Мастер - класс "Глобальная экологическая проблема"
методическая разработка по географии по теме
Еще в 40-х годах академик В.И. Вернадский, основоположник учения о ноосфере (сфера разума), писал о том, что хозяйственная деятельность человека стала оказывать на географическую среду не менее сильное воздействие, чем геологические процессы, происходящие в самой природе.
Экологические проблемы мира связаны со взаимоотношением общества и окружающей среды. Это загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, угрожающий рост отходов производства, глобальные изменения климата, ухудшение плодородия почв.
Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования. Загрязнение ее твердыми, жидкими и газообразными отходами и более того, «отравление» ее радиоактивными и другими высокотоксичными веществами уже привели к значительной деградации глобальной экологической системы. В некоторых странах экологическая ситуация достигла уровня экологического кризиса. В настоящее время выделяют три главных центра, в пределах которых произошло наибольшее «столкновение» цивилизации с биосферой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_globalnaya_ekologicheskaya_problema.rar | 209.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ НОВОБИРЮСИНСКАЯ СОШ
Волков Н.А., учитель географии.
МАСТЕР – КЛАСС
Тема: Глобальная экологическая проблема.
Номинация: Технология критического мышления.
Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике».
В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа. Это «Вызов – Осмысление- Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирования у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Одной из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Технологию критического мышления предложил в середине 90-х годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как мыслить.
Надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей деятельности, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления. Возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федерального, регионального, муниципального, школьного.
Метод проектов рассматривают как систему обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых видов деятельности. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся, что и предполагает методика «Зеркало инновационных преобразований в практике».
Урок географии в 11 классе.
Тема: Глобальная экологическая проблема.
Цели и задачи: формировать представление об экологической ситуации мира; определить экологические проблемы, влияние человеческого фактора на изменение окружающей среды, наметить пути их решения; воспитывать у учащихся бережного отношения к природе.
«Природа – арена труда и отдыха. Она
сокровищница богатств, поставщик сырья
энергии, а значит одна из основ экономики...
Мы используем природные богатства и
условия, охраняем и преобразуем их».
Ю.К. Ефремов.
Еще в 40-х годах академик В.И. Вернадский, основоположник учения о ноосфере (сфера разума), писал о том, что хозяйственная деятельность человека стала оказывать на географическую среду не менее сильное воздействие, чем геологические процессы, происходящие в самой природе.
Экологические проблемы мира связаны со взаимоотношением общества и окружающей среды. Это загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, угрожающий рост отходов производства, глобальные изменения климата, ухудшение плодородия почв.
Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования. Загрязнение ее твердыми, жидкими и газообразными отходами и более того, «отравление» ее радиоактивными и другими высокотоксичными веществами уже привели к значительной деградации глобальной экологической системы. В некоторых странах экологическая ситуация достигла уровня экологического кризиса. В настоящее время выделяют три главных центра, в пределах которых произошло наибольшее «столкновение» цивилизации с биосферой.
- Европейский центр площадью 8 млн.кв.км.;
- Азиатский центр – 7 млн.кв.км.;
- Североамериканский центр – 9 млн.кв.км.
Экологическая проблема в настоящее время стала едва не главной проблемой выживания человечества.
В наши дни все большее число стран начинает объединять свои усилия для решения экологической проблемы.
Предлагаю и нам с вами объединить свои усилия и решить данную проблему, используя методику «зеркало инновационных преобразований в практике».
Перед вами стоит проблема: резкое ухудшение состояния биосферы.
Причины: загрязнение атмосферы, загрязнение гидросферы, загрязнение педосферы (почвенный покров).
Вам необходимо создать ситуацию «плюс»:
Из проблемы сформулировать цель;
Из причин сформулировать задачи;
Исходя из задач наметить мероприятия по их решению.
В конце отметить, какие необходимы ресурсы для решения данной проблемы, какой планируете получить продукт ,и каковы критерии эффективности.
Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике».
- Постановка проблемы: резкое ухудшение состояния биосферы.
- Причины:
Ситуация минус
____________________________________________________________________________
Ситуация плюс
- Цель: улучшить состояние биосферы.
- Задачи:
- Мероприятия:
Ресурсы: новейшие современные технологические процессы; достижения НТР; человеческий фактор.
Продукт: улучшенная окружающая среда.
Критерии эффективности:
- уменьшение количества углекислого газа и увеличение кислорода в атмосфере;
- уменьшение количества копоти и пыли;
- очистка поверхностных вод и возможность самоочистки водоемов;
- улучшение почвенного покрова, восстановление плодородия почв.
- Обсуждение проблемы по группам.
3. Рефлексия: составить синквейн (каждому участнику) из 5 строк.
Синквейн – (от фр. «пять» пятистрочный стих) – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлектировать по какому – либо поводу.
- Существительное (тема);
- 2 прилагательных;
- три глагола;
- фраза из 4 слов;
- слово – резюме (новая интерпретация темы).
Пример:
- Земля;
- красивая, голубая;
- вращается, притягивает, живет;
- Земля планета Солнечной системы;
- Наш общий дом.
- Экология.
- Глобальная, всемирная.
- Предупреждает, преобразует, охраняет.
- Экология – понимание вселенской беды.
- Окружающая среда.
Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике»
- Постановка проблемы: _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________2. Причины:
(формулировки с «не» и «нет»)
Ситуация «минус»
Ситуация «плюс»
- Цель: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Задачи:
- Мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""
Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....
Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"
Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...
Основы регулирования экологических проблем страны (на примере темы "Экологические проблемы Казахстана")
Для интегрированных уроков...
План мастер -класса английского языка 7 класс "Экологические проблемы"
МБУ школа № 1 имени Виктора Носова, сценарий мастер – класса (открытого урока) английского языка в 7Б классе на тему «Eco-problems», дата проведения: 19.03.2015, учитель: Инкина З.М., технологии: личн...
Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.
Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...
Экологические проблемы Крыма- наши общие проблемы.
Листая страницы устного журнала, попытаемся выяснить рейтинг самых актуальных экологических проблем, стоящих сегодня перед обществом: некачественная вода, загрязнение воздуха, деградация земельных рес...
Мастер-класс по теме: «Загрязнение окружающей среды как локальная экологическая проблема».
1. Вступительноеслово учителя: Национально-региональный компонент формирует понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи...