«Организация и проведение профильных и профессиональных проб в процессе предпрофильной подготовки школьников»
статья на тему
Данная статья о профессиональных пробах. Профпроба - это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору направления обучения и будущей профессии.
В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения учащийся получает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.Помимо профессиональных, со школьниками 9-х классов предстоит проведение и профильных проб, ориентированных на будущее содержание профильного обучения в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
документ | 84 КБ |
презентация | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
«Организация и проведение
профильных и профессиональных
проб в процессе предпрофильной
подготовки школьников»
Выступление на заседании
районного методического объединения
учителей иностранного языка
Куц Елена Николаевна
учитель МОУ СОШ №4
с. Кочубеевское
Кочубеевского района
Ставропольского края
(Слайд 1)
Организация и проведение профильных и профессиональных проб в процессе предпрофильной подготовки школьников
(Слайд 2) Профессиональная проба – профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору направления обучения и будущей профессии.
В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой (слайд 3) профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения учащийся получает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.
Помимо профессиональных, со школьниками 9-х классов предстоит проведение и профильных проб, ориентированных на будущее содержание профильного обучения в старших классах.
Профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.
В этой связи можно выделить следующие (слайд 4) особенности профессиональной пробы:
1. Диагностический характер пробы. В ходе выполнения профессиональной пробы на каждом из ее этапов осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств и способностей обучаться по определенному направлению образования (ПВК).
2. Результатом каждого этапа и всей пробы является получение завершенного продукта деятельности - проекта, изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала.
3. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о направлении получения образования, конкретной профессии, группе родственных профессий, сфере, их включающей.
4. Развивающий характер профильной и профессиональной пробы, направленный на развитие интересов, склонностей, способностей, качеств личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьника к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.
5. Профильная и профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии и направления получения образования. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.
Учащиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность по всем типовым профилям и типам профессий: «Человек-Природа», «Человек-Техника» «Человек-Человек», «Человек-Знаковая система», «Человек-Художественный образ».
Поскольку успешность проведения пробы зависит от того, насколько продуманы действия учителя, необходимо придерживаться определённого (слайд 5) алгоритма осуществления методической работы:
- Осмыслить цели и задачи профессиональной пробы как таковой, сформулировать задачи конкретной пробы, определить задачи каждого этапа реализации профиспытания;
- Определить ожидаемые результаты работы с учениками и формы контроля уровня их достижения;
- Спланировать этапы работы и способы взаимодействия с участниками профпроб.
Выполнение цепочки указанных действий приведёт к пониманию как общей цели проведения профпроб со школьниками, так и тех, которые ориентируют обучающихся на гуманитарный профиль.
(Слайд 6) Цель профессиональных проб, ориентированных на гуманитарную сферу деятельности, заключается в формировании у девятиклассников первоначального опыта реализовать свои знания и умения по гуманитарно-ориентированным предметам в практической деятельности, приближённой к будущей работе, в рамках гуманитарного профиля обучения и профессиональной сферы, взаимосвязанной с гуманитарным образованием. Основными образовательными объектами гуманитарного профиля обучения являются текст, слово, заимствование и проч. Следовательно, все действия обучающихся должны быть направлены на выработку умения оперировать данными объектами при выполнении практико-ориентированных заданий. (Слайд 7) Задачи учителя при осуществлении профессиональных проб, особенно если они осуществляются на материале родного и изучаемого иностранного языков, могут конкретизироваться таким образом:
- Совершенствовать общеучебные навыки и умения работать с источниками информации;
- Сформировать у учащихся представления о сути научно-исследовательской деятельности;
- Совершенствовать навыки самостоятельной деятельности;
- Содействовать развитию потребности учащихся в рефлексии собственного опыта и своих деловых и личностных качеств;
- Сформировать умения содержательного анализа воспринимаемого материала на русском и изучаемом иностранном языках;
- Сформировать умения проводить аналогии и сравнения языковых явлений и элементов культуры родной страны и страны изучаемого языка в анализируемых источниках информации;
- Совершенствовать умения работать с толковыми иноязычными словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой;
- Содействовать развитию творческих способностей девятиклассников;
- Расширить общий кругозор обучающихся в процессе предметно- ориентированной деятельности.
Таким образом, (слайд 8) при проведении профессиональной пробы учащиеся овладевают всеми аспектами иноязычной культуры: познавательными, учебными, развивающими и воспитательными. Однако познавательный и развивающий аспекты доминируют в данном виде учебной деятельности. (Слайд 9) Отличительные характеристики профпробы (мобильность, вариативность, компактность во времени, приближённость к реальным условиям работы в профиле и профессинальной сфере) и их ориентация на гуманитарную область знаний определяют минимальные требования к содержательной базе сценариев профиспытаний. Отправной точкой работы должна стать информация, представленная в аудиовизуальной и печатной продукции средств массовой информации на родном и иностранном языках. Предлагаемые факты подталкивают школьников применять на практике теоретические знания о языках. Однако использование этих знаний должно привести подростков к поиску дополнительных сведений, напрямую или косвенно связанных с иными областями гуманитарного образования, с такими, например, как языкознание, психология, социология, история, литература, право, информационные технологии.
(Слайд 10) В зависимости от того, какие варианты для решения проблемы могут быть предложены ученикам, прогнозируются общие и детализированные ожидаемые результаты реализации пробы. Ввиду того, что доминирующими аспектами профиспытаний являются развивающий и познавательный, можно предложить формулировку результатов учебной деятельности в виде минимальных требований к уровню образованности учащихся, освоивших программу профпробы.
(Слайд 11) Основными компонентами образованности могут быть предметно- информационный, деятельностно-коммуникативный и ценностно- ориентационный.
(Слайд 12)
- Предметно-информационная составляющая образованности ученика:
- Знает языковые нормы изучаемого иностранного языка (в пределах общеобразовательной программы для учащихся 8-9 классов);
- Имеет представления об особенностях языковой нормы в текстах, соответствующих целям профпробы, например, в текстах рекламного характера;
- Знает об иностранном языке как средстве получения информации и развития личности.
(Слайд 13)
- Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности ученика:
- Умеет сопоставлять реалии родной и иноязычной культуры, языковых явлений, присущих двум языкам;
- Умеет защищать свою позицию при беседе;
- Привлекает дополнительную информацию из других областей культуры и сфер научных знаний;
- Знает, как оформлять текст отчёта о проделанной работе;
- Знает алгоритм проведения проектной деятельности.
(Слайд 14)
- Ценностно-ориентационная составляющая образованности ученика:
- Понимает значимость изучения родной и иноязычной культур;
- Признаёт право других народов на культурное самовыражение;
- Проявляет интерес к гуманитарно- ориентированной области научных знаний;
- Осознаёт важность профильного выбора
- Проявляет готовность к самоанализу и самооценке собственных профильно- ориентированных способностей и наклонностей.
( Слайд15)
Способы определения уровня успешности.
Текущая аттестация не предусмотрена в данном виде деятельности, однако мониторинг процесса усвоения знаний и способов деятельности осуществляется на основе количества и глубины вопросов, которые задают обучающиеся при проведении с ними групповых и индивидуальных консультаций.
Итоговая аттестация качества усвоения знаний проводится в форме зачёта- защиты проекта и написания эвристического сочинения.
Если проект отличается достаточной глубиной содержания и включает авторские ремарки: рекомендации в своей работе для преподавателя или других учащихся; аргументированные выводы о важности проделанной работы, то это является основанием для получения зачёта.
Сочинение имеет своей целью выявить уровень готовности учащихся к сознательному профильному самоопределению. Оно не предназначено для того, чтобы его оценивали « зачтено - не зачтено». Его основная цель- проведение рефлексии полученного практического опыта. При написании эвристического сочинения старшеклассникам можно предложить перечень вопросов:
- Что значит для меня слово « карьера»?
- Могу ли я теперь, после окончания профпробы, достаточно чётко определить, какая сфера профессиональной деятельности меня интересует? Если не могу, то возможно ли обозначить потенциальные профессии какими- либо условными, общими характеристиками- названиями ( « творческие», « предпринимательские», « инженерно- изобретательские», « сервисные»,«юридические»,«офисные»,«охранно-военные»,« исследовательские» и т. д.)?
- В каких видах трудовой профессиональной деятельности, которые я перечислил во втором пункте, я бы точно не стал принимать участие? Почему?
- Если у меня нет пока конкретного выбора профессии, то какие требования (пожелания) к профессии или к направлениям продолжения образования я могу перечислить?
- Помогла ли профессиональная проба лучше осознать свои достоинства, недостатки и профильные предпочтения?
- В чём я вижу смысл своей образовательной деятельности в старшей школе и своего будущего профессионального труда?
- Как соотносится мой выбор профиля с интересом к школьным предметам?
- Как соотносятся профильные и профессиональные интересы с успеваемостью по соответствующим школьным предметам?
- Что я уже сейчас предпринимаю для реализации своих профильных намерений?
- С какими основными трудностями при реализации своих планов я уже столкнулся?
- Что я предпринимаю для преодоления этих трудностей?
- Возникали ли у меня неприятные ощущения, когда пытался ответить на предложенные вопросы и по какой причине не мог ответить (неприятно размышлять о представленной проблеме, не хочется отвечать на них малознакомым людям, неохота думать о слишком серьёзных вещах и тем более записывать свои размышления)?
Вместо сочинения можно организовать коллективное обсуждение данной проблемы.
Профессиональная проба по гуманитарным предметам может быть рассчитана на пять часов аудиторной работы, и с этой точки зрения она представляет собой краткосрочные курсы.
(Слайд16)
Организационные формы проведения профпробы.
Занятие | Форма занятия | Краткий комментарий |
1 | Лекция | Возможна лекция с элементами беседы |
2 | Групповое консультирование | При условии, что участников достаточное количество и все они сгруппированы во временные творческие команды |
3 | Индивидуальное консультирование | Подготовка к творческому отчёту |
4 | ||
5 | Творческий отчёт | Защита проектов |
Помимо уроков достаточно большой объём работы выполняется участниками профиспытаний самостоятельно. Самостоятельная работа школьников предполагает: подготовку к занятиям- консультациям; выполнение заданий, способствующих решению учебных задач; самостоятельное повторение и изучение отдельных содержательных аспектов профпроб; выполнение творческих заданий; подготовку сообщений по изучаемым явлениям и создание собственных проектов на основе осмысления изучаемой информации.
( Слайд 17)
Типовыми заданиями для самостоятельной работы можно считать:
- Анализ, конспектирование, систематизацию изучаемых явлений;
- Поиск, обобщение и предоставление дополнительных сведений по рассматриваемым проблемам;
- Сравнительный анализ русскоязычных и иноязычных версий изучаемых явлений;
- Повторение или самостоятельное изучение теоретического материала по проблеме;
- Собственное творчество (выполнение проектной работы)
( Слайд 18)
Профессиональная проба проводится в три этапа: подготовительный, исполнительный и итоговый этапы её реализации.
( Слайд 19)
На подготовительном этапе преподаватель анализирует имеющийся у него в наличии дидактический материал, подбирает литературу для школьников,намечает возможные варианты реализации предложенных проб.
Подготовительный этап для школьников заключается в знакомстве с проблемной ситуацией, разрешение которой невозможно без приложения дополнительных интеллектуальных затрат и поисковых усилий.
Подготовительный этап можно назвать периодом погружения обучающихся в проблему. Наиболее эффективным способом его организации является проблемная лекция или беседа.
(Слайд 20)
Беседа должна содержать три обязательных элемента:
- Презентация проблемы;
- Презентация возможных вариантов решения поставленной проблемы;
- Инструктаж подростков о том, как следует организовать своё рабочее время для решения проблемного вопроса, как можно фиксировать промежуточные результаты собственного исследования, а также информирование участников профпробы о дальнейших формах аудиторной работы.
(Слайд 21)
Исполнительный этап представлен консультативной формой общения школьников и учителя. Он занимает три часа аудиторного времени, при этом условно можно выделить один час для групповой консультации и два часа для индивидуальной консультации.
Под групповой консультацией понимается совместное проведение первичного анализа собранных каждым участником проекта. На первом занятии формулируется задание, проверку и анализ которого можно провести объединёнными усилиями. Таким заданием может быть сбор фактического материала по затронутой проблеме в специальной литературе. Именно анализу данного материала и посвящён второй час профпробы. На этом же занятии каждый член команды получает определённый участок работы.
Последующие два часа - это индивидуальная работа. В зависимости от вида проектной деятельности (индивидуальный или парный, групповой) первый индивидуальный консультационный час может быть организован для представителей группового проекта, когда группа учащихся приходит к учителю консультанту с тем материалом, который у неё накоплен и вместе с учителем решают, какой план дальнейшей работы выбрать. Если же это индивидуальный проект, то учитель даёт рекомендации отдельным девятиклассникам.
Второй час индивидуального консультирования посвящается совместно- раздельной работе над проектами, когда учащиеся могут задать вопросы не только преподавателю, но и другим участникам профпробы, обмениваться различными идеями по проблеме. На этом же занятии рекомендуется обратить учащихся на то, что проектно- исследовательская деятельность должна иметь свой собственный итоговый продукт: устный доклад по теме с предоставлением письменных тезисов выступления; сводные таблицы, схемы, памятки, раскрывающие суть проблемы и способ её разрешения; плакаты и другой вид рекламы своей продукции.
(Слайд 22)
Итоговый этап осуществления профессиональной пробы - обсуждение итогов поисково - аналитической деятельности творческих групп и индивидуальных проектов.
(Слайд 23)
Он включает три основных момента.
- Вступительное слово учителя с объявлением общей проблемы, решение которой и заставило всех участников пробы разделиться на подгруппы.
- Презентация отчётов девятиклассников о проделанной работе. Задача учителя на этом этапе – стимулировать учащихся – слушателей к обсуждению прослушанных сообщений.
- Обобщение всех высказываний и подведение итогов совместной работы школьников. Завершение аналитического обзора должно подвигнуть подростков к размышлению (написанию эвристического сочинения), как эта работа повлияла на их готовность выбрать профиль дальнейшего обучения, и насколько это влияние было значительным.
Сочинение становится формой итоговой аттестации участников профиспытаний. В задачу учителя входит краткий анализ его содержания. Ему следует обратить внимание на положительные сдвиги в сфере самооценки подростка.
(Слайд 24)
Экспериментальная проверка разработанных этапов профпробы показала, что участники профпроб становятся более уверенными в себе, не боятся высказывать и отстаивать свою точку зрения. Познавательная активность и сознательное отношение к учёбе значительно возрастают. Обнаружена взаимосвязь между проводимыми пробами и собственно участием девятиклассников в школьном научном обществе. Отмечена общая тенденция, когда тематика творческих заданий профпроб становилась предметом дальнейшего исследования учащихся уже в 10 классе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору направления обучения и будущей профессии.
выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения учащийся получает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.
1. Диагностический характер пробы. 2. Результатом каждого этапа и всей пробы является получение завершенного продукта деятельности. 3. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о направлении получения образования, конкретной профессии, группе родственных профессий, сфере, их включающей. 4. Развивающий характер профильной и профессиональной пробы. 5. Профильная и профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии и направления получения образования.
Осмыслить цели и задачи профессиональной пробы как таковой, сформулировать задачи конкретной пробы, определить задачи каждого этапа реализации профиспытания; Определить ожидаемые результаты работы с учениками и формы контроля уровня их достижения; Спланировать этапы работы и способы взаимодействия с участниками профпроб.
формирование у девятиклассников первоначального опыта реализовать свои знания и умения по гуманитарно- ориентированным предметам в практической деятельности, приближённой к будущей работе, в рамках гуманитарного профиля обучения и профессиональной сферы, взаимосвязанной с гуманитарным образованием.
Совершенствовать общеучебные навыки и умения работать с источниками информации; Сформировать у учащихся представления о сути научно-исследовательской деятельности; Совершенствовать навыки самостоятельной деятельности; Содействовать развитию потребности учащихся в рефлексии собственного опыта и своих деловых и личностных качеств; Сформировать умения содержательного анализа воспринимаемого материала на русском и изучаемом иностранном языках; Сформировать умения проводить аналогии и сравнения языковых явлений и элементов культуры родной страны и страны изучаемого языка в анализируемых источниках информации; Совершенствовать умения работать с толковыми иноязычными словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой; Содействовать развитию творческих способностей девятиклассников; Расширить общий кругозор обучающихся в процессе предметно- ориентированной деятельности
познавательными, учебными, развивающими и воспитательными аспектами иноязычной культуры. Однако познавательный и развивающий аспекты доминируют в данном виде учебной деятельности.
мобильность, вариативность, компактность во времени, приближённость к реальным условиям работы в профиле и профессиональной сфере, ориентация на гуманитарную область знаний.
минимальные требования к уровню образованности учащихся, освоивших программу профпробы.
