статья "Метапредметные умения и навыки по географии"
статья по географии по теме
Вашему вниманию предлагается статья " Метапредметные умения и навыки по географии", которая раскрывает систему поэтапного формирования метапредметных компетенций учащихся на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
метапредметные компетенции | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметные умения и навыки на уроках географии.
Система поэтапного формирования метапредметных компетентностей учащихся на уроках географии, во внеурочное время.
Система поэтапного формирования метапредметных или надпредметных компетентностей учащихся на уроках географии и во внеурочное время формируется на надпредметных (общеучебных) умениях и навыках. Общеучебные умения и навыки – это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
По классификации Н.А.Лошкаревой выделяют четыре группы общеучебных умений и навыков:
- учебно-организационные,
- учебно-интеллектуальные,
- учебно-коммуникативные,
- учебно-информационные.
Указанные умения являются сложными по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно на уроках географии.
В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те надпредметные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся.
Виды учебных работ для поэтапного формирования надпредметных компетентностей на основе общеучебных умений и навыков на уроках географии и во внеурочное время в основной общеобразовательной школе.
6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Учебно-организационные умения и навыки. | |||
Работать в соответ- ствии с поставленной учебной задачей. Работать в соответ- ствии с предложенным планом. Сравнивать получен- ные результаты с ожида- емыми. | Ставить учебную за- дачу под руководством учителя. Планировать свою дея- тельность под руководст- вом учителя. Оценивать работу одноклассников. | Вносить изменения в последовательность и со- держание учебной задачи. Выбирать наиболее ра- циональную последова- тельность выполнения учебной задачи. Оценивать свою рабо- ту в сравнении с сущест- вующими требованиями. | Ставить учебные задачи. Планировать и корректировать свою деятельность в соот- ветствии с её целями, задачами и услови- ями. Владеть различ-ными способами са- моконтроля. |
Виды работ | |||
Составление учащими- ся «Описания реки» или «Характеристики реки» (умение различать учеб- ную задачу). Составление полного и целостного описания ре- ки с сохранением логики заданного плана. Проверка учащимися своей работы в соответ- ствии с требованиями, её корректировка (при необходимости) | Создание компьютер- ной презентации «Авст- ралия – самый сухой ма- терик планеты» (поста- новка задачи установле- ния факторов, влияющих на особенности климата континента, подбор источников информации, доказательств). Оценка учащимися от- ветов одноклассников с точки зрения их доказа- тельности и полноты. | Создание компьютер- ной презентации «Роль реки Волга в развитии хозяйства нашей страны» (определение факторов, влияющих на возможнос- ти использования, приве- дение конкретных приме- ров этого). Сопоставление учащи- мися результатов своей работы с ожидаемыми и оценивание того, насколь- ко точно они с ней справились. | Проектно-иссле- довательская работа «Наша школа» (пе- репись населения в школе) Постановка уча- щимися задач и под- задач, выстраивание логики своей дея-тельности. Анализ учащимися страте- гии и тактики своей деятельности в за- данных условиях, с выделением поло- жительных и отрица- тельных сторон своих действий. |
Учебно-логические умения и навыки. | |||
Выделять главное, су- щественные признаки понятий. Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. Высказывать сужде- ния, подтверждая их фактами. | Выявлять причинно-следственные связи Решать учебные проб- лемные задачи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объек- тов. Анализировать связи соподчинения и зависи- мости между компонен- тами объекта. | Классифицировать в соответствии с выбран- ными признаками. Систематизировать информацию. Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций. | Владеть навыка- ми анализа и син-теза. Структурировать информацию. Определять реальные проблемы и пути их решения. |
Виды работ | |||
Самостоятельное сос- тавление учащимися оп- ределений и понятий, знакомых школьникам по темам «Рельеф суши», «Реки». | Составлении комп- лексной характеристики Бразилии с объяснением каждого приведенного факта в эпистолярном жанре (письмо учителю о личных впечатлениях). Составление страно- ведческой характеристи- ки региона для «Заочно- го кругосветного путе- шествия». Составление таблицы «Атлантический и Тихий океаны: черты сходства и различия». | Создание буклета «Ха- рактеристика природно-хозяйственной зоны сте- пей» Создание буклета «Ох- раняемые территории России». Подготовка проблем- ных материалов к инте- грированным урокам по географии, истории, лите- ратуре «Географические различия менталитета россиян», а также по географии и общество- знанию «У последней черты». | Составление ло- гического опорного конспекта изучен- ного параграфа. Составление схе- мы «Факторы разме- щения электростан- ций разных типов» на основе анализа карт атласа «Топлив- ные ресурсы России» и «Электроэнергети- ка России» |
