Внутреннее строение Земли
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Васильева Елена Александровна

Урок географии в 6 классе на данную тему проводится с целью дать детям представление о внутреннем строении земного шара, выяснить особенности ядра, мантии, земной коры. Необходимо ввести новые понятия: "геология", литосфера, сейсмология. Урок проводится с помощью презентации. Используются физические карты России и полушарий, карты атласа и коллекция горных пород, слагающих земную кору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gornye_porody_i_mineraly.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс: Горные породы и минералы

Что мы узнаем на уроке:

  •  на какие группы по происхождению делятся горные породы;
  •  как образуются горные породы;
  •  на какие подгруппы они делятся.

Новые понятия урока:

  • магматические: глубинные и излившиеся горные породы;
  • осадочные:
  • а) неорганические: химические, обломочные и глинистые;
  •  б) органические;

метаморфические

Чему вы должны научиться:

 называть основные виды горных пород и классифицировать их по группам;

описывать по плану  образцы горных пород, определять основные отличительные признаки.

 

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Повторение:
  1. Каково внутреннее строение земного шара?
  2. Что собой представляют ядро, мантия, земная кора?
  3. Что такое литосфера?
  4. Как изучают земную кору?

Изучение темы:

1. Слово учителя:

Горная порода может включать в свой состав несколько минералов. Состав и свойства горной породы зависят от состава и свойства тех минералов, из которых она состоит.

2. Работа в тетради (по ходу просмотра презентации обучающиеся заполняют таблицу)

Магматические

Осадочные

Метаморфи-ческие

Неорганические

Органи-ческие

Глубинные

Излив-шиеся

Обломоч-ные

Химичес-кие

?

?

?

?

?

?

3. Слово учителя:

Глубинные породы образуются из медленно остывающей магмы на глубине.

  • Как они образуются? Ответ найдите в учебнике?
  • Образуются из магмы в глубине земной коры.
  • Застывание магмы на глубине происходит медленно.
  • Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы. Они хорошо видны в породе.
  • Породы кристаллические, плотные.

Излившиеся (вулканические) породы образуются на поверхности из лавы.

  1. Образуются из лавы на поверхности земли.
  2. Застывание лавы на поверхности происходит быстро.
  3. При быстром застывании образуются мелкие кристаллы. Их не различить без увеличения.
  4. Породы скрытокристаллические, иногда похожи на тёмное стекло, часто с пустотами.

Обломочные и глинистые породы образуются в процессе выветривания

Выветривание – это процесс разрушения горных пород.

ОБЛОМОЧНЫЕ:

  • Под влиянием ветра, текучих вод, колебаний температуры и других воздействий разрушаются скалы. Так образуются галечник, гравий, песок.

ГЛИНИСТЫЕ:

  • Обломки разного размера уплотняются и цементируются под нагрузкой вышележащих слоёв. Так образуется глина.

Породы химического происхождения образуются при выпадении веществ из растворов.

  • В воде морей, океанов и некоторых озёр растворено много химических веществ.
  • При изменении условий эти вещества осаждаются в виде кристаллов на дне водоёмов.
  • Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы.

Породы органического происхождения образуются из остатков живых организмов.

Органические осадочные горные породы образуются:

  • Из остатков растений – уголь, нефть, торф.
  • Из остатков животных – известняк, мел, ракушечник.

Метаморфоза -превращение (с греческого)

Под воздействием давления, высоких температур горные породы приобретают новые свойства:

План описания горных пород:

1. Плотная или рыхлая горная порода?

2. Кристаллическая или землистая?

3. Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен) выбери подходящее:

  • крупнозернистая – более 2 мм;
  • среднезернистая – 1-2 мм;
  • мелкозернистая – менее 1 мм, (пыль).

4. Текстура (строение породы) выбери подходящее:

  • массивная;
  • слоистая;
  • со следами течения;
  • волокнистая.

5. Твёрдость – твёрдая или мягкая?

6. Масса – лёгкая или тяжёлая?

7. Наблюдаются ли остатки организмов?

3. Закрепление:

Жак Паганель составил таблицу деления горных пород на три группы по условиям образования. Но, вероятно, допустил ошибки. Найдите их и исправьте.

4. Итоги урока.

  1. Задание на дом:

1. §17

2. Ответьте на вопросы: «Какие горные породы распространены в Липецкой области? Каковы они по происхождению?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Внутреннее строение Земли"

Презентация к уроку по природоведению в 5 классе "Внутреннее строение Земли"....

Урок "Внутреннее строение Земли"

Урок географии в 6 классе.Урок проводится в форме путешествия по станциям: "Знания", "Исследовательская", "Итоговая".На уроке формируетсяпредставление о внктреннем строении ЗемлиКоасс работает с больш...

Внутреннее строение Земли 6 класс

Цели:образовательные: ·        сформировать представление о внутреннем строении Земли;·        ознакомить детей  с...

Презентация "Литосфера.Внутреннее строение Земли"

Показано: схема внутреннего строения Земли, географические задачи. задания для закрепления нового материала....

Внутренее строение Земли. Земная кора в литосфере

Урок географии для учащихся 6 классов учитель Дайдаева С.М. Тема: «Внутреннее строение Земли. Земная кора в литосфере». Цели: образовательные:  сформировать представление о внутренн...

открытый урок по природоведению "Внутреннее строение Земли"

Открытый урок во время педагогического марафона по природоведению....


 

Комментарии

Коршун Татьяна Ивановна

Уважаемая Елена Александровна. Спасибо Вам за предоставленный материал!