Рабочая программа 6 класс География
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Рабочая программа по географии 6 класс под родакцией Душина

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ (КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ)

6 КЛАСС

Пояснительная записка

Используемые программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по географии “География Земли” (VI – VII классы).
  2. Авторская программа по географии. 6 – 10 классы / Под редакцией И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006

Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 10, из них оценочных – 7.

Оценочные практические работы.

  1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению над погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца нал горизонтом, ориентированию по Солнцу.
  2. Топографический диктант.
  3. Ориентирование по местности.
  4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
  5. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе на своей местности).
  6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
  7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).

Учебник: Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007.

УМК:

  1. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Сиротин И.В. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

  1. В.П.Дронов. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007.
  2. За страницами учебника географии. М.: Дрофа, 2005.
  3. Интернет – ресурсы.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

урока

Кол-во часов

Тип урока

элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дополнительный материал

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ (3 часа).

1

География как наука. Развитие географических знаний о Земле.

1

Урок изучения нового материала

Развитие географических знаний человека о Земле. Представления о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Знать:предмет изучения географии.

Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

Фронтальный опрос

Наблюдения за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов. Нанести на контурную маршруты путешествий Ф.Магеллана, Х.Колумба. Надписать названия материков и океанов.

2

Развитие географических знаний о Земле

1

Урок изучения нового материала

Знать: основные этапы познания планеты.

Выборочный опрос

3

Земля  - планета Солнечной системы

1

Урок изучения нового материала

Знать: солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее взаимодействие на Землю.

Выборочный опрос

РАЗДЕЛ II. ОТ ПЛАНА МЕСТНОСТИ К ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ (14 ЧАСОВ)

План местности (6 часов)

4

Понятие о плане местности

1

Урок изучения нового материала

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности

Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты.

5

Индивидуальный, фронтальный опрос.

6

Индивидуальный, фронтальный опрос.

7

Индивидуальный, фронтальный опрос.

8

Индивидуальный, фронтальный опрос.

9

Индивидуальный, фронтальный опрос.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (8 ЧАСОВ)

10

Форма и размеры Земли

1

Урок изучения нового материала

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности

Знать: форму и размеры Земли.

Уметь: определять по глобусу и карте расстояния направления, показывать полюса,  экватор.

Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.

Уметь: определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу; владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной

поверхности.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

11

Географическая карта

1

Урок актуализации новых знаний

Индивидуальный, фронтальный опрос.

12

Градусная сеть на глобусе и картах

1

Исследование

Индивидуальный, фронтальный опрос.

13

Географические координаты

1

Практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос.

14

Географические координаты

1

Итоговый практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос.

15

Изображение на физических картах высот и глубин

1

Урок актуализации новых знаний

Индивидуальный, фронтальный опрос.

16

Знание планов местности и географических карт

1

Практикум

Выборочный контроль

17

Обобщение знаний и умений по теме

1

Урок контроля

тестирование

РАЗДЕЛ III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (40 ЧАСОВ)

18

Строение Земли

1

Урок изучения нового материала

Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.

Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.

Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.

Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Описывать: горы, равнины земного шара по типовому плану.

Уметь работать с контурной картой.

Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Выборочный

Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности. Обозначение на контурной карте объектов рельефа.

19

Горные породы и минералы

1

исследование

Групповой

20

Движение земной  коры

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальный

21

Вулканы, гейзеры, источники

1

Урок актуализации новых знаний.

Тестирование

22

Обобщение знаний и умений “Строение земной коры”

1

Практикум

Групповой

23

Рельеф суши.

1

Урок изучения нового материала

Групповой

24

Равнины суши

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальный

25

Практическая работа “Описание форм рельефа”

1

Практикум

Групповой

26

Рельеф дна Мирового океана

1

Урок изучения нового материала

индивидуальный

27

Обобщение знаний и умений по теме “Формы рельефа земной коры”

1

Урок контроля

Гидросфера (12 часов)

28

Вода на Земле

1

Урок изучения нового материала

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.


































Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.

Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.






Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Природные памятники гидросферы

Выборочный

Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.

