Рельеф суши. Горы. Равнины.
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме

Ефанова Любовь Анатольевна

Этот урок позволяет детям подробнее познакомиться с рельефом нашей России, расширить знания в области краеведения, умения работать с картой. Н уроке  осуществляется индивидуальная работа с учащимися (сообщения о камнях). Это урок позволяет выявить знания о формах рельефа суши на материках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relef_sushi.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Рельеф суши. Горы. Равнины.

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию основных форм рельефа суши России и их классификации

Задачи:

- дать  общее представление о крупных формах поверхности России;

-познакомить с экспозицией минералов Урала и Кавказа;

- воспитывать чувство гордости за нашего земляка Рогова В.С.,

  воспевавшего красоту нашей Родины в своих картинах

         -развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску

          знаний

 Тип урока: комбинированный

 Оборудование:

         физическая карта мира,  смайлики настроения, коллекция минералов –

         топаз и малахит, экспозиция минералов Урала и Кавказа, картины

         художника В.С.Рогова, атласы, учебник Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой

         «География. Начальный курс» 6 класс, рабочие тетради

         Географическая номенклатура: 

           равнины: Восточно - Европейская, Западно-Сибирская

           горы: Кавказ, Урал,

Ход урока:

  1.Организационный момент

      -Добрый день, ребята! Начнем урок географии. Вначале урока мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли на этот урок.  Перед вами смайлики настроения. Выберите себе свое настроение.

 2.Актуализация знаний и постановка цели

     - На прошлом уроке  мы  побывали с вами в удивительном мире Гор и Равнин,

       красота которых не оставила вас равнодушными.  Но, естественно, больший

       интерес у нас вызывает , все же,  рельеф нашей Родины. И я предлагаю  

       поговорить сегодня  о горах и равнинах нашей необъятной страны.

3.Изучение нового материала

       Начнем с гор.

     - Какие горы в России являются самыми протяженными? (Уральские горы)

              Конечно, это Уральские горы.  Они протянулись с севера на юг более чем на

       2000 км. Горы называют «Каменным поясом Русской земли» . Они разделяют

       материк Евразию на две части света - Европу и Азию. Самая высокая вершина

       Урала – г.Народная (1895м) . Горы поражают богатством своих недр. Урал

       называют подземной кладовой страны.  Он славится драгоценными камнями.

        Здесь найдено около тысячи  различных минералов и свыше 10 тысяч

       месторождений полезных ископаемых.  Я прошу ваше внимание обратить на 

       экспозицию минералов Урала ,  которые находятся в нашем классе. Здесь  лишь

       малая часть тех минералов, которые добываются на Урале.

 

     - А сейчас я предлагаю вам   заглянуть  в  тайны мира камней. Оказывается,

        камни могут о многом рассказать и даже помочь человеку.  А посвятит нас  в

        эти тайны Бакулина Галя. Она расскажет нам о малахите. Посмотрите, как он

         выглядит   в экспозиции и рассмотрите его поближе  ( в  коллекции минералов)  

      ( сообщение о малахите)

       -Ребята, а у нас  есть горы в России,  которые поражают своей высотой, какие

         это горы? (Кавказ)

        -Да, это Кавказ.  Между Черным и Каспийским морями расположились

       величественные горы Кавказ.  В центральной части  Кавказа  находится самая

       высокая вершина России - г.Эльбрус (5642м)  Эти горы по сравнению с

       Уральскими не только самые высокие, но и самые неспокойные. Здесь иногда

       бывают землетрясения.

       В горах и предгорьях Северного Кавказа открыто много минеральных

      источников, это целый район, на территории которого находятся знаменитые

      своими минеральными водами, города – курорты  - Кисловодск, Минеральные

      Воды, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск. А в недрах Кавказа много

      полезных ископаемых- нефти, газа, меди, ртути. И также как и на Урале, здесь

       тоже много минералов. Я прошу вновь ваше внимание обратить на экспозицию

     - минералы  Кавказа. Посмотрите, сколько их здесь много.

       А сейчас я предлагаю послушать Уварову Аню. Она раскроет нам тайну о

       топазе.

      Посмотрите, как выглядит этот минерал (учитель показывает в экспозиции

       камней топаз и в коллекции минералов)

      (сообщение о топазе)

       - А какие еще вы знаете горы, которые расположены на территории

        нашей России?(ответы детей, если дети не могут показать их на карте, то

        учитель сам показывает)

      Учитель: А теперь спустимся с гор на наши бескрайние равнины.

      - Какие огромные равнины расположены на территории нашей страны?

        (Русская или Восточно –Европейская и Западно – Сибирская)

       Это две большие равнины мира.

-     Какие они по характеру поверхности?    (Русская –холмистая равнина, а

       Западно –     Европейская –плоская равнина)  

       Русская равнина расположена в большей, восточной части Европы. Она

       состоит из возвышенностей до 300 – 600 м.

        За Уральскими горами раскинулась Западно – Сибирская равнина. Она

       обладает исключительно ровным рельефом с высотами не более 100 м над

        уровнем моря.

4.Экскурсия в школьный музей

      - Сейчас я  предлагаю совершить экскурсию в нашу маленькую картинную

         галерею, которая находится в коридоре школы.

        ( ребята вместе с учителем выходят в коридор)

     

       - Каждый день вы ходите по коридору мимо этих картин.  А  знаете ли вы, чьи

         картины вывешены здесь? (дети дают ответ)

       - Да, Василия Сергеевича Рогова, нашего земляка.  Он передал в дар эти

       картины  нашему музею. Посмотрите, каким талантливым художником он  был.

       Какие у него замечательные картины.  Мы должны гордиться тем, что он

        является нашим односельчанином.

        На этих картинах мы можем увидеть то, о чем говорили сегодня на уроке.

        О чем говорили?  ( о горах и равнинах)  Давайте остановим свое внимание на

        этих картинах (останавливаюсь конкретно около картин, на которых изображе

        ны горы и равнины)

      - Можно ли увидеть здесь горы и равнины? Где? Покажите.

-      Ребята, Василий Сергеевич не только сам рисовал картины, но он также и  

       коллекционировал их. На противоположной стороне мы видим его коллекцию

       картин. Давайте  рассмотрим эти картины.  Есть ли на этих картинах горы и

        равнины, покажите.

      - А в какой местности проживаем мы?  В горах или на равнине?   А какая у нас

       равнина – плоская или холмистая? Почему холмистая? Правильно, потому что

        мы живем на Восточно –Европейской равнине, а она холмистая.

          -А сейчас я прошу всех пройти в класс.

5.Закрепление знаний по пройденному материалу    

Игра «Географический альпинизм»

Что такое альпинизм? Это вид спорта. Покорение вершин. Вы тоже сегодня покорите одну из вершин мира. Какую? Зависит от ваших знаний!

Для того, чтобы покорить вершину Эльбрус (5642 м), Вам необходимо набрать 5 баллов в данном тесте.

 Для того, чтобы покорить вершину Аконкагуа (6960 м), Вам необходимо набрать 7 баллов в данном тесте.

Для того, чтобы покорить вершину Джомолунгма (8848 м), Вам необходимо набрать 9 баллов в данном тесте.

1.      К планетарным формам рельефа относятся:

1) горы и равнины;        2) материки и впадины океанов;  

3) холмы и впадины

2.      Превышение точки земной поверхности над уровнем моря называется:

1) средняя высота;        2) абсолютная высота;        3)относительная высота

3.      Равнины – это участки земной поверхности

1) с абсолютной высотой до 200 м;      2) с небольшой разницей высот;  

 3) высоко приподнятые над уровнем моря

4.      Высокие участки земной поверхности с сильно расчлененным рельефом называются

1) горы;       2)плато;        3) плоскогорья

5.      Самые высокие горы мира:

1) Анды;       2) Кордильеры;    3) Гималаи

6.      Установите соответствие:

Форма рельефа 

Материк

Анды

Евразия

Альпы

Австралия

Кордильеры

Южная Америка

Бол.Водораздельный хребет      

Северная Америка

Проверьте свою работу

Я покорил горную вершину ___________________

 

 6. Д/З   Найти стихи о горах и равнинах и подготовить их творческое чтение, составить

        кроссворд по теме: «Рельеф России»

 

Рефлексия: Вот и подошел к концу наш урок.