Учебно-информационные умения и навыки | |||
Поиск и отбор инфор- мации в учебных и справочных пособиях, словарях. Работа с текстом и вне- текстовыми компонен- тами: выделение главной мысли, поиск определе- ния понятий, составле- ние простого плана, поиск ответов на вопро- сы, составление вопросов к текстам. Качественно и коли- чественно описывать объект. | Классификация и орга- низация информации. Работа с текстом и вне- текстовыми компонен- тами: составление слож- ного плана, составление логической цепочки, со- ставление по тексту таб- лицы, схемы. Создавать тексты раз- ных типов (описатель- ные, объяснительные) | Представление инфор- мации в различных фор-мах (письменная и устная) и видах. Работа с текстом и вне-текстовыми компонен- тами: составление тезис- ного плана, выводов, пе- ревод информации из од- ного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.). Использование различ- ных видов моделиро- вания, исходя из учебной задачи | Создание собст- венной информации и её представление в соответствии с учеб- ными задачами. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: со- ставление конспекта текста или тезисов выступления. Составление ре- цензии, аннотации |
Виды работ | |||
Составление простого плана по прочитанному тексту учебника. Выбор из текста учеб- ника опорных слов, ко- торые передают основ- ной содержательный смысл текста. Составление вопросов к тексту. | Составление плана по тексту учебника. Составление визитной карточки страны. Составление логичес- кой причинно-следст- венной цепочки по тексту учебника. Создание комиксов для сравнения геогра- фического положения и площадей территорий от- дельных стран и России. Составление таблицы «Климатические пояса и области Евразии» | Составление на основе учебного текста логичес- кого опорного конспекта. Составление таблицы «Природные зоны России» | Составление ди- аграмм-сравнений основных показате- лей экономического развития двух регио- нов с использовани- ем статистических данных. Написание рефе- рата на тему «Запад- но-Сибирский эконо- мический район» |
Учебно-коммуникативные умения и навыки. | |||
Кратко формулировать свои мысли в письмен- ной и устной форме: пе- ресказ близко к тексту, краткий пересказ, состав- ление аннотации. Участвовать в совмест- ной деятельности, учеб- ном диалоге. | Выслушивать и объек- тивно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее ре- шение. Выступать перед ауди-торией. | Выступать перед ауди- торией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы. Уметь вести дискус- сию. | Вести полемику, участвовать в дис- куссии, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
Виды работ | |||
Объяснение правил ра- боты с компасом своему однокласснику, родите- лям, своему младшему брату (сестре). | Составление реклам- ного объявления или буклета путешествия по региону. Подготовка и участие в учебных спектаклях «Тунгусский феномен», «Бермудский треуголь- ник» | Составление и 5-ми- нутное представление об- зоров и аннотаций ма- териалов средств массо- вой информации. Подготовка опережаю- щий сообщений на уроках «Межнациональные кон-фликты» в теме «Южная Азия. Индия» (10 класс), «Калининградская об- ласть» (9 класс), «Кав- каз» (8 класс) и др. Подготовка и выступ- ление перед товарищами на экскурсиях. Подготовка и участие в учебных спектаклях «Тунгусский феномен», «Бермудский треуголь- ник» | Разработать анке- ты и провести опрос одноклассников и учителей в рамках работы над проекта- ми. Подготовка и выступление перед товарищами на экс- курсиях. Подготовка и участие в учебных спектаклях «Тунгус- ский феномен», «Бермудский тре- угольник». |
Resource id #2498
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии
Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знан...
Из опыта работы учителя географии Королёвой О.В. по формированию практических умений и навыков на уроках географии.
Опыт работы учителя географии по применению практических работ на уроках....
Критерии оценивания знаний, умений и навыков по географии учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида
1.Основные требования к знаниям, умениям учащихся.2.Критерии оценок по географии....
Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии»
Статья «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель современной школы должен научить выпускника школы сам...
Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии
В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций....
Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии».
Работа «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель современной школы должен научить выпускника школы самостоятельно ...
Контроль знаний, умений и навыков учащихся на уроках географии
В статье описаны формы контроля усвоения учебного материала, в том числе дифференцированный подход к оценке работ учащихся....
Комментарии
Метапредметные умения и навыки на уроках географии
Юлия Вадимовна, в свете перехода на ФГОС ваша таблица для меня очень актуальна. Спасибо за предоставленный материал. С уважением, Наталия Сергеевна Еваева.
Спасибо
Спасибо