уорк географии Население Африки для 7 класса
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Урок-путешествие с элементами исследования, театрализации, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных качеств, толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7_klass.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 7 классе

Тема урока: Население Африки

Цель урока: создать условия для формирования представлений о составе и размещении населения Африки; формировать картографическую грамотность, умение выделять главное в изучаемом материале;

развивать коммуникативные качества личности обучаемых, выразительность речи; развивать мышление: учить систематизировать, устанавливать логические взаимосвязи;

использовать содержание учебного материала для воспитания толерантности по отношению к другим народам; воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, медиапрезентация, атласы.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма организации обучения: виртуальная экспедиция.

                            Структура урока

  1. Выход на тему: (на экране слайд – карта Африки, фотографии африканцев)

Как вы думаете, зачем я взяла походное снаряжение?

Наверное, мы с вами куда- то отправимся? Кто догадался, куда?                                                                                                                                                                       Мы отправимся в экспедицию. Вы уже несколько уроков путешествуете по Африке.

А что мы будем изучать в нашей экспедиции?

 

  1. Целеполагание:

Африка – колыбель человечества.

 Достаточно ли много вы уже знаете о населении Африки?

О чем вы могли бы поговорить с африканцами?

Что хотели бы узнать?

На какие вопросы хотели бы получить ответ?

Слышите сигнал из Африки? Это большие африканские барабаны – тамтамы зовут нас в путь, в этнографическую экспедицию!

( Звучат тамтамы)

3.Изучение нового материала:

Мы с вами в Африке! А кто будет нашими помощниками, проводниками и переводчиками? ( Местные жители). Оглянитесь, они уже с нами.

В составе экспедиции три отряда. В каждом отряде выберите начальника, корреспондента, «охотника за новостями».

Перед выходом на маршрут изучите правила безопасности

 (в шуточной форме):

- на переправе через реки не состязаться в плавании с крокодилами;

- не пытаться ловить гепарда за хвост;

- не дразнить льва;

- не качаться на лианах с обезьянами;

- не залезать на пальму за финиками;

- не кататься верхом на страусах.

Каждый отряд получает маршрутный лист с заданиями, где надо кратко записать результаты работы и затем выступить с отчетом.

Задания отрядам на маршрутных листах:

( работа с картой «Плотность населения и народы мира»)

Отряд 1:Как изображаются на карте незаселенные территории?

Покажите их на карте.

Отряд 2: Где на материке плотность населения более 100 человек на кв. км.? Покажите эти районы на карте.

Отряд 3:Где плотность населения от 1 до 10 человек на кв. км.?

Сделайте вывод об особенностях размещения населения по территории Африки. (Население размещено неравномерно).

Каковы причины неравномерного размещения населения?

( природные условия, исторические причины).

А сейчас каждый отряд отправится искать ответы на свои вопросы.

Самостоятельная работа

1 Отряд исследует Северную Африку – территорию Сахары.

2 Отряд – саванны южнее Сахары.

3 Отряд – Центральную, южную Африку, остров Мадагаскар.

Составить отчет по схеме на маршрутных листах:

Расы:…

Народы:…

Материальная и духовная культура (жилища, одежда, традиции, искусство, образ жизни).

Высказать предположение о возможных причинах своеобразия жизни африканцев.

 

По завершении работы проводится физкультминутка

(в сопровождении слайдов):

Давайте покажем движениями, какие преграды и опасности мы преодолели в пути:

 - переплывали бурные реки,

 - залезали на деревья, спасаясь от хищников,

 - собирали съедобные растения,

 - отдыхали, стоя на одной ноге,

 - убегали от льва.

Выступления экспедиционных отрядов вместе с «местными жителями» (с демонстрацией слайдов).

Вывод: в Африке проживает много разных племен и народов

 ( около 500), у всех разный язык, уклад жизни, культура.

Подумайте, какие проблемы возникают на этой почве?

(Межнациональные конфликты, непонимание)

Выскажите ваше мнение, как надо относиться к представителям других народов?

Как вы считаете, в чем причины отсталости в развитии многих африканских стран и народов?

Беседа и рассказ о колониальном прошлом материка.

4.Подведение итогов:

Задания на слайдах:

- Народы каких рас проживают в Африке? (узнайте их по фотографиям).

- Установите соответствие признаков каждой группе населения:

1.Коренное население         а) составляют меньшинство

                                               б) составляют большинство

                                               в) проживают на крайнем севере и    

2.Пришлое население               юге материка

                                                г) проживают на большей части    

                                                     материка

                                                    д) относятся к европеоидной расе

                                                    е) относятся к негроидной расе  

- «Снежный ком»: каждый участник по цепочке говорит одну фразу по изученной теме, не повторяя уже сказанное.

5.Рефлексия:

Ответьте для себя на вопросы:

- Что удалось узнать нового?

- Было ли вам интересно?

- Что особенно запомнилось?

- Было ли вам трудно?

- Захотелось ли узнать больше?

- Понравилась ли вам работа в «экспедиции»?

- Оцените свою работу  

6. Домашнее задание (по выбору):

- Напишите письмо от имени своего сверстника из Африки

- Напишите дневник экспедиции

- Составьте кроссворд

- Придумайте задание по изученной теме

- Найдите интересный материал о  жизни народов  Африки

7. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК

8) Сюрприз от африканских друзей – семена растений (земляной орех, финиковая пальма), которые можно вырастить дома.

Благодарность всем за работу, пожелание успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии "Население Африки"

Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....

Разработка урока по географии "Климат Африки" 7 класс

Урок составлен  с использование технологии личностно-ориентированного обучения.Цель урока: 1.     Определить особенности климата материка Африка, установить роль кл...

Презентация "География населения мира" - 10 класс

Презентации для уроков географии в 10 классе...

Урок "Население Африки". 7 класс

Данный урок является составной частья раздела "Африка". К конспекту урока прилагается компьютерная презентация для объяснения нового материала и видео "Население Африки"...

урок географии "Население мира" 10 класс

Урок содержит алгоритмы работы с различными источниками информации и сами источники информации по теме "Население мира"...

Урок по теме "Население Африки" 7 класс

Разработка урока содержит большой и разнообразный материал по теме "Население Африки"...

Население Африки 7 класс

Тест по теме "Население Африки" для контроля знаний по теме...