Проблемы и перспективы профильной и предпрофильной подготовки школьников
статья по алгебре по теме
Данный материал может быть использован для выступления на педсоветах, заседаниях ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_i_perspektivy_profilnoy_i_predprofilnoy_podgotovki.doc | 53 КБ |
презентация | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на педагогическом совете
«Проблемы и перспективы профильной и предпрофильной подготовки»
учителя математики Барановой Н. А.
Слайд №2.
Цель предпрофильной подготовки: способствовать самоопределению учащихся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и подготовить их к продолжению образования.
Проектная идея
Поставить ученика как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности в течение всей жизни. Человек сам строит себя. У каждого ученика должен быть свой путь в школе – сообразно с его задатками, склонностями, интеллектом, развитием. Призвание школы – дать ребенку средства для обретения самого себя, создать условия для собственной деятельности, что ведет самоопределению каждого ученика по окончанию второй ступени общего образования.
Слайд №3
Главная идея –
1. Ученик должен осознать смысл образования.
2. Добровольно принял участие в выборе предметов для глубокого изучения.
3. Выявление и самовыявление природных склонностей и способностей.
Слайд № 4
Принципы предпрофильного обучения: |
Вариативность и свобода выбора элективных курсов; |
Слайд №5
Подготовка учащихся к ситуациям выбора профиля обучения предусматривает этапы:
- Подготовительный (8 класс) – выявление образовательного запроса учащихся;
- Основной (период обучения в 9 классах) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе и принятия решений в различных образовательных ситуациях;
- Завершающий (окончание 9 класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Этапы подготовки к выбору профиля:
Слайд №6
Пропедевтический
Выявление образовательных запросов учащихся 8-х классов | |
Предварительная диагностика запросов учащихся и родителей | |
Презентация «образовательной карты» |
Слайд №7
Основной
Моделирование видов образовательной деятельности по профилю | |
Выбор индивидуального маршрута образовательной деятельности | |
Диагностика и самодиагностика в определении предрасположенности к профилю | |
Анализ образовательной ситуации с целью выявления ограничений |
Слайд №8
Завершающий
Готовность учащихся 9-х классов к выбору профиля | |
Реализация пробы выбора профиля и обучение на данном профиле | |
Соотношение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля |
В нашей школе нет предпрофильных классов, поэтому предпрофильная подготовка ведется во внеурочное время на элективных курсах.
Так по математике ведутся курсы по темам необходимым для успешной сдачи экзаменов в формате ГИА и ЕГЭ , но в школьных учебниках они не достаточно широко и глубоко рассмотрены. Такие темы как «Решение задач с модулем и параметром», «Решение непростых неравенств». Сразу нужно сказать, что задачи по этим темам необходимы для решения части 2 (9 класс) и части С (11 класс), т. е. ими должны оперировать не все учащиеся, и поэтому подробное рассмотрение всеми детьми и не нужно. Таким образом уже с 8, 9 класса идет отбор учащихся , которым необходим более высокий по сравнению с базовым уровень знаний по математике.
Слайд №9
Цели элект курсов по математике:
1)Сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;
2) создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
3) развитие математических , интеллектуальных способностей учащихся , обобщенных умственных умений
Слайд №10
Задачи :
- приобщить учащихся к работе с математической литературой
- выделять логические приемы мышления и способствовать их осмыслению, развитию образного и ассоциативного мышления
- обеспечить диалогичность процесса обучения математике
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету
- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне
- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору , т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования
- выявить интересы и склонности, способности школьников и формировать практический опыт в различных сферах познавательной деятельности
- оказать психолого- педагогическую помощь в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях , в том числе, связанных с профессиональным становлениям. Выявлять и формировать средствами математики направленности личности, ее профессиональные интересы
Содержание курса включает не только информацию, расширяющую сведения по математике, но и знакомит учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
В целях формирования интереса и положительной мотивации к математическому профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности , содержание данного элективного курса включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.
Таким образом, данные курсы по выбору являются прогностическими ( Пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в ученическом учебном плане, повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель предпрофильной подготовки : способствовать самоопределению учащихся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и подготовить их к продолжению образования.
Главная идея – 1. Ученик должен осознать смысл образования. 2. Добровольно принять участие в выборе предметов для глубокого изучения. 3. Выявление и самовыявление природных склонностей и способностей.
Принципы предпрофильного обучения: Вариативность и свобода выбора элективных курсов; Самоопределение учащихся; Возможность проявить себя в различных направлениях; Индивидуализация обучения; Использование технологий дистанционного обучения (самостоятельное движение ученика во времени и пространстве ) ; Активность школьников; Открытость ОУ, оценка успешности осуществляется независимыми экспертами; Разнообразие режимов овладения содержимым учебных программ
Этапы подготовки к выбору профиля: Подготовительный (8 класс) – выявление образовательного запроса учащихся; Основной (период обучения в 9 классах) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе и принятия решений в различных образовательных ситуациях; Завершающий (окончание 9 класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Пропедевтический (подготовительный) Выявление образовательных запросов учащихся 8-х классов Предварительная диагностика запросов учащихся и родителей Презентация «образовательной карты»
Основной Моделирование видов образовательной деятельности по профилю; Выбор индивидуального маршрута образовательной деятельности ; Диагностика и самодиагностика в определении предрасположенности к профилю ; Анализ образовательной ситуации с целью выявления ограничений.
Завершающий Готовность учащихся 9-х классов к выбору профиля ; Реализация пробы выбора профиля и обучение на данном профиле ; Соотношение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля
Цели элективных курсов по математике: 1)Сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач; 2) создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности; 3) развитие математических , интеллектуальных способностей учащихся , обобщенных умственных умений.
Задачи : приобщить учащихся к работе с математической литературой выделять логические приемы мышления и способствовать их осмыслению, развитию образного и ассоциативного мышления обеспечить диалогичность процесса обучения математике дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне создать условия для подготовки к экзаменам по выбору , т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования выявить интересы и склонности, способности школьников и формировать практический опыт в различных сферах познавательной деятельности оказать психолого- педагогическую помощь в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях , в том числе, связанных с профессиональным становлениям. Выявлять и формировать средствами математики направленности личности, ее профессиональные интересы
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системы профессионального самоопределения через систему профильной и предпрофильной подготовки учащихся
Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах. Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников уме...
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса профильного и предпрофильного обучения
Роль педагога-лихолога в сопровождении учебно-воспитательного процесса...
Социальная адаптация личности каждого ребенка через профильное и предпрофильное обучение.
В работе рассматривается социальная адаптация личности каждого ребенка к осознанному выбору через профильное и предпрофильное обучение....
Электронное портфолио учащегося профильной школы. Проблемы и перспективы.
В материале рассмотрены проблемы и перспективы использования портфолио в повышении качества образования учащегося...
Индивидуальные задания к урокам как средство профильной и предпрофильной подготовки
В современной системе образования все большую актуальность приобретают индивидуальные задания для обучающихся. Они предоставляют наиболее благопрятные возможности для развития интересов, способностей ...
Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....