Модульный урок
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Модульный урок

 по теме:

«Реки России. География российских рек». 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reki_rossii._geografiya_rek.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модульный урок

 по теме:

«Реки России. География российских рек».

Учитель

 Хатминская Э.П.

Учебный

элемент,

время

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ – 0

(1-2 мин)

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны знать крупнейшие речные  системы России; определять зависимость густоты речной сети от климата, направления течения от рельефа; объяснять особенности питания и режима рек; развивать умение составлять характеристику рек по плану; аргументировано излагать учебный материал; раскрывать причинно-следственные связи между компонентами природы; соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью; воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия, относительно мягкого контроля.

Оборудование: физическая карта России, климатическая карта России, атласы, учебники, картины объектов, видеофильмы, диапозитивы.

Мотивационная беседа: краткое обсуждение пословиц народов России о реках.

Цель: объяснить географический компонент пословиц народов России.

Внимательно прочитайте цели урока

УЭ – 1

(5 мин)

Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснить смысл изученных понятий.

І. Выполните контрольный диктант по теме «Речная система».

Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу.

Ответы: А – исток, Б – речная система, В – река, Г – водораздел, Д – озеро, Е – водопад, Ж – устье, З – бассейн, И – дельта, К – русло.

Последовательность диктовки:

  1. Место, где начинается река.
  2. Место впадения реки в море, озеро, другую реку.
  3. Углубление в речной долине, по которому река течет постоянно.
  4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
  5. Территория, с которой стекают в данную реку подземные и поверхностные воды.
  6. Река со всеми притоками и притоками притоков.
  7. Граница между бассейнами рек.
  8. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
  9. Скопление воды в природном углублении на суше.
  10. Падение воды с высокого уступа.

ІІ. Проверьте правильность выполнения диктанта.

ІІІ. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:

10 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5»

8-9 правильных ответов – средний уровень знаний – «4»

6-7 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3»

Менее 6 правильных ответов–очень низкий уровень знаний– «2»

IV. Проанализируйте ошибки.

Работайте самостоятельно

Ответы у учителя

УЭ – 2

(10 мин)

Цель: составить общее представление о внутренних водах России на основе установления их зависимости от рельефа и климата, развивать умения связно и доказательно излагать учебный материал, раскрывать взаимосвязи между компонентами природы.

l. Пользуясь текстом учебника стр. 97, стр. 101-102, рис. 62,  подготовьте устные ответы на вопросы:

1. Какие крупные реки протекают на территории России?

2. К бассейну каких океанов они относятся?

3. Почему большая часть российских рек (с 2/3 площади страны) текут в Северный Ледовитый океан?

4. Как влияют на направление и характер  течения рек особенности рельефа?

5. Какое влияние на режим рек оказывает климат?

6. Какое питание характерно для рек России?

7. Чем отличается паводок от половодья?

ll. Обсудите эти вопросы в классе. Выполните задание 1 на стр. 44 рабочей тетради по географии.

III Оцените  свои знания. Помните, что вы работаете на доверии.

 

Работайте в паре.

УЭ – 3

(10 мин)

Цель: ознакомиться с новыми понятиями «падение реки», «уклон реки», рассчитать падение и уклон для различных рек России, совершенствовать практические навыки работы с физической картой России.

  1. Просмотрите слайды «Реки России».
  2. Выполните  задания № 2-4 на стр. 44 в рабочей тетради.
  3. Вашу работу оценит учитель. Оценку вы узнаете на следующем уроке.

УЭ – 4

(10 мин)

Цель: ознакомиться  с новыми терминами, уметь использовать их.

  1. Прочитайте текст учебника стр. 97-99, ознакомьтесь с новыми терминами.
  2. Ответьте на вопросы утверждений,  внимательно прочитайте утверждения.  Напротив каждого утверждения  ставьте  знаки «+»,  если утверждение верно и «- «, если утверждение не верно.

Утверждения

Ответы

1

Исток – место впадения реки в море, озеро или одной реки в другую.

2

Аллювий – речные наносы.

3

Эрозия – разрушение почв и горных пород текучими водами.

4

Дельта – узкое, воронкообразное устье реки.

5

Устье реки Волги – дельта.

6

Река – вытянутые углубления на земной поверхности, выработанные постоянными водными потоками.

7

Рекой обычно называют естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении – русле.

8

Терраса – уровень, до которого речной поток стремиться углубить свое русло.

9

Устье Оби – эстуарий.

10

Уровень, до которого речной поток стремиться углубить свое русло называется базисом эрозии.

  1. Проверьте правильность ваших ответов по приложению №2.
  2. Оцените работу по следующей схеме: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов – «4», 6-7 правильных ответов – «3», менее 6 правильных ответов – «2».

 

Работайте индивидуально

Проведите взаимопроверку.

УЭ – 5

(5 мин)

Цель: закрепит знания по теме «Реки России», уметь самостоятельно применять полученные знания.

  1. Ответьте на вопросы теста:
  1. Большинство рек России относятся к бассейну:

А) Атлантического океана

Б) Северного Ледовитого океана

В) Тихого океана

Г) внутреннего стока.

      2.   Крупнейшая река бассейна Тихого океана – это:

            А) Лена

            Б) Колыма

            В) Анадырь

            Г) Амур

      3.   Регулярно и ежегодно повторяющийся подъем уровня   воды в реке – это:

             А) межень

             Б) паводок

             В) половодье

             Г) режим

      4.    Самая длинная река России – это:

            А) Волга

            Б) Обь

            В) Енисей

            Г) Лена

      5.   Самый большой речной бассейн имеет:

           А) Енисей

           Б) Лена

           В) Обь

           Г) Амур

      6.   Наибольший годовой сток имеет:

           А) Нева

           Б) Волга

           В) Лена

           Г) Енисей

       7.  Какое питание имеет большинство рек России:

           А) ледниковое

           Б) грунтовое

           В) дождевое

           Г) смешанное (снеговое, дождевое, грунтовое)

        8. К рекам внутреннего стока относится:

            А) Волга

            Б) Печора

            В) Амур

            Г) Кубань

II. Проверьте правильность ваших ответов по приложению 3.

III.Оцените вашу работу.  Критерий оценок: 8 правильных ответов – «5»,  7 правильных ответов – «4», 6 правильных ответов – «3», 5 и менее  правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

УЭ -6

(3 мин)

Цель: подведение итогов.

  1. Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению цели?
  2. Оцените свою работу на уроке.
  3. Выберите домашнее задание.

А. Составьте путешествие по рекам России, если вы выполнили все без ошибок и набрали максимальное количество баллов.

Б. Повторите записи в тетради, если ваш исходный уровень получил 4 балла и вы редко ошибались на уроке.

В. Повторите тему по учебнику стр. 96-103, поработайте дома с данным модулем, если ваш выходной тест получил 3 или 2 балла и вы часто ошибались при выполнении всех УЭ.

Приложение № 1.                                                                    

1 а

2 ж

3 к

4 и

5 з

6 б

7 г

8 в

9 д

10 е

Приложение № 2.

№ вопроса

Ответ

1

-

2

+

3

+

4

-

5

+

6

-

7

+

8

-

9

+

10

+

Приложение № 3

1 – б

2 – г

3 – в

4 – г

5 –

6 – Г

7 – Г

8 - А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка модульного урока на тему Химические свойства азота

Модульный урок Химические свойства азота с рабочим листом для учащихся...

Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"

Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...

Однородные члены предложения. Модульный урок.

Урок «Знаки препинания при однородных членах предложения »,  построенный на основе модульной технологии обучения, является уроком  усвоения новых знаний и формирования умений и навык...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....

Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»

Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....

МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком  «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...