29

Части Мирового океана

1

Урок изучения нового материала

Выборочный  

30

Свойства океанических вод

1

Урок актуализации новых знаний

Выборочный

31

Волны в океане

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный

32

Океанические течения

1

Урок актуализации новых знаний

Фронтальный

33

Обобщение темы “Мировой океан”

1

Практикум

Тестирование

34

Подземные воды

1

Урок изучения нового материала

Выборочный

35

Реки

1

Исследование

Выборочный

36

Реки

1

Практикум

Групповой

37

Озера. Ледники.

1

Исследование

Индивидуальный

38

Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы

1

Практикум

Индивидуальный

39

Обобщение темы “Водные суши”

1

Практикум

Тестирование

Атмосфера (12 часов)

40

Атмосфера. Строение, значение, изучение.

1

Урок изучения нового материала

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).

Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.

Описывать погоду и климат своей местности.

Фронтальный

Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание климата своей местности. Описание атмосферы.

41

Индивидуальный

42

Фронтальный

43

Групповой

44

Фронтальный

45

Индивидуальный

46

Фронтальный

47

Групповой

48

Групповой

49

Групповой

50

Групповой  

51

Индивидуальный

Биосфера (5 часов)

52

Разнообразие и распространение организмов на Земле

1

беседа

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь  биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.

Объяснять воздействие организмов на земные оболочки

Наблюдение за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местной карте.

Фронтальный

Наблюдение за природой: установление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

53

Выборочный

54

Фронтальный

55

Выборочный

56

Тестирование

Взаимосвязи земных оболочек (1 час)

57

Природные комплексы

1

Урок изучения нового материала

Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Объяснять понятие “природный комплекс”, взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.

Выборочный

Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов

Раздел IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (4 часа)

58

Человечество – единый биологический вид

1

Урок изучения нового материала

Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.

Знать: численность населения Земли, основные расы.

Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

Выборочный

Составление полного описания географического комплекса своей местности.

59

Фронтальный

60

Выборочный

61

Выборочный

Раздел V. ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЛЮДЕЙ (3 часа)

62

Стихийные природные явления

1

беседа

Знать: влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.

Называть меры по охране природы.

Выборочный

63-64

Тестирование

Резерв времени – 4 часа

        


7 КЛАСС

Пояснительная записка

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по географии “География Земли” (VI – VII классы).
  2. Авторская программа по географии. 6 – 10 классы / Под редакцией И.В.Душиной. – М:. Дрофа, 2006

Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 52, из них оценочных – 13.

Оценочные практические работы

  1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

Тема “Африка”

  1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
  2. Обучение определению географического положения материка.
  3. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема “Австралия”

  1. Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Тема “Южная Америка”

  1. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
  2. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
  3. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

Тема “Северная Америка”

  1. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
  2.  Сопоставление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

                

                Тема “Евразия”

  1.  Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типа климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
  2.  Сравнение природных зон по 40-ой параллели в Евразии и Сеерной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
  3.  Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. – М:. Дрофа, 2007.

УМК:

  1. Географический атлас. 7 класс. – М:. Дрофа, 2007.
  2. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 7 класс. – М:. Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Наш дом, Земля. – М:. Дрофа, 2007.
  2. За страницами учебника географии. – М:. Дрофа, 2007.
  3. Интернет – ресурсы.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНОРОВАНИЕ

Тема

урока

Кол-во часов

Тип урока

элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практические работы

Формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (4 часа)

1

Что изучает география материков и океанов

1

Урок изучения нового материала

Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Вдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков.

Уметь: читать и анализировать географические карты.

Обозначение на контурной карте материков, океанов, частей света и крупных островов.

Фронтальный опрос, работа с контурными картами.

2

Карта – особый источник географических знаний.

Знать: историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.

Уметь: называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснять построение градусной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом.

№ 1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах.

Выборочный контроль

Как открывали мир.

3

Развитие географических знаний человека о Земле. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Выдающиеся географические открытия и путешествия.

Знать: основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученных.

Уметь: показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий.