         -И  перед  вами  вновь смайлики настроения,  выберите себе свое настроение.

         -У кого оно к концу урока изменилось?

         - Стало грустным?

         - А у кого веселым?

              - Спасибо за урок, вы были очень хорошими помощниками  сегодня.

Приложение 1

Камни Кавказа. Топаз.

         Название камни получили по острову Топазос в Красном море.

         С развитием цивилизаций люди стали считать топаз драгоценным камнем,

       хотя наши первобытные предки из-за его высокой твердости использовали его

        как орудие труда. Самый распространенный цвет топаза – золотисто-желтый с

         розовым оттенком. Самыми ценными цветами являются розовый  и голубой.

         Месторождения их на  Урале, Кавказе,  в Восточной Сибири.

         Топаз   употребляется как драгоценный камень.

        У топаза есть очень интересные свойства. Он делает своего владельца

        оптимистом, помогает радоваться жизни и ощущать внутреннее спокойствие.

       Человек, который носит украшения с топазом, честен, порядочен и мудр, он не

       впадает в беспричинный гнев и ярость, а, наоборот, общителен, интересен и

       великодушен. Особую пользу камень топаза принесет человеку, которого

         мучает депрессия, неопределенные страхи, камень способен развеять их и

        успокоить.

       Есть у топаза и лечебные свойства,  и они довольно разнообразны. Считается,

        что он способен останавливать кровотечения, укреплять иммунитет, ускорять

       заживление ран, лечить органы пищеварения. Он также помогает при общей

        слабости, близорукости , благотворно влияет на организм при нервном

       истощении и бессоннице, облегчает стрессы, защищает от разных болезней

         (от простуды до депрессии).    

Приложение 2

Камни Урала. Малахит.

        Малахит - один из красивейших минералов. Месторождение его на Урале          близ города Екатеринбурга.  Его окраска богата оттенками - вся палитра          зеленых тонов от светло-зеленого с голубизной   до густого темно-зеленого цвета. Название минерал получил, вероятно, за зеленую окраску, напоминающую цвет листьев мальвы , либо за небольшую твердость (от греч. malakos- мягкий). 

Считается, что малахит приносит исполнение желаний, он популярен как детский амулет. Его надевают на шею ребенку для защиты от болезней и опасностей. В старину носили перстень с малахитом как оберег от холеры и чумы. Владелец чаши из малахита, который регулярно пользуется ею для питья, становится способным «понимать» язык наших меньших братьев — животных.  Малахит улучшает зрение, используется при лечении  бронхита, кашля,  а также при душевных расстройствах, бессоннице, головных болях.

Народные целители считают, что малахит является прекрасным средством от болезней кожи. Браслеты из малахита очищают кожу от аллергических высыпаний и красных пятен. Бусы из малахита, по мнению знахарей, помогают значительно улучшить рост волос.

 Малахит - ценный ювелирно-поделочный камень. Благодаря его привлекательной окраске, узору и хорошей  полируемости  широко используется при изготовлении кабинетных украшений: оснований настольных ламп, ваз, шкатулок, пепельниц  и других изделий. В Малахитовом зале Эрмитажа хранится более 200 изделий из малахита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Рельеф суши. Горы"

Урок посвящён изучению понятия рельефа, на примере гор изучаются особенности рельефа. В ходе урока ученики самостоятельно находят нужную информацию, учатся оценивать свою деятельность....

«Основные формы рельефа суши. Горы суши». 6 класс, урок географии

В данной разработке урока географии для 6 класса «Основные формы рельефа суши. Горы суши» представлены: презентация, видеоролик, технологическая карта ученика, контурная карта, план урока. Урок разраб...

Конспект урока "Рельеф суши.Горы".

1.      Тип урока:  урок –практикум с применением ИКТ.2.      Цели урока: сформировать знания о горах как о форме земной поверхности.3....

Презентация на тему: "Рельеф суши. Горы"

Данная презентация может быть использована на уроках географии в 6 классе....

Конспект урока по географии на тему "Рельеф суши. Горы."

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке географии....

Рельеф суши. Горы. 6 класс ФГОС

Рельеф суши. Горы. 6 класс ФГОСЦели: Продолжить знакомство с рельефом,  сформировать представления об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте;Научить выделять, описывать и объ...