссии – раскрыть универсальную ценность природы и её природных компонентов. На основе текста учебника выделяется сущность проблемы, значимой для учащихся.
10
Учащиеся находят такой текст: «Практическое значение болот разнообразно. В болотах лесной зоны сосредоточено 80% запасов торфа нашей страны. В настоящее время торф используется как сырьё для химической промышленности, как удобрение… Болота играют важную роль в питании рек и озёр. На болотах растёт много полезных ягод: клюква, морошка. Площадь болот в нашей стране довольно велика»
После того как учащиеся прочитали этот текст, перед ними ставятся такие проблемные вопросы, способствующие возникновению дискуссии:
- Как вы думаете, хорошо это или плохо, когда такая большая территория занята болотами?
- Может быть следует болото осушить, окультурить и более интенсивно использовать в хозяйстве страны?
Дискуссия должна подвести учащихся к выводу, что болота используют не только как природный ресурс. Желательно обратить внимание учащихся на то, что болота создают неповторимый ландшафт. Жизнь многих уникальных растений и животных связана с болотами.
Главная задача дискуссии – подвести учащихся к мысли о важности и ценности болот.
Для повышения активности учащихся провожу уроки – семинары. Обычно за две недели учащиеся получают задание подготовиться к семинару. Вопросы урока – семинара даются заранее, некоторые учащиеся получают опережающие задания, работают с дополнительной литературой, Интернет – ресурсами и по желанию составляют конспекты.
Практикую проведение уроков самими учащимися. Для таких уроков готовлю учащегося, составляем план – конспект урока, подбираем дополнительный материал, наглядные пособия.
11
Заключение
Отрабатывая такого рода уроки, я пришла к выводу, Что учащиеся очень ответственно относятся к занятиям, получив задание, стараются хорошо подготовиться к выступлению перед классом. В конце урока он должен дать самооценку своей работе на уроке, а также оценку своей работы одноклассниками,
Всё это развивает самостоятельность в действиях, умение объективно оценивать свою работу и работу своего товарища, они учатся выслушивать мнение друг друга, отбирать лучший вариант ответа, вести дискуссию.
На уроках учащиеся работают с различными источниками знаний. Это приобщает их к работе с различной литературой, периодической печатью, развивается ценное качество – умение отбирать нужный материал, оценивая его в соответствии с поставленной перед ним задачей, умение кратко излагать свои мысли, делать выводы, давать оценку описываемым событиям и явлениям.
Роль учителя – координировать деятельность учащихся, помогать по мере необходимости.
Отсутствие скованности на уроке и необычность его проведения вызывает интерес к изучаемому материалу.
12
Список литературы.
- Б.В. Пичугин «Активизация деятельности учащихся на уроках географии».
- А.В. Астафьев «Уроки радости и вдохновения».
- С.Ф. Спичак «Игра на уроках географии».
- Г.Н. Паневина «Использование активных форм работы на уроках географии».
- Н.В. Лобина «Нетрадиционные формы урока».
- З.И. Шикунова «Развитие экономического мышления на уроках географии».
- Л.Д. Пшеничникова «Интересный урок географии».
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.
Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных средств обучения географии...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/11/picture-95989.png)
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.
Статья участвует в конкурсе "Образование 3.0"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-103907-1350317729.jpg)
Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"
Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-283322-1424198254.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ
Статья в сборнике Международной научно-практической школе-конференции "Экология Южной Сибири и сопредельных территорий"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-577509-1422882577.jpg)
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии, химии, географии и во внеурочное время»
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование кл...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/21/picture-175488-1700545804.jpg)
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»
Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...