Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.
статья по географии на тему
Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных средств обучения географии. Перечислю те, которые использую в работе по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие: «Веселый паровозик»
Исследованиями ученых доказано, что в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Изменения показателей происходят как в количественном, так и качественном плане: с каждым годом дефекты речи становятся сложнее.
Попадая на дошкольные логопункты, дети с задержкой в речевом развитии нуждаются, порой, в длительном логопедическом воздействии.
Часто логопеды, особенно начинающие, остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, особенно на этапе автоматизации звука, который может затянуться на несколько месяцев. И тогда логопеду приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.
Очень важно так же не перегрузить ребенка многообразием игр и пособий. Так как внимание дошкольников непроизвольное, и дети часто отвлекаются, необходимо продумать каждое пособие на предмет многофункциональности, чтобы при работе ребенок привык к какому-либо пособию, но не потерял интерес к работе с ним.
В последнее время выпускается все больше наглядных пособий для занятий с дошкольниками. К сожалению, не все детские образовательные учреждения имеют возможность их приобрести. Логопеды самостоятельно изготавливают дидактические пособия, используя доступный материал и фантазию.
Одним из пособий, которое может помочь в логопедической работе, считаю «Веселый паровозик». Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми разных возрастных категорий.
Цель: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей.
Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии.
Поезд стационарно закреплен на стене, что экономит пространство кабинета и позволяет пользоваться им в любой момент. Изготовлен поезд из изолона. Окна вагонов сделаны из металлических пластин, обтянутых цветной пленкой. Окно локомотива имеет кармашек для задания. На крышах вагончиков так же имеются кармашки, куда можно помещать второстепенные задания, при усложнении игр.
Для работы потребуются картинки и мелкие игрушки (то и другое крепится с помощью магнитов). При проведении игр можно использовать один вагончик, можно два, а можно и все три.
Варианты игр для детей старшего дошкольного возраста.
Веселая семейка.
Цель игры: учить детей классифицировать предметы.
Картинный материал: картинки с животными, насекомыми, цветами, птицами, овощами и т.д.
Ход игры: Логопед предлагает детям помочь разместить картинки по вагончикам так, чтобы в одном вагоне находились картинки из одной «семейки», во втором – из другой, а в третьем – из третьей <Рисунок 1>.
Найди братцев (в игре используется два вагончика)
Цель: Учить детей дифференцировать звуки.
Картинный материал: картинки с дифференцируемыми звуками.
Ход игры: на крышах вагончиков размещены картинки, обозначающие звуки (из пособия Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий.»). Детям нужно найти братцев среди картинок, в которых есть заданные звуки, и разместить их в соответствующий вагончик (например, в одном вагончике братцы, в названии которых есть звук [с], а в другом – звук [с’]) <Рисунок 2>.
Найди место звука в слове.
Цель: Учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.
Картинный материал: картинки с заданным звуком в начале, середине и конце слова.
Ход игры: На крыше вагончика находится схема из трех квадратиков: в первом вагончике закрашен первый квадратик, во втором – второй, в третьем – третий. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук находится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон и т.д. <Рисунок 3>
Проводник.
Цель: Учить детей определять количество слогов в слове.
Картинный материал: картинки с разной слоговой структурой.
Ход игры: На крыше вагончика находятся схемы, обозначающие один слог, два слога, три слога. Логопед предлагает ребенку превратиться в проводника и помочь пассажирам разместить их по вагонам в соответствии с билетами. Для этого нужно сосчитать количество слогов в слове и разместить картинки в соответствующие вагоны. <Рисунок 4>
Подбери картинки к схеме.
Цель: Научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.
Картинный материал: картинки к схемам.
Ход игры: На крышах вагончиков размещены схемы (например, схема на первом вагончике из трех квадратиков, закрашенных в синий, красный, зеленый цвет; во втором вагончике схема из трех квадратиков – синий, красный, синий; в третьем вагончике схема из четырех квадратиков – синий, красный, синий, красный). Детям предлагается определить пассажиров, которые поедут в каждом вагончике <Рисунок 5>.
Ударный вагончик.
Цель: Учить детей определять ударный звук при произнесении слова.
Ход игры: На крышах вагончиков находятся схемы слов с выделенным ударением на первом, втором и третьем слоге. Логопед просит детей определить, на какой слог падает ударение, и в соответствие с этим, разместить пассажиров в вагоны <Рисунок 6>
Составь слово.
Цель: Учить определять первый звук в слове по представлению.
Ход игры: Логопед заранее размещает в вагончиках картинки, из первых звуков которых можно составить слово. Дети должны отгадать пассажира вагончика, определив первые звуки в названиях картинок (Например, в первом вагончике находятся картинки: душ, осы, мыло. Значит, вагончик перевозит дом и т.д.) <Рисунок 7>.
Звуковички.
Цель: Учить детей давать характеристику звука в слове.
Картинный материал: картинки, обозначающие звуки (из пособия Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий.»).
Ход игры: На крышах вагончиков размещены квадраты синего, зеленого и красного цвета. Ребенок берет картинку – звук (звуковичок), дает характеристику этого звука и помещает ее в соответствующий вагончик <Рисунок 8>.
Пассажиры.
Цель: автоматизация отрабатываемого звука.
Ход игры: Логопед заранее размещает картинки в вагончики. Детям предлагается назвать пассажиров <Рисунок 9>.
Зайцы.
Цель: Учить определять наличие заданного звука в слове.
Ход игры: На крышах вагончиков размещены картинки, обозначающие звуки. Логопед размещает в вагоны пассажиров с заданным звуком, но одна картинка заданного звука не имеет. Ребенок должен превратиться в контролера и найти «зайца», т.е. лишнюю картинку.
Вот небольшой перечень игр, которые можно использовать в логопедической работе. Пособие «Веселый паровозик» может заинтересовать не только молодых специалистов, но и логопедов со стажем.
В старшем дошкольном возрасте дети очень любят играть со звуками. Любую игру можно адаптировать под данное пособие и научить играть в нее детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Статья из опыта работы...
Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....
Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
В условиях современного обучения перед педагогами всё чаще встает вопрос: как мотивировать п...
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...
"Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся" (из опыта работы).
Обобщение опыта....
«Использование интерактивных методов обучения при компетентностом подходе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом о...
ИКТ на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Статья включает описание педагогического опыта по использованию средств ИКТ на разных этапах урока....