Мастер - класс "Глобальная экологическая проблема"
методическая разработка по географии по теме

Еще в 40-х годах академик В.И. Вернадский, основоположник учения о ноосфере (сфера разума), писал о том, что хозяйственная деятельность человека стала оказывать на географическую среду не менее сильное воздействие, чем геологические процессы, происходящие в самой природе.

Экологические проблемы мира связаны со взаимоотношением общества и окружающей среды. Это загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, угрожающий рост отходов производства, глобальные изменения климата, ухудшение плодородия почв.

Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования. Загрязнение ее твердыми, жидкими и газообразными отходами и более того, «отравление» ее радиоактивными и другими высокотоксичными веществами уже привели к значительной деградации глобальной экологической системы. В некоторых странах экологическая ситуация достигла уровня экологического кризиса. В настоящее время выделяют три главных центра, в пределах которых произошло наибольшее «столкновение» цивилизации с биосферой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_globalnaya_ekologicheskaya_problema.rar209.59 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ НОВОБИРЮСИНСКАЯ СОШ

Волков Н.А., учитель географии.

МАСТЕР – КЛАСС

Тема: Глобальная экологическая проблема.

Номинация: Технология критического мышления.

Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике».

В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа. Это «Вызов – Осмысление- Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирования у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Одной из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Технологию критического мышления предложил в середине 90-х годов  XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как мыслить.

Надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей деятельности, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления. Возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федерального, регионального, муниципального, школьного.

Метод проектов рассматривают как систему обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых видов деятельности. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся, что и предполагает методика «Зеркало инновационных преобразований в практике».

Урок географии в 11 классе.

Тема: Глобальная экологическая проблема.

Цели и задачи: формировать представление об экологической ситуации мира; определить экологические проблемы, влияние человеческого фактора на изменение окружающей среды, наметить пути их решения; воспитывать у учащихся бережного отношения к природе.

                                                                                   «Природа – арена труда и отдыха. Она                                                                                                                               

                                                                              сокровищница богатств, поставщик сырья

                                                                              энергии, а значит одна из основ экономики...

                                                                              Мы используем природные богатства и

                                                                              условия, охраняем и преобразуем их».

                                                                                                                                Ю.К. Ефремов.

Еще в 40-х годах академик В.И. Вернадский, основоположник учения о ноосфере (сфера разума), писал о том, что хозяйственная деятельность человека стала оказывать на географическую среду не менее сильное воздействие, чем геологические процессы, происходящие в самой природе.

Экологические проблемы мира связаны со взаимоотношением общества и окружающей среды. Это загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, угрожающий рост отходов производства, глобальные изменения климата, ухудшение плодородия почв.

Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования. Загрязнение ее твердыми, жидкими и газообразными отходами и более того, «отравление» ее радиоактивными и другими высокотоксичными веществами уже привели к значительной деградации глобальной экологической системы. В некоторых странах экологическая ситуация достигла уровня экологического кризиса. В настоящее время выделяют три главных центра, в пределах которых произошло наибольшее «столкновение» цивилизации с биосферой.

- Европейский центр площадью 8 млн.кв.км.;

- Азиатский центр – 7 млн.кв.км.;

- Североамериканский центр – 9 млн.кв.км.

Экологическая проблема в настоящее время стала едва не главной проблемой выживания человечества.

В наши дни все большее число стран начинает объединять свои усилия для решения экологической проблемы.

Предлагаю и нам с вами объединить свои усилия и решить данную проблему, используя методику «зеркало инновационных преобразований в практике».

Перед вами стоит проблема: резкое ухудшение состояния биосферы.

Причины: загрязнение атмосферы, загрязнение гидросферы, загрязнение педосферы (почвенный покров).

Вам необходимо создать ситуацию «плюс»:

Из проблемы сформулировать цель;

Из причин сформулировать задачи;

Исходя из задач наметить мероприятия по их решению.

В конце отметить, какие необходимы ресурсы для решения данной проблемы, какой планируете получить продукт ,и каковы критерии эффективности.

Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике».

  1. Постановка проблемы: резкое ухудшение состояния биосферы.
  2. Причины:

                                                                                                                                                                                                                 

                                               

 Ситуация минус

 ____________________________________________________________________________

Ситуация плюс

  1. Цель: улучшить состояние биосферы.
  2. Задачи:

  1. Мероприятия:

Ресурсы: новейшие современные технологические процессы; достижения НТР; человеческий фактор.

Продукт: улучшенная окружающая среда.

Критерии эффективности:

- уменьшение количества углекислого газа и увеличение кислорода в атмосфере;

- уменьшение количества копоти и пыли;

- очистка поверхностных вод и возможность самоочистки водоемов;

- улучшение почвенного покрова, восстановление плодородия почв.

  1. Обсуждение проблемы по группам.

3. Рефлексия: составить синквейн (каждому участнику) из 5 строк.

Синквейн – (от фр. «пять» пятистрочный стих) – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлектировать по какому – либо поводу.

  1. Существительное (тема);
  2. 2 прилагательных;
  3. три глагола;
  4. фраза из 4 слов;
  5. слово – резюме (новая интерпретация темы).

Пример:

  1. Земля;
  2. красивая, голубая;
  3. вращается, притягивает, живет;
  4. Земля планета Солнечной системы;
  5. Наш общий дом.

 

  1. Экология.
  2. Глобальная, всемирная.
  3. Предупреждает, преобразует, охраняет.
  4. Экология – понимание вселенской беды.
  5. Окружающая среда.

Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике»

  1. Постановка проблемы: _____________________________________________________________________________________________  _____________________________________________________________________________________________2.           Причины:

(формулировки с «не» и «нет»)        

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

  1. Цель: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
  2. Задачи:

  1. Мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

План мастер -класса английского языка 7 класс "Экологические проблемы"

МБУ школа № 1 имени Виктора Носова, сценарий мастер – класса (открытого урока) английского языка в 7Б классе на тему «Eco-problems», дата проведения: 19.03.2015, учитель: Инкина З.М., технологии: личн...

Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.

Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...

Экологические проблемы Крыма- наши общие проблемы.

Листая страницы устного журнала, попытаемся выяснить рейтинг самых актуальных экологических проблем, стоящих сегодня перед обществом: некачественная вода, загрязнение воздуха, деградация земельных рес...

Мастер-класс по теме: «Загрязнение окружающей среды как локальная экологическая проблема».

1. Вступительноеслово учителя: Национально-региональный компонент формирует понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи...