"Мы все разные, но так похожи.."
классный час по географии (9 класс) по теме
Цель классного часа "Мы все разные, но так похожи" расширить знания учащихся о мировых религиях, показать их сходства и различия. Материал ожно использовать при изучении мировых религий в курсе географии 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час "Мы все разные ,но так похожи..." | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50
г. Шахты Ростовской области имени В.И.Алексеева
Классный час подготовила и провела учитель истории Передера И.В.
« Мы все разные, но так похожи…»
Цели: расширить знания учащихся о мировых религиях, показать их сходства и различия; формирование у школьников понимания и признания современного мира как многонационального и многоконфессионального; развитие критического мышления, умения вести диалог; воспитание веротерпимости, толерантности, гражданственности.
Человек, ненавидящий другой народ,
не любит и свой собственный.
Н. Добролюбов (русский критик)
Люди всей планеты Земля – очень сложное общество. И только в фантастических книгах и фильмах воплощена идея разумного управления единым правительством всеми людьми нашей планеты. А пока мы знаем, что по природе своей , люди отличаются друг от друга ростом и цветом волос, разрезом глаз и оттенком кожи, возрастом, полом и многими другими физическими и психологическими показателями. Но , кроме этого, люди Земли объединяются в разные государства, говорят на разных языках, верят в разных богов. В разные исторические времена люди объединялись в разные исторические общности: род, племя, сословия, народность, конфессию, класс, нацию. Исторически сложившаяся на определенной территории большая группа людей, обладающая общими языком, культурой, психологией называется этносом.
Вспомним, как проходило становление русского этноса.
Ученик 1.
На Восточно-Европейской равнине жили финно-угорские и литовские племена, славянские племена вятичей, кривичей, полян, древлян и др.. Впоследствии, смешавшись , они и составили древнерусскую народность. Позже в этнос вольются представители тюрских и монгольских племен. Со временем усиление внутренних связей ( товарно-денежных отношений, рынок) и этнического самосознания ( совместное переживание несчастий и радости побед) способствовало превращению народности в нацию. Нация - высшая форма развития этноса. Формирование русской нации шло в процессе постоянного взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения различных племен и народностей, проживающих на территории России.
Вся история России – это история освоения новых земель, история взаимоотношения различных народов. Россия – многонациональное государство. Предметом гордости страны являются такие ее представители, как Пушкин А.С. (имеющий африканские корни), Жуковский (имеющий турецкие корни), Карамзин (возводивший свой род к турецкой знати), Багратион (грузин), Исамбаев ( чеченец), Лорис-Меликов и Хачатурян (армяне), Аввакум и Никон ( мордвины), Левитан и Пастернак (евреи)и т.д. Говоря о Шолохове, Маяковском, Цветаевай, Кутузове, Некрасове и др. мы не задумываемся к какой народности, нации они принадлежат , мы говорим – россияне. Россияне – это все жители большой (по территории) страны, с героическим общим для разных народов прошлым и настоящим. Россия – наш дом, наша Родина.
Ученик: Родина
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь от маков красная, Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учитель: Мы все такие разные , но всех нас объединяет общий дом – Россия.
Одним из признаков отличающих людей разных национальностей является его вероисповедание.
Религия - одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам. Религия пронизывает все стороны жизни верующих, освещает их нравы, работу, отдых оказывает существенное влияние на хозяйство, традиции и быт народов. Существуют национальные религии, которые проповедуются среди одного народа и мировые, распространенные среди народов нескольких стран.
На доске схема классификации религий
Религии
Мировые Национальные Местные верования
Ислам христианство буддизм индуизм, синтоизм, иудаизм, конфуцианство
На конец ХХ века христиане составляли - 1 милд.900мил.чел. , из них
Католики- 1 милд. 58 мил.чел.
Протестанты – 391 мил.чел, англекане – 78 мил.чел.
Православные – 174 мил.чел.
Мусульмане – 1 милд.33 мил. чел.
Буддизм исповедует- 338 мил. чел.
Россия -моногонациональное государство , здесь представлены все три мировые религии.
Вопрос : Назовите народы исповедующие христианство, ислам, буддизм?
Предполагаемые ответы:
Христианство- русские, осетины, армяне, грузины
Мусульмане – чеченцы, аварцы, ингуши, татары, адыгейцы
Буддизм – калмыки, буряты
Учитель: « Все под одним богом ходим, хоть и не в одного веруем» ( русская пословица).
Давайте попытаемся найти сходства и различия этих религий.
Сообщения учащихся о мировых религиях.
Ученик 1.
Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в 6-5 вв.до н.э. основателем считается Сиддхартха Гаутама. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н.э.- начало 1-го тыс.н.э. Постепенно, буддизм распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма – учение о «4-х благородных истинах»:
1)человеческое существование омрачено распрями и страданиями;
2)причина страдания – эгоистические устремления человека;
3)страдание может быть прекращено только искоренением этой жажды, для чего предлагается восьмеричный путь;
4) принципы восьмеричного пути( он же Срединный) включают в себя верный взгляд, верную мысль, верное слово, верное действие, верные средства к существованию, верные усилия, верное восприятие и верную концентрацию.
Познав истину, Будда произнес свою первую проповедь перед 5 сотоварищами. Ученики Будды разошлись по миру неся его учение.
Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности: Будду, Дхарму (закон) и Сангху, — что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в ХХ в — Северной Америки, Европы, России.
Согласно основному правилу буддизма, есть Будда — просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений. Главными достижениями буддизма являются Просветление и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение и достижение высшей цели.
Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста проповедей, бесед. Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 г. до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропейской группы (близком санскриту).
Есть сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих, сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.
Буддизм начинался как движение нищих и отверженных. Людям, не нашедшим себе места, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий вощинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, кормящих граждан духовно и кормящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине, монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.
И хотя суть учения Будды заключалось в уходе от проблем земного существования, он осуждал несправедливость кастовой системы индийского общества, видел в бедности источник разврата и преступлений, восхищался красотой человека и совершенством природы и стремился привить своим последователям взаимную любовь и уважение. Моральные основы учения Будды видны из того, что монахи – буддисты давали обет безбрачия и подвергались изгнанию из общины за убийство, кражу и обращение к сверхъестественным силам. Буддизм предлагает своим последователям разные пути к совершенствованию, предъявляя более высокие требования к монахам , нежели к мирскому населению.
Буддизм оказал мощное влияние на художественное творчество. Художники передавали буддистское восприятие мира в элегантных бронзовых статуэтках Будды и вырезанных из дерева фигурах храмовых стражей. Ритуальные объекты, монастырская архитектура и орнаментальные изображения – часть этого богатейшего наследия.
Ученик 2. Ислам ( с араб.-покорность, мир)- самая молодая из мировых религий, ее последователи- мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель I — Мухаммед. Основные направления — суннизм и шиизм.
Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В I результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.
Число приверженцев ислама в современном мире около I млрд. человек. Большинство мусульман — сунниты (90%), шииты составляют около 10%.
Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммеду через своего ангела Гавриила. Подобно тому, как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране. Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммеда. Миссия Мухаммеда заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.
Вера , согласно большинству мусульманских теологов включает в себя пять основных предметов:
1)веру в единого и единственного Бога;
2)ангелов;
3)Боготворенные Книги ( в Коране названы пять таких книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммеда);
4)Божьих пророков и посланников;
5)Судный день, рай и ад, воздаяние и наказание.
Мусульманская мораль предписывает верующему: не убивай, не кради, не лги, люби ближнего, уважай родителей. Мусульманин должен быть скромным и терпеливым, мужественно сносить жизненные трудности и невзгоды, платить долги.
Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, предписанные приверженцам ислама:
- Словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед – раб Его и Посланник Бога»;
- Ритуальная молитва, которую мусульманин, должен совершать пять раз в день;
- Очистительная милостыня в пользу нуждающихся;
- Пост в месяц рамадан, который состоит в полном воздержании от еды , питья и любых увеселений в светлое время суток;
- Паломничество(хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне –каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий.
После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник – курбан-байрам. Второй по значимости мусульманский праздник – ураза- байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан.
Особенностью исламской культуры является оригинальный стиль в искусстве и архитектуре, соединившей в себе арабскую энергию с персидской элегантностью и византийской утонченностью. Для неё характерно прославление поэзии как средства увековечения божественных откровений и использование каллиграфии, растительных орнаментов и геометрических рисунков, но не человеческих фигур.
В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека.
Ученик 3. Мученическая смерть «царя иудейского» и его чудесное воскресение дали начало новой мировой религии – христианству.
Приблизительно в 33 г. н.э. неподалеку от Иерусалима на кресте был распят человек незнатного происхождения, родом из Назарета. На протяжении примерно 3 лет, предшествовавших этому событию, люди восторженно внимали его проповедям. Смерть Иисуса Христа и его воскресение , которому, по их словам, были свидетелями его близкие ученики, стали краеугольным камнем религиозного учения, вобравшего в себя оригинальные толкования священных иудейских книг и ставшего универсальным. Бог явил нам себя, - в этих словах заключена первооснова христианского учения. Священными для христиан станут четыре евангелия, написанные якобы последователями Иисуса Христа - Матфеем, Марком, Иоанном и Лукой. Слово «евангелие» означает «благая весть». И в этих «благовествованиях» верующие люди черпают сведения о Христе - мессии. Библия для христиан – выше всего, что было когда-то написано, - это Книга, Книг. Библия – это Слово Божие. У Христа было много учеников, и среди них избрал он двенадцать апостолов, то есть посланников, для проповеди Своего учения и разошлись они по миру, неся Слово Господа.
Учение Иисуса в основном сводилось к тому, то люди должны преодолеть взаимную вражду, должны любить друг друга, прощать прегрешения, не таить на ближних зла.
Чему учил Иисус Христос?
Заповеди Божии
1.Я Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме Меня.
2.Не делай себе кумира. Мы идолам не молимся , но бываем горды, скупы, объедаемся, любим лакомство и часто грешим против второй заповеди, считаем за идолов наших дурные наклонности и служим им, как божеству.
3.Не произноси напрасно имя божие
4.наблюдай праздничный день, чтобы свято хранить его; 6 дней трудись, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему.
5.почитай отца своего и матерь свою, и хорошо тебе будет, и долго проживешь на свете.
6.Не убивай.
7.Не развратничай.
8.Не кради.
9.Не произноси и не принимай ложного свидетельства или показания на ближнего твоего.
10.Не смей желать жены ближнего твоего, или поле, или слуги, или служанки его, или вола, или осла, или какого-нибудь животного, словом всего, что принадлежит ближнему твоему.
Для молитв, участия в таинствах, для душеспасительных бесед люди собираются в Доме Божием, именуемым церковью или храмом.
Главных праздников христиан 12- Пасха, Рождество Христово, Благовещение, Крещение Господне и др.
Живя в этом мире, христианин находится в постоянном общении с Богом, с ближними, со всеми окружающими людьми. Его обязанности можно разделить на три группы:
-Высшие обязанности по отношению к богу;
-Обязанности по отношению к самому себе;
-Обязанности по отношению своим близким и окружающим людям.
Идеал христианского совершенства недостижимо высок в земной жизни, поэтому в работе над собой для каждого нет предела. Библия, призывая человека к созиданию своей духовной личности, заповедует в земной жизни различать добро и зло, полезное и вредное. Она учит нас тому, что мы должны все дарованные от Бога таланты употребить на пользу всем
Учитель: Вспомним русскую пословиц «Все под одним богом ходим, хоть и не в одного веруем»
Вопрос : Что объединяет эти религии?
Предполагаемые ответы:
Вера в одного Бога;
Будда, Иисус и Мухаммед - реально жившие люди.
У всех них были ученики;
Схожие заповеди;
Оказали большое влияние на развитие культуры.
Их учение можно свести к «золотому правилу морали» - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе.
Ученик: И.Кленицкая «Хорошо, что все мы разные» (старинная легенда).
Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
-Фу , как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из –под воды1 смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала:
-Как ты уродлив верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!
Спорили они ,спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:
-скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?
- нет, - ответила лошадь
- а верблюд может, потому что в его горбах – запас жира…И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его , как две горы, смотрят в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду:
-а ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?
- нет,- ответил верблюд.
Мудрец сказал:
-Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
-как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
- как ты уродлив , белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
-посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней , подобно звездам, сияют глаза его…
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- а ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывая звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
-как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
Учитель: Все Мы разные, но все же так похожи…
Вывод:
Для всех народов нравственные основы человечества исконны и едины. Важнейшее тому доказательство – единство нравственной основы мировых религий.
Список используемой литературы:
- «Православие для детей», ООО «Авенир-Дизайн», г.Кострома, 2007 г.
- «Когда, где, как и почему это произошло» ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1998г
- Обществознание. Книга для учителя 8-9 класс, «Русское слово» Москва 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как строить отношения с теми,кто не похож на нас?
¤В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики. Почему иногда мы их отвергаем, посмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не...
Как научиться общаться с теми кто не похож на нас
Классный час расчитан на учащихся 5 ых классов. Особенно подходит для проведения мерприятия по знакомству и переходу ребят с начальной школы в среднее звено....
Классный час "Как строить отношения с теми, кто не похож на нас"
Классный час с презентацией разработан с целью развития у подростков положительных качеств личности при построении отношений между людьми....
Такое же или похожее правило
Такое же или похожее правило. Информатика в играх и задачах. А.В. Горячев 3 класс....
Мы такие разные, но как же мы похожи!
Внеклассное мероприятие для подростков. Беседа об отличительных и общих особенностях личности. В доступной форме с помощью игр и упражнений иллюстрируются проявления этих особенностей...
Классный час «Мы такие разные, но так похожи»
Аннотация к классному часу «Мы такие разные, но так похожи»Разработка классного часа предназначена для учащихся 5-11 классов. Предлагаю проводить его в ноябре, т. к. 4 ноября – День ...
Остап и Андрий: такие похожие и такие разные жизни.
Презентация может быть использована для проведения уроков литературы в 7 классе....
Комментарии
Отличный урок!
Очень хороший классный час Вы разработали,Ирина Викторовна! Обязательно воспользуюсь данным материалом.