«Организация и проведение профильных и профессиональных проб в процессе предпрофильной подготовки школьников»
статья на тему

Куц Елена Николаевна

Данная статья о профессиональных пробах. Профпроба - это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору направления обучения и будущей профессии.

В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой  профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения учащийся получает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.Помимо профессиональных, со школьниками 9-х классов предстоит проведение и профильных проб, ориентированных на будущее содержание профильного обучения в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon документ84 КБ
Office presentation icon презентация2.62 МБ

Предварительный просмотр:

«Организация и проведение

  профильных и профессиональных

 проб в процессе предпрофильной

 подготовки школьников»

Выступление на заседании

районного методического объединения

 учителей иностранного языка

Куц Елена Николаевна

учитель МОУ СОШ №4

с. Кочубеевское

 Кочубеевского района

Ставропольского края

(Слайд 1)

Организация и проведение  профильных и профессиональных проб в процессе предпрофильной подготовки школьников

(Слайд 2) Профессиональная проба – профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору направления обучения и будущей профессии.

В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой (слайд 3)  профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения учащийся получает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.

Помимо профессиональных, со школьниками 9-х классов предстоит проведение и профильных проб, ориентированных на будущее содержание профильного обучения в старших классах.

Профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.

В этой связи можно выделить следующие (слайд 4) особенности профессиональной пробы:

1. Диагностический характер пробы. В ходе выполнения профессиональной пробы на каждом из ее этапов осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств и способностей обучаться по определенному направлению образования (ПВК).

2. Результатом каждого этапа и всей пробы является получение завершенного продукта деятельности - проекта, изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала.

3. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о направлении получения образования, конкретной профессии, группе родственных профессий, сфере, их включающей.

4. Развивающий характер профильной и профессиональной пробы, направленный на развитие интересов, склонностей, способностей, качеств личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьника к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.

5. Профильная и профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии и направления получения образования. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

Учащиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность по всем типовым профилям и типам профессий: «Человек-Природа», «Человек-Техника» «Человек-Человек», «Человек-Знаковая система», «Человек-Художественный образ».

      Поскольку успешность проведения пробы зависит от того, насколько продуманы действия учителя, необходимо придерживаться определённого (слайд 5) алгоритма осуществления методической работы:

  1. Осмыслить цели и задачи профессиональной пробы как таковой, сформулировать задачи конкретной пробы, определить задачи каждого этапа реализации профиспытания;
  2. Определить ожидаемые результаты работы с учениками и формы контроля уровня их достижения;
  3. Спланировать этапы работы и способы взаимодействия с участниками профпроб.

Выполнение цепочки указанных действий приведёт к пониманию как общей цели проведения профпроб со школьниками, так и тех, которые ориентируют обучающихся на гуманитарный профиль.

(Слайд 6) Цель профессиональных проб, ориентированных на гуманитарную сферу деятельности, заключается в формировании у девятиклассников первоначального опыта реализовать свои знания и умения по гуманитарно-ориентированным предметам в практической деятельности, приближённой к будущей работе, в рамках гуманитарного профиля обучения и профессиональной сферы, взаимосвязанной с гуманитарным образованием. Основными образовательными объектами гуманитарного профиля обучения являются текст, слово, заимствование и проч. Следовательно, все действия обучающихся должны быть направлены на выработку умения оперировать данными объектами при выполнении практико-ориентированных заданий. (Слайд 7) Задачи учителя при осуществлении профессиональных проб, особенно если они осуществляются на материале родного и изучаемого иностранного языков, могут конкретизироваться таким образом:

  • Совершенствовать общеучебные навыки и умения работать с источниками информации;
  • Сформировать у учащихся представления о сути научно-исследовательской деятельности;
  • Совершенствовать навыки самостоятельной деятельности;
  • Содействовать развитию потребности учащихся в рефлексии собственного опыта и своих деловых и личностных  качеств;
  • Сформировать умения содержательного анализа воспринимаемого материала на русском и изучаемом иностранном языках;
  • Сформировать умения проводить аналогии и сравнения языковых явлений и элементов культуры родной страны и страны изучаемого языка в анализируемых источниках информации;
  • Совершенствовать умения работать с толковыми иноязычными словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой;
  • Содействовать развитию творческих способностей девятиклассников;
  • Расширить общий кругозор обучающихся в процессе предметно- ориентированной деятельности.

Таким образом, (слайд 8) при проведении профессиональной пробы учащиеся овладевают всеми аспектами иноязычной культуры: познавательными, учебными, развивающими и воспитательными. Однако познавательный и развивающий аспекты доминируют в данном виде учебной деятельности. (Слайд 9) Отличительные характеристики профпробы (мобильность, вариативность, компактность во времени, приближённость к реальным условиям работы в профиле и профессинальной сфере) и их ориентация на гуманитарную область знаний определяют минимальные требования к содержательной базе сценариев профиспытаний. Отправной точкой работы должна стать информация, представленная в аудиовизуальной и печатной продукции средств массовой информации на родном и иностранном языках. Предлагаемые факты подталкивают школьников применять на практике теоретические знания о языках. Однако использование этих знаний должно привести подростков к поиску дополнительных сведений, напрямую или косвенно связанных с иными областями гуманитарного образования, с такими, например, как языкознание, психология, социология, история, литература, право, информационные технологии.

(Слайд 10) В зависимости от того, какие варианты для решения проблемы могут быть предложены ученикам, прогнозируются общие и детализированные ожидаемые результаты реализации пробы. Ввиду того, что доминирующими аспектами профиспытаний являются развивающий и познавательный, можно предложить формулировку результатов учебной деятельности в виде минимальных требований к уровню образованности учащихся, освоивших программу профпробы.

(Слайд 11) Основными компонентами образованности могут быть предметно- информационный, деятельностно-коммуникативный и ценностно- ориентационный.

    (Слайд 12)

  1. Предметно-информационная составляющая образованности ученика:
  1. Знает языковые нормы изучаемого иностранного языка (в пределах общеобразовательной программы для учащихся 8-9 классов);
  2. Имеет представления об особенностях языковой нормы в текстах, соответствующих целям профпробы, например, в текстах рекламного характера;
  3. Знает об иностранном языке как средстве получения информации и развития личности.

 (Слайд 13)

  1. Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности ученика:
  1. Умеет сопоставлять реалии родной и иноязычной культуры, языковых явлений, присущих двум языкам;
  2. Умеет защищать свою позицию при беседе;
  3. Привлекает дополнительную информацию из других областей культуры и сфер научных знаний;
  4. Знает, как оформлять текст отчёта о проделанной работе;
  5. Знает алгоритм проведения проектной деятельности.

(Слайд 14)

  1. Ценностно-ориентационная составляющая образованности ученика:
  1. Понимает значимость изучения родной и иноязычной культур;
  2. Признаёт право других народов на культурное самовыражение;
  3. Проявляет интерес к гуманитарно- ориентированной области научных знаний;
  4. Осознаёт важность профильного выбора
  5. Проявляет готовность к самоанализу и самооценке собственных профильно- ориентированных способностей и наклонностей.

( Слайд15)

Способы определения уровня успешности.

Текущая аттестация не предусмотрена в данном виде деятельности, однако мониторинг процесса усвоения знаний и способов деятельности осуществляется на основе количества и глубины вопросов, которые задают обучающиеся при проведении с ними групповых и индивидуальных консультаций.

Итоговая аттестация качества усвоения знаний проводится в форме зачёта- защиты проекта и написания эвристического сочинения.

Если проект отличается достаточной глубиной содержания и включает авторские ремарки: рекомендации в своей работе для преподавателя или других учащихся; аргументированные выводы о важности проделанной работы, то  это является основанием для получения зачёта.

Сочинение имеет своей целью выявить уровень готовности учащихся к сознательному профильному самоопределению. Оно не предназначено для того, чтобы его оценивали « зачтено - не зачтено». Его основная цель- проведение рефлексии полученного практического опыта. При написании эвристического сочинения старшеклассникам можно предложить перечень вопросов:

  • Что значит для меня слово « карьера»?
  • Могу ли я теперь,  после окончания профпробы, достаточно чётко определить, какая сфера профессиональной деятельности меня интересует? Если не могу, то возможно ли обозначить потенциальные профессии какими- либо условными, общими характеристиками- названиями ( « творческие», « предпринимательские», « инженерно- изобретательские», « сервисные»,«юридические»,«офисные»,«охранно-военные»,« исследовательские» и т. д.)?
  • В каких видах трудовой профессиональной деятельности, которые я перечислил во втором пункте, я бы точно не стал принимать участие? Почему?
  • Если у меня нет пока конкретного выбора профессии, то какие требования (пожелания) к профессии или к направлениям продолжения образования я могу перечислить?
  • Помогла ли профессиональная проба лучше осознать свои достоинства, недостатки и профильные предпочтения?
  • В чём я вижу смысл своей образовательной деятельности в старшей школе и своего будущего профессионального труда?
  • Как соотносится мой выбор профиля с интересом к школьным предметам?
  • Как соотносятся профильные и профессиональные интересы с успеваемостью по соответствующим школьным предметам?
  • Что я уже сейчас предпринимаю для реализации своих профильных намерений?
  • С какими основными трудностями при реализации своих планов я уже столкнулся?
  • Что я предпринимаю для преодоления этих трудностей?
  • Возникали ли у меня неприятные ощущения, когда пытался ответить на предложенные вопросы и по какой причине не мог ответить (неприятно размышлять о представленной проблеме, не хочется отвечать на них малознакомым людям, неохота думать о слишком серьёзных вещах и тем более записывать свои размышления)?

Вместо сочинения можно организовать коллективное обсуждение данной проблемы.

Профессиональная проба по гуманитарным предметам может быть рассчитана на пять часов аудиторной работы, и с этой точки зрения она представляет собой краткосрочные курсы.

(Слайд16)

Организационные формы проведения профпробы.

Занятие

Форма занятия

Краткий комментарий

1

Лекция

Возможна лекция с элементами  беседы

2

Групповое консультирование

При условии, что участников достаточное количество и все они сгруппированы во временные творческие команды

3

Индивидуальное консультирование

Подготовка к творческому отчёту

4

5

Творческий отчёт

Защита проектов

Помимо уроков достаточно большой объём работы выполняется участниками  профиспытаний самостоятельно. Самостоятельная работа  школьников предполагает: подготовку к занятиям- консультациям; выполнение заданий, способствующих решению учебных задач; самостоятельное повторение и изучение отдельных содержательных аспектов профпроб; выполнение творческих заданий; подготовку сообщений по изучаемым явлениям и создание собственных проектов на основе осмысления изучаемой информации.

( Слайд 17)

Типовыми заданиями для самостоятельной работы можно считать:

  • Анализ, конспектирование, систематизацию изучаемых явлений;
  • Поиск, обобщение и предоставление дополнительных сведений по рассматриваемым проблемам;
  • Сравнительный анализ русскоязычных и иноязычных версий изучаемых явлений;
  • Повторение или самостоятельное изучение теоретического материала по проблеме;
  • Собственное творчество (выполнение проектной работы)

             ( Слайд 18)

Профессиональная проба проводится в три этапа: подготовительный, исполнительный и итоговый этапы её реализации.

( Слайд 19)

На подготовительном этапе преподаватель анализирует имеющийся у него в наличии дидактический материал, подбирает литературу для школьников,намечает возможные варианты реализации предложенных проб.

Подготовительный этап для школьников заключается в знакомстве с проблемной ситуацией, разрешение которой невозможно без приложения дополнительных интеллектуальных затрат и поисковых усилий.

Подготовительный этап можно назвать периодом погружения обучающихся в проблему. Наиболее эффективным способом его организации является проблемная лекция или беседа.

(Слайд 20)

Беседа должна содержать три обязательных элемента:

  1. Презентация проблемы;
  2. Презентация возможных вариантов решения поставленной проблемы;
  3.  Инструктаж подростков о том, как следует организовать своё рабочее время для решения проблемного вопроса, как можно фиксировать промежуточные результаты собственного исследования, а также информирование участников профпробы о дальнейших формах аудиторной работы.

             (Слайд 21)

Исполнительный этап представлен консультативной формой общения школьников и учителя. Он занимает три часа аудиторного времени, при этом условно можно выделить один час для групповой консультации и два часа для индивидуальной консультации.

Под групповой консультацией понимается совместное проведение первичного анализа собранных каждым участником проекта. На первом занятии формулируется задание, проверку и анализ которого можно провести объединёнными усилиями. Таким заданием может быть сбор фактического материала по затронутой проблеме в специальной литературе. Именно анализу данного материала и посвящён второй час профпробы. На этом же занятии каждый член команды получает определённый участок работы.

Последующие два часа - это индивидуальная работа. В зависимости от вида проектной деятельности (индивидуальный или парный, групповой) первый индивидуальный консультационный час может быть организован для представителей группового проекта, когда группа учащихся приходит к учителю консультанту с тем материалом, который у неё накоплен и вместе с учителем решают, какой план дальнейшей работы выбрать. Если же это индивидуальный проект, то учитель даёт рекомендации отдельным девятиклассникам.

Второй час индивидуального консультирования посвящается совместно- раздельной работе над проектами, когда учащиеся могут задать вопросы не только преподавателю, но и другим участникам профпробы, обмениваться различными идеями по проблеме. На этом же занятии рекомендуется обратить учащихся на то, что проектно- исследовательская деятельность должна иметь свой собственный итоговый продукт:  устный доклад по теме с предоставлением письменных тезисов выступления; сводные таблицы, схемы, памятки, раскрывающие суть проблемы и способ её разрешения; плакаты и другой вид рекламы своей продукции.

(Слайд 22)

Итоговый этап осуществления профессиональной пробы - обсуждение итогов поисково - аналитической деятельности творческих групп и индивидуальных проектов.

 (Слайд 23)

Он включает три основных момента.

  1. Вступительное слово учителя с объявлением общей проблемы, решение которой и заставило всех участников пробы разделиться на подгруппы.
  2. Презентация отчётов девятиклассников о проделанной работе. Задача учителя на этом этапе – стимулировать учащихся – слушателей к обсуждению прослушанных сообщений.
  3. Обобщение всех высказываний и подведение итогов совместной работы школьников. Завершение аналитического обзора должно подвигнуть подростков к размышлению (написанию эвристического сочинения), как эта работа повлияла на их готовность выбрать профиль дальнейшего обучения, и насколько это влияние было значительным.

Сочинение становится формой итоговой аттестации участников профиспытаний. В задачу учителя входит краткий анализ его содержания. Ему следует обратить внимание на положительные сдвиги в сфере самооценки подростка.

(Слайд 24)

Экспериментальная проверка разработанных этапов профпробы  показала, что участники профпроб становятся более уверенными в себе, не боятся высказывать и отстаивать свою точку зрения. Познавательная активность и сознательное отношение к учёбе значительно возрастают. Обнаружена взаимосвязь между проводимыми пробами и собственно участием девятиклассников в школьном научном обществе. Отмечена общая тенденция, когда тематика творческих заданий профпроб становилась предметом дальнейшего исследования учащихся уже в 10 классе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация выполнена учителем иностранного языка МОУ СОШ № 4 с. Кочубеевское Ставропольского края Куц Еленой Николаевной

Слайд 2

профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору направления обучения и будущей профессии.

Слайд 3

выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения учащийся получает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.

Слайд 4

1. Диагностический характер пробы. 2. Результатом каждого этапа и всей пробы является получение завершенного продукта деятельности. 3. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о направлении получения образования, конкретной профессии, группе родственных профессий, сфере, их включающей. 4. Развивающий характер профильной и профессиональной пробы. 5. Профильная и профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии и направления получения образования.

Слайд 5

Осмыслить цели и задачи профессиональной пробы как таковой, сформулировать задачи конкретной пробы, определить задачи каждого этапа реализации профиспытания; Определить ожидаемые результаты работы с учениками и формы контроля уровня их достижения; Спланировать этапы работы и способы взаимодействия с участниками профпроб.

Слайд 6

формирование у девятиклассников первоначального опыта реализовать свои знания и умения по гуманитарно- ориентированным предметам в практической деятельности, приближённой к будущей работе, в рамках гуманитарного профиля обучения и профессиональной сферы, взаимосвязанной с гуманитарным образованием.

Слайд 7

Совершенствовать общеучебные навыки и умения работать с источниками информации; Сформировать у учащихся представления о сути научно-исследовательской деятельности; Совершенствовать навыки самостоятельной деятельности; Содействовать развитию потребности учащихся в рефлексии собственного опыта и своих деловых и личностных качеств; Сформировать умения содержательного анализа воспринимаемого материала на русском и изучаемом иностранном языках; Сформировать умения проводить аналогии и сравнения языковых явлений и элементов культуры родной страны и страны изучаемого языка в анализируемых источниках информации; Совершенствовать умения работать с толковыми иноязычными словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой; Содействовать развитию творческих способностей девятиклассников; Расширить общий кругозор обучающихся в процессе предметно- ориентированной деятельности

Слайд 8

познавательными, учебными, развивающими и воспитательными аспектами иноязычной культуры. Однако познавательный и развивающий аспекты доминируют в данном виде учебной деятельности.

Слайд 9

мобильность, вариативность, компактность во времени, приближённость к реальным условиям работы в профиле и профессиональной сфере, ориентация на гуманитарную область знаний.

Слайд 10

минимальные требования к уровню образованности учащихся, освоивших программу профпробы.

Слайд 11

предметно- информационный, деятельностно-коммуникативный, ценностно- ориентационный.

Слайд 12

Знает языковые нормы изучаемого иностранного языка (в пределах общеобразовательной программы для учащихся 8-9 классов); Имеет представления об особенностях языковой нормы в текстах, соответствующих целям профпробы, например, в текстах рекламного характера; Знает об иностранном языке как средстве получения информации и развития личности.

Слайд 13

Умеет сопоставлять реалии родной и иноязычной культуры, языковых явлений, присущих двум языкам; Умеет защищать свою позицию при беседе; Привлекает дополнительную информацию из других областей культуры и сфер научных знаний; Знает, как оформлять текст отчёта о проделанной работе; Знает алгоритм проведения проектной деятельности.

Слайд 14

Понимает значимость изучения родной и иноязычной культур; Признаёт право других народов на культурное самовыражение; Проявляет интерес к гуманитарно- ориентированной области научных знаний; Осознаёт важность профильного выбора Проявляет готовность к самоанализу и самооценке собственных профильно- ориентированных способностей и наклонностей.

Слайд 15

мониторинг процесса усвоения знаний и способов деятельности на основе количества и глубины вопросов, которые задают обучающиеся при проведении с ними групповых и индивидуальных консультаций. итоговая аттестация качества усвоения знаний в форме зачёта- защиты проекта и написания эвристического сочинения.

Слайд 16

Занятие Форма занятия Краткий комментарий 1 Лекция Возможна лекция с элементами беседы 2 Групповое консультирование При условии, что участников достаточное количество и все они сгруппированы во временные творческие команды 3 Индивидуальное консультирование Подготовка к творческому отчёту 4 5 Творческий отчёт Защита проектов

Слайд 17

подготовка к занятиям- консультациям; выполнение заданий, способствующих решению учебных задач; самостоятельное повторение и изучение отдельных содержательных аспектов профпроб; выполнение творческих заданий; подготовка сообщений по изучаемым явлениям; создание собственных проектов на основе осмысления изучаемой информации

Слайд 18

подготовительный, исполнительный, итоговый

Слайд 19

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК анализирует имеющийся у него в наличии дидактический материал, подбирает литературу для школьников, намечает возможные варианты реализации предложенных проб. знакомится с проблемной ситуацией, разрешение которой невозможно без приложения дополнительных интеллектуальных затрат и поисковых усилий.

Слайд 20

Презентация проблемы; Презентация возможных вариантов решения поставленной проблемы; Инструктаж подростков о том, как следует организовать своё рабочее время для решения проблемного вопроса, как можно фиксировать промежуточные результаты собственного исследования, а также информирование участников профпробы о дальнейших формах аудиторной работы.

Слайд 21

Консультативная форма общения школьников и учителя: групповые консультации индивидуальные консультации.

Слайд 22

обсуждение итогов поисково - аналитической деятельности творческих групп и индивидуальных проектов.

Слайд 23

Вступительное слово учителя с объявлением общей проблемы, решение которой и заставило всех участников пробы разделиться на подгруппы. Презентация отчётов девятиклассников о проделанной работе. Обобщение всех высказываний и подведение итогов совместной работы школьников.

Слайд 24

Участники профпроб становятся более уверенными в себе, не боятся высказывать и отстаивать свою точку зрения. Познавательная активность и сознательное отношение к учёбе значительно возрастают. Обнаружена взаимосвязь между проводимыми пробами и собственно участием девятиклассников в школьном научном обществе. Отмечена общая тенденция, когда тематика творческих заданий профессиональных проб становилась предметом дальнейшего исследования учащихся уже в 10 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильная практика старшеклассников (из опыта организации и проведения)

Профильная практика старшеклассников- форма внеурочной деятельности, позволяющая интегрировать деятельность учителей различных учебных циклов, с оединить урочную и внеурочную деятельность.  Предс...

Практика организации и проведения профильной смены "Олимпийская неделя"

Организация работы профильной смены по олимпийскому воспитанию...

Из опыта организации и проведения физического практикума в 10 классе профильного уровняю

В данном опыте  рассказывается о 13 лабораторных работах физического практикума и подробно о 3-х из них с подробным описанием, с фотографиями и чертежами. Данные 3 работы являются авторскими....

Статья "Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприятий"

В статье представлен опыт работы воспитателей по теме "Воспитание школьников с нарушением слуха  в процессе внеурочной деятельности  через организацию и проведение общешкольных мероприя...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ

Настоящие методические рекомендации предназначены для специалистов органов муниципального самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и сотрудников общеобразовательных...