4

Современные географические исследования.

№ 2. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и другими).

Раздел I. ГАЛВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (9 часов)

ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 часа)

5

Состав и строение литосферы. Гипотеза дрейфа материков. Теория литосферных плит

1

Урок изучения нового материала

Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.

Знать: строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

Уметь: показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий “платформа”, “рельеф”.

№ 3. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков через миллионы лет (на основе тектоники плит).

Работа с картами атласа. Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры.

6

Особенности рельефа Земли

1

Практикум

Атмосфера и климаты Земли (3 часа)

7

Климатообразующие факторы

1

Практикум

Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.

Знать: гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатических поясов.

Уметь: объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику.

Составление таблицы “Характеристика типов воздушных масс” Анализы карты климатических поясов и областей Земли

Работа с картами атласа

8

Распределение тепла и влаги у поверхности Земли

1

Практикум

Анализ климатических карт

Работа с картами атласа

9

Климатические пояса

1

Урок изучения нового материала

Анализ карты климатических поясов Земли

Фронтальный опрос, тестирование

Гидросфера Земли (1 час)

10

гидросфера

1

Урок изучения нового материала

Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Метод изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане.  Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

Знать: Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши.

Уметь: описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений.

Обозначение на контурной карте различных богатств Мирового океана.

Выборочный

Биосфера Земли (1 час)

11

Биосфера. Географическая оболочка

1

Урок изучения нового материала

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом Океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания.

Знать: гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.

Уметь: анализировать карту природных зон.

Анализ карты природных зон. Составление прогноза “Изменение природных комплексов под воздействие природных факторов и человеческой деятельности”

фронтальный

Земля – планета людей (1 час)

12

Земля – планета людей

1

Урок путешествие

Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности

Ученики должны уметь: показывать крупнейшие народы Земли. Крупные города и их столицы.

Работа с картами атласа

Обобщение по разделу 1 час

13

Обобщающий урок раздела “Главные особенности природы Земли”

1

Урок повторения и обобщения

закрепление знаний и умений по разделу.

Тестирование

Раздел II. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (51 час)

Африка (11 часов)

14

Африка. Географическое положение и история исследования.

1

Урок изучения нового материала.

Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы.

Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

Фронтальный

15

Особенности форм рельефа Африки

1

Практикум

Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка.

Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Работа с картами атласа

16

Климат Африки

1

Практикум

Знать: особенности климата материка.

Уметь:  показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.

17

Внутренние воды

1

Практикум

Знать: основные речные системы, озера материка.

Уметь: показывать внутренние воды на карте.

Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф – климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

Работа с картами атласа, тестирование

18

Природные зоны

1

Практикум

Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон

Работа с картами атласа  

19

Население Африки

1

Практикум

Численность и размещение населения. историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека окружающей природой среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.

Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Описание географического положения страны по политической карте.

Сообщения

20

Страны Северной Африки

1

Путешествие

Знать: состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран.

Работа с картами атласа

21

Центральная и Западная Африка

1

22

Восточная Африка

23

Южная Африка

24

Обобщение по теме “Африка”

1

Урок – игра

закрепление знаний и умений по разделу

Тестирование

Австралия (4 часа)

25

Австралия, географическое положение и история исследования

1

Урок изучения нового материала.

Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Знать: приемы определения географического положения Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы.

Уметь: определять географическое положение Австралии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере в километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Австралию.

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

26

Особенности компонентов природы Австралии

1

Путешествие

Практикум

Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата Антарктиды.

Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте.

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

Работа с картами атласа

27

Население Австралии

1

Практикум

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Описание географического положения страны по политической карте

Работа с картами атласа

28

Океания

1

Практикум

Особенности географического положения. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории.

Знать: особенности природы, населения Океании.

Работа с картами атласа

Южная Америка (6 часов)

29

Южная Америка, географическое положение и исследования

1

Путешествие

Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-культурные регионы

Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы

Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяженностью с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

Заполнение таблицы, работа с картами атласа

30

Особенности форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых

1

Практикум

Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка

Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Работа с картами атласа

31

Особенности климата. Внутренние воды, их зависимость от рельефа

1

Урок изучения нового материала

Знать: особенности климата материка, основные речные системы, озера материка

Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте

Чтение климатических диаграмм. Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф – климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

Чтение климато

грамм

32

Природные зоны Южной Америки

1

Практикум

Знать: особенности природных зон материка

Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон

Работа с картами атласа

33

Население Южной Америки

1

Исследование

Численность и размещение населения. историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природой среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности

Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карту.

Уметь:  определять по карте географическое положение страны и ее  столицы, показывать по  карте крупные страны и их столицы.

описание географического положения страны по политической аре

Сообщения

34

Страны Южной Америки

1

Урок повторения и обобщения

Состав территории и ее регионы. Черты различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия. Крупные города.

Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран

Работа с картами атласа

Мировой океан (4 часа)

35

Мировой океан

1

Урок изучения нового материала

Знать: особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурс и будущее океанов.

Уметь: показывать океаны и их части на карте

Работа с картами атласа, тестирование

36

Тихий и Атлантический океаны

1

Практикумы

37

Индийский и Северный Ледовитый океаны

1

Антарктида (2 часа)

38

Полярные области. Антарктида: особенности географического положения и история исследования

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Антарктиды. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории

Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы.

Уметь: определять географическое положение материка, оценивать влияние географического положения на особенности природы материка

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

Работа с картами атласа

39

Природа Антарктиды

1

Путешествие

Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Антарктиды, особенности климата и материка.

Уметь: называть и показывать на карте крупные форм рельефа, месторождения полезных ископаемых, показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Работа с картами атласа

Северная Америка (8 часов)

40

Северная Америка, географическое положение и история исследования

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.



































































Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде


Знать: приемы определения географического положения Северной Америки, имена исследователей континента и результаты их работы.

Уметь: определять географическое положение Северной Америки, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Северной Америки

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг

Фронтальный контроль. Работа с картами атласа

41

Особенности форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых

1

Практикум

Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Северной Америки.

Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Работа с контурной картой

42

Климат Северной Америки

1

Практикум

Знать: особенности климата Северной Америки

Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов

Чтение климатических диаграмм

Работа с картами атласа

43

Внутренние воды Северной Америки

1

Практикум

Знать: основные речные системы, озера материка

Уметь: показывать внутренние воды на карте

Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

Работа с контурной картой

44

Природные зоны Северной Америки

1

Исследование

Знать: особенности природных зон материка

Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон

Составление таблицы

45

Население и страны (США и Канада)

1

Уроки путешествия

Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карту, состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион, главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города

Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы

Описание географического положения страны по политической карте. Описание природных условий населения и хозяйственной жизни донной из стран

Работа с контурной картой

46

Страны Латинской Америки

1

47

Обобщение знаний и умений по теме “Северная Америка”

1

Урок повторения и обобщения

Закрепление знаний и умений по разделу

Тестирование

Евразия (15 часов)

48

Географическое положение и история исследования Евразии

1

Урок повторения и обобщения

Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы

Знать: приемы определения географического положения Евразии, имена исследователей континента и результаты их работы.

Уметь: определять географическое положение Евразии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах, оценивать влияние географического положения на особенности природы Евразии

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

49

Современный рельеф и полезные ископаемые

1

Практикум

Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Евразии

Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Работа на контурной карте, географический диктант

50

Климат Евразии

1

Практикум

Знать: особенности климата Евразии.

Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов

Чтение климатических диаграмм

 Работа с картами атласа

51

Крупнейшие речные системы и озера

1

Практикум

Знать: основные речные системы, озера Евразии.

Уметь: показывать внутренние воды на карте. 

Обозначение на контурной карте  крупных рек и озер. Характеристика речной системы

52

Природные зоны

1

Практикум

Знать: особенности природных зон Евразии.

Уметь: объяснять своеобразие природы Евразии, характеризовать природу отдельных частей материка.

53

Высотная поясность

1

Урок актуализации знаний и умений

54

Население и Страны

1

Урок актуализации знаний и умений.

Численность размещения населения. историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.

Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карту Евразии.

Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Описание географического положения страны по политической карте

55

Зарубежная Европа

1

Путешествие

Знать: состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион, главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города

Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран

Подготовка сообщений на тему, написание рекламного ролика “Приглашение в страну”

56

Восточная Европа

1

Путешествие

57

Южная Европа

1

Путешествие

58

Зарубежная Азия (Юго-Западная и Центральная)

1

Путешествие

59

Восточная Азия (Япония, Китай)

1

Практикум

60

Страны Южной и Юго-Восточной Азии

1

Путешествие

61

Страны СНГ (Закавказье и Средняя Азия)

1

Практикум

62

Итоговый урок по теме “Евразия”

1

Урок-игра

63

Обобщение знаний по теме “Материки и океаны”

1

Урок-игра

Закрепление знаний и умений по разделу

Тестирование

РАЗДЕЛ III. ВЗАИМИОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА (4 часа)

64

Закономерности развития географической оболочки

1

Урок изучения нового материала

Этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки, связи между ее компонентами

Знать: этап развития географической оболочки

Уметь: называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами

Составление таблицы, отражающей основные свойства географической оболочки и их проявления

65

Взаимодействие природы и общества

1

Урок изучения нового материала

Знать:  как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу.

Уметь: объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу

Фронтальный опрос

66

Обобщение знаний по теме

1

Урок обобщения и повторения

Закрепление знаний и умений по разделу.

Тестиров  ание

67

Обобщение знаний и умений

1

Урок-игра

Закрепление знаний и умений по разделу.

68

Резерв времени – 1 час

        


8 класс

Пояснительная записка

Программы: Примерная программа основного общего образования по географии “География России” (VII – IX класс), авторская программа под редакцией И.В.Душиной (М.: Дрофа, 2006).

Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа, практических работ – 19, из них оценочных- 8.

Оценочные практические работы

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
  3. Объясните зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
  8. Оценка природных условий ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

УМК:

  1. Баринова И.И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2006
  2. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007
  3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007

Дополнительная литература:

  1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2004
  2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
  5. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.

        


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню полготовки обучающихся

Дополнительный материал

Формы контроля

Практические работы

Домашнее

задание

Дата проведения

План

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)

1

Что изучают в курсе “Природа России”. Источники географической информации

1

Урок изучения нового материала

Источники географической информации

Уметь: использовать различные источники географической информации

фронтальный

Пространства России (8 часов)

2

Географическое положение России

1

Практикум

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые  пояса.

Тематический контроль в различных формах: зачет, географический диктант, решение задач на поясное время

На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей родины. Решение задач на определение поясного времени

3

Моря, омывающие территорию России

1

Практикум

4

Как осваивали и изучали территорию России

1

Семинар

5

Как осваивали и изучали территорию России

1

Семинар

6

Картографический метод в географии

1

Практикум

7

Россия на карте часовых поясов

1

Урок изучения нового материала

8

Практическая работа

1

Практикум

9

Итоговый урок по теме

1

Зачет

Раздел I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (19 часов)

Рельеф и недра России (4 часа)

10

Особенности рельефа России

1

Урок изучения нового материала

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирование земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.  

Уметь:  читать тектоническую, геологическую карту, геохронологическую таблиц, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений, называть меры безопасности при стихийных явлениях, объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей, показывать месторождения полезных ископаемых, влияния разработки месторождений на природную среду, оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи.

Тестовая самостоятельная работа.

Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Воздействие рельефа на людей.

11

Геологическое строение территории нашей страны

1

Изучение нового материала

12

Минеральные ресурсы России

1

Практикум

13

Развитие форм рельефа

1

Урок систематизации и обобщение знаний (практикум)

Климат и климатические ресурсы (5 часов)

14

От чего зависит климат нашей страны

1

Урок изучения нового материала

Факторы формирования климата; географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры  января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Сезонность климата, ем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления.

Знать: закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.

Фронтальный устный опрос

Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Определение по климатической карте суммарной радиации,  коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определение состояния погоды по синоптической карте

15

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны

1

Практикум

Анализ карт, фронтальный устный опрос

16

Типы климатов России

1

Исследование

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

17

Зависимость человека от климатических условий

1

Практикум

Индивидуальный устный опрос

18

Климат и климатические ресурсы

1

Урок повторения и обобщения (деловая игра)

Индивидуальный устный опрос

Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

19

Разнообразие внутренних вод России. Реки

1

Урок изучения нового материала

Особая роль воды в природе и хозяйстве.  Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карет озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристики крупных озер стран и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ

Фронтальный устный опрос

Характеристика реки с точки зрения ее хозяйственного использования. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своего и Западной Сибири

20

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

1

Практикум

Анализ карт фронтальныйустный опрос

21

Водные ресурсы. Охота вод

1

Практикум

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

22

Внутренние воды и водные ресурсы

1

Урок повторения и обобщения (исследование)

Индивидуальный устный опрос

Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

23

Образование почв и их разнообразие

1

Урок изучения нового материала

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения

Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель

Фронтальный устный опрос

Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования

24

Закономерности распространения почв

1

Практикум

Анализ карт, фронтальный устный опрос

25

Почвенные ресурсы

1

конференция

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

Растительность и животный мир (3 часа)

26

Растительный и животный мир России

1

Урок изучения нового материала

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико – географическое районирование России.

Уметь:  приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека

Индивидуальный устный опрос

27

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

1

Исследование

Фронтальный устный опрос

28

Природно – ресурсный потенциал  России

1

Урок систематизации и обобщения знаний (практикум)

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов)

Природное районирование (6 часов)

29

Разнообразие ПК России. Природное районирование

1

Урок изучения нового материала

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно – хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов

Уметь: описывать природные условия и ресурс природно – хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

Индивидуальный опрос

Вфявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон

30

Моря как крупные ПК

1

Практикум

Фронтальный устный опрос

31

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, фронтальный устный опрос

32

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

33

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, фронтальный устный опрос

34

Высотная поясность

1

Урок повторения и обобщения (исследование)

Индивидуальный устный опрос, тестирование

Природа регионов России (23 часа)

35

Русская (Восточно - Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы

1

Урок изучения нового материала

Европейская Россия – основа территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природный условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитическое интересы России. Историко – географические этапы развития района. Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Уметь:  определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Фронтальный устный опрос

36

Природные комплексы Русской равнины

1

Семинар

Анализ карт, фронтальный устный опрос

37

Географическое положение своего региона

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

38

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области

1

Практикум

Индивидуальный устный опрос.

39

Особенности климата

1

Практикум

Фронтальный устный опрос

40

Природные зоны области

1

Семинар

Анализ карт, фронтальный устный опрос

41

Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты

1

Практикум

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

42

Северный Кавказ – самые молодые высокие горы России

1

Путешествие

Анализ карт, фронтальный устный опрос

43

Природные комплексы Северного Кавказа

1

Практикум

Индивидуальный устный опрос, тестирование

44

Урал – “Каменный пояс” земли Русской

1

Игра

Индивидуальный устный опрос

45

Своеобразие природы Урала

1

Практикум

Фронтальный устный опрос

46

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

1

Семинар

Анализ карт, фронтальный устный опрос

47

Западно – Сибирская низменность

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

48

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы из освоения

1

Практикум

Анализ карт, фронтальный устный опрос

49

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос, тестирование

50

Природные районы Восточной Сибири

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос

51

Жемчужина Сибири - Байкал

1

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный устный опрос

52

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, фронтальный устный опрос

53

Дальний Восток – край контрастов. ГП, состав территории. История освоения

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

54

Природные комплексы Дальнего Востока

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, фронтальный устный опрос

55

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1

Исследование

Индивидуальный устный опрос, тестирование

56-57

Природа регионов России

1

Урок систематизации и обобщения (игра)

Тестирование. Индивидуальный опрос

Человек и природа (9 часов)

58

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

Урок изучения нового материала

Природные условия и ресурсы. Природный экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Экологическая ситуация в России

Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

Индивидуальный устный опрос

59

Географический фактор в развитии общества

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

60

Антропогенное воздействие на природу

1

Семинар

Анализ карт, фронтальный устный опрос

61

Рациональное природопользование

1

Практикум

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

62

Особо охраняемые территории

1

Путешествие

Анализ карт, фронтальный устный опрос

63

Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране

1

Исследование

Анализ  карт, фронтальный устный опрос

64

Экологическая ситуация в России

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ  карт, фронтальный устный опрос

65

Человек и природа

1

Урок систематизации и обобщения знаний (игра)

Тестирование

Резерв времени - 3 часа

        


9 класс

Пояснительная записка

Программы: примерная программа основного общего образования по географии “География России” (VII - IX), авторская программа под редакцией И.В.Душиной (М.: Дрофа, 2006).

Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 23, из них оценочных – 12.

Оценочные практические работы

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
  3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
  4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт – Петербурга.
  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
  6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
  7. Определение по картам географического положения своего региона.
  8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона.
  9. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
  10.  Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского (или Кузнецко – Алтайского) района для жизни и быта человека.
  11.  Составление характеристики Норильского промышленного узла.
  12.  Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин  уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона)

УМК:

  1. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2006
  2. Географический         атлас. 9 класс. М.: Дрофа, 2007.
  3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 9класс. – М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев А.А. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.
  3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая география России. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
  5. Маероа Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Родионова И.А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2001.
  7. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х т. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
  8. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
  9. Пятунин Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005

        


КАЛЕНДАРНО – ТЕМТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дополнительный материал

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Раздел I. НОВОЕ ПОЛИТИКО – ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР (14 ЧАСОВ)

Геополитическое положение России (3 часа)

1

Введение

1

Урок изучения нового материала

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико – административное устройство России

Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.

Уметь: показывать на карте

Фронтальный устный опрос

2

Географическое положение России. ЭГП и транспортно – географическое положение

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

3

Политико –административное устройство России

1

Практикум

Работа с контурной картой

Население России и новых независимых государств (5 часов)

4

Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ – многонациональная страна.

1

Практикум

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Знать:  численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурс, активное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП

Фронтальный устный опрос

Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономных областей, входящих в состав РФ. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своего региона. Сопоставление со средними показателями по стране.

5

Миграции населения. Расселения населения.

1

Семинар

Анализ карт, фронтальный устный опрос

6

Городское и сельское население. Расселение населения

1

Практикум

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

7

Рынок труда, занятость населения России

1

Семинар

Индивидуальный устный опрос

8

Населения России

1

Урок повторения и обобщения (деловая игра)

Индивидуальный устный опрос

Экономика Российской Федерации (6 часов)

9

Хозяйство России

1

Лекция

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах  СССР. Особенности экономических систем.

Фронтальный устный опрос

10

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России  

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

11

Структура экономики России

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

12

Проблемы ресурсной основы экономики России

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

13

Научный комплекс – вершина экономики России

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

14

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Раздел II. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (21 ЧАС)

15

Машиностроительный комплекс – ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России

1

Урок изучения нового материала

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности  размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять  краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.

Фронтальный устный опрос

16

Факторы размещения отраслей машиностроения

1

Практикум

Фронтальный устный опрос

17

География машиностроения

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

18

Военно – промышленный комплекс

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

19

Научный комплекс

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

20

Роль и особенности ТЭКа

1

Семинар

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое     расположение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам

Фронтальный опрос

21

Топливная промышленность

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

22

Электроэнергетика

1

Семинар

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

23

Топливно – энергетический комплекс

1

Урок повторения и обобщения (деловая игра)

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

24

Состав и значение металлургического комплекса

1

Урок изучения нового материала

Роль и значение комплекса конституционных материалов и химических веществ  хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения

Фронтальный опрос

25

Металлургический комплекс

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

26

Географии металлургического комплекса

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

27

Химико – лесной комплекс

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

28

География химико – лесного комплекса

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

29

Комплексы конструкционных материалов

1

Урок повторения и обобщения (деловая игра)

Фронтальный опрос

30

Состав и значение АПК

1

Урок изучения нового материала

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

31

Земледелие и животноводство

1

Практикум

Фронтальный опрос

32

Пищевая и легкая промышленность

1

Семинар

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

33

Территориальная организация АПК

1

Практикум

Фронтальный опрос

34

Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания.

1

Урок изучения нового материала

Сфера услуг, здравоохранение. Связь Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортные центры

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

35

Роль транспорта.

1

Семинар

Фронтальный опрос

Раздел III. РЕГИОНЫ РОССИИ (27 часов)

Территориальная организация и районирование России (2 часа)

36

Районирование территории России

1

Урок изучения нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

37

Проблемы экономического районирования

1

Семинар

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Западный макрорегион – Европейская Россия (15 часов)

38

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы

1

Урок изучения нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо – Запад, центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную  деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими  ресурсами, хозяйсвенного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет

39

Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Изучение внешних территориально – производственных связей Центральной России

40

Народные промыслы Центральной России

1

Урок – игра

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

41

Общая характеристика Северо – Западной России 1

1

Урок – путешествие

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

42

Европейский Север: ЭГП, особенности природно – ресурсного потенциала и населения

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Сопоставление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района

43

Хозяйство Европейского Севера

1

Семинар

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

44

Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы

1

Урок изучения нового материала

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

45

Население и хозяйство района

1

Семинар

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

46

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

1

Урок изучения нового материала

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

47

Население и хозяйство района

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

48

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы

1

Урок изучения нового материала

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (сопоставление картосхемы). Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем

49

Население и хозяйство района

1

Практикум

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 часов)

50

Восточный макрорегион – азиатская Россия

1

Урок изучения нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный их хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы, на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирование культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топомика.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информации, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

51

Западная Сибирь

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

52

Восточная Сибирь

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

54

Дальний Восток: особенности развития

1

Семинар

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

55

Восточная Сибирь

1

Урок повторения и обобщения

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

География своего региона (используется региональный учебник) (8 часов)

56

Особенности ЭГП территории

1

Урок изучения нового материала

Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории своего региона. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и своего региона.

Называть: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяжность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии: важнейшие природно-хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.

Определять: географическое положение.

Описывать: географическое положение (экономико-географическое, геополитическое и др.)

Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населении, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Оценивать: изменение в численности населения, изменение соотношения  городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал региона

Учебное исследование по картам, составление таблиц по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт

57

Население и хозяйственное освоение

1

Урок актуализации знаний и умений

Особенности природы и хозяйственной деятельности

Анализ карт, составление по карте маршрута путешествий, работа по заполнению контурных карт

58

Особенности хозяйства. промышленность

1

Исследование

Достопримечательности. Топомика.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства

59

АПК региона

1

Практикум

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства

60

Особенности транспорта

1

Семинар

Учебное исследование по картам, составление таблиц по результатам сравнения карт

61

Города

1

Семинар

Учебное исследование по картам, составление таблиц по результатам сравнения карт

62

Социально-экономические проблемы региона

1

Урок исследование

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

63

География своего  региона

1

Урок повторения и обобщения

Индивидуальный фронтальный опрос, работа с картами

Раздел IV. РОССИЯ И МИР (2 часа)

64

Место России среди стран мира

1

Урок актуализации знаний и умений

Место России среди стран мира. Характеристика экономический, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

65

Место России стран мира

1

Урок актуализации стран мира

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

Страны ближнего Зарубежья (2 часа)

66

Страны ново зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии

1

Урок актуализации знаний и умений

Особенности географического положения, природ, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям

Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами атласа

67

Закавказье и Азиатский Юго-Восток. Место России в экономике стран СНГ и Балтии

1

Урок актуализации знаний и умений





        

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами атласа

Обобщающее повторение (1 час)

68

География России

1

Урок повторения и обобщения

Эвристическая беседа по результатам групповой работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....