МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
статья по биологии
Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути решения данной проблемы.
Наверное, все мы понимаем, что урок должен быть развивающим, стимулировать ребенка к самостоятельному получению знаний, должен позволять детям раскрыть и проявить свои творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzmina_pedchteniya.docx | 119.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Кузьмина Ольга Владимировна
МОАУ « Моготская СОШ»
учитель биологии-химии,
первая квалификационная категории.
Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути решения данной проблемы.
Наверное, все мы понимаем, что урок должен быть развивающим, стимулировать ребенка к самостоятельному получению знаний, должен позволять детям раскрыть и проявить свои творческие способности.
Меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает системно-деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу учащихся в рамках урока. Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе системно-деятельностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. В результате такого подхода у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
По моему мнению, модульная технология соответствует целям и задачам системно-деятельностного подхода.
Эта технология направлена на:
- Достижение полного усвоения каждым учеником материалов базисного компонента содержания образования и повышенного уровня с учётом особенностей и способностей учащихся;
- Формирование у всех учащихся устойчивых познавательных интересов и способов их удовлетворения своими силами.
- Формирование универсальных учебных действий учащихся: стимулирует самостоятельную работу учеников; помогает сформировать практические навыки анализа информации; подталкивает учеников к самообучению, самоорганизации
Модульное обучение – это такая педагогическая технология, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности, условия для творческого развития и самовыражения личности. Благодаря изучению модуля учащиеся достигают определенной дидактической или педагогической цели.
Цель технологии модульного обучения – «создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса» формирование навыков самообразования, активизация познавательной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения.
К специфическим особенностям модульного обучения можно отнести следующие: 1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (модулях); 2) наличие возможности выбора уровня; 3) возрастание самостоятельности работы учащихся; 4) деятельность педагога в большей степени становится информационной и консультативной и т.д.
Принципы
• Модульность. Учебный материал разбивается на отдельные законченные блоки, логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью.
• Динамичность. Модули можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.
• Гибкость. Адаптация содержания модуля к индивидуальным запросам ребенка.
• Осознанная перспектива. Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний.
• Индивидуальные консультации и инструкции для каждого обучающегося.
Структура модульного урока.
1. Целеполагание.
2. Мотивационный этап. Беседа, настраивающая на самостоятельную деятельность на уроке. Инструкции к последующей работе.
2. Работа с модульными блоками – учебными элементами (УЭ), которые структурируются в определенном порядке, нумеруются и предлагаются учащимся в индивидуальных комплектах. Ограничения: количество УЭ на уроке должно быть не более семи.
3. Рефлексия. Самооценка уровня продуктивности работы на уроке. Дифференцированное задание для работы дома, выбор которого зависит от результата работы с модулем.
Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу. Вместе все модульные блоки направлены на достижение метапредметных, предметных и личностных результатов.
При внедрении в свою работу модульных уроков учитель должен учитывать, что учащиеся должны быть психологически готовы к самостоятельной деятельности с высокой степенью интенсивности. Поэтому возраст школьников, которые эффективно смогут работать в технологии модульного обучения, – 13-14 лет.
На первом этапе использования данной технологии в своей работе, я изучила теоретические основы модульной технологии, изучала возможность использования данной технологии в обучении биологии. Были проведены первые уроки по модульной технологии, но не во всех классах одинаково эффективно они прошли. Некоторые учащиеся не успевали выполнить все задания из-за того, что просто не умели самостоятельно работать. Поэтому важным условием перехода на модульные уроки считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Для этого необходимо подготовить учащихся .Сначала в учебный процесс необходимо включать элементы модульной технологии: блочная подача учебного материала, составление опорных схем и работа с ними, работа по маршрутным заданиям, самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой, работа по карточкам–инструкциям, взаимопроверка, элементы рейтинговой системы оценки и т.д. Было замечено, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. Поэтому использую не систему блочно-модульной технологии, а элементы – модульные уроки при изучении отдельных тем школьного курса биологии .
Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7). Модульный урок отличается подачей материала от других уроков и большей самостоятельностью учащихся, индивидуальным темпом работы на уроке. Но, как и любой урок. Он начинается с определения темы урока и целеполагания. Затем мотивационный этап. Беседа, настраивающая на самостоятельную деятельность на уроке. Инструкции к последующей работе. И только после этого работа с модульными блоками – учебными элементами (УЭ), которые структурируются в определенном порядке, нумеруются и предлагаются учащимся в индивидуальных комплектах. Рефлексия. Самооценка уровня продуктивности работы на уроке. Дифференцированное задание для работы дома, выбор которого зависит от результата работы с модулем.
Рассмотрим содержание каждого учебного элемента на примере урока по теме: « Состав , строение и свойства белков»
Как и в начале любого урока, сначала учащиеся формулируют тему, цели и задачи урока. Предлагаю учащимся осмыслить информацию на экране:
- Ни одно вещество химии не изучали так долго, как …, прежде чем удалось разгадать их строение. От первых шагов на пути познания состава до расшифровки структуры прошло более двухсот лет
- Любой биологический объект, начиная от вирусов и заканчивая человеком, состоит в основном из этого органического вещества (в перерасчёте на сухое вещество). Демонстрирую объекты: рог, перо, шерсть, яйцо – это всё эти соединения.
- Чем сложнее организм, тем больше… он содержит. В организме бактерии примерно 3-4 тыс. разных …, а у млекопитающих – уже около 50 тыс.
- О каких веществах пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
- Что вы можете сказать об этих веществах на основе текстов?
Воспринимают информацию, предлагают варианты ответа: сегодня на уроке мы будем изучать белки. Устанавливают следствие из текста:- они имеют сложное строение;- их большое количество в организме
Предполагают, что белки важны для организма, поэтому очень важно знать строение, свойства этих соединений
Учитель предлагает выполнить задание:
- Распределите название белков в соответствии их функциями (соедините стрелками на экране)
- Итак, возникает необходимость в новых знаниях. Предлагает выстроить логическую цепочку: Много функций -разные свойства -разнообразны по строению?
Пробуют выполнить задание, большая часть вызывает затруднение. Выясняют, почему не могут выполнить задание (не хватает знаний)
Предлагают решение проблемы нехватки знаний: добыть на уроке новые знания. Формулируются цели и задачи урока. На этом этапе урока формируются следующие универсальные учебные действия.
Личностные-смыслообразование
Познавательные - причинно-следственные связи, отстроченный ответ, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации. Понимание текста и извлечение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий и постановка проблемы
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества, обоснование суждения, аргументация, обоснование суждения, аргументация
Регулятивные - индивидуальные затруднения и волевая саморегуляция
Затем учащиеся переходят к работе над модулем.
• УЭ 0 – для учащегося определяется цель, которая будет достигнута в результате освоения модуля по теме урока. Интегрирующая дидактическая цель отражает общую цель, которую должны достигнуть учащиеся при изучении каждого учебного элемента, причем формулируем цели содержательные и деятельностные. При подготовке к уроку учитель планирует цель для себя и для учащихся ( Приложение 1)
При работе на УЭ – 1, 2 ( Приложение 1) формируются следующие УУД
Познавательные действия - понимание текстов и извлечение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания; обобщение рефлексия способов и условия действия; контроль и оценка результатов действия. Коммуникативные действия - координация в сотрудничестве. Регулятивные действия – коррекция, контроль.
УЭ – 3 на данном уроке это выходной контроль в ходе, которого развиваются у учащихся следующие универсальные учебные действия: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и ,что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. На этапе рефлексии формируются: Коммуникативные действия -выражение своих мыслей, полное и точное; учебное сотрудничество, формирование монологической и диалогической речи. Умение слушать и слышать. Личностные действия - осознание личной значимости; самооценка на основе критерия успешности; следование в поведении моральным нормам.
Поскольку модульный урок подразумевает индивидуальный темп изучения материала урока, то необходимо продумать дополнительные задания для учащихся имеющих высокий темп работы. ( Приложение 2)
Успех применения модульной технологии в учебном процессе зависит и от того, как подготовлены инструкции для учащихся. Инструктивные задания не должны носить слишком "опекающий характер", регулирующий каждый шаг ученика (возьми в руки это, посмотри на рисунок и т.д.). Это отбирает много времени на чтение большого количества "командных" заданий. Четко поставленные задачи и хорошо продуманные задания, умелая помощь учителя на первых уроках, позволяют ученику достаточно быстро научиться работать с модулями.
Как и любая другая технология данная технология тоже имеет как преимущества, так и определенные трудности.
Преимущества модульной технологии для учащихся:
1.Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.
2.Ученик сам планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность. Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям. Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке.
3.Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Психологическая комфортность на занятиях.
Преимущество для учителя
1.На уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся.
Основные трудности для учащихся
1 Временной дефицит при выполнении заданий.
2.Высокий темп выполнения заданий.
3. Не все учащиеся умеют работать самостоятельно. Низкое и фрагментарное качество освоения учебных тем.
Использование предлагаемой технологии обучения показало значительное увеличение числа учеников, усваивающих программный материал на «хорошо» и «отлично» . Повышается количество учащихся способных высказывать свою точку зрения, умение поставить цель и проанализировать уровень ее достижения
Исследование применения модульного обучения позволяет сделать некоторые выводы.
При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у технологии и для развития универсальных учебных действий. Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача учителя обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. В результате изменения его деятельности на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения требует от учителя хорошего знания своих учеников.
ЛИТЕРАТУРА:
- Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
- Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.
- Кукушин, В. С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – Ростов н/Д. – 2002.
- Корчагина В.В. Учебные задания по общей биологии// газета « Биология. Первое сентября» № 7/2008
- Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: пособие для преподавателей. М.: Альфа-М, 2005
- Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности учащихся. - Ярославль, 2001.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
- Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 2001.
- Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения обучения. М.: Народное образование, 1996.
- Ясвин В.А. Новая школа как развивающая среда: сб. науч. тр. - М.: ИНИМ РАО, 2010. [Электронный ресурс] - http://inim-rao.ru.
Приложение 1.
Тема урока: «Состав, строение и свойства белков», 9 класс
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия (моделирование)
Содержательная цель: расширение понятийной базы о биополимерах за счёт включения в неё новых элементов
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о белках как макромолекулах, биополимерах, играющих ведущую роль в строении и жизнедеятельности клетки; мономерах белках; образовании химических связей; структурной организации;
Развивающие: развить умение самостоятельно приобретать знания, делать выводы, анализировать результаты работы, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы, явлениями окружающей среды и процессами в биологических объектах;
Воспитательные: способствовать формированию всесторонней развитой личности; способствовать воспитанию к положительной мотивации к учению, правильной самооценки; формирование обстановки творческого сотрудничества и конкуренции, чувства собственного достоинства и уважения; умений работать в парах
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогназирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные: общеучебные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы), логические (устанавливать причинно-следственные связи), постановка и решение проблемы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Учебно-тематическая карта по теме: « Состав, строение и свойства белков»
Номер учебного элемента | Учебный материал | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны выяснить особенности строения белковых молекул, их свойства и биологические функции | |
УЭ-1 | Цель: выяснить особенности строения белковой молекулы. I.Выполните следующие задания: 1. Какие химические элементы входят в состав беков? 2. Какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка Глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты,моносахариды. 3.Почему молекулы белков получили название « макромолекулы» | Прочитайте текст учебника с. 23-24 . выполните задание и сделайте вывод. Чем являются белки.? Вывод и мономер белка запишите в тетради. Правильный ответ 3 балла |
II. В организации белковых молекул участвует всего около 20 аминокислот, однако многообразие белков огромно. Чем это объясняется? | Запишите свои предположения в тетрадь Правильный ответ – 2 балла | |
III. Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых допущена ошибка. 1. Белки - это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. 2. Бесконечное разнообразие белковых молекул обусловлено различной последовательностью аминокислотных остатков. | Прочитайте текст учебника с.23-24 И материал с. 33 в « Справочник школьника» Правильный ответ 1 балл | |
IV.Найдите в предложенных полипептидах пептидные ( амидные связи) | Правильный ответ 1 балл | |
V. Оцените работу партнера | Поменяйтесь тетрадями с партнером. Проверьте результаты работы Максимальное количество баллов за УЭ-1 – 7 баллов | |
УЭ-2 | Цель: изучить структурную организацию белковой молекулы. 1. На рисунках изображены структуры белковой молекулы. Определите, какой цифрой обозначена каждая структура, запишите их названия. | Учебник с. 25 Работайте индивидуаль-но Правильный ответ- 2 балла |
2. Вставьте пропущенные слова. «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к … структуре белка. В результате образования водородных связей между –СО и –NH- группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали – это … структура белка. Более плотная трехмерная пространственная упаковка полипептида - … структура белка. Следующий уровень организации белковой молекулы - …, который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс». | Учебник с. 25-26 Правильный ответ – 2 балла | |
3. Рассмотрите рисунок в учебнике. Какое свойство молекул белков на нём изображено? Используя знания об этом свойстве, ответьте на вопросы: а) Какое яйцо будет перевариться в организме человека дольше – сырое или вареной вкрутую? б) Почему для человека опасно повышение температуры тела выше 40°С? в) Каким еще свойством обладают белки и когда это возможно? | Учебник с. 26 рис. 8 Правильный ответ -3 балла | |
4. Обсудите результаты работы с соседом по парте и оцените работу друг друга | Максимальное количество баллов на этом этапе 7 баллов | |
УЭ-3 | Выходной контроль Цель: оценить степень усвоения темы
А. глюкоза Б. глицерин В. аминокислоты Г. жирные кислоты. 2. Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белка: А. 20 Б. 30 В. 100 Г. 200. 3. Какая химическая связь участвует в образовании первичной структуры белка? А) водородная Б) пептидная В) сульфидная 4. Вторичная структура, как правило, имеет форму… А) спирали Б) глобулы В) вытянутой цепи 5. Третичная структура имеет конфигурацию… А) спирали Б) складок В) глобулы 6.Установите соответствие между структурой белковой молекулы и ее особенностям Особенности структуры Структура белковой молекулы а) имеет форму глобулы 1) первичная б) удерживается пептидными связями 2)третичная в) удерживается 3) вторичная пептидными, водородными, дисульфидными связями 4) четвертичная г) определяется последовательностью нуклеотидов в гене д) определяет биологическую активность белка е) не спирализована 7.Процесс денатурации – это ……… структуры белка 8.Процесс ренатурации - это -------- структуры белка 9.В каком случае нельзя восстановить структуру белка? | Осуществите взаимопроверку по ключу. Обсудите результат. Найдите пути исправления ошибок. Максимальное количество баллов – 10 баллов Вопросы 1-5, 7-9 – 1 балл 6 – 2 балла |
Оцените работу на уроке: 24-23 балла – оценка « 5» 22- 20 баллов – оценка « 4» 19-12 баллов – оценка « 3» Домашнее задание: Если вы получили за урок оценку «5» - составьте кроссворд, презентацию по данной теме или придумайте и изготовьте модель демонстрирующую уровни организации белка Если вы получили оценку «4» , испытали небольшие затруднения или выполнили не все задания, проработайте параграф 1.4 Если вы испытали серьезные затруднения, допустили много ошибок , не справились со всеми заданиями не расстраивайтесь, возьмите учебно- тематическую карту домой и проработайте ее еще раз. У вас все получиться. |
УЭ-4 | Рефлексия - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. | Проанализи- руйте свою работу на уроке. Ответьте, что вы теперь знаете? что вы теперь умеете?. |
Приложение 2. Дополнительные задания.
Выберите особенности строения молекул белков.
1) состоят из жирных кислот
2) состоят из аминокислот
3) мономеры молекулы удерживаются пептидными связями
4) состоят из одинаковых по строению мономеров
5) представляют собой многоатомные спирты
6) четвертичная структура молекул состоит из нескольких глобул
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания яичного белка альбумина. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из аминокислот
2) пищеварительный фермент
3) денатурирует обратимо при варке яйца
4) мономеры связаны пептидными связями
5) молекула образует первичную, вторичную и третичную структуры
Текст 1. «Состав белков»
Белки представляют собой высокомолекулярные органические соединения. Кроме С,Н,О.N в состав белков могут входить фосфор, сера, железо.. Белки построены из мономеров, которыми являются аминокислоты. Но лишь 20 аминокислот способно создать белковую молекулу. Среди белков различают протеины- «чистые » белки, и протеиды, в которые кроме белковой части входит небелковая часть (например, так построена каждая из 4 молекул гемоглобина). Кроме того, белки делятся на простые (входят только аминокислоты) и сложные (аминокислоты+ другое органическое вещество: липид, нуклеиновая кислоты и пр.)
Вопросы к тексту:
Какие химические элементы образуют белковую молекулу?
Чем протеины отличаются от протеидов?
Все ли существующие аминокислоты способные образовывать белковую молекулу?
Текст 2. «Первичная структура белка»
Первичная структура белка определяется генотипом, благодаря которому в процессе построения белка образуется аминокислотная цепь за счет образования между аминокислотными остатками пептидной связи. Пептидная связь образуется в процессе реакции полимеризации между функциональными группами соседних аминокислот: карбоксильной группой одной аминокислоты и аминогруппой другой. Образующийся «отрезок» называется пептидом. Вся же аминокислотная цепь, состоящая из множества таких пептидов, именуется полипептидом.
Вопросы к тексту:
Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
Какая связь образуется в результате взаимодействия функциональных групп двух аминокислот?
Что собой представляет первичная структура белка?
Чем пептид отличается от полипептида?
Текст 3. «Вторичная структура белка»
Вторичная структура белка образуется для того, чтобы придать аминокислотной цепи более компактную форму. Этот промежуточная структура, наиболее часто принимающая спиралевидную форму. Ее поддерживают водородные связи, образующиеся между функциональными группами разных виток спирали.
Вопросы к тексту:
1.Какова пространственная конфигурация вторичной структуры?
2.Благодаря чему молекула белка удерживает данную структуру?
3.В чем необходимость поддержания данного уровня организации белка?
Текст 4. «Третичная и четвертичная структуры белка»
Третичная структура – это конечная структура у большинства белков, образующаяся с целью придания молекуле белка максимально компактной формы в виде клубка (глобулы). В образовании данной структуры участвуют самые слабые взаимодействия: дисульфидные, ионные, водородные и пр. Полярные радикалы, выступающие наружу глобулы, обеспечивают специфическую биологическую активность белка.
В случае образования связи между несколькими простыми белками образуется четвертичная структура белка (н-р, гемоглобин).
Вопросы к тексту:
Какова пространственная конфигурация третичной структуры белка?
Для чего возникает третичная структура?
Что определяет специфическую активность белка?
Задачи по теме « Строение белка»
При решении задач данного типа следует учитывать:
а) линейная длина одного аминокислотного остатка в полипептидной цепи – 0,35 нм, или 3,5 (Ангстрем);
б) средняя молекулярная масса одного аминокислотного остатка – 110 Да (Дальтон);
в) линейная длина одного нуклеотида – 0,34 нм, или 3,4 .
Задача 1. Белок окситоцин состоит из 9 аминокислотных остатков. Определить длину первичной структуры и молекулярную массу белка.
Решение:
9 х 3,5 А = 31,5
9 х 110 Да = 990 Да
Задача 2. Белок инсулин состоит из двух цепочек аминокислотных остатков (20 и 30). Определить длину и молекулярную массу каждой из первичных цепочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированные уроки как средство формирования универсальных учебных действий
Интегрированные урокикак средство формирования универсальных учебных действий. Современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами...
Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС
В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы средствами проектно-исследовательской деятельности
В работе представлен опый работы по данной проблеме, показаны формы, мотивирующие детей на изучение литературы....
Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...
Музыка как средство формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка
Сегодня каждое цивилизованное общество, налаживая межкультурные связи, осуществляя интеграцию, нуждается в высокообразованной, развитой личности. В настоящее время существует большое коли...
Методическое занятие «Интегрированный урок как средство формирования универсальных учебных действий»
На методическом занятии педагогами обобщается опыт проведения интегрированных уроков с целью оптимизации процесса формирования универсальных учебных действий. Разработка занятия будет полезна ру...
Решение ситуационных задач как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии и химии
Жизнь показывает, что успешность человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умени...