Учебный элемент, время | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ – 0 (1-2 мин) | Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны знать крупнейшие речные системы России; определять зависимость густоты речной сети от климата, направления течения от рельефа; объяснять особенности питания и режима рек; развивать умение составлять характеристику рек по плану; аргументировано излагать учебный материал; раскрывать причинно-следственные связи между компонентами природы; соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью; воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия, относительно мягкого контроля. Оборудование: физическая карта России, климатическая карта России, атласы, учебники, картины объектов, видеофильмы, диапозитивы. Мотивационная беседа: краткое обсуждение пословиц народов России о реках. Цель: объяснить географический компонент пословиц народов России. | Внимательно прочитайте цели урока |
УЭ – 1 (5 мин) | Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснить смысл изученных понятий. І. Выполните контрольный диктант по теме «Речная система». Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу. Ответы: А – исток, Б – речная система, В – река, Г – водораздел, Д – озеро, Е – водопад, Ж – устье, З – бассейн, И – дельта, К – русло. Последовательность диктовки: - Место, где начинается река.
- Место впадения реки в море, озеро, другую реку.
- Углубление в речной долине, по которому река течет постоянно.
- Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
- Территория, с которой стекают в данную реку подземные и поверхностные воды.
- Река со всеми притоками и притоками притоков.
- Граница между бассейнами рек.
- Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
- Скопление воды в природном углублении на суше.
- Падение воды с высокого уступа.
ІІ. Проверьте правильность выполнения диктанта. ІІІ. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме: 10 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5» 8-9 правильных ответов – средний уровень знаний – «4» 6-7 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3» Менее 6 правильных ответов–очень низкий уровень знаний– «2» IV. Проанализируйте ошибки. | Работайте самостоятельно
Ответы у учителя |
УЭ – 2 (10 мин) |
Цель: составить общее представление о внутренних водах России на основе установления их зависимости от рельефа и климата, развивать умения связно и доказательно излагать учебный материал, раскрывать взаимосвязи между компонентами природы. l. Пользуясь текстом учебника стр. 97, стр. 101-102, рис. 62, подготовьте устные ответы на вопросы: 1. Какие крупные реки протекают на территории России? 2. К бассейну каких океанов они относятся? 3. Почему большая часть российских рек (с 2/3 площади страны) текут в Северный Ледовитый океан? 4. Как влияют на направление и характер течения рек особенности рельефа? 5. Какое влияние на режим рек оказывает климат? 6. Какое питание характерно для рек России? 7. Чем отличается паводок от половодья? ll. Обсудите эти вопросы в классе. Выполните задание 1 на стр. 44 рабочей тетради по географии. III Оцените свои знания. Помните, что вы работаете на доверии.
|
Работайте в паре. |
УЭ – 3 (10 мин) | Цель: ознакомиться с новыми понятиями «падение реки», «уклон реки», рассчитать падение и уклон для различных рек России, совершенствовать практические навыки работы с физической картой России. - Просмотрите слайды «Реки России».
- Выполните задания № 2-4 на стр. 44 в рабочей тетради.
- Вашу работу оценит учитель. Оценку вы узнаете на следующем уроке.
|
|
УЭ – 4 (10 мин) | Цель: ознакомиться с новыми терминами, уметь использовать их. - Прочитайте текст учебника стр. 97-99, ознакомьтесь с новыми терминами.
- Ответьте на вопросы утверждений, внимательно прочитайте утверждения. Напротив каждого утверждения ставьте знаки «+», если утверждение верно и «- «, если утверждение не верно.
№ | Утверждения | Ответы | 1 | Исток – место впадения реки в море, озеро или одной реки в другую. |
| 2 | Аллювий – речные наносы. |
| 3 | Эрозия – разрушение почв и горных пород текучими водами. |
| 4 | Дельта – узкое, воронкообразное устье реки. |
| 5 | Устье реки Волги – дельта. |
| 6 | Река – вытянутые углубления на земной поверхности, выработанные постоянными водными потоками. |
| 7 | Рекой обычно называют естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении – русле. |
| 8 | Терраса – уровень, до которого речной поток стремиться углубить свое русло. |
| 9 | Устье Оби – эстуарий. |
| 10 | Уровень, до которого речной поток стремиться углубить свое русло называется базисом эрозии. |
|
- Проверьте правильность ваших ответов по приложению №2.
- Оцените работу по следующей схеме: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов – «4», 6-7 правильных ответов – «3», менее 6 правильных ответов – «2».
| Работайте индивидуально
Проведите взаимопроверку. |
УЭ – 5 (5 мин) | Цель: закрепит знания по теме «Реки России», уметь самостоятельно применять полученные знания. - Ответьте на вопросы теста:
- Большинство рек России относятся к бассейну:
А) Атлантического океана Б) Северного Ледовитого океана В) Тихого океана Г) внутреннего стока. 2. Крупнейшая река бассейна Тихого океана – это: А) Лена Б) Колыма В) Анадырь Г) Амур 3. Регулярно и ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке – это: А) межень Б) паводок В) половодье Г) режим 4. Самая длинная река России – это: А) Волга Б) Обь В) Енисей Г) Лена 5. Самый большой речной бассейн имеет: А) Енисей Б) Лена В) Обь Г) Амур 6. Наибольший годовой сток имеет: А) Нева Б) Волга В) Лена Г) Енисей 7. Какое питание имеет большинство рек России: А) ледниковое Б) грунтовое В) дождевое Г) смешанное (снеговое, дождевое, грунтовое) 8. К рекам внутреннего стока относится: А) Волга Б) Печора В) Амур Г) Кубань II. Проверьте правильность ваших ответов по приложению 3. III.Оцените вашу работу. Критерий оценок: 8 правильных ответов – «5», 7 правильных ответов – «4», 6 правильных ответов – «3», 5 и менее правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему. |
|
УЭ -6 (3 мин) | Цель: подведение итогов. - Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению цели?
- Оцените свою работу на уроке.
- Выберите домашнее задание.
А. Составьте путешествие по рекам России, если вы выполнили все без ошибок и набрали максимальное количество баллов. Б. Повторите записи в тетради, если ваш исходный уровень получил 4 балла и вы редко ошибались на уроке. В. Повторите тему по учебнику стр. 96-103, поработайте дома с данным модулем, если ваш выходной тест получил 3 или 2 балла и вы часто ошибались при выполнении всех УЭ. |
|