Предпрофильная подготовка школьников по географии
статья по географии (9 класс) по теме
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Поэтому помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprofilnaya_podgotovka_shkolnikov_po_geografii.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предпрофильная подготовка школьников по географии
Современный уровень развития общества предъявляет новые требования к подготовке выпускников школ к жизни и будущей трудовой деятельности. Это связано с целым рядом разных обстоятельств. Во-первых, изменяющийся мир профессий сегодня чрезвычайно динамичен. Ежегодно появляются около 500 новых специальностей. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это означает, что человеку надо стремиться овладеть не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями. В-третьих, сам человек не есть нечто застывшее и навсегда связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого надо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием.
Проводимое мной анкетирование учеников 6-8 классов показало, что только незначительная часть школьников (13%) обращаются за получением профориентационной информации о разных видах труда к учителям. Основная же масса учащихся (87%) предпочитают другие источники информации: 32% подростков обращаются за помощью в решении вопросов выбора профессии к родителям и другим родственникам; 19% - узнают об интересующих видах трудовой деятельности из средств массовой информации; 13% школьников предпочитают советы сверстников в определении собственных профессиональных предпочтений; 11%респондентов вообще не имеют представления, о том, где можно получить интересующие их знания о профессиях.
Подростки имеют крайне слабую информированность о мире профессий, сферах профессиональной деятельности, требованиях, которые предъявляет та или иная профессия человеку. В среднем ученики 6-8 классов называют около 13 профессий. В их число входят наиболее распространенные: продавец, строитель, парикмахер, дворник, пожарный, грузчик, электрик, слесарь, металлург…. А в пятерку самых популярных – водитель, учитель, шахтер, милиционер и врач. Последние из перечисленных профессий были названы большинством учащихся (84%).
Диагностика мотивов выбора профессий свидетельствует, что школьники слабо учитывают возможности и те требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к человеку. Поэтому для большинства учащихся (43%) основным мотивом является внешняя привлекательность, престижность профессии. Для 30% подростков в выборе профессии характерны мотивы, связанные с материальным благополучием, учащиеся хотели бы иметь, прежде всего, хорошо оплачиваемую работу. У 22% школьников на первый план вышли внутренние мотивы, связанные с желанием лучше узнать содержание профессии, обязанности специалиста в избираемой сфере труда. Эту часть подростков привлекала творческая работа, стремление сделать свою профессиональную деятельность полезной для людей. Хотя внутренние мотивы выбора профессии появлялись не у всех учащихся и при ранжировании стояли только на третьем месте, результаты анкетирования показали, что 87% подростков испытывают интерес к содержанию профессии, 73% школьников хотели бы развивать знания, умения и навыки в избираемой сфере профессиональной деятельности. Приведенные выше факты свидетельствуют о неподготовленности большинства школьников к принятию решения выбора профессии. В этой связи целесообразно в 9 классе предложить школьникам курсы по выбору, а в 10-11 классах элективные курсы, что позволит ученикам более качественно подготовиться к ЕГЭ, приобрести знания и навыки, освоить способы деятельности для решения практических, жизненных задач.
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 №2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.
Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входят в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основные функции:
- «надстраивают» профильный курс; тогда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа/класс/, в которой он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);
- развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном образовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне;
- способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Можно условно выделить следующие типы элективных курсов:
- Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы. Предметные элективные курсы можно разделить на группы:
А) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, они имеют как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.
Б) Элективные курсы с углубленным изучением отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу данного предмета.
В) Элективные курсы с углубленным изучением отдельных разделов основного курса, не входящих в обязательную программу данного предмета.
Г) Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
Д) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.
Е) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы, так и не входящего (история астрономии, техники, религии…).
Ж) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических…), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического экспериментов.
- Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
- Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Следует отметить, что в Концепции профильного обучения четко обозначено, что элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:
- способствовать самоопределению ученика и выбору профессиональной деятельности;
- создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
- познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации курсов:
- подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
- приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
- возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
- любопытство;
- поддержка изучения базовых курсов;
- профессиональная ориентация;
- интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы и перспективы профильной и предпрофильной подготовки школьников
Данный материал может быть использован для выступления на педсоветах, заседаниях ШМО...
Курс предпрофильной подготовки "Основы самоорганизации, саморегуляуции, самоуправления школьников" (9 класс, предпрофиль)
Ведущая идея курса (цель) – формирование способности школьников осуществлять самоорганизацию, самоуправление, саморегуляцию на основе осознанного восприятия и запоминания системы зна...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражд...
«Организация и проведение профильных и профессиональных проб в процессе предпрофильной подготовки школьников»
Данная статья о профессиональных пробах. Профпроба - это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деят...
«Реализация дифференцированного подхода в предпрофильной подготовке школьников на основе психофизиологической диагностики»
В рамках предпрофильной подготовки становится актуальным применение дифференцированного подхода к обучающимся. В данной публикации раскрывается методика организации дифференцированного подхода на осно...
Методическая разработка на тему: "Предпрофильная подготовка школьников"
Методическая разработка содержит некоторые теоретические аспекты, методические рекомендации, примерные нормативно-правовые акты, модели предпрофильной подготовки и профильного обучения.Методическая ра...
Методическая разработка по теме"Предпрофильная подготовка школьников как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности"
Данный материал посвящен системе предпрофильной подготовки обучающихся 5-9 классов. Представлен мониторинг результатов....