предметно- информационный, деятельностно-коммуникативный, ценностно- ориентационный.
Знает языковые нормы изучаемого иностранного языка (в пределах общеобразовательной программы для учащихся 8-9 классов); Имеет представления об особенностях языковой нормы в текстах, соответствующих целям профпробы, например, в текстах рекламного характера; Знает об иностранном языке как средстве получения информации и развития личности.
Умеет сопоставлять реалии родной и иноязычной культуры, языковых явлений, присущих двум языкам; Умеет защищать свою позицию при беседе; Привлекает дополнительную информацию из других областей культуры и сфер научных знаний; Знает, как оформлять текст отчёта о проделанной работе; Знает алгоритм проведения проектной деятельности.
Понимает значимость изучения родной и иноязычной культур; Признаёт право других народов на культурное самовыражение; Проявляет интерес к гуманитарно- ориентированной области научных знаний; Осознаёт важность профильного выбора Проявляет готовность к самоанализу и самооценке собственных профильно- ориентированных способностей и наклонностей.
мониторинг процесса усвоения знаний и способов деятельности на основе количества и глубины вопросов, которые задают обучающиеся при проведении с ними групповых и индивидуальных консультаций. итоговая аттестация качества усвоения знаний в форме зачёта- защиты проекта и написания эвристического сочинения.
Занятие Форма занятия Краткий комментарий 1 Лекция Возможна лекция с элементами беседы 2 Групповое консультирование При условии, что участников достаточное количество и все они сгруппированы во временные творческие команды 3 Индивидуальное консультирование Подготовка к творческому отчёту 4 5 Творческий отчёт Защита проектов
подготовка к занятиям- консультациям; выполнение заданий, способствующих решению учебных задач; самостоятельное повторение и изучение отдельных содержательных аспектов профпроб; выполнение творческих заданий; подготовка сообщений по изучаемым явлениям; создание собственных проектов на основе осмысления изучаемой информации
подготовительный, исполнительный, итоговый
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК анализирует имеющийся у него в наличии дидактический материал, подбирает литературу для школьников, намечает возможные варианты реализации предложенных проб. знакомится с проблемной ситуацией, разрешение которой невозможно без приложения дополнительных интеллектуальных затрат и поисковых усилий.
Презентация проблемы; Презентация возможных вариантов решения поставленной проблемы; Инструктаж подростков о том, как следует организовать своё рабочее время для решения проблемного вопроса, как можно фиксировать промежуточные результаты собственного исследования, а также информирование участников профпробы о дальнейших формах аудиторной работы.
Консультативная форма общения школьников и учителя: групповые консультации индивидуальные консультации.
обсуждение итогов поисково - аналитической деятельности творческих групп и индивидуальных проектов.
Вступительное слово учителя с объявлением общей проблемы, решение которой и заставило всех участников пробы разделиться на подгруппы. Презентация отчётов девятиклассников о проделанной работе. Обобщение всех высказываний и подведение итогов совместной работы школьников.
Участники профпроб становятся более уверенными в себе, не боятся высказывать и отстаивать свою точку зрения. Познавательная активность и сознательное отношение к учёбе значительно возрастают. Обнаружена взаимосвязь между проводимыми пробами и собственно участием девятиклассников в школьном научном обществе. Отмечена общая тенденция, когда тематика творческих заданий профессиональных проб становилась предметом дальнейшего исследования учащихся уже в 10 классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профильная практика старшеклассников (из опыта организации и проведения)
Профильная практика старшеклассников- форма внеурочной деятельности, позволяющая интегрировать деятельность учителей различных учебных циклов, с оединить урочную и внеурочную деятельность. Предс...
Практика организации и проведения профильной смены "Олимпийская неделя"
Организация работы профильной смены по олимпийскому воспитанию...
Из опыта организации и проведения физического практикума в 10 классе профильного уровняю
В данном опыте рассказывается о 13 лабораторных работах физического практикума и подробно о 3-х из них с подробным описанием, с фотографиями и чертежами. Данные 3 работы являются авторскими....
Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по предмету "Физическая культура"
Методические рекомендации по проведению олимпиады...
Статья "Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприятий"
В статье представлен опыт работы воспитателей по теме "Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприя...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ
Настоящие методические рекомендации предназначены для специалистов органов муниципального самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и сотрудников общеобразовательных...