полезные ископаемые тарбагатайского района
консультация (география) по теме
элективный курс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_poleznye_iskopaemye_tarbagatayskogo_rayona.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция 3. Проблемы географического образования и методика преподавания географии
28 марта, 13.00 час. Ауд. 0424 (ул. Смопина, 24а, 4 этаж) Председатели: к.г.н., доцент Ц.Д. Гончиков, к.г.н., доцент С. С. Бахрунова
Секретарь: к. г. н., доцент В. А. Бабиков
1. Цыремпилон А.Б. Подготовка будущих географов к эколого-гуманитарному образованию и воспитанию;
2. Гончиков Ц.Д. Концептуальные основы географического образования в Байкальском регионе;
3. Новиков А.Н., Новикова М.С. Современное геополитическое образование: проблемы и перспективы;
4. Эрдынеева М.О. Проблемы географического образования и методика преподавания географии;
5. Гончикова Ц. Ж. Этнокультурное образование для жизни в поликультурном обществе;
6. Бабиков В.А., Маладаева О.К. Проектная деятельность студентов педагогического института БГУ в курсе «География родного края»;
7. Ардуева К. К., Бахрунова С.С. Научно-исследовательская работа студентов по методике обучения географии;
8. Артюкова Т.А. Роль школьной географии в формировании ключевых, компетенций;
9. Краснова Е.В. Развитие коммуникативной компетентности учащихся через технологию проектной деятельности;
10. Преснякова Н. Г. Использование краеведческого материала при проведении практических работ по теме «Население России»;
11. Скоробач Е.В. ИКТ в преподавании географии как средство повышения интереса к предмету;
12. Мункуева 3. Б. Научно - популярная литература на уроках географии;
13. Хахинова С. Д. Развитие познавательной деятельности на уроках географии « МОУ СОШ№ 25 г. Улан-Удэ (из опыта работы}:
14. Гармаева С.Л. Использование техники графического уплотнения учебной информации А. А. Остапенко на уроках географии;
15.Жамбалова О. А. Роль логических опорных конспектов в обучении географии с применением компьютерных технологий:
16. Ефиркина В. Л. Туристические походы, как средство
приобретения научного знания об окружающем мире и экологического воспитания школьников.
Н.Г. Преснякова. Полезные ископаемые Тарбагатайского района
и перспективы их освоения
Н.Г. Преснякова
Программа элективного курса для учащихся 9 класса
«Полезные ископаемые Тарбагатайского района
и перспективы их освоения»
(34 часа)
Пояснительная записка
Главное назначение школьной географии - сформировать у учащихся объективную картину мира, в котором они живут. Изучение законов развития природы нашей планеты, сложнейших причинно-следственных связей и взаимосовместимостей, отдельных природных компонентов служит хорошей теоретической основой для понимания учащимися сути глобальных экологических проблем, способов организации регионального и местного природопользования.
География - это единственная учебная дисциплина, которая знакомит учащихся с природой, населением, хозяйством России, других стран мира, а также региона и района, в котором они живут. Сегодня крайне важно взглянуть на мир с различных позиций: как представителя мировой цивилизации, гражданина страны, жителя своей местности.
К сожалению, малое количество учебных часов отведенных базисным учебным планом не дает возможности подробно остановиться на изучении географии своего региона, района, села, что необходимо для более глубокого осмысления глобальных процессов, происходящих в современном мире. Более подробное изучение родного края возможно на занятиях элективного Данная программа разработана для учащихся 9-го класса и рассчитана 34 часа.
Особое внимание к специфике своего региона, разностороннему изучению географии района, населенного пункта, оценка природно - ресурсных и экономических возможностей развития региона способствует скорейшему включению школьников в решение региональных экологических, социальных, национальных и хозяйственных проблем, повышению их культурологического потенциала.
Цель Курса: Сформировать у школьников представление о системе географических характеристик Тарбагатайского района. .задачи курса:
- Расширить знания учащихся по географии своего района.
- Научить учащихся проводить наблюдения, описание,
картографирование своей местности. - Способствовать развитию интереса к географии и истории своего
района, села.
•»
Ожидаемые результаты:
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны
знать:
особенности рельефа, связи рельефа со строением земной коры;
орографию и гидрологию района;
историю заселения и культурно-экономическое развитие района
рудные полезные ископаемые района;
геологическую и экономическую характеристику основных
молибденовых месторождений: Жарчихинское, Колобковское,
Харитоновское, Надеинское;
экологические проблемы района;
перспективы характера труда населения своего района.
Учащиеся должны уметь
- работать с тектонической, физической, геологической картами, геохронологической шкалой;
- составлять экономический прогноз развития района, организации
природоведческого и краеведческого туризма; - выполнять реферативные, творческие работы, проекты по изученным
темам.
Информационно-методическое обеспечение занятий: используются материалы учебников и атласов по географии (6 -10 классы), учебника «География Бурятии» (авт. В. Эрдынеева), атласа «Республика Бурятия», карты республики Бурятия, фондовые материалы Министерства природных ресурсов РБ, НИИ геологии РБ, геологического музея г. Улан-Удэ и Жарчихинского камнекернохранилища (Тарбагатайский район РБ).
Внутренняя логика элективного курса предполагает сочетание
теоретических занятий с реализацией проектных методик и выполнением практических работ. Например, школьникам предлагается следующая тематика:
Практические работы:
- Подборка шкалы Мооса. Определение твердых материалов.
Определение горных пород минералов по определителю. - Работа в Жарчихинском камнекернохранилище с образцами горных
пород и минералов. Составленные коллекции «Основные полезные
ископаемые Республики Бурятия».
Творческие (проектные) работы :
- Возможности организации туризма в Тарбагатайском районе
Республики Бурятия. - Перспективы освоения Тарбагатайского рудного узла.
3. Разработка окисленных руд Жарчихинского молибденового месторождения.
Тематическое планирование
№ | Тома | Кол-во часов | Форма работы |
1 | Географо-экономический и геологический обзор региона | 6 | Лекция |
2 | Общие геологические сведения | 6 | Практическая работа с геологической картой района |
3 | Полезные ископаемые района | 10 | Работа с фондовыми материалами, практическая работа. Экскурсия |
4 | Перспективы освоения месторождений | 6 | Лекция; практическая работа по определению состояния туристических краев. Маршрутная экскурсия. |
5 | Экологические проблемы района | 2 | Работа с дополнительными материалами, с фондовыми материалами. |
6 | Методика составления рефератов и проектов по изученным темам | 4 | Лекция, практическая работа |
Всего: 34 часа |
Содержание курса
Тема № 1. Географо-экономический и геологический обзор региона
Территория, орография, климат Байкальского региона. История заселения и культурно-экономическое развитие Тарбагатайского района. Наука геология, задачи и проблемы геологии в Бурятии. Основные этапы геологического изучения района. Имена исследователей на карте Бурятии.
Тема № 2. Обще-геологические сведения
Понятие о породах и минералах (минералогия и петрография). Шкала Мооса — набор эталонных минералов, расположенных в порядке возрастающей твердости, для определения относительной твердости. Рудные полезные ископаемые. Геологическая карта Тарбагатайского района. Составители геологической карты района - геологи-первопроходцы.
Тема № 3. Полезные ископаемые района
Поиск месторождений полезных ископаемых. Основные полезные ископаемые района. История их открытия и изучения - краткая геологическая и экономическая характеристика основных месторождений: Жарчихинское, Колобковское, Харитоновское, Надеинское молибденовые месторождения. Понятие о качестве руд, их запасов, способах добычи и обогащения. Экономическая ценность месторождений.
Тема №4. Перспективы освоения месторождений
Источники финансирования, методы освоения, в том числе экологически пасные. Сохранение природно-ландшафтных геологических памятников (местности Жарчиха, Омулевка), памятников религиозно-культурного наследил Тарбагатайского района. Перспективы экономического развития иона: развитие сырьевого комплекса, аграрно-перерабатывающего комплекса, организация природоведческого и краеведческого туризма.
Тема №5. Экологические проблемы района
Тарбагатайский район - вторая водоохранная зона Байкала. Проблемы переработки рудных месторождений методом выщелачивания. Экологический мониторинг района.
Тема №6. Методика составления рефератов и проектов по изученным темам
Формулировка темы, составление плана, отбор литературы. Исследовательские методы работы. Выполнение работы. Оформление исследовательской работы.
Литература
- Историко-культурный атлас Бурятии.- М.:ИПЦ «Дизайн. Информация,
Картография», 2001. - Эрдынеева В.А. География Бурятии: Учебник для 8 класса - Улан-Удэ,
1999. - Фондовые материалы Министерства природных ресурсов Республики
Бурятия, НИИ геологии Республики Бурятия, геологического музея РБ,
Жарчихинского камнехранилища.
4. Отчеты районного отдела планирования экономики.
5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полезные ископаемые России
План конспект урока Полезные ископаемые России 8 класс....
Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
Открытый урок потгеографии в 7 классе по теме "Рельеф и полезные ископаемые Африки" Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...
Австралия.Географическое положение.Рельеф, полезные ископаемые.
Материал содержит презентацию к уроку "Австралия.Географическое положение.Рельеф, полезные ископаемые", для обучающихся 7 класса....
Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса
Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса...
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней) Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней)
Конспект урока...
Программа кафедры экологии "Ноосфера" Тарбагатайского района
Формирование банка инноваций по этноэкологическому образаванию и учебнометодической работе педагагов...
Статья из опыта работы " Роль внеклассных мероприятий и уроков истории в патриотическом воспитании в МБОО "Заводская СОШ" Тарбагатайского района Республики Бурятия "
Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества. Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